УДК 378.14:378.18 DOI 10.26293/chgpu.2019.103.3.029
Т. В. Горбунова
ПОТЕНЦИАЛ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье раскрыты сущность и содержание понятия «внеаудиторная деятельность». Рассмотрены основные формы организации внеаудиторной деятельности обучающихся, определен ее потенциал в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов. Подробно описан опыт подобной деятельности со студентами второго курса психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профилей «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература».
Ключевые слова: деятельность, внеаудиторная деятельность, формирование, компетентность, профессиональная компетентность, педагог.
Т. V. Gorbunova
POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article reveals the essence and content of the concept «extracurricular activities»; considers the basic forms of organization of extracurricular activities of students; states the potential of extracurricular activities in the formation of professional competence at future teachers. The paper also provides the experience of organizing extracurricular activities with second-year students of the faculty of Psychology and Pedagogics of 44.03.05 Pedagogical Education Training Program (with two educational program specializations «Primary Education, Native (Chuvash) Language and Literature».
Keywords: activity, extracurricular activities, formation, competence, professional competence, teacher.
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня высшая школа решает проблемы совершенствования форм, методов и средств подготовки будущих педагогов. Для этого создаются и внедряются образовательные технологии, направленные на формирование профессиональной компетентности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода. Огромным потенциалом для формирования данной компетентности будущих учителей путем развития их педагогических и творческих способностей, самореализации, самовыражения и саморазвития обладает целенаправленно и эффективно организованная внеаудиторная деятельность.
Внеаудиторная деятельность - это активная деятельность студентов, которая проходит во внеучебное время, но имеет тесную связь с аудиторными занятиями и является частью образовательного процесса. При этом она имеет свою специфику и логику построения, выполняет свойственные только ей функции, ее содержание реализуется посредством разнообразных форм, методов и средств.
В связи с вышеизложенным проблема эффективной организации внеаудиторной деятельности будущих педагогов актуальна для современной практики. Цели исследования - раскрыть сущность и содержание понятия «внеаудиторная деятельность», рассмотреть основные формы организации внеаудиторной деятельности обучающихся в высшем учебном заведении, описать опыт организации подобной деятельности со студентами второго курса психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Материал и методика исследований. Методологической основой исследования стали аксиологический (Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.), личностно-ориентированный и деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. С. Якиманская) подходы.
Теоретической основой послужили теории личности (Л. И. Божович, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищев, С. Т. Шацкий и пр.), личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, И. С. Якиманская и т. д.), деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Вербицкий, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.).
На базе психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева нами проводится исследование, в котором принимают участие 17 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профилям «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература».
Для достижения поставленных целей нами были использованы взаимодополняющие теоретические, эмпирические и общенаучные методы исследования: анализ педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, интервью, индивидуальная беседа, систематизация, обобщение.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ показал, что внеаудиторная деятельность не входит в содержание основной профессиональной образовательной программы. Ее методы и формы организации определяются запросами и личными интересами студентов. Однако наука и практика доказывают, что внеаудиторная деятельность обладает большим потенциалом, являясь средством воспитания готовности к профессиональной деятельности, и в целом способствует более эффективному формированию профессиональной компетентности будущих педагогов [1, с. 6].
Т. С. Деркач в своем диссертационном исследовании пишет о том, что внеаудиторная деятельность - это время, отводимое на самостоятельную работу обучающихся, для посещения различных культурно-массовых, спортивных, кружковых, туристических и других занятий [6, с. 8].
Л. В. Кондрашова дает следующее определение понятию «внеаудиторная деятельность» - обеспечивающая развитие профессионально значимых свойств и качеств личности студентов [9, с. 21]. Ученый также подчеркивает, что ее нельзя рассматривать как совокупность эпизодических мероприятий, она требует систематической и целенаправленной организации.
Мы полностью поддерживаем данную идею и поэтому при планировании воспитательной работы со студентами в качестве куратора группы обращаем пристальное внимание на организацию их внеаудиторной деятельности. С этой целью мы проводим диагностику склонностей и способностей в первый год обучения, беседуем, изучаем портфо-лио. Участие студентов во внеаудиторной деятельности систематически мониторится, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Число обучающихся, охваченных внеаудиторной деятельностью
Входной контроль, в% Рубежный контроль, в% Итоговый контроль, в%
Экспериментальная группа 100 89,5 100
Входной контроль проводился до начала обучения с целью определения количества участвовавших во внеаудиторной деятельности во время учебы в общеобразовательных организациях, рубежный - после окончания первого года обучения в университете, итоговый - в конце второго года обучения и прохождения производственной практики по получению первичных умений и навыков профессиональной деятельности.
Мы провели опрос студентов, изучили их портфолио. Результаты диагностики показали, что, обучаясь в образовательных организациях, все испытуемые вели активную внеучебную деятельность. Однако в первый год обучения в университете 89,5 % не были охвачены внеаудиторной деятельностью, это было связано со сложным протеканием периода адаптации. С начала второго академического года 100 % обучающихся занимались внеаудиторной деятельностью, так как к этому времени все они нашли занятия по интересам и научились правильно распределять нагрузку. Стоит отметить, что в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева созданы все условия для развития способностей и успешного формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, для этого используются различные формы организации внеаудиторной деятельности.
Анализ современной литературы по педагогике, а также практики подготовки педагогических кадров позволил сделать вывод о том, что имеется множество форм организации данной деятельности, например, групповые, факультетские и вузовские (Л. В. Кон-драшова). К. С. Саломатов подразделяет внеаудиторную деятельность на общую, универсальную и специальную [см. 7, с. 39].
3. К. Шнекендорф выделяет отдельные направления внеаудиторной деятельности: духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, профессионально-ориентированное .
Интересны направления, определенные в работе Р. X. Шаймарданова: нравственное, эстетическое. Он также предлагает использовать для эффективной организации внеаудиторной деятельности личные и коллективные творческие дела, которые должны способствовать формированию общего мировоззрения обучающегося и углубить его знания по отдельным предметам.
Согласно Е. В. Мещеряковой, формы внеаудиторной деятельности бывают индивидуальные, массовые и групповые [см. 8, с. 34].
Так, при индивидуальной форме работы с отдельными студентами по их запросам с целью развития их способностей обучающийся становится субъектом образования [2, с. 68].
Групповая форма, в отличие от индивидуальной, имеет определенную организационную структуру. Это связано с тем, что группа предполагает постоянный состав участников с общими интересами. К таким формам можно отнести различные виды кружков, клубы по интересам, тренинги. Результат групповой работы складывается из индивидуальных достижений члена группы [4, с. 72].
Массовые формы, наиболее часто используемые на практике, - предметные олимпиады; тематические викторины и конкурсы; вечера художественной самодеятельности, которые, как правило, готовятся к определенному празднику; фестивали, например, на психолого-педагогическом факультете ежегодно проводится «Фестиваль дружбы народов» и др. Она отличается от других форм организации внеаудиторной работы тем, что отсутствует четкая организационная структура, так как для каждого мероприятия
пишется свой сценарий. Еще одна их особенность заключается в том, что задействованы группы со сменном составом. Массовые мероприятия на психолого-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева организуются периодически, но эпизодически.
По смыслу организации внеаудиторная деятельность делится на:
- соревновательную (конкурсы профессионального мастерства, педагогические игры, олимпиады по предметам и др.);
- СМИ (локальные газеты или тематические стенгазеты, педагогические бюллетени, выставки студенческих работ и пр.);
- культурно-массовую (праздники, приуроченные к определенной дате, и вечера, которые могут быть организованы по определенным темам);
- политико-массовую (студенческие форумы, молодежные фестивали, пресс-конференции, телемосты и т. д.)
В педагогической литературе можно встретить понятие «объединяющие формы внеаудиторной деятельности». По мнению Т. М. Калечиц и 3. О. Кейлина, к ним относят часто используемые на практике клубы по интересам, музеи и библиотеки, а также менее распространенные на сегодняшний день киностудии и кинотеатры.
Практика работы в качестве куратора студенческой группы показывает, что кружки обладают большим потенциалом для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, так как в них объединяются обучающиеся, имеющие разные интересы, что создает условие для их эффективной коммуникации. Работа кружков с самого начала организуется руководителем, а продолжается она на основе самоуправления. Для большего объединения членов кружка целесообразно придумать название и эмблему, а также принять положение, в котором отражены основные требования. В рамках кружка можно организовать активную деятельность студентов по многим направлениям: духовно-нравственному, культурно-просветительскому, гражданско-патриотическому и т. п.
Члены группы, в которой проводится исследование, принимают участие в работе многих кружков, клубов по интересам, студенческих отрядов, волонтерском движении, различных благотворительных акциях, например, в «Неделе добра». Студентка экспериментальной группы Е. Муравьева является руководителем студенческого отряда волонтерской организации Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева «Корпорация добра».
Эффективно организованная внеаудиторная деятельность позволяет создать условия для самореализации обучающихся педагогического вуза. Это возможно посредством их участия в различных видах самодеятельности, факультетских и вузовских конкурсах, благотворительных акциях. Издание факультетской газеты «DEVIANT» - инициатива самих студентов. Эта газета стала популярной среди учащейся молодежи потому, что в ней публикуются статьи, которые интересны студентам и волнуют их. Как отмечают сами редакторы газеты, сбор, подготовка, обсуждение, утверждение материалов издания, переживания и волнения - бесценный жизненный опыт.
Некоторую сложность вызывает организация студенческих походов, экскурсий и поездок, когда необходимо согласовывать деятельность внутри коллектива, правильно распределять обязанности. Каждый его член должен понимать свою значимость и ответственность, заботиться о своих друзьях и общем деле. Эти мероприятия существенно влияют на формирование взаимоотношений внутри группы, а также на развитие каждого. В таких формах раскрывается воспитательный аспект внеаудиторной деятельности [11, с. 120]. На практике самыми распространенными являются лекции-дискуссии, беседы-дискуссии, круглые столы, экскурсии, а также специальные формы: посещение музеев, встречи с педагогами-практиками, имеющими большой педагогический опыт, участие в волонтерском движении.
В рамках исследования нами были организованы и проведены следующие лекции-дискуссии: «Правила внутреннего распорядка Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева», «Правила дорожного движения», «Научно-исследовательская работа студента», «Здоровый образ жизни. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем» и др.
Интересно прошли беседы-дискуссии на темы «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Добрые дела», «Женщины-победы» и пр.
В течение учебного года на базе нашей кафедры педагогики и методики начального образования систематически проводятся семинары и круглые столы, в которых принимают участие ведущие учителя Чувашской Республики и на которых активно обсуждаются проблемы совершенствования современной системы образования. Такие встречи способствуют развитию и поддержанию интереса студентов к своей будущей профессии [5, с. 1046].
За два года обучающиеся побывали в нескольких музеях города, познакомились с интересными экспонатами, сами собирали информацию для музея «Материнской славы».
Движущей силой внеаудиторной, как и любой другой, деятельности является положительная мотивация [3, с. 101], что, в свою очередь, требует совершенствования и обновления форм и методов ее организации не только в отдельно взятой группе, но и на уровне кафедры, факультета и вуза в целом.
Задача куратора заключается еще и в том, чтобы интегрироваться в план работы кафедры, факультета и университета.
В нашем исследовании мы пришли к выводу, что эффективность внеаудиторной деятельности по формированию профессиональной компетентности будущих педагогов могут обеспечить только разработка и реализация программы. Цель данной программы -координация усилий деканата, профессорско-преподавательского состава кафедры, органов студенческого самоуправления факультета по формированию профессиональной компетентности будущих педагогов с использованием потенциала внеаудиторной деятельности - неотъемлемого компонента системы профессионального образования [10].
Большое внимание, начиная со второго года обучения, уделялось профессионально-ориентированному направлению внеаудиторной деятельности, в том числе научно-исследовательской работе. Она является приоритетом в формировании научно-исследовательских умений и навыков, а также условием для становления собственной научно-педагогической и мировоззренческой позиции с учетом склонностей и интересов, ценностных ориентаций и предпочтений будущих педагогов, в конечном итоге это способствует образованию профессионального облика исследователя. Таким образом, данная форма организации внеаудиторной деятельности располагает, помимо научной составляющей, значительным воспитательным потенциалом.
22 января 2019 г. студенты экспериментальной группы впервые приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в образовании». Двое опубликовали результаты своего исследования в виде научных статей. Научно-педагогическое направление внеаудиторной деятельности помогает раскрыть индивидуальность обучающихся, развить их творческие способности, самореализоваться. Мы считаем, что в педагогических вузах необходимо создавать именно такие условия для эффективного профессионального становления будущих педагогов.
Следовательно, анализ научной педагогической литературы по данной теме и практика работы в качестве куратора студенческой группы показали, что внеаудиторная деятельность обладает большим потенциалом для формирования профессиональной компетентности будущих учителей.
Резюме. Результаты нашего двухлетнего исследования подтверждают, что обучающиеся, добровольно участвуя во внеаудиторной деятельности, демонстрируют свои
жизненные, культурные, профессиональные интересы и намерения; стремятся к достижению высокого уровня саморазвития и профессионального становления.
Таким образом, внеаудиторная деятельность как компонента системы профессиональной подготовки способствует самореализации студентов, формированию профессионально-педагогической направленности, приобретению необходимых знаний, умений и навыков, что в конечном итоге приводит к достижению выпускниками педагогического вуза высокого уровня профессиональной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валеева О. Н. Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4. -С. 6-8.
2. Валеева О. Н. Потенциал вуза в формировании имиджа студентов // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - № 1(50), т. 10,- С. 68-69.
3. Горбунова Т. В. Мотивационно-ценностный аспект профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 97-103.
4. Горбунова Т. В., Григорьевская М. Ю., Васильева Р. М. Организация самостоятельной работы студентов по социально-педагогическим дисциплинам // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2, ч. 1.-С. 70-73.
5. Гурулева H. Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента// Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 1045-1047.
6. Деркач Т. С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе (на материале педвузов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.00. - М., 1972. - 24 с.
7. Дудкина М. В., Ковалев В. П. Внеаудиторная деятельность как часть образования и досуга студентов// Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. -№ 1(73), ч. 1. - С. 38^5.
8. Ковалев В. П., Дудкина М. В., Горбунова Т. В. Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2015. - 160 с.
9. Кондрашова Л. В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. - М. : Педагогика, 1988.-288 с.
10. Круподерова Е. П., Брыксина О. Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. -2018.-№2(23), т. 6.-С. 5.
11. Малева А. А. Воспитательная компонента системы внеаудиторной деятельности студентов педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 1(266).-С. 119-121.
Статья поступила в редакцию 29.06.2019
REFERENCES
1. Valeeva О. N. Vneauditornaya deyatel'nost' studenta kak faktor formirovaniya lichnostno-professional'nogo imidzha // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. -2015.-№4.-S. 6-8.
2. Valeeva O. N. Potencial vuza v formirovanii imidzha studentov // Akademieheskij zhurnal Zapadnoj Si-biri. - 2014. - № 1(50), t. 10,- S. 68-69.
3. Gorbunova T. V. Motivacionno-cennostnyj aspekt professional'noj gotovnosti budushchih social'nyh peda-gogov к rabote v usloviyah sel'skogo sociuma // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 3(87). - S. 97-103.
4. Gorbunova T. V., Grigor'evskaya M. Yu., Vasil'eva R. M. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po social'no-pedagogicheskim disciplinam // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2016. - № 2, ch. 1. - S. 70-73.
5. Guruleva N. E. Vneauditornaya deyatel'nost' как uslovie tvorcheskoj samorealizacii studenta // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 9. - S. 1045-1047.
6. Derkach T. S. Formirovanie professional'noj napravlennosti studentov vo vneuchebnoj rabote (namateriale pedvuzov) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.00. -M., 1972. -24 s.
7. DudkinaM. V., Kovalev V. P. Vneauditornaya deyatel'nost' как chast' obrazovaniya i dosuga studentov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2012. - № 1(73), ch. 1,-S. 38^15.
8. Kovalev V. P., Dudkina М. V., Gorbunova Т. V. Razvitie obshchej kul'tury u budushchih social'nyh peda-gogov vo vneauditornoj deyatel'nosti. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2015. - 160 s.
9. Kondrashova L. V. Vneauditornaya rabota po pedagogike v pedagogicheskom institute. - M. : Pedagogi-ka, 1988. -288 s.
10. Krupoderova E. P., Bryksina O. F. Organizaciya vneauditornoj deyatel'nosti budushchih bakalavrov vramkah osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2018. -№2(23), t. 6.-S. 5.
11. Maleva A. A. Vospitatel'naya komponenta sistemy vneauditornoj deyatel'nosti studentov pedagogi-cheskogo vuza // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. - № 1(266). -S. 119-121.
The article was contributed on June 29, 2019 Сведения об авторе
Горбунова Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Gorbunova, Tatyana Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]