Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи » как условие формирования профессионально важных качеств будущего специалиста'

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи » как условие формирования профессионально важных качеств будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М В. Федорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи » как условие формирования профессионально важных качеств будущего специалиста»

самостоятельная работа

Учебно-исследовательская деятельность позволяет формировать самообразовательную компетентность будущих специалистов, что в свою очередь будет способствовать формированию внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности, развитию нестандартного мышления, поиску новых путей, решению поставленных задач через самообразование, самореализацию [3, с. 32].

1. Горбачева Н. М. Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов — URL: http://smolapo.ru/sites/default/ files/prepod/Gorbaceva/2-1.pdf.

2. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов: педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — с. 224-226.

3. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. — Москва: Планета, 2010. — 255 с.

4. Реутова Е. Б. Метод проектов при создании опорных конспектов / Е. Б. Реутова, В. И. Рязанова // Биология в школе. — 2005. — № 4. — С. 35-39.

5. Михайловская Т. А. Формирование самообразовательной компетенции студентов через изменение методов самостоятельной работы // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 3. — С. 30-32.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

М. В. Федорова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

С введением ФГОС существенно возрастает значение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, целью которой является овладение не только определенными знаниями по учебным дисциплинам, но и опытом творческой, исследовательской деятельности, а также воспитание самостоятельности как одного из личностных качеств будущего специалиста. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, а ее эффективная организация зависит от того, насколько четко и продумано преподаватель спланировал весь процесс, правильно определил объем и содержание домашнего задания, насколько им предусмотрены разнообразные формы и виды работ. При этом необходимо прописать алгоритм выполнения самостоятельной работы. Поэтому особую роль приобретает разработка методических указаний по выполнению самостоятельной работы. При разработке методических указаний мы исходили из содержания разделов и тем рабочей программы, а также из задач вы-

полнения самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, организованности;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного в ходе самостоятельной работы, для подготовки к зачетам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа должна быть целенаправленной, систематизированной, а самое главное должна носить продуктивный характер, чтобы студенты подходили к выполнению заданий не формально, а осознанно.

Одна из задач дисциплины «Русский язык и культура речи» — формирование умений применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Чтобы повысить общую языковую культуру студентов, расширить их знания, пробудить интерес к учебной дисциплине, студентам дается творческое задание составить словарик (от 15 до 20 слов) орфоэпических ошибок в речи современной молодежи и подготовить устное выступление о том, какую роль в обществе играют нормы ударения. И очень радует, что большинство из выступающих приходит к выводу, что говорить правильно необходимо.

При изучении раздела «Лексика и фразеология» студенты должны подобрать примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ- и радиопередачи). Им необходимо подтвердить правильность своих наблюдений и выводов с помощью различных словарей. Для того чтобы обучающиеся эффективно организовали свою деятельность, преподаватель предварительно информирует их о целях данной работы, сроках выполнения, критериях оценивания. Такой вид деятельности может осуществляться как индивидуально, так и в парах. При выполнении таких заданий у студентов развивается интерес к слову, они стремятся правильно и грамотно строить свою речь. Более сильные студенты оформляют свои работы в виде презентаций, которые потом используются на учебных занятиях и конференциях разного уровня.

К. Д. Ушинский писал: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Поэтому организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов должна способствовать приобретению ими новых знаний и умений, способности формулировать проблему и находить оптимальный путь ее решения. Творческие задания позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Например, предлагается составить мини-словарь фразеологических и крылатых выражений, объяснить их смысл, рассказать историю их происхождения, выписать несколько крылатых выражений из произведений А. П. Чехова, М. А. Булгакова, М. Горького и др. Еще один вид самостоятельной работы — это написание сочинения о знакомой ситуации с использованием фразеологизмов. Отдельным группам предлагается провести мини-исследования на темы «Использо-

- самостоятельная работа -

вание фразеологизмов в речи современной молодежи», «Использование заимствованной лексики в современном русском языке», «Почему мы так говорим», «Богатство и выразительность словарного запаса современного подростка». Такие задания направлены на развитие у студентов самостоятельности, творческой активности, инициативы. Выполнение подобных проектов позволяет обучающимся приобрести опыт исследовательской деятельности, который пригодится на последующих курсах.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы таким образом, чтобы происходил процесс формирования общих компетенций у студентов. Поскольку мы готовим руководителей среднего звена, то они обязательно должны уметь:

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

- владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

- адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;

- создавать письменные и устные высказывания.

Так, при изучении темы «Публицистический стиль и его особенности» на занятии мы говорим об основной функции данного стиля, его языковых особенностях в области лексики, морфологии, синтаксиса. И студенты получают задание написать эссе. Предварительно обучающиеся знакомятся с историей появления эссе, особенностями этого жанра, получая методические указания по оформлению данного вида сочинения. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли, излагать свою точку зрения, студент должен проявить индивидуальность, оригинальность изложения.

Изучая особенности официально-делового стиля, студенты оформляют резюме, что пригодится при устройстве на работу.

На уроках русского языка и культуры речи студенты осваивают понятие текста, такие параметры, как правильность, выразительность, информативность, вырабатывают умение ясно и сжато выразить свою мысль. Довольно часто от студента требуется не подробная, пол-

- самостоятельная работа -

ная, дословная передача содержания, а изложение сути, главной, существенной информации. Навыки интерпретации текста необходимы для успешного обучения на старших курсах, а также при сдаче ЕГЭ по русскому языку и написания итогового сочинения по литературе. Следующий вид внеаудиторной самостоятельной работы является логическим продолжением аудиторного занятия. Для анализа берутся тексты разных видов и стилей, выполняются различные тестовые задания, упражнения для написания сжатых и развернутых изложений и сочинений-рассуждений, что позволяет формировать следующие умения и навыки:

• определять основную тему и мысль текста;

• выделять главную и второстепенную информацию;

• находить и анализировать языковые средства выразительности;

• создавать высказывания на определенную тему;

• отбирать лексические средства и грамматически связывать их.

С целью развития коммуникативного потенциала личности, формирования умения правильно и образно говорить студентам предлагаются упражнения для самопроверки знаний различной степени трудности, тесты, диктанты. Творческие задания позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Например, исправить ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, найти и устранить грамматические и речевые ошибки, большое внимание уделяется работе по редактированию текстов. Выполнение этих заданий позволяет совершенствовать практические навыки в области фонетики, орфографии, синтаксиса, речевых норм, что позволит в дальнейшем студентам успешно подготовиться к ЕГЭ.

Чтобы стать профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Живой интерес у студентов вызывает раздел «Культура деловой речи». Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах на 15 % зависят от его профессиональных знаний и на 85 %% — от его умения общаться с людьми». С интересом воспринимается студентами информация о том, что по тому, как человек сидит, стоит, даже подает руку для приветствия,

можно определить его характер. И умелое использование невербальных средств общения позволяет повысить коммуникативную культуру. Например:

- улыбка рефлекторно порождает ответную улыбку,

- если при выступлении вам нужно держать текст, то лучше одной рукой, чтобы другая оставалась свободной,

- перемещаться в аудитории старайтесь во время речевых пауз,

- не зависайте над кем-либо из участников: уважайте их личное пространство.

Для самостоятельной работы студенты получают задания: понаблюдать за своими собеседниками, описать невербальные средства, проанализировать, о чем «говорят» жесты, мимика, позы, дистанция; описать несколько жестов, сопровождающих речь, и записать высказывания, которые могли бы сопровождаться этими жестами.

Заключительным видом внеаудиторной самостоятельной работы является работа над рефератом. Написание реферата — это достаточно объемный вид самостоятельной работы. Студентам предлагаются темы, представляющие интерес для дальнейшей профессиональной деятельности. Например: «Правильность речи: орфоэпические нормы современного русского языка», «Чистота и выразительность речи. Необходимость изживания ненормативной лексики», «Проблемы языковой культуры в современном российском обществе», «Язык современной рекламы», «Язык эффективного общения современного человека», «Имидж современного делового человека: язык, речь, манера общения», «Правила построения ораторской речи», «Невербальные средства общения» и др. Заранее выдается список литературы, объясняются цели и задачи данного вида работы. Студенты знакомятся со структурой реферата и с критериями оценки. На зачетном занятии наиболее интересные работы студенты представляют в виде выступления. Ежегодно происходит корректировка заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Это связано с уровнем подготовленности студентов по русскому языку, а также анализом выполненных работ за предыдущий учебный год. Меняется тематика некоторых заданий, их уровень сложности, объем времени на их выполнение, корректируются методические указания. Все это позволяет сделать внеаудиторную самостоятельную работу студентов более эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.