Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре'

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Кошкарева, Е М. Сойнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре»

в полной мере раскрывая его содержание. Кроме того, это один из путей активизации самостоятельной деятельности обучающихся, приобщения их творческому самовыражению.

Выполнение студентами исследовательских и творческих заданий является актуальным при подготовке к педагогической практике и проведению музыкальных занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования. Разработка учебных и внеклассных занятий с информационной поддержкой проводится индивидуально и в мини-группах в форме творческого проекта, например:

1. Занятие-монография (40 мин.): «Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский», «Жизненный и творческий путь С. В. Рахманинова».

2. Занятие-воспоминание (15-20 мин.): «Великие композиторы о творчестве М. П. Мусоргского», «С. В. Рахманинов в эмиграции».

3. Занятие-путешествие (20-25 мин.): «Музыкальная культура Австрии», «Танцы народов мира».

4. Занятие-экскурсия (15-20 мин.): «В доме-музее П. И. Чайковского».

5. Занятие по музыкальной грамоте (20 мин.): «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные звуки», «Нотный стан» и др.

Для успешного выполнения учебных заданий разработаны методические рекомендации к их выполнению. В них даны советы, указания, алгоритм действий по реализации содержания каждого отдельного задания. Кроме того, в методических рекомендациях указаны критерии оценки, которые дают возможность произвести педагогам и обучающимся точное оценивание процесса выполнения задания и полученного результата. Показателями самостоятельности выполнения задания являются твердая целевая установка, умение работать с информацией и свободное оперирование ею. Учебная активность выявляется по следующим показателям: степень опоры на предыдущий опыт и знания, характер выражения личного отношения к выполняемой работе, проявление творческого начала.

Таким образом, организуемая самостоятельная работа обучающихся в процессе музыкально-теоретической подготовки с учетом создаваемых вышеназванных условий дает определенный положительный результат. Наблюдается повышение интереса обучающихся к музыкально-теоретическим дисциплинам; появление у них стремления к познанию и творческого отношения к усвоению изучаемого материала, стремления качественно выполнять учебные задания с целью повышения уровня своего профессионального роста.

организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре

Н. В. Кошкарева, Е. М. Сойнова, преподаватели ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»

Период обучения в профессиональной образовательной организации характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов, что зачастую приводит к информационным перегрузкам. Также современные условия жизни диктуют высокие требования к психофизическим и социальным возможностям человека. При этом развитие науки и техники обусловило уменьшение двигательной активности человека. Сложившаяся тенденция приводит не только к снижению умственной и физической работоспособности, но и к патологическим изменениям в организме. В связи с этим возрастает значимость дисципли-

Н. В. Кошкарева Е. М. Сойнова

ны «Физическая культура» в образовательных учреждениях. Всестороннее развитие физических способностей обучающихся с помощью организованной двигательной активности помогает повысить работоспособность, укрепить здоровье, повышает устойчивость к стрессовым нагрузкам. В школах введен дополнительный урок по физической культуре, в техникумах — внеаудиторная самостоятельная работа. Задача преподавателя физической культуры — помочь студенту организовать данную деятельность, сформировать навыки самостоятельных занятий и потребность в физических упражнениях при организации активного досуга.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует помочь определить индивидуальную цель работы; сформировать умение самостоятельно ставить задачи на отдельно взятое учебно-тренировочное занятие для достижения поставленной цели. Также при определении индивидуальной цели студент должен использовать знания о первостепенных задачах физической культуры — профилактика заболеваний, поддержание здоровья и развитие физических качеств. Важно, чтобы он принимал личную ответственность за собственное здоровье. Например, в методических рекомендациях по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов техникума предложены следующие цели: формирование здорового образа жизни, физическое самосовершенствование; самовоспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; сохранение и укрепление здоровья; коррекция осанки; коррекция фигуры и т. д. Цель студент определяет самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей.

После определения цели и задач занятий выбираются направления и формы самостоятельной работы. При выборе учитываются пол, возраст, состояние здоровья, уровень подготовленности занимающихся.

В техникуме для проведения самостоятельных работ используются следующие виды заданий: практические и теоретические. Практические включают: упражнения, направленные на развитие физических качеств, на формирование правильной осанки; дыхательную гимнастику; спортивные и подвижные игры на свежем воздухе; плавание; катание на коньках и лыжах в зим-

ний период; участие в спортивных мероприятиях. Практические задания позволяют увеличить уровень двигательной активности и повысить уровень физической подготовки студентов.

Теоретические задания включают чтение дополнительной литературы, изучение интернет-источников, подготовку рефератов, сообщений и презентаций. При работе с дополнительной литературой, расширяя кругозор, студенты повышают общий уровень культуры, учатся самостоятельно анализировать материал, проводить сравнительный анализ, а также развивают умение логически мыслить и делать выводы, опираясь на полученные знания. В помощь студентам составлены методические рекомендации, в которых определены цели каждого вида работы, задания по разделам и темам программы, нагрузка и формы контроля.

Проверка самостоятельной работы осуществляется в течение учебного времени на уроках по физической культуре, посредством оценки выполнения теоретических заданий и выявления динамики развития физических качеств, уровня сформированности двигательных навыков. При оценке результатов по физической культуре учитываются динамика развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости); повышение общего уровня физической подготовки; умение самостоятельно разработать и провести комплекс утренней гимнастики, комплекс физических упражнений на уроке в подготовительной части; умение правильно организовать и провести подвижные игры; умение классифицировать физические упражнения и т. д.

Процесс самоконтроля — важнейшая составляющая самостоятельной деятельности студентов. Необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящими под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются такие количественные показатели, как частота сердечных сокращений, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм занимающихся. В зависимости от поставленной задачи изучается срочный, отставленный и кумулятивный эффект на физическую нагрузку. Чтобы проверить воздействие на организм одного занятия, занимающемуся следует учитывать четыре основных момента: показатели самоконтроля утром, перед занятием, сразу после заня-

тия и утром следующего дня. Важно, чтобы студент сравнивал свои достижения не с другими, а со своими предыдущими результатами. Динамику позволяет отследить своевременное и регулярное ведение дневника самоконтроля.

Для студента внеаудиторная самостоятельная работа — способ активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений и опыта, закладывающих основы в становлении компетенций, требуемых ФГОС. Самостоятельность — это всегда в какой-то мере творчество. С это точки зрения самостоятельная деятельность разделяется на три уровня. Наиболее простой, низший уровень — вид самостоятельной деятельности, когда студенту достаточно воспроизвести то, что ему показал или рассказал педагог. Второй уровень — когда известное, хорошо знакомое, освоенное студент при-

меняет в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке. Когда на основе знаний, прежнего опыта студент находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном счете к той же цели, можем говорить о высшем уровне творческого подхода. Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, педагог способствует формированию общих компетенций, указанных в стандартах. Как показывает анализ, планомерная, четкая организация внеаудиторной самостоятельной работы приносит положительные результаты: растет посещаемость занятий физической культурой, студенты проявляют инициативу в подготовке и проведении спортивных соревнований, команда техникума на протяжении четырех лет занимает II место в городской спартакиаде.

организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» как условие формирования профессионально важных

КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕцИАЛИСТА

М. В. Федорова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

С введением ФГОС нового поколения существенно возрастает значение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, целью которой является овладение не только определенными знаниями по учебным дисциплинам, но и опытом творческой, исследовательской деятельности, а также воспитание самостоятельности как одного из личностных качеств будущего специалиста. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию у них ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней, а ее эффективная организация зависит от того, насколько четко и продумано преподаватель спланировал весь процесс, правильно определил объем и содержание домашнего задания, насколько им предусмотрены разно-

образные формы и виды работ. При этом необходимо прописать алгоритм выполнения самостоятельной работы. Поэтому особую роль приобретает разработка методических указаний по выполнению самостоятельной работы. При разработке методических указаний мы исходили из содержания разделов и тем рабочей программы, а также из задач выполнения самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;

- развитие познавательных способностей и активности студентов; творческой инициативы, самостоятельности, организованности;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного в ходе самостоятельной работы, для подготовки к зачетам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа должна быть целенаправленной, систематизированной, должна носить продуктивный харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.