МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С.129-133.
3. Сапегина Т.А. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б.// Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6. С. 57-63.
4. Сапегина Т.А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов //сборник материалов и докладов Международной конференции // под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С.260-264.
© Сапегина Т.А., 2016
УДК 37.02
Седакова Валентина Ивановна
канд. пед. наук, доцент СурГПУ, г. Сургут, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт по математике, необходимо уделять внимание формированию метапредметных умений, связанных с общекультурным, личностным и познавательным развитием учащихся. Одним из способов развития личности обучаемого, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса является организация и проведение внеклассной работы по математике с использованием электронных образовательных ресурсов, в частности, GPS - навигатора в ходе проведения образовательного геокешинга.
Ключевые слова
Электронные образовательные ресурсы, универсальные учебные действия, образовательный геокешинг, внеклассная работа по математике.
Важным источником систематического воздействия на школьника, на развитие познавательного интереса, на его мыслительную деятельность является процесс обучения математике и внеклассная деятельность по математике.
В условиях переходя на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования одним из основных требований их реализации является требование к результатам образования школьников (личностным, метапрадметным и предметным). Достижение результатов освоения основных образовательных программ общего образования на сегодняшний день оказывается затруднительным без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Основными характеристиками ЭОР являются доступность, вариативность, универсальность, мультимедийность, интерактивность.
Применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов будет способствовать увеличению доли самостоятельной работы учащихся с одновременным повышением ее эффективности, что соответствует требованиям ФГОС общего образования [2].
Внеклассная работа по математике является одним из средств формирования познавательного интереса к математике, она формирует исследовательские и творческие навыки учащихся.
В связи с этим преподавателями кафедры высшей математики информатики сургутского государственного педагогического университета в рамках программ педагогических практик, в ходе освоения математических дисциплин студентов различных направлений проводятся мероприятия,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
способствующие повышению мотивации изучения математических дисциплин, подчеркивая их прикладной характер.
Будущие учителя математики в ходе изучения учебных дисциплин, в процессе педагогических практик знакомятся с формами организации внеурочной деятельности по математике. Это могут быть предметные и межпредметные проекты, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные турниры и т.п.
В качестве одной из форм использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике является использование GPS-навигатора, который вызывает неподдельный интерес у обучаемых. Эта игра успешно проводится студентами во время практики, учащиеся с удовольствием становятся участниками игры, охотно оказывают посильную помощь при организации таких мероприятий.
Основная идея игрового геокешинга состоит в том, что одни игроки прячут «тайники», определяют их координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и GPS-приемники для поиска тайников. Образовательный геокешинг - это модификация игрового геокешинга. В образовательном геокешинге участники игры выполняют математические задания и задания, связанные с информатикой разного вида: репродуктивные, поисковые, логические, коммуникативные и т.д.
Все задания в игре помогает выполнить GPS-навигатор, который получает сигналы с орбитальных спутников GPS и определяет свою позицию в любой точке Земли. На основании сигналов прибор сообщает пользователю координаты точки, в которой он находится, скорость движения, расстояние до заданного объекта, путевой угол, траекторию движения, пройденное расстояние и многое другое.
Цель игры геокешинг - знакомство с информационными технологиями и использованием их во внеурочной деятельности по математике.
Задачи игры геокешинг:
1. развитие интеллектуальных способностей, познавательной мотивации обучения;
2. усиление практической ориентации учебного процесса;
3. создание условий для применения методов математики и математической обработки информации, современных информационных, в т.ч. сетевых, технологий для решения практических задач.
Руководство организации и проведения игры осуществляют преподаватели кафедры высшей математики и информатики совместно со студентами старших курсов, согласно Положению о проведении игры [1].
Требования к участникам игры:
1. Наличие единого символа у членов команды (например, цветные геометрические фигуры, закрепленные на одежде, различные для каждой команды). Команда может подготовить бейджи с названием команды для всех членов команды.
2. Не менее чем у одного члена команды должен быть коммуникатор или смартфон с функционирующим встроенным GPS-навигатором, с доступом к беспроводной сети.
3. Хотя бы один участник команды должен владеть умением пользоваться GPS-навигатором, встроенным в коммуникатор или смартфон.
На кафедру накануне игры подается заявка на участие в игре, максимальное количество не должно превышать 5-7 команд, т.к. время проведения игры затянется. Команды формируются по студенческим группам или классам, если участники - школьники.
К участию в геокешинге приглашаются команды численностью 6 человек. Командам необходимо:
- определить название команды;
- выбрать капитана команды, осуществляющего координацию работы команды, слаженность ее работы;
- выбрать навигатора, осуществляющего ведение команды по маршруту с использованием GPS-навигатора, встроенного в коммуникатор или смартфон.
Станции, где участники будут выполнять задания, располагаются в различных кабинетах и коридорах в помещении вуза, школы и на их территориях. При этом могут быть использоваться схемы эвакуации в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
данном учебном учреждении, на отдельном этаже здания, территории школы и т.д.
На торжественном открытии мероприятия каждой команде вручается маршрутный лист, творческое задание, с обозначенными критериями оценивания.
Творческое задание - объемное, имеет прикладной характер, связано с поиском информации. Результаты выполнения творческого задания должны быть представлены на городской сетевой площадке Сурвики [3].
Творческое задание выполняется в строго отведенное за 2-3 дня до проведения игры, затем редактирование материалов блокируется. Для представителей команд (всей команды в целом) оргкомитет организовывает занятие по работе на сайте Сурвики накануне игры.
Задания по маршруту команды получают в момент прибытия на заданную точку маршрута (станцию). На каждой станции находятся инструкторы, которые проверяют правильность выполнения задания, заполняют маршрутный лист следования команды.
Задания, которые предлагаются на каждой станции могут быть связаны с определенной темой курса математики, включать исторические факты в области математики, задания на сообразительность, задания, при выполнении которых необходимо пополнить информацию с помощью сети Интернет. Рассмотрим пример одного из заданий.
Станция № 1. «Переливание воды». Расчетное время выполнения задания: 10 минут. Задание. С помощью 5-ти литрового бидона и 3-х литровой банки набрать в ведро равно 4 литра воды? (При этом есть несколько пустых ведер).
После выполнения задания команда получает координаты следующей точки маршрута после успешного выполнения задания (или решения инструктора о прекращении выполнения задания). Команда может быть дисквалифицирована и отстранена от участия за неспортивное поведение - решение о дисквалификации принимает инструктор. Команда имеет право на консультацию инструктора по вопросам использования GPS-навигатора.
К каждому заданию прилагаются три подсказки. Максимальное количество баллов присваивается за задание, выполненное без подсказок. Время выполнения задания указано в тексте задания, команда может потратить больше времени - до момента прибытия следующей команды на точку. Если к моменту прибытия следующей команды время выполнения задания исчерпано, и задание не выполнено - команда покидает точку маршрута и отправляется далее по маршруту. При этом получает ноль баллов.
По маршруту может двигаться не вся команда, при условии, что отсутствующие члены команды заняты выполнением творческого задания. По окончании игры каждая команда готовит отчет в виде презентации (рисунка), в котором отвечают на поставленные вопросы, рассказывают о способах достижения цели.
В конце маршрута команда должна предоставить маршрутный лист в руки председателю жюри. Подведение итогов осуществляет жюри геокешинга. Победители игры награждаются специальными наградными материалами и документами. Все команды получают сертификаты участников образовательного геокешинга.
Список использованной литературы:
1. Положение об образовательном геокешинге «ИНФORМАТиКо» [Электронный ресурс] / Режим доступа -surwiki.admsurgut.ru
2. Санникова, Н.И. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / Н.И. Санникова // Информатика и образование. - Научный журнал, 2012. - № 3. - С. 20-21.
3. Сетевое педагогическое сообщество города Сургута «СурВики» [Электронный ресурс] / Режим доступа -http: //www .iteach.ru/eve/2 617/
© Седакова В.И., 2016