в полной мере раскрывая его содержание. Кроме того, это один из путей активизации самостоятельной деятельности обучающихся, приобщения их творческому самовыражению.
Выполнение студентами исследовательских и творческих заданий является актуальным при подготовке к педагогической практике и проведению музыкальных занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования. Разработка учебных и внеклассных занятий с информационной поддержкой проводится индивидуально и в мини-группах в форме творческого проекта, например:
1. Занятие-монография (40 мин.): «Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский», «Жизненный и творческий путь С. В. Рахманинова».
2. Занятие-воспоминание (15-20 мин.): «Великие композиторы о творчестве М. П. Мусоргского», «С. В. Рахманинов в эмиграции».
3. Занятие-путешествие (20-25 мин.): «Музыкальная культура Австрии», «Танцы народов мира».
4. Занятие-экскурсия (15-20 мин.): «В доме-музее П. И. Чайковского».
5. Занятие по музыкальной грамоте (20 мин.): «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные звуки», «Нотный стан» и др.
Для успешного выполнения учебных заданий разработаны методические рекомендации к их выполнению. В них даны советы, указания, алгоритм действий по реализации содержания каждого отдельного задания. Кроме того, в методических рекомендациях указаны критерии оценки, которые дают возможность произвести педагогам и обучающимся точное оценивание процесса выполнения задания и полученного результата. Показателями самостоятельности выполнения задания являются твердая целевая установка, умение работать с информацией и свободное оперирование ею. Учебная активность выявляется по следующим показателям: степень опоры на предыдущий опыт и знания, характер выражения личного отношения к выполняемой работе, проявление творческого начала.
Таким образом, организуемая самостоятельная работа обучающихся в процессе музыкально-теоретической подготовки с учетом создаваемых вышеназванных условий дает определенный положительный результат. Наблюдается повышение интереса обучающихся к музыкально-теоретическим дисциплинам; появление у них стремления к познанию и творческого отношения к усвоению изучаемого материала, стремления качественно выполнять учебные задания с целью повышения уровня своего профессионального роста.
организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре
Н. В. Кошкарева, Е. М. Сойнова, преподаватели ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Период обучения в профессиональной образовательной организации характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов, что зачастую приводит к информационным перегрузкам. Также современные условия жизни диктуют высокие требования к психофизическим и социальным возможностям человека. При этом развитие науки и техники обусловило уменьшение двигательной активности человека. Сложившаяся тенденция приводит не только к снижению умственной и физической работоспособности, но и к патологическим изменениям в организме. В связи с этим возрастает значимость дисципли-
Н. В. Кошкарева Е. М. Сойнова
ны «Физическая культура» в образовательных учреждениях. Всестороннее развитие физических способностей обучающихся с помощью организованной двигательной активности помогает повысить работоспособность, укрепить здоровье, повышает устойчивость к стрессовым нагрузкам. В школах введен дополнительный урок по физической культуре, в техникумах — внеаудиторная самостоятельная работа. Задача преподавателя физической культуры — помочь студенту организовать данную деятельность, сформировать навыки самостоятельных занятий и потребность в физических упражнениях при организации активного досуга.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует помочь определить индивидуальную цель работы; сформировать умение самостоятельно ставить задачи на отдельно взятое учебно-тренировочное занятие для достижения поставленной цели. Также при определении индивидуальной цели студент должен использовать знания о первостепенных задачах физической культуры — профилактика заболеваний, поддержание здоровья и развитие физических качеств. Важно, чтобы он принимал личную ответственность за собственное здоровье. Например, в методических рекомендациях по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов техникума предложены следующие цели: формирование здорового образа жизни, физическое самосовершенствование; самовоспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; сохранение и укрепление здоровья; коррекция осанки; коррекция фигуры и т. д. Цель студент определяет самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей.
После определения цели и задач занятий выбираются направления и формы самостоятельной работы. При выборе учитываются пол, возраст, состояние здоровья, уровень подготовленности занимающихся.
В техникуме для проведения самостоятельных работ используются следующие виды заданий: практические и теоретические. Практические включают: упражнения, направленные на развитие физических качеств, на формирование правильной осанки; дыхательную гимнастику; спортивные и подвижные игры на свежем воздухе; плавание; катание на коньках и лыжах в зим-
ний период; участие в спортивных мероприятиях. Практические задания позволяют увеличить уровень двигательной активности и повысить уровень физической подготовки студентов.
Теоретические задания включают чтение дополнительной литературы, изучение интернет-источников, подготовку рефератов, сообщений и презентаций. При работе с дополнительной литературой, расширяя кругозор, студенты повышают общий уровень культуры, учатся самостоятельно анализировать материал, проводить сравнительный анализ, а также развивают умение логически мыслить и делать выводы, опираясь на полученные знания. В помощь студентам составлены методические рекомендации, в которых определены цели каждого вида работы, задания по разделам и темам программы, нагрузка и формы контроля.
Проверка самостоятельной работы осуществляется в течение учебного времени на уроках по физической культуре, посредством оценки выполнения теоретических заданий и выявления динамики развития физических качеств, уровня сформированности двигательных навыков. При оценке результатов по физической культуре учитываются динамика развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости); повышение общего уровня физической подготовки; умение самостоятельно разработать и провести комплекс утренней гимнастики, комплекс физических упражнений на уроке в подготовительной части; умение правильно организовать и провести подвижные игры; умение классифицировать физические упражнения и т. д.
Процесс самоконтроля — важнейшая составляющая самостоятельной деятельности студентов. Необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящими под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются такие количественные показатели, как частота сердечных сокращений, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм занимающихся. В зависимости от поставленной задачи изучается срочный, отставленный и кумулятивный эффект на физическую нагрузку. Чтобы проверить воздействие на организм одного занятия, занимающемуся следует учитывать четыре основных момента: показатели самоконтроля утром, перед занятием, сразу после заня-
тия и утром следующего дня. Важно, чтобы студент сравнивал свои достижения не с другими, а со своими предыдущими результатами. Динамику позволяет отследить своевременное и регулярное ведение дневника самоконтроля.
Для студента внеаудиторная самостоятельная работа — способ активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений и опыта, закладывающих основы в становлении компетенций, требуемых ФГОС. Самостоятельность — это всегда в какой-то мере творчество. С это точки зрения самостоятельная деятельность разделяется на три уровня. Наиболее простой, низший уровень — вид самостоятельной деятельности, когда студенту достаточно воспроизвести то, что ему показал или рассказал педагог. Второй уровень — когда известное, хорошо знакомое, освоенное студент при-
меняет в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке. Когда на основе знаний, прежнего опыта студент находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном счете к той же цели, можем говорить о высшем уровне творческого подхода. Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, педагог способствует формированию общих компетенций, указанных в стандартах. Как показывает анализ, планомерная, четкая организация внеаудиторной самостоятельной работы приносит положительные результаты: растет посещаемость занятий физической культурой, студенты проявляют инициативу в подготовке и проведении спортивных соревнований, команда техникума на протяжении четырех лет занимает II место в городской спартакиаде.
организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» как условие формирования профессионально важных
КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕцИАЛИСТА
М. В. Федорова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
С введением ФГОС нового поколения существенно возрастает значение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, целью которой является овладение не только определенными знаниями по учебным дисциплинам, но и опытом творческой, исследовательской деятельности, а также воспитание самостоятельности как одного из личностных качеств будущего специалиста. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию у них ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней, а ее эффективная организация зависит от того, насколько четко и продумано преподаватель спланировал весь процесс, правильно определил объем и содержание домашнего задания, насколько им предусмотрены разно-
образные формы и виды работ. При этом необходимо прописать алгоритм выполнения самостоятельной работы. Поэтому особую роль приобретает разработка методических указаний по выполнению самостоятельной работы. При разработке методических указаний мы исходили из содержания разделов и тем рабочей программы, а также из задач выполнения самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;
- развитие познавательных способностей и активности студентов; творческой инициативы, самостоятельности, организованности;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного в ходе самостоятельной работы, для подготовки к зачетам и экзаменам.
Внеаудиторная самостоятельная работа должна быть целенаправленной, систематизированной, должна носить продуктивный харак-