Научная статья на тему 'Исследование активности студенческой молодежи во внеучебной деятельности педагогического вуза'

Исследование активности студенческой молодежи во внеучебной деятельности педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВОКУРСНИК / EDUCATION / ACTIVITIES / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITIES / SOCIAL ACTIVITIES / SPORTS ACTIVITIES / CULTURAL ACTIVITIES / FRESHMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанова Вероника Александровна

Обозначена проблема адаптации молодежи в современном обществе и роль вуза в этом процессе. Описаны результаты исследования в области активности студентов-первокурсников ТГПИ имени А.П. Чехова в начале и в конце учебного года. Проведен сравнительный анализ активности студентов первого курса в течение года. Выявлены приоритетные направления внеучебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE STUDENTS’ EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AT THE PEDAGOGICAL INSTITUTE

The article discusses problems of youth adaptation in the current society, and role of the educational institution in this process. It studies the 1 st year students’ extra-curricular activities in the Taganrog State Pedagogical Institute in the beginning and end of the term. The author carries out a comparative analysis of the students’ activity during the academic year and names the priority areas of the students’ extra-curricular activities.

Текст научной работы на тему «Исследование активности студенческой молодежи во внеучебной деятельности педагогического вуза»

УДК 37

Грибанова Вероника Александровна

аспирант кафедры социальной педагогики и психологии,

начальник отдела воспитательной работы и трудоустройства Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Gribanova Veronika Aleksandrovna

PhD student of the Social Pedagogy and Psychology Department, Head of the Education and Employment Department at Taganrog State Pedagogical Institute [email protected]

RESEARCH OF THE STUDENTS’ EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

AT THE PEDAGOGICAL INSTITUTE

Аннотация:

Обозначена проблема адаптации молодежи в современном обществе и роль вуза в этом процессе. Описаны результаты исследования в области активности студентов-первокурсников ТГПИ имени А.П. Чехова в начале и в конце учебного года. Проведен сравнительный анализ активности студентов первого курса в течение года. Выявлены приоритетные направления внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова:

воспитание, активность, внеучебная деятельность, научная деятельность, общественная деятельность, спортивная деятельность, культурная деятельность, первокурсник.

Summary:

The article discusses problems of youth adaptation in the current society, and role of the educational institution in this process. It studies the 1st year students’ extra-curricular activities in the Taganrog State Pedagogical Institute in the beginning and end of the term. The author carries out a comparative analysis of the students’ activity during the academic year and names the priority areas of the students’ extra-curricular activities.

Keywords:

education, activities, extra-curricular activities, research activities, social activities, sports activities, cultural activities, freshman.

Изменения в жизни общества «современной России» влекут за собой ряд проблем, затронувших молодежь. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования, воспитания, традиционных институтов социализации, что значительно усложняет процесс адаптации молодого поколения в современных условиях. Поэтому сегодня чрезвычайно актуализируется оптимизация воспитательного пространства высшей школы, которая в числе первостепенных задач ставит формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе [1]. Воспитательная работа в высшем учебном заведении должна быть доступной, приспособленной к внешним изменениям, учитывать индивидуальные особенности студентов, быть нацеленной на саморазвитие каждого участника образовательного процесса и его «вживание» в современный мир [2].

Учитывая данные требования, мы провели исследование среди студентов 1 курса ТГПИ имени А.П. Чехова и выявили индивидуальные предпочтения и уровень активности студенческой молодежи в различных направлениях деятельности вуза. В опросе приняло участие 487 человек, студенты 8 факультетов. Опрос касался учебной, научной, общественной, культурной (творческой) и спортивной деятельности.

Первый вопрос: «Планируете ли Вы участвовать во внеучебной жизни ТГПИ имени А.П. Чехова?» -показал высокую активность опрашиваемых: 33,4 % ответили, что непременно будут участвовать; 47 % указали, что будут участвовать, если позволит время; 8,6 % пока не планируют; 1,4 % отметили, что их ничего, кроме учебы, не интересует, 9,6 % не ответили на заданный вопрос. Ответы студентов позволяют судить о заинтересованности студентов в участии во внеучебной деятельности в вузе и проявлении их активной жизненной позиции.

Далее вопросы касались определенных направлений деятельности: учебной и научной, общественной, культурной (творческой), спортивной.

В вопросе о том, в какое направление учебной и научной жизни ТГПИ имени А.П. Чехова они готовы включиться, активность проявили 68,4 % студентов (31,6 % данный вопрос проигнорировали). Из них 23,4 % хотели бы заниматься организацией самостоятельной работы, 17 % желают войти в состав студенческого научного общества, 14,7 % студентов интересным считают содействие деканату в организации учебного процесса, 13,3 % планируют участвовать в дополнительных тренингах.

Наибольшую активность студенты проявили в вопросе о желании включиться в общественную жизнь ТГПИ имени А.П. Чехова. Следует отметить, что в данном вопросе студенты отмечали сразу несколько направлений деятельности, в которые они готовы включиться: 36,9 % из общего числа опрашиваемых интересна волонтерская деятельность; 36,1 % увлекает работа в студенческих отрядах; 18,2 % близка организация студенческого самоуправления; 14,1 % хотели бы заниматься защитой прав студентов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

и заниматься профсоюзной работой; 13,7 % проявить себя в дискуссионном студенческом клубе и лишь 0,6 % не заинтересовались данным направлением деятельности (таблица 4).

Активное желание молодежи проявить себя в культурной жизни ТГПИ имени А.П. Чехова отражено в таблице 1. Студенты вновь отмечали сразу несколько интересующих их направлений деятельности: 33,6 % хотели бы заниматься в театральной студии; 32,4 % - в танцевальной студии; 17,8 % желают заниматься вокалом; 14,5 % - в художественной студии; 10 % интересна поэзия; 5,7 % выбрали клуб веселых и находчивых; 4,1 % - клуб авторской песни; 0,6 % опрашиваемых не проявили интереса к творческой деятельности.

Таблица 1 - Участие в культурной деятельности

театральная студия 33,6 % поэзия 10 %

танцевальная студия 32,4 % КВН 5,7 %

занятия вокалом 17,8 % клуб авторской песни 4,1 %

художественная студия 14,5 % не планирую участвовать 0,6 %

Спортивная жизнь ТГПИ имени А.П. Чехова хоть и вызвала большой интерес, но по количеству ответов не имела такой популярности, как общественная и культурная. 32 % хотели бы проявить активность в таком виде спорта, как волейбол; 13,3 % - в футболе; 11,7 % - в настольном теннисе; 10,6 % - в баскетболе. Около 10 % набрали такие виды спорта, как легкая атлетика (9,6 %) и черлидинг (9,6 %); 13,2 % не интересуются спортом (таблица 2).

Таблица 2 - Участие в спортивной деятельности

волейбол футбол теннис баскетбол легкая атлетика черлидинг

32 % 13,3 % 11,7 % 10,6 % 9,6 % 9,6 %

Проведенный опрос показал, что студенты-первокурсники испытывают высокий интерес к участию в различных видах деятельности внеучебной жизни вуза. Наиболее интересным для респондентов является участие в общественной жизни, затем в культурной и спортивной жизни, интерес к науке выразили чуть более 50 % учеников.

Анализируя результаты проведенного исследования, отделом воспитательной работы и трудоустройства ТГПИ имени А.П. Чехова была организована воспитательная работа в вузе с учетом пожеланий студен-тов-первокурсников, направленная на саморазвитие каждого участника процесса.

В рамках спортивного направления для студентов в течение учебного работали спортивные секции ТГПИ: баскетбол (муж., жен.), волейбол (муж., жен.), настольный теннис, бадминтон, самбо (дзюдо), футбол (жен., муж.), легкая атлетика, черлидинг (основная, подготовительная), шахматы.

Для творческих студентов на базе вуза вели свою деятельность различные клубы и кружки: школа КВН, клуб «Музыкант-педагог», танцевальный кружок, молодежная студия творческой самореализации «Ир de 1а luna», Клуб Активной Психологии, литературно-музыкальное объединение, медиаклуб «Синема», академический хор, фольклорный ансамбль ТГПИ, кружок «Таганрог-музей заповедник», клуб интеллектуальных игр, дебаты, кружок по генеалогии, кружок по изучению древних языков, кружок по страноведению и другие.

В рамках организации научной деятельности на каждом факультете работает студенческое научное общество; со студентами, увлеченными наукой, велась самостоятельная работа; работали дополнительные факультативы (проблемы развития отечественного государства и права, английская живопись ХУ!!!-Х|Х вв., математический семинар, английские и американские традиции и другие).

В рамках общественной деятельности проводилась работа по привлечению студентов в волонтерское движение вуза и города (волонтеры вуза приняли участие в мероприятиях в рамках проекта «Содружество», экологических, патриотических, благотворительных акциях, работали с детьми «группы риска»); студентам ТГПИ предлагалось попробовать себя в качестве вожатого в детских оздоровительных центрах Азовского и Черноморского побережья; студенческая молодежь принимала участие в проводимых образовательных молодежных программах и форумах; координационный совет института вел свою деятельность в рамках организации студенческого самоуправления; в состав первичной профсоюзной организации вуза вошли студенты, желающие вести деятельность по защите прав студентов; в рамках валеологического направления в вузе была создана агитбригада по пропаганде здорового образа жизни, реализован проект «Оапсе4^е «Танцуй ради жизни»; студенты института принимали участие в акциях, проводимых Всероссийской общественной организацией «Молодая гвардия», молодежного совета при городской думе, в состав которого они вошли.

По окончанию учебного года мы вновь провели опрос среди студентов-первокурсников и выявили направления деятельности, в которых студенты проявили себя в течение года. Исследование показало, что в спортивную деятельность были вовлечены 41,25 % первокурсников, наукой увлекались 23,1 % студентов, культурная (творческая) деятельность объединила 41,25 % студентов первого курса. В общественную жизнь вуза были вовлечены 88,1 % опрашиваемых: 30 % волонтеров из числа первокурсников, в студенческий отряд вошли 13,75 % студентов, студенческое самоуправление насчитывало 13,1 % ребят первого курса, профсоюзной работой увлеклись 13,75 % первокурсников, в дискуссионном студенческом клубе проявили себя 8,75 % студентов, в другие направления общественной деятельности были привлечены 8,75 % опрашиваемых.

Сравнительный анализ активности студентов-первокурсников в течение учебного года показал, что процент активности по результатам учебного года оказался ниже планируемого ранее. Далеко не все студенты проявили себя в тех в направлениях деятельность, которые считали приоритетными. Процент активности в культурной и спортивной жизни оказался ниже более чем в 2 раза, в учебной и научной деятельности почти в 3 раза (таблица 3). Наибольшую активность студенты проявили в общественной деятельности: активность респондентов в этом направлении хоть и была немного ниже заявленных желаний студентов, но в сравнении с другими видами деятельности опрашиваемые проявили к ней большой интерес (таблица 4).

Таблица 3 - Сравнительный анализ активности студентов-первокурсников

Вид деятельности Планировали принять участие в начале года Результаты участия по окончании учебного года

Общественная деятельность 100 % 88,1 %

Культурная деятельность 99,4 % 41,25 %

Спортивная деятельность 86,8 % 41,25 %

Научная деятельность 68,4 % 23,1 %

Таблица 4 - Сравнительный анализ активности в общественной деятельности

Вид деятельности Планировали принять участие в начале года Результаты участия по окончании учебного года

Волонтерская деятельность 36,9 % 30 %

Работа в студенческих отрядах 36,1 % 13,75 %

Студенческое самоуправление 18,2 % 13,1 %

Защита прав студентов 14,1 % 13,75 %

Дискуссионный студ. клуб 13,7 % 8,75 %

Другое 0,6 % 8,75 %

Воспитательная работа в ТГПИ имени А.П. Чехова строится на принципе гуманизации и направлена на развитие самостоятельности студентов, организацию студенческого самоуправления, включение в волонтерскую и другие общественно-значимые виды деятельности. Проведенное исследование показало эффективность проводимой вузом работы. Значимым итогом исследования являются показатели, относящиеся к волонтерской деятельности студентов, здесь обнаруживается наименьшее расхождение ожиданий. В то же время анализ обозначил проблему несоответствия ожидания активности студенческой молодежи по таким направлениям, как культурная, спортивная, научная деятельность. Поэтому считаем актуальным продолжать исследования в данной области.

Ссылки:

1. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. С. 32-42.

2. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика -2001. № 4. С. 14-19.

References (transliterated):

1. Reznichenko M.G. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva vuza: kriterii effektivnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 8. P. 32-42.

2. Stepanov E.N. Metodologiya modelirovaniya vospitatel'noy sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Pedagogika - 2001. № 4. P. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.