Kondaurova Inessa Konstantinovna, Davletova Nelya Karmanovna MATHEMATICAL TOURISM AS A FORM OF ADDITIONAL ..
pedagogical sciences
УДК 378.016: 51
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
© 2018
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Давлетова Неля Кайрмановна, студентка 5 курса
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
(410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической иллюстрации математического туризма как формы дополнительного образования младших подростков. Охарактеризованы специфические особенности дополнительного математического образования младших подростков. Уточнены определения понятий «детско-юношеский туризм», «образовательный туризм». Предложено определение понятия «математический туризм». Обозначены основные организационные формы математического туризма: экскурсии, походы, туры, туристические игры и т.д. Сформулировано определение понятие «математический поход». Охарактеризованы цель математического похода, этапы его подготовки и реализации: подготовительный, практический, заключительный. Представлен фрагмент методической разработки математического похода для младших школьников «Математика в парке «Лукоморье».
Ключевые слова: математический туризм; дополнительное математическое образование школьников; младшие подростки.
MATHEMATICAL TOURISM AS A FORM OF ADDITIONAL EDUCATION OF YOUNGER TEENAGERS
© 2018
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Davletova Nelya Karmanovna, 5th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The results of theoretical substantiation and practical illustration of mathematical tourism as a form of additional education of younger teenagers are presented in the article. The specific features of additional mathematical education of younger adolescents are characterized. Definitions of the concepts of «youth tourism», «educational tourism» are specified. The main organizational forms of mathematical tourism: excursions, hikings, tours, tourist games, etc. are indicated. The definition of «mathematical trip» is formulated. The purpose of the mathematical trip, the stages of its preparation and implementation: preparatory, practical, final are characterized. A fragment of the methodological development of a mathematical trip for younger teenagers «Mathematics in the Park «Lukomorye» is presented.
Keywords: mathematical trip; additional mathematical education of schoolchildren; younger teenagers.
В последнее время в системе дополнительного образования вообще и дополнительного математического образования в частности ведется активный поиск и внедрение новых форм организации деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха и развлечений, вызывающих у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету [1-5]. Одна из них - математический туризм. Представляется целесообразным еще на этапе обучения в вузе подготовить будущих учителей к реализации этой перспективной формы дополнительного образования [6-25]. Охарактеризуем математический туризм как форму дополнительного математического образования. Дополнительное математическое образование - это «составляющая школьного дополнительного образования, часть непрерывного математического образования, обеспечивающая посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся формирование у них устойчивого познавательного интереса к предмету; выявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществе; повышение уровня математической образованности» [4; 5]. Дополнительное математическое образование младших подростков характеризуется всеми особенностями дополнительного математического образования вообще, но в тоже время отличается своей направленностью (младший подростковый возраст).
Для уточнения сущности термина «математический туризм» рассмотрим понятия «детско-юношеский туризм» и «образовательный туризм». По определению А.А.Остапца-Свешникова, детско-юношеский туризм -это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия.
Под образовательным туризмом будем понимать вид туризма, в котором предполагается достижение определенной образовательной цели с использованием педагогических средств для ее достижения. Определим математический туризм как вид образовательного туризма, в основе которого лежат маршруты, направленные на изучение математики. Формами математического туризма в системе дополнительного образования младших подростков могут быть экскурсии, походы, туры, туристические игры и т.д. Рассмотрим подробнее одну из них: математический поход. Математический поход -это передвижение группы учащихся по разработанному маршруту с целью выполнения поставленных математических задач. Цель математического похода заключается в том, чтобы научить подростка замечать математику вокруг, устанавливать связь математики с окружающим миром; формировать навыки ориентирования на местности, а также расширять общий кругозор.
Этапы подготовки и реализации математического похода для младших подростков.
Подготовительный этап. Подготовка к походу начинается с определения его темы, выбора объектов для исследования и составления маршрута. Ученики разбиваются на группы. Составляется содержание маршрутного листа в виде вопросов и заданий. Маршрутный лист -это последовательность действий участников маршрута. С помощью маршрутного листа учащимся даются вопросы и задания, которые позволяют обращать внимание на детали и более тщательно изучать объект. При организации математического похода необходимо учитывать интеллектуальные возможности и уровень подготовки учеников.
Практический этап. Математический поход предполагает работу детей в малой группе (4-5 человек). Алгоритм деятельности учащихся четко определен в маршрутном листе. Пока у учащихся нет определенных
педагогические науки
Кондаурова Инесса Константиновна, Давлетова Неля Кайрмановна МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ...
навыков, группу сопровождает педагог. В случае возникновения вопросов, задача педагога - помочь найти пути решения, а не предоставлять готовые решения и ответы.
Заключительный этап. На занятии (в кабинете) учащиеся совершают математические подсчеты исследуемых объектов. Составляют отчет по своему маршруту, оформленный в виде презентации.
Математический поход «Математика в парке Лукоморье».
Место проведения мероприятия: Городской парк культуры и отдыха «Лукоморье» (Россия, г. Саратов).
Форма проведения мероприятия: математический поход.
Участники мероприятия: учащиеся 6 класса.
Цель: развитие интереса к математике посредством использования математического аппарата для сбора данных и решения жизненных задач, возникающих в процессе похода.
Инструменты: GPS-навигатор, веревка, ручка, блокнот.
Подготовительный этап.
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика
Проводит анкетирование среди учащихся с целью выявления объектов, которые они хотят посетить. Выбирает объект для проведения математического похода. Составляет маршрутные листы для каждой команды с заданиями. Делит учеников на две группы. Повторяют формулы (площади, периметра, длины окружности; формулы на нахождение скорости, времени, расстояния), определения (диаметр, процент). Выбирают капитана группы.
соответствии с вашим возрастом. Какая сумма денег понадобится вам, чтобы всей группой прокатиться на карусели, если скидка на билет составляет 15%?
Задание 3. Подсчитайте количество людей, катающихся на каждой карусели (например, ракушка, вихрь, автодром и т.д.). Данные оформите в виде круговой диаграммы (в %).
Задание 4. Посмотрите на окружающие вас предметы. Какие геометрические фигуры вы видите. Сделайте фотографии этих фигур.
Маршрутный лист для второй группы. Задание 1. Определите время, которое вы затратите на путь от главного входа до теннисного корта. Найдите пройденное расстояние, учитывая скорость движения человека средним шагом.
Задание 2. Какие геометрические фигуры использовались для создания теннисного корта? Вычислите площадь данного корта (используя GPS-навигатор или масштаб карты).
Практический этап. По прибытии в парк «Лукоморье» учащимся раздаются маршрутные листы с пояснением, что главная цель в математическом походе - не решить задачу «здесь и сейчас», а собрать необходимый материал для ее решения в классе. Учащимися дается установка «замечать математику вокруг», искать ее повсюду, чтобы в дальнейшем составить свою математическую задачу. Каждая группа движется в соответствии со своим маршрутным листом (60 минут). Маршрут движения учащиеся планируют самостоятельно в соответствии с прилагаемой картой. Взрослый (сопровождающий) следит за группой учащихся, но не ограничивает их действия. Детям предоставляется свобода движения и общения.
Маршрутный лист для первой группы.
Задание 1. Определите время, которое вы затратите на путь от главного входа до большой площадки с аттракционами. Найдите пройденное расстояние, учитывая скорость движения человека средним шагом.
Задание 2. Узнайте стоимость билета на карусель в
Задание 3. С помощью нити измерьте длину окружности не менее трех дубов.
Найдите отношение длины окружности к длине диаметра для каждого дуба и сравните полученный результат с числом Пи.
Задание 4. Рассмотрите на карте один из вариантов маршрута по парку, имеющего форму геометрической фигуры (например, треугольника). Измерьте стороны данной фигуры в реальном размере и вычислите ее периметр.
По истечении времени, отведенного на поход, группы собираются у главного входа. Учащиеся делятся своими впечатлениями. Выполняется коллективная фотография.
Заключительный этап.
Задание 1. У каждой группы в маршрутном листе 4 задания.
Ваша задача решить их и предоставить готовые решения для проверки другой группе.
Вы знаете, что в математике некоторые задачи могут иметь несколько вариантов решения.
Предоставьте свой вариант решения любой задачи из маршрутного листа противоположной группы. Учащиеся решают задачи с последующей взаимопроверкой.
Задание 2. Интерактивное упражнение «Парк Лукоморье»https://learningapps.org/display?v=p58-pf42f518.
Творческое домашнее задание. Выберите любой объект на территории парка и придумайте задачу, оформив ее в виде карточки и украсив собственным рисунком.
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
11
Kondaurova Inessa Konstantinovna, Davletova Nelya Karmanovna MATHEMATICAL TOURISM AS A FORM OF ADDITIONAL ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тугушева Э.Р., Кондаурова И.К. Воскресный математический клуб как эффективная форма объединения детей 10-14 лет по интересам // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций сборник научных трудов: в 2-х частях. 2016. С. 193-195.
2. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н. Организация внеурочной деятельности школьников по математике с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 278-282.
3. Пакина Е., Кондаурова И.К. Математический кружок как эффективная форма внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: сборник научных трудов: в 2-х частях. 2016. С. 91-92.
4. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Развивающий контекст методов обучения математике // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2006. № 8. С. 168.
5. Кондаурова И. Чтобы учить математике, одной математики мало // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 41-42.
6. Кондаурова И.К., Кочегарова О.С. Дисциплина «Дополнительное математическое образование школьников» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 22-28.
7. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.
8. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
9. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 101-106.
10. Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.
11. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного техни-
pedagogical sciences
ческого университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.
12. Кондаурова И.К., Коростелев А.А. Подготовка будущих педагогов к обучению школьников и студентов математике с учетом историко-культурного своеобразия региона // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 181-185.
13. Садовников Н.В. Основные компоненты содержания школьного курса математики как основа разработки методики обучения математике в средней школе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 132-135.
14. Макарова Е.Л., Пугач О.И. Особенности разработки и внедрения курсов образовательной области «Математика» в системы дистанционного обучения // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 165-171.
15. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.
16. Аниськин В.Н., Бурцев Н.П., Добудько Т.В., Тюжина И.В. Актуализация межпредметных связей при изучении математики и компьютерной графики бакалаврами педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 145-148.
17. Кондаурова И.К. Организация производственной практики студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 83-87.
18. Антонова И.В., Демченкова Н.А., Аблеева А.А. О различных технологиях формирования понятий у учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.
5. № 1 (14). С. 47-50.
19. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
20. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников магистерской программы «Профессионально ориентированное обучение математике» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 130-133.
21. Вдовиченко А.А. Дисциплина «Основы культурно-просветительской деятельности» в системе подготовки будущих педагогов-математиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 132-134.
22. Кошелева Н.Н., Павлова Е.С. Формирование эвристического и творческого мышления у школьников и студентов при изучении математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.
6. № 3 (20). С. 170-173.
23. Элипханов А.В.И. Математика и математическое образование в формате проблемы формирования у субъектов познания процедур критического мышления // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 439-442.
24. Першина О.П. Особенности развития технических способностей подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 152-154.
25. Видманова Т.П., Пономарёва Н.В. Роль математического образования в формировании всесторонне развитой личности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 59-64.
Статья поступила в редакцию 11.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018