В пособии рассматривается теоретический материал, который отсутствует в ФГОС по профессии «проходчик», но необходим для целостного формирования профессиональных компетенций и удовлетворения рекомендаций социальных партнеров. Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов, включающих 17 тем.
Каждая тема содержит задания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы для углубления и расширения теоретических знаний. Кроме этого, в пособии предусмотрены советы по подготовке к экзамену квалификационному.
Задания в рабочей тетради по МДК 01.01 Проходка горных выработок составлены в соответствии с ФГОС и учетом рекомендаций работодателей и направлены на формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций. Материал рабочей тетради расположен в той же последовательности, что и в учебно-ме-
тодическом пособии. В рабочую тетрадь включены разнообразные вопросы и задания в тестовой форме, практические работы.
Учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь дополнены электронным приложением (выполнено в программе PowerPoint) в виде презентаций по всем темам программы ПМ.01 Ведение работ по проходке и креплению горных выработок и транспортированию горной массы
Комплект оценочных материалов по профессиональному модулю ежегодно обновляется с учетом рекомендаций работодателя. В системе ведется постоянный мониторинг качества освоения профессионального модуля обучающимися.
Использование учебного комплекта значительно облегчает работу преподавателю, позволяет выполнять большой объем заданий на каждом занятии, повышает качество знаний и результат обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАЙ НАШИХ»
В. А. Литош, преподаватель ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»
Проблема проекта
География — наука, изучающая территориальные комплексы, условия и закономерности их формирования и развития.
В целом география делится на два больших раздела: физическая и социально-экономическая география. Первая изучает природные процессы и объекты, вторая — явления, которые происходят в обществе и экономике. Экономическая география выявляет специфику взаимодействия разнородных процессов на каждой территории, что позволяет комплексно учитывать и обобщать все факторы ее развития — природные, экономические и социальные.
Однако сегодня наблюдается падение интереса к изучению географии. Об этом говорит, например, тот факт, что совсем немного выпускников образовательных организаций выбирают географию для сдачи ЕГЭ. Так, в Кемеровской области в 2015 г. географию сдавали всего 375 человек из 11284 участников ЕГЭ. Это происходит в том числе и потому, что обучающиеся не видят прикладного значения этой дисциплины, практической значимости географии как для жизни, так и для будущей карьеры.
Но на самом деле содержание дисциплины «экономическая география» дает богатые возможности для изучения различных отраслей экономики своего региона и перспектив его раз-
вития. Особенно это важно для обучающихся, которые после окончания техникума планируют трудиться по полученной специальности именно в своем регионе, а таких в нашем техникуме — большинство.
Реализация проекта «Знай наших!» позволит изучать географические законы и понятия на основе регионального материала, т. е. решить проблему практико-ориентированного и профессионально направленного изучения экономической географии обучающимися по специальности Механизация сельского хозяйства.
Актуальность проекта
Около 80 % обучающихся по специальности «механизация сельского хозяйства» — жители сельских поселений Юргинского района. Работа педагогического коллектива направлена в том числе на то, чтобы наши выпускники находили свое применение именно на нашей территории, после окончания техникума закреплялись на имеющихся сельхозпредприятиях или создавали собственные. Сельскохозяйственное производство является основной отраслью в экономике района, и обучающиеся должны хорошо представлять те возможности трудоустройства, которые имеются в Юргинском районе.
Сегодня в Юргинском районе отмечена тенденция к росту числа сельхозпредприятий, на-
ша образовательная организация заинтересована в постоянном развитии социального партнерства с сельхозпредприятиями, расширении баз производственной практики, максимальном использовании возможностей предприятий для более качественного практического обучения наших студентов.
Детальная характеристика сельскохозяйственного предприятия является составной частью курсовых работ в рамках изучения профессиональных модулей «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» и «Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия», которые обучающиеся выполняют на 2-м и 3-м курсах. Аналогичную часть предусматривает содержание и выпускной квалификационной работы. Руководители курсовых и дипломных работ отмечают, что именно эта часть работы вызывает большую трудность у обучающихся, т. к. у них не хватает фактических данных о предприятиях и опыта по поиску, систематизации и анализу подобного рода информации.
Цель проекта
Формирование умений применять географические знания для получения специальности и планирования профессиональной деятельности через сбор и анализ информации об агропромышленном комплексе Юргинского района.
Сквозные задачи:
• создать условия для успешного написания и защиты обучающимися курсовых работ и выпускной квалификационной работы через формирование исследовательской и коммуникативной культуры, формирование навыков самостоятельной работы, развитие общих компетенций;
• проанализировать материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий для корректировки учебных планов, рабочих учебных программ профессиональных модулей, в т. ч. эффективного распределения вариативной части программы;
• проанализировать рынок труда сельскохозяйственной отрасли Юргинского района для успешного трудоустройства выпускников и дальнейшего развития системы дополнительного профессионального обучения в техникуме;
• развивать социальное партнерство с предприятиями АПК Юргинского района, с администрацией Юргинского района.
Продукт: интерактивная карта сельскохозяйственных предприятий Юргинского района.
Этапы реализации проекта
Этап 1
Задача: подготовить методическое обеспечение реализации проекта.
Содержание:
• Собеседование с преподавателями — руководителями дипломных и курсовых работ обучающихся по специальности «механизация сельского хозяйства» — с целью определения данных, необходимых для характеристики предприятия.
• Анализ учебно-планирующей документации (рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование) по экономической географии, введение в раздел «География Кемеровской области» изучения экономики и состояния агропромышленного комплекса Кемеровской области и Юргинского района.
• Разработка методических указаний «Выполнение самостоятельной работы по экономической географии», в которых определен перечень характеристик предприятий, формат и содержание данных, подлежащих сбору и анализу.
Сроки: сентябрь-ноябрь.
Результат: определение содержания, структуры, методики реализации проекта.
Продукт:
• Рабочий учебный план и календарно-тема-тическое планирование по экономической географии, в которые включены теоретические занятия и практические работы, направленные на изучение агропромышленного комплекса Кемеровской области и Юргинского района.
• Методические указания «Выполнение самостоятельной работы по экономической географии».
Этап 2
Задача: выполнить географическое, агроклиматическое и социально-экономическое описание учебного хозяйства ЮТАиС.
Содержание:
• Изучение на уроках географии экономики, состояния и перспектив развития агропромышленного комплекса Кемеровской области и Юр-гинского района.
• Знакомство обучающихся с работой учебного хозяйства ЮТАиС.
• Выполнение практической работы «Учебное хозяйство ЮТАиС: агроклиматические условия и социально-экономическая характеристика».
Сроки: ноябрь-январь.
Результат:
• Формирование у обучающихся мотивации к изучению экономической географии, интереса к получаемой специальности.
• формирование навыков комплексной характеристики сельскохозяйственного предприятия как элемента агропромышленного комплекса района.
Продукт: база данных учебного хозяйства ЮТАиС, размещение ее на официальном сайте образовательной организации.
Этап 3
Задача: выполнить географическое, агроклиматическое и социально-экономическое описание сельскохозяйственных предприятий Юргин-ского района.
Содержание:
• Определение перечня предприятий для исследования.
• Распределение обучающихся по микрогруппам и постановка задач для работы.
• Сбор и систематизация информации о сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с заданием.
• Презентация результатов работы на круглом столе либо студенческой конференции с участием представителей предприятий района.
• Создание, оформление и заполнение интерактивной карты, размещение ее на сайте образовательной организации.
• Получение писем поддержки образовательного проекта от социальных партнеров: главы ИП крестьянско-фермерского хозяйства Гордей-чика С. А., начальника управления сельского хозяйства Юргинского муниципального района То-милова Ю. Г.
Сроки: февраль-июнь.
Результат:
• Развитие интереса и мотивации обучающихся к освоению специальности, развитие навыков сбора и анализа информации, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы обучающихся и работы в группе.
• Формирование навыков работы в программе PowerPoint.
Продукт: база данных сельскохозяйственных предприятий Юргинского района, интерактивная карта.
Этап 4
Задача: использование обучающимися собранной информации для практического применения в процессе получения специальности. Подведение итогов.
Содержание:
• Написание и защита обучающимися курсовых проектов по МДК 02.02 «Комплектование
машинно-тракторного агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ» с использованием собранных и проанализированных материалов.
• Обсуждение на цикловой методической комиссии профессионального цикла результатов реализации проекта.
Сроки: январь 2017 г.
Результат:
Развитие у студентов умений:
• оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику социально-экономических процессов;
• использовать источники информации для собственного развития и планирования карьеры;
• оперировать знаниями в жизни и обучении;
• создавать геоинформационные системы.
Продукт: курсовые проекты обучающихся.
Результат проекта
Для обучающихся
В результате реализации проекта будут созданы условия:
• для получения знаний:
- об экономико-географической специфике территории Юргинского района;
- о сельском хозяйстве как ведущей отрасли экономики Юргинского района;
- размещении предприятий сельскохозяйственной отрасли, особенностях и основных направлениях развития АПК Юргинского района;
- возможностях трудоустройства по получаемой специальности на территории Юргинско-го района;
• для освоения умений:
- проводить комплексную характеристику сельскохозяйственного предприятия как элемента агропромышленного комплекса;
- оценивать экономико-географические факторы, определяющие сущность и динамику социально-экономических процессов;
- использовать различные источники информации для получения нового экономико-географического знания;
- создавать геоинформационные системы на базе программы PowerPoint;
• для формирования компонентов общих компетенций
- использовать источники информации для собственного развития и планирования карьеры;
- оперировать знаниями в жизни и обучении.
Для образовательной организации
• Развитие социального партнерства:
- заключение договоров о сотрудничестве с вновь создающимися и стабильно функционирующими предприятиями отрасли;
- увеличение количества баз производственной практики обучаюшихся по специальности «механизация сельского хозяйства» и профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
- возможность прохождения стажировки мастерами производственного обучения и преподавателями профессионального цикла.
• Развитие системы дополнительного профессионального обучения в техникуме, ориентированного на запросы АПК района.
• Эффективное распределение вариативной части ППССЗ и ППКРС в соответствии с запросами и потребностями работодателей.
Для сельскохозяйственных предприятий
Многие мелкие сельскохозяйственные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства не имеют собственных сайтов, информация о них и их деятельности если и размещена в сети Интернет, то только в справочниках и каталогах и является очень краткой.
Размещение базы данных в виде интерактивной карты на сайте ГАПОУ ЮТАиС будет бесплатным и даст возможность производителям сельхозпродукции заявить о себе более полно и масштабно, что привлечет внимание и потенциальных клиентов и партнеров.
Перспектива проекта
Особую значимость проект «Знай наших!» приобретает в связи с предстоящим переходом на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Одним из требований ФГОС СОО является разработка и представление индивидуального проекта как формы организации деятельности обучающихся. Содержание проекта «Знай наших!» станет в дальнейшем основой для выполнения индивидуального проекта, т. к. соответствует предъявляемым к нему во ФГОС требованиям.
В рамках выполнения индивидуальных проектов обучающиеся смогут продолжить учебно-исследовательскую деятельность по комплексной характеристике сельскохозяйственных предприятий:
• вносить коррективы в уже имеющиеся данные;
• исследовать вновь созданные фермерские хозяйства;
• расширить географию исследования, включив в него Яшкинский, Болотнинский район;
• использовать данные за несколько лет для проведения анализа развития сельскохозяйственной отрасли.
Аналогичные проекты могут создавать обучающиеся по другим специальностям, например, «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».
СОЧИНЕНИЕ КАК УСПЕШНЫЙ СТАРТ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ
М. С. Мащенкова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»
Актуальность проекта
Каждая образовательная организация среднего профессионального образования ставит перед собой цель подготовить востребованных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Уже на момент обучения среди них есть такие студенты, которые желают в будущем занимать более высокую должность и они убеждены в том, что наличие высшего образования при этом является необходимым. Несмотря на то, что на сегодняшний день рабочие профессии являются наиболее востребованными, многие студенты считают, что наличие высшего образования дает преимущество при приеме на работу.
В свете последних изменений, утвержденных приказом Министерства образования и нау-
ки РФ, написание сочинения стало одной из ступеней, ведущих к получению аттестата, а следовательно, к поступлению в вузы.
Проблема
Результаты написания итогового сочинения, которое проводилось среди обучающихся ГПОУ КемТИПиСУ, оказались следующими: только 50 % экзаменуемых получили «зачет». Остальные 50% написали сочинение на отметку «неудовлетворительно», а значит, чтобы быть допущенными к ГИА, этим студентам необходимо повторно написать итоговое сочинение.
Стоит проблема, как за короткие сроки подготовить выпускников к повторному написанию сочинения.