Научная статья на тему 'Физическая культура как средство снижения уровня агрессии у студентов'

Физическая культура как средство снижения уровня агрессии у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АГРЕССИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапегина Татьяна Алексеевна

С изменениями, которые происходят в нашем обществе, появляются новые проблемы, одна из которых, это проблема агрессии у молодежи. Студенты с агрессивным поведением имеют высокий уровень тревожности, психологической неустойчивости к внешним факторам. Учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, мы предположили, что занятия физическими упражнениями способствует снижению агрессии у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как средство снижения уровня агрессии у студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

f (х, а) = g {а) или f (х, а) = g (х, а ).

Таким образом, при изучении методов решения задач с параметрами в рамках подготовки к ЕГЭ следует обратить внимание учащегося на классификацию и основные подходы к решению каждого класса задач. Изучение должно быть организовано по принципу «от простого к сложному» и материал должен излагаться максимально доступно для учащихся. Список использованной литературы:

1. Самуйлов С.В., Самуйлова С.В. Использование активных методов обучения в начальной школе. В сборнике: Наука и образование: проблемы и тенденции развития. Материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х частях: Уфа. 2013. С. 223-226.

2. Васюнина, О.Б. Задачи с параметрами на вступительных испытаниях и ЕГЭ по математике: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. /О.Б.Васюнина, С.В.Самуйлова - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009.

3. Васюнина О.Б., Самуйлова С.В. Методика решения некоторых типов задач с параметрами. В сборнике: Университетское образование XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, под редакцией А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. 2014. С. 552-555.

© Самуйлова С.В., Самуйлов С.В., 2016

УДК 378.037:796.011.1

Сапегина Татьяна Алексеевна

канд. пед. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация

С изменениями, которые происходят в нашем обществе, появляются новые проблемы, одна из которых, это проблема агрессии у молодежи. Студенты с агрессивным поведением имеют высокий уровень тревожности, психологической неустойчивости к внешним факторам. Учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, мы предположили, что занятия физическими упражнениями способствует снижению агрессии у студентов.

Ключевые слова Физическая культура, агрессия, студенты.

Сложная и неустойчивая социальная, идеологическая, экономическая, политическая обстановка современного общества способствует развитию различных отклонений в психическом здоровье и поведении современной молодежи. Студенты, как значительная её часть, также подвержены подобному влиянию, в результате чего, мы можем наблюдать у них рост тревожности, девиантного поведения, психологической неустойчивости к различным факторам окружающей среды. Вместе с развитием подобных феноменов отмечается также рост уровня агрессивного поведения молодежи. «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [1].

В современном обществе проблема агрессивного поведения молодежи становится все более актуальной. В условиях изменения общественного строя изменяется общественное сознание, и молодые люди теряют нравственные ориентиры, у них создается не совсем правильное представление о поведении в обществе, повышается уровень тревожности, наблюдается душевная опустошенность, и вследствие этого появляется жестокость и агрессивность.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Одной из главных причин, по нашему мнению, является отсутствие простого человеческого общения. Общение - это взаимодействие людей, которое сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции [4].

Общение играет огромную роль в формировании личности. Только в процессе общения опыт, накопленный веками, передается нынешнему поколению. Только в процессе общения передаются и усваиваются необходимые умения и навыки, формируется мировоззрение, моральные качества, жизненная позиция. На основании этого складывается характер человека. Полная изоляция человека от общения приводит к утрате человеческих качеств, социальных свойств личности.

На занятиях по физическому воспитанию большая часть образовательного процесса проводится в непосредственном общении со студентами, и у преподавателей есть возможность наблюдать не только за физическим развитием молодых людей, но и за формированием черт личности и характера студентов. Деятельность и общение во время занятий по физическому воспитанию следует рассматривать как две взаимосвязанные стороны единого процесса.

Возрастающий ритм жизни, сопровождающийся ежедневными психическими перегрузками, стрессами, плохой экологической ситуацией в условиях большого города и другими немаловажными факторами оказывает отрицательное влияние на здоровье современных студентов. Интенсивная учебная деятельность, требующая напряженной умственной работы, а также увеличение нагрузки в связи с переходом на старшие курсы ведет к переутомлению, нервным срывам и, безусловно, стрессогенным фактором для студентов является сессионный период [3]. Проблемы адаптации студентов начальных курсов также несут за собой негативные последствия, оказывающие воздействие на нервно-психическое, физиологическое состояние человека и на его поведение в социуме. Данные аспекты студенческой жизни способствуют частому проявлению агрессивного поведения.

Одной из причин, которая может способствовать возникновению агрессивного поведения студентов, снижению эффективности адаптационных процессов, является низкая физическая и психологическая подготовка. Студенты неспособны переносить увеличение учебных и эмоциональных нагрузок, что приводит к быстрой утомляемости и возникновению различных заболеваний. Поэтому физическому воспитанию студентов необходимо уделять повышенное внимание.

На занятиях по физическому воспитанию мы, учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, стараемся не только оптимизировать функциональные возможности организма, повышать уровень физической подготовленности студентов, но и содействовать развитию психических функций, и формированию социально значимых качеств обучающихся [2].

В рамках наших исследований, мы определили, что дополнительные занятия физической культурой формируют у студентов рефлексию, эмоциональную устойчивость и общительность. Наличие у будущих специалистов данных качеств позволит эффективно осуществлять профилактику агрессивного поведения, как в повседневной, так и профессиональной жизнедеятельности.

Главным в профилактике агрессивного поведения, по нашему мнению, является установка на здоровый образ жизни. Поэтому студентам необходима разносторонняя физическая подготовка, что является не только фундаментом повышенной работоспособности, но и снижением негативного эмоционального напряжения, повышением адаптационных возможностей организма к стрессовым ситуациям, увеличением положительных эмоций.

В высшей школе физическая культура является базовой областью образования. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого возможно разностороннее развитие личности, а также может быть решающим фактором предупреждения и преодоления агрессивного поведения. Вовлечение молодых людей в спортивную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни.

Список использованной литературы:

1. Витизей Н.Н. Физическая культура личности: учеб. пособие. - Кишинев: Штиинца, 1996. - 108 с.

2. Ольховская Е.Б. Оптимизация профессиональной подготовки студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности /сборник материалов и докладов Международной конференции // под ред.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С.129-133.

3. Сапегина Т.А. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б.// Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6. С. 57-63.

4. Сапегина Т.А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов //сборник материалов и докладов Международной конференции // под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С.260-264.

© Сапегина Т.А., 2016

УДК 37.02

Седакова Валентина Ивановна

канд. пед. наук, доцент СурГПУ, г. Сургут, РФ E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт по математике, необходимо уделять внимание формированию метапредметных умений, связанных с общекультурным, личностным и познавательным развитием учащихся. Одним из способов развития личности обучаемого, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса является организация и проведение внеклассной работы по математике с использованием электронных образовательных ресурсов, в частности, GPS - навигатора в ходе проведения образовательного геокешинга.

Ключевые слова

Электронные образовательные ресурсы, универсальные учебные действия, образовательный геокешинг, внеклассная работа по математике.

Важным источником систематического воздействия на школьника, на развитие познавательного интереса, на его мыслительную деятельность является процесс обучения математике и внеклассная деятельность по математике.

В условиях переходя на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования одним из основных требований их реализации является требование к результатам образования школьников (личностным, метапрадметным и предметным). Достижение результатов освоения основных образовательных программ общего образования на сегодняшний день оказывается затруднительным без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Основными характеристиками ЭОР являются доступность, вариативность, универсальность, мультимедийность, интерактивность.

Применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов будет способствовать увеличению доли самостоятельной работы учащихся с одновременным повышением ее эффективности, что соответствует требованиям ФГОС общего образования [2].

Внеклассная работа по математике является одним из средств формирования познавательного интереса к математике, она формирует исследовательские и творческие навыки учащихся.

В связи с этим преподавателями кафедры высшей математики информатики сургутского государственного педагогического университета в рамках программ педагогических практик, в ходе освоения математических дисциплин студентов различных направлений проводятся мероприятия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.