Е.Е.Круглов, А.Н.Гуров, М.В. Пирогов,
МОНИКИ им. М.Ф.Влсщимирского, г. Москва
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СТАНДАРТОВ В РАБОТУ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ХОДЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2
Круглое Е.Е, Гуров А.Н., Пирогов М.В. Организация внедрения федеральных медицинских стандартов в работу Московского областного научно-исследовательского клинического института в ходе модернизации здравоохранения (МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, г. Москва) Аннотация: В МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского на основе федеральных стандартов с 2006 г. с использованием универсальной информационной системы (ИС) разрабатываются протоколы ведения больных в объеме специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. С этой целью осуществляется конвертация федеральных стандартов из текстового формата в программный язык ИС, что позволяет рассчитывать цену по каждому законченному случаю лечения, планировать бюджеты здравоохранения различных уровней, осуществлять финансирование здравоохранения по полному тарифу и обеспечить высокое качество медицинской помощи.
Ключевые слова: федеральные медицинские стандарты, внедрение, клинический институт, бюджеты, планирование
□ дним из разделов программы модернизации здравоохранения предусмотрено внедрение в работу лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) федеральных стандартов для обеспечения доступности и высокого качества оказания медицинской помощи. Приоритетность выбора внедряемых стандартов медицинской помощи обусловлена высокой частотой регистрации заболеваний и госпитализацией больных с данными заболеваниями, влиянием их на показатели внутри-больничной летальности, смертности и инвалидизации населения области.
В Московском областном научно-исследовательском клиническом институте (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского по мере выхода и публикации федеральных стандартов по конкретным нозологическим формам с 2006 г. стали разрабатываться протоколы ведения больных (ПВБ) в объеме специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в МОНИКИ. В настоящее время разработано и внедрено в работу профильных отделений более 720 ПВБ [1].
Е.Е.Круглов, А.Н.Гуров, М.В. Пирогов, 2011 г.
№Б Менеджер
2011 '
здравоохранения
Протокол ведения больных — нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации [2].
ПВБ, кроме описания клинического пути лечения (диагностики, профилактики заболеваний и реабилитации) пациентов, содержит информацию, которая позволяет оценить ресурсы здравоохранения, которая используется для построения медико-экономического стандарта (МЭС) и расчета тарифов, учитывающих стоимость стандартной технологии лечения заболевания или группы заболеваний.
В процессе разработки МЭС за основу было принято, что МЭС — это стоимостной эквивалент стандартизированной технологии диагностики и лечения однородных групп заболеваний с использованием в ценообразовании нормативного подхода расходования лекарственных средств и расходных материалов, нормативов времени на производство медицинских услуг на основе условных единиц трудозатрат (УЕТ) и квалификация медицинского персонала.
Внедрение федеральных медицинских стандартов, предусмотренное программой модернизации, не потребует изменения используемой в МОНИКИ стратегии стандартизации. Для этих целей в 2010 г. семьдесят федеральных стандартов были конвертированы из текстового формата (представленного в приказах Минздравсоцразвития РФ) в электронный формат базы данных, используемый в программном комплексе МОНИКИ.
При этом наиболее существенным моментом стала необходимость приведения в соответствие справочников диагностических и лечебных услуг, используемых в МОНИКИ, классификаторам «Простые медицинские услуги», утвержденным Приказом МЗ РФ от 10.04.2001 № 113, «Сложные и комплексные медицинские услуги», утвержденным Приказом МЗ РФ от 16.07.2001
№ 268. После внесения всех изменений, в рамках программного комплекса осуществляется расчет стоимости стандартов по единому алгоритму и финансовое моделирование стоимости всех случаев лечения с использованием федеральных медицинских стандартов.
Для выполнения данной работы был разработан программный комплекс [3], который позволяет решать следующие задачи:
1. Проведение анализа и определение структуры медицинской помощи, оказываемой в субъекте Федерации за любой временной период, и определение доли различных заболеваний в общем объеме медицинской помощи в рамках класса болезней по МКБ-10.
2. Разработка ПВБ для лечения различных заболеваний или их групп при оказании первичной медико-социальной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
3. Динамическое изменение структуры клинических протоколов (корректировка), создание новых протоколов на базе уже существующих и постоянная актуализация справочников: медицинских услуг, лекарственных средств и предметов медицинского назначения.
4. Расчет стоимости МЭС на основе набора услуг, лекарственных средств и предметов медицинского назначения, представленных в клинических протоколах, с учетом текущей стоимости всех видов ресурсов, необходимых для реализации стандарта.
5. Финансовое моделирование стоимости региональных программ здравоохранения по всем классам болезней и по отдельным заболеваниям в рамках программно-целевого планирования.
6. Подготовка заданий для медицинских организаций, учитывающих потребность населения, проживающего в зоне их «ответственности», применяемые клинические технологии и обеспеченность медицинских организаций кадрами, оборудованием и
1енеджер №Б
здравоохранения 3011
помещениями для ответственной реализации заданий с необходимым уровнем качества лечения.
Для проведения анализа по классам болезней все случаи лечения пациентов распределялись с учетом возраста и применяемой технологии лечения на «условные блоки»:
— «взрослые-терапия» — безоперационное лечение пациентов;
— «взрослые-хирургия» — использование в процессе лечения и диагностики медицинских услуг, оказание которых осуществляется в условиях оперблока;
— «дети-педиатрия» и «дети-хирургия» — соответственно.
Соотношение пациентов в «условных блоках» по каждому классу болезней позволило выбрать основные заболевания, по которым необходимо сформировать клинический протокол и рассчитать стоимость МЭС.
Определение наиболее часто встречающихся заболеваний в рамках всех классов болезней дает общее представление о масштабе работы по стандартизации регионального здравоохранения, так как только представление лечебного процесса в формализованном виде позволяет адекватно планировать необходимые ресурсы здравоохранения.
Что касается заболеваний, не входящих в перечень основных, то их экономической и финансовой оценкой являются средние расходы медицинских организаций на диагностику и лечение, выраженные в неформализованном (нестандартизированном) наборе медицинских услуг, лекарственных средств и предметов медицинского назначения.
Таким образом, реализуется комплексный подход к оплате (финансированию) законченного случая лечения:
— для основных заболеваний и типовых медицинских технологий — медико-экономические стандарты, расчет стоимости которых осуществляется в рамках конкретных перечней и числа медицинских услуг, лекарствен-
ных средств и предметов медицинского назначения и текущей стоимости ресурсов, необходимых для их реализации. Число МЭС, охватывающих 90% всей медицинской помощи, не превышает 720 единиц;
— для всех остальных заболеваний и специфичных медицинских технологий — диагно-стически-родсвенные группы заболеваний (ДРГ), расчет стоимости которых осуществляется без конкретизации перечня услуг и лекарственных средств и оценивает заболевания, лечение которых имеет одинаковую стоимость. Число ДРГ, охватывающее все многообразие заболеваний и технологий, не превышает 150-200.
В процессе практической работы по стандартам в МОНИКИ осуществляется корректировка МЭС по длительности лечения, порядку учета медицинских услуг, временных единиц трудозатрат (УЕТ) и др. с учетом современных медицинских технологий и рациональных форм организации медицинской помощи.
В настоящее время система ОМС при оплате стандарта включает в себя 5 статей расходов, в расчет стоимости услуги федерального стандарта должны быть включены все статьи расходов. В структуре получаемых средств МОНИКИ оплата труда составляет около 45%, медикаменты и расходные материалы — 47%, мягкий инвентарь — 3%, питание больных — 5%. Для более эффективной работы ЛПУ Московскому областному фонду обязательного медицинского страхования необходимо пересчитать стоимость стандартов, чтобы лечебно-профилактические учреждения имели возможность закупать более эффективные технологии, проводить пациентам необходимые лечебные и диагностические исследования, а также имели реальную возможность увеличить фонд оплаты труда.
Применение специального программного комплекса для внедрения федеральных стандартов в ходе модернизации здравоохранения в регионе позволит рассчитывать цену по
№В
3011
Менеджер
каждому законченному случаю лечения, планировать бюджеты здравоохранения различных уровней (субъекта Федерации, муниципального образования), перейти на систему
финансирования здравоохранения по полному тарифу и законченным случаям лечения, обеспечит высокое качество медицинской помощи.
1. Семенов В.Ю., Пирогов М.В., Гуров А.Н. Медико-экономическая стандартизация в здравоохранении на основе универсальной информационной системы. — М.О.: Изд. дом «Московия», 2009. —184 с.
2. ГОСТР 52600-2006. Протоколы ведения больных. Общие положения. — М.: Стандартинформ, 2007. — 16 с.
3. Пирогов М.В., Гуров А.Н. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» для формирования и расчета медико-экономических стандартов (С.Е.Р.!.у 05)/Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ от 22 января 2009 г., № 2009610514, Официальный бюллетень// В кн. Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем. — М.: ФГУ ФИПС, 2009. — № 2 (67). — С. 123.
UDC 614.2
Kruglov E.E, GurovA.N., PirogovM.V. Organizing the implementation of federal medical standards in the work of Moscow regional scientific-research clinical institute during modernization of Health care system (Moscow Regional scientific-research clinical institute after M.V. Pirogov — MRSRCI after M.F.Vladimirskiy (MONIKI) Annotation: Since 2006, new protocols of patient management, according to Federal Standards, are being elaborated in M.F.Vladimirsky MONIKI on the basis of universal information system (IS) involving specialized and high-technology medical aid. With this end in view, there is processed conversion of Federal Standards from text form into IS program language, which allows cost calculating for every completed treatment case, planning of Health Care budgets of different levels, Public Health Care financing by complete tariff, and providing high-quality medical aid.
Keywords: Federal medical standards, implementation, clinical institute, budgets, planning.
1енеджер №Б
здравоохранения ЗОН