УДК 378.02
Г. Х. Вахитова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
в контексте формирования их профессиональных педагогических компетенций
Анализируется проблема формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета во внеучебной деятельности. Рассматриваются варианты комплексной организации внеаудиторной работы для формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в школах различного уровня и профиля, а также с детьми разного социального статуса и воспитания.
Ключевые слова: внеучебная деятельность студентов, внеаудиторная работа, компетентность, олим-пиадное движение, волонтерство, профессиональная подготовка будущего учителя.
В современных условиях быстро меняющейся образовательной ситуации как никогда остро стоит вопрос о подготовке инициативного, высококультурного, конкурентоспособного, нестандартно мыслящего педагога. Современной школе нужна личность, способная ориентироваться в сложной социальной обстановке, стремящаяся к самосовершенствованию и саморазвитию. Именно эти качества соответствуют характеристике выпускника в Государственном образовательном стандарте педагогических вузов, ориентированного на формирование и развитие профессиональных компетенций будущих педагогов [1]. В самом общем виде компетентность (от латинского сотрв1вт — надлежащий, способный) - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Формирование профессиональной компетенции студентов - будущих специалистов в области образования - веление времени, так как сегодняшний выпускник педвузов должет быть готов к работе в школах различного уровня и профиля, с детьми разного социального статуса и воспитания [2]. В педагогической работе, как ни в какой другой сфере, недопустимы случайные результаты, так как от них зависит не только духовно-интеллектуальное развитие нации в целом, но и личностная реализация и счастье отдельно взятого человека. Поэтому повышение качества подготовки педагога к реализации его профессиональных компетенций - важнейшая проблема современного высшего педагогического образования.
Качественное формирование личности учителя может осуществиться только в рамках целостной педагогической системы, в которой выделяются две основные подсистемы: собственно учебный процесс и внеаудиторная деятельность студентов. На педагогическом факультете (ПФ) Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) в настоящее время внеаудиторной работе уделяется большое внимание. Она, по сути, является продолжением учебного процесса и представляет собой
совокупность разноплановых, разнохарактерных, разноуровневых мероприятий. Несмотря на их разнообразие, они объединены общей целью - подготовка высококвалифицированных педагогов, обладающих профессиональными компетенциями.
Данная цель определяет отношение автора к организации внеучебной деятельности студентов ПФ как неотъемлемой части процесса формирования их профессиональных компетенций. По нашему мнению, именно разнообразные виды деятельности имеют субъектную значимость для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента, проявляющихся в участии в предметных неделях и предметных олимпиадах, научных студенческих конкурсах и кружках, а также в волонтерском движении. Такой подход к организации внеучебной деятельности студентов позволяет решить ряд задач в контексте формирования их компетенций:
- развивать индивидуальный познавательный опыт и дать возможность быть субъектом собственной деятельности;
- достигать воспитательными мерами оптимального соответствия личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае каждому студенту;
- создавать условия, в которых студенты могут раскрыть свои профессиональные возможности и потребности.
Рассмотрим некоторые направления организации внеучебной деятельности студентов педагогического факультета.
На базе учебно-методического кабинета «Разви-вайка» и Томского Хобби-центра студенты имеют возможность накопления опыта педагогического общения с детьми дошкольного возраста и их родителями. Участие студентов в реализации программы для дошкольников происходит в логике са-моосознания тех профессиональных компетенций, которые позволяют выстраивать взаимоотношения с детьми и их родителями. Наш опыт руководства научным студенческим кружком показывает, что такое самоосознание происходит при поэтапном
включении студентов в профессиональную практическую деятельность:
1-й этап - работа студентов в группах пред-школьного образования в качестве волонтеров;
2-й этап - посещение занятий в предшколе с последующим их анализом;
3-й этап - анализ различных инновационных программ с точки зрения особенностей структуры, специфичности содержания, методов реализации;
4-й этап - наблюдение за деятельностью опытных педагогов в процессе их общения с детьми и родителями;
5-й этап - составление развивающих занятий с последующим анализом с педагогом;
6-й этап - проведение пробных занятий с дошкольниками.
И только после такого глубокого осмысления своих профессиональных компетенций на последнем, седьмом, этапе происходит самостоятельная реализация программ предшкольного образования. В результате, как показывает опыт нашей деятельности, студенты педагогического вуза определяют позиции, во-первых, как «теоретики» - развивают профессиональные компетенции в области педагогики и психологии, приобретают представления о программном обеспечении предшколы, изучают принципы и нормы педагогической деятельности в данной области. Во-вторых, как «практики» - овладевают системой инновационных средств, методов приемов, технологий, позволяющих нестандартным способом реализовать программы на основе гуманистических принципов, приобретают прикладные навыки. И, в-третьих, как «исследователи» - приобретают систему способов анализа и изучения собственной педагогической деятельности, обобщения и оценки опыта предшколы на основе проектирования педагогических программ.
Обозначенная нами проблема в современном российском образовании является актуальной и поэтому остается одним из важных направлений в профессиональной подготовке будущих педагогов. В этой связи возможно увеличение количества студентов, участвующих в реализации программ предшколы, их публикаций, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях.
Следующее направление внеучебной деятельности, ставшее на факультете уже традиционным, - это проведение предметных недель и декад, в рамках которых организуются различные мероприятия, направленные на формирование профессиональной компетентности. Проводятся мастер-классы, конкурсы кроссвордистов, педагогический экспромпт, защита педагогических проектов, написание эссе, решение профессионально-педагогических задач. Данные мероприятия являются хорошей подготовкой для педагогических всероссий-
ских и международных олимпиад по педагогике. Как показывает наш опыт, предметные олимпиады являются важным элементом профессиональной подготовки будущего учителя, органически связанным с процессом самообразования, расширения кругозора, формированием профессионально значимых качеств, универсальных и профессиональных специализированных компетенций, а также с удовлетворением индивидуальных потребностей и интересов студентов. Участие наших студентов в олимпиадах были отмечены дипломами, грамотами, призами:
Апрель 2007 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Челябинск), участники: Бушуева Ольга, Богданова Ирина, Сысоева Ольга (621 гр.), Ковалева Анна, Савченко Мария (631 гр.) - II место в конкурсе визиток, I место в личном первенстве в теоретическом конкурсе - Савченко М. и III командное место в общем итоге.
Октябрь 2007 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Новокузнецк), состав: Савченко Мария (631 гр.), Камельчукова Ирина, Юлдашева Гульбахор (651 гр.) - II место в конкурсе визиток, II место в теоретическом конкурсе, I место в номинации «Педагогическая сказка» и II командное место в общем итоге.
Ноябрь 2007 г. Международная олимпиада по общей педагогике (КузГПА, г. Новокузнецк). Участники: Грязева Любовь, Серякова Полина, Су-радеева Мария (641 гр.) - сертификаты участников и два благодарственных письма на имя ректора ТГПУ и руководителя команды за высокий уровень подготовки студентов к участию в олимпиаде.
Ноябрь 2008 г. Международная олимпиада по общей педагогике (КузГПА, г. Новокузнецк), состав команды: Гречанина Нина, Юлдашева Гульбахор, Юрьева Ольга (651 гр.) - III место в номинации «Педагогический креатив»; Гречанина Нина -II место в личном первенстве среди 81 участника в теоретическом конкурсе (теория обучения), два благодарственных письма за активное участие в олимпиаде.
Март 2010 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Челябинск). Члены команды: Гречанина Нина, Кононова Наталья, Рассказова Анна, Юлдашева Гульбахор (651 гр.), Дуюнова Алина (661 гр.). Награды: Дуюнова А., Рассказова А. -дипломы за эрудицию в теоретическом конкурсе, Юлдашева Г. - II место в конкурсе «Учитель-исследователь», Дуюнова А. - III место в этом же конкурсе, II командное место в конкурсе «Эмблема и вымпел олимпиады», I командное место в конкурсе «Педагог-исследователь» и специальный диплом за артистизм в конкурсе визиток, участие студентов в олимпиаде отмечено четырьмя кубками. В итоге - абсолютные победители во Всероссий-
ской олимпиаде по педагогике. Все олимпиады, в которых приняли участие наши студенты, проходили по приказу Министерства образования РФ. Имея такой опыт участия в олимпиадах по педагогике, в 2010 г. студенты приняли активное участие в проведении олимпиады на базе факультета для обучающихся школ города Томска.
Октябрь 2011 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Горно-Алтайск). Студенты Истомина О., Кушнаренко А., Сикорская К., Хитущенко Е. заняли IV место в командном зачете, I место в защите проекта «Перспективы развития системы образования региона», Кушнаренко А. - I место в личном первенстве в теоретическом конкурсе знатоков истории педагогики.
Ноябрь 2011 г. Международная олимпиада по общей педагогике (КузГПА, г. Новокузнецк), команда в составе: Елисеевой Д., Моториной М., Ят-киной Н. вошла в десятку сильнейших среди 33 студенческих команд России и Казахстана, Елисеева Д. и Яткина Н. показали лучшие результаты в теоретическом конкурсе знатоков в области теории обучения и истории педагогики.
В перспективе в данном направлении планируется работа над созданием совместного с преподавателями студенческого проекта по развитию олимпиадного движения, а также проведение олимпиад на кафедрах, факультете и вузе, что обеспечит поэтапное участие студентов в олимпиадах разного уровня.
Проведение конференций и различных конкурсов является неотъемлемой частью студенческой жизни, обеспечивающей их профессиональное мастерство, овладение умениями в теоретическом анализе и обобщении имеющегося педагогического опыта. Студенты ПФ принимают участие в традиционных апрельских научно-практических конференциях на базе ТГПУ (за последние 3 года под научным руководством автора опубликовали в сборниках около 50 работ). Участие студентов не ограничено рамками конференций местного уровня. Статьи учащихся опубликованы в сборниках трудов участников конференции в Чите, Новокузнецке, Иркутске, Екатеринбурге, Якутске.
Подтверждением формирования и развития профессиональных компетенций студентов является их участие в открытом конкурсе на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ по разделу «Педагогика и методика дисциплин», г. Санкт-Петербург, а также в конкурсах студенческих работ в Челябинске, Твери, Екатеринбурге, Якутске. Конкурсные работы студентов отмечены различными дипломами, грамотами как Министерства образования РФ, так и базовых педагогических университетов.
Дальнейшее участие студентов в научно-практических конференциях, студенческих конкурсах с расширением их географических границ от местного и регионального до всероссийского и международного уровней окажет действенную помощь в формировании профессиональной компетенции будущих педагогов.
Говоря о внеучебной деятельности студентов педагогического факультета, нельзя не отметить их участия в движении волонтеров. Организуя работу в этом направлении, исходим из понимания, что волонтерская деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг и способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев) [3]. Волонтерское движение на факультете, осуществляемое по инициативе гр. 681 специальности «педагогика и методика начального образования», направлено на благотворительную помощь в социализации и воспитании детей.
Для решения данной проблемы студенты групп 681 и 691, 601, 611 оказывают действенную помощь в проведении воспитательных мероприятий образовательному учреждению «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33 для детей с ограниченными возможностями здоровья 3-го вида». Так, ими организован кружок «Умелые руки», проводятся спортивные соревнования - лыжный кросс, футбол, создан танцевальный кружок. Для более четкого понимания особенностей деятельности группы волонтеров на факультете утверждено Положение о волонтерском отряде «Движение». Волонтерская работа студентов не ограничивается только оказанием помощи детям-инвалидам. В 2010 г. стартовала волонтерская работа студентов 691 группы с одаренными детьми в МОУ лицей № 7 г. Томска, направленная на раскрытие потенциальных возможностей детей в их познавательной сфере. Для определения принципов работы студентов, регламентирующих их деятельность, на факультете создана модель индивидуального сопровождения одаренного ребенка в совместной деятельности МОУ лицей № 7 г. Томска и ГОУ ВПО «Томский педагогический университет».
Организуя разноплановую внеучебную деятельность студентов, полагаем, что в будущем в школу придет подготовленный специалист с вполне сформированными профессиональными компетенциями, имеющий разнообразный профессиональный и квазипрофессиональный опыт общения с разными участниками образовательного процесса.
Описок литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 января 2011 г. № 46.
2. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 9-14.
3. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 7 июля 1995 года» (в ред. федеральных законов от 23.12.2010 г.).
Вахитова Г. Х., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.09.2012.
G. H. Vakhitova
THE STUDENTS EXTRACURRICULAR ORGANIZATION ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL TEACHING
SKILLS FORMATION
The article deals with the professional problem of formation competence pedagogical university students in extracurricular activities, variants of the complex organization of extracurricular work for the formation of future teachers ready for professional work at schools of different levels and profiles as well as children of different social status and education.
Key words: student extracurricular activity, field work, competence, olympiad movement, volunteer, professional future teachers training.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]