ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СРЕДЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Вихорева О.А.*
Челябинский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассмотрены специфика ученического самоуправления в среде научно-исследовательского сообщества старшеклассников, образовательный и воспитательный потенциал самоуправления учащихся в процессе исследовательской деятельности старшеклассников.
Научно-исследовательское сообщество старшеклассников представим как форму организации исследовательской деятельности, т.е. взаимосвязи учащихся и ученых (педагогов) как коллективного субъекта исследовательской деятельности. Отличие рассматриваемого научно-исследовательского сообщества от тех, которые изучаются социологией, состоит в том, что оно является временной единицей для решения не только познавательных, но и педагогических (учебных, воспитательных) проблем. Лидером научного сообщества, рассматриваемого в контексте исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста, является ученый (либо педагог), осуществляющий научно-педагогическое руководство исследовательским процессом.
Организация и функционирование такого научно-исследовательского сообщества включают в себя:
1. Создание малых учебных групп для ведения научного поиска на базе вуза и образовательного учреждения.
2. Развитие форм научной коммуникации, обеспечивающих анализ результатов исследовательской деятельности.
Малые учебные группы (научные секции, научно-исследовательские и творческие лаборатории, конструкторские бюро, школы исследователей и т.д.) работают с привлечением материально-технической базы как учреждения дополнительного образования детей либо гимназии, лицея, так и вуза (помещение, оборудование, литература, экспериментальный материал) под руководством их преподавателей. Организация работы предусматривает решение следующих задач:
1. Формирование базовых знаний, навыков и умений, определяющих возможность включения учащихся старшего школьного возраста в процесс научного поиска по выбранной тематике исследования.
2. Создание материально-технических и педагогических условий для научно-поисковой деятельности учащихся.
* Доцент кафедры Социальной работы, кандидат педагогических наук
3. Стимулирование поисковой мотивации старшеклассников, создание условий для согласования целей и мотивов их деятельности через включение учащихся в поле ценностей науки и развитие научного образа мышления.
4. Формирование у старшеклассников установки на значимость изучения фундаментальных и прикладных наук, их профессиональное определение в процессе научного поиска.
5. Формирование культуры научного взаимодействия.
Малая учебная группа является формой организации исследовательской деятельности в объединениях детей и взрослых, составляющих научно-исследовательское сообщество.
Под научной коммуникацией нами понимается специально организованное общение учащихся между собой, с ученым (педагогом) по поводу процесса и результата научного исследования (запланированного, проводимого, осуществленного). Формы научной коммуникации в рассматриваемом научно-исследовательском сообществе мы классифицировали по целевой установке на следующие типы:
1. Организационно-подготовительные (установочные сессии, установочные методологические семинары для педагогов);
2. Ценностно-развивающие (научные сборы, слеты, форумы науки и творчества, выездные школы);
3. Контрольно-проектировочные (конференции, конкурсы, чтения).
Необходимость решения воспитательных задач в процессе исследовательской деятельности старшеклассников требует привлечения специфических педагогических средств. Нужно учитывать, что человека «... воспитывает вся окружающая обстановка ... воспитывают события» (Н.К. Крупская) [3, с. 139]. Как показывает собственный педагогический опыт и проводимая опытно-экспериментальная работа, эффективными средствами решения воспитательных задач в процессе исследовательской деятельности старшеклассников могут стать элементы ученического самоуправления как на уровне малой учебной группы, так и на уровне локального научно-исследовательского сообщества (институционального, городского, областного сообщества ученых, педагогов и старшеклассников) и коллективно-творческая методика при организации научной и социальнодосуговой деятельности. Коротов В.М. отмечает существенное возрастание эффективности внеурочной воспитательной работы при наличии ученического самоуправления в организованных творческих объединениях школьников [2, с. 46].
Самоуправление ученическое рассматривается как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей [1, с. 146]. Отметим, что в качестве важнейшей функции ученического самоуправления необходимо выделить стимулирование и
развитие активности детей в процессе вовлечения их в управленческую деятельность. Необходимо также отметить интеграционную и сплачивающую функцию ученического самоуправления по отношению к малым учебным группам в детско-взрослом исследовательском сообществе [2].
Рассмотрим, как реализуется ученическое самоуправление в детско-взрослом научно-исследовательском сообществе. Во-первых, это предполагает выборы лидера малой учебной группы (командира, старосты, члена большого совета научно-исследовательского сообщества и т.д.). Функции такого лидера определяются:
- востребованностью в старшем школьном возрасте самостоятельного планирования своей жизнедеятельности (что в полной мере невозможно в рамках научного исследования при несформиро-ванной исследовательской компетентности);
- необходимостью формирования благоприятного психологического климата в коллективе за счет реализации элементов досуговой деятельности в учебной группе для развития коммуникативных навыков учащихся (подготовка праздников-инициаций, праздников подведения итогов и др.);
- потребностью организации контактов с другими учебными группами на уровне большого совета самоуправления для координации подготовки выездных форм научной коммуникации (научные сборы, выездные школы и др.) и создания, поддержания социально-востребованных традиций.
Во-вторых, необходима организация деятельности органа детского самоуправления на уровне всего научно-исследовательского сообщества (ученический совет научно-исследовательского сообщества, совет командиров и т.д.).
Функции такого совета определяются
- необходимостью координации действий по подготовке выездных форм научной коммуникации (сборы, слеты, выездные школы), так как их воспитательный потенциал может быть реализован только при участии в подготовке самих школьников;
- потребностью в поддержании традиций сообщества.
Как показывает опыт практической деятельности, существенным элементом организации ученического самоуправления является применение коллективно-творческой методики, которое наиболее эффективно в рамках ценностно-развивающих форм научной коммуникации научно-исследовательского сообщества старшеклассников. К таким формам мы относим научные сборы, форумы науки и творчества, выездные школы. Их характеристика представлена в табл. 1.
Коллективно-творческая методика, реализуемая как совокупность коллективно-творческих дел социально-досугового характера, дает возможность придать практическую направленность и персональную ценность социально-
досуговой деятельности для каждого вовлеченного в нее ребенка за счет раскрытия их творческих возможностей в ситуации социальной востребованности. Коллективно-творческие дела с небходимостью требуют создания временных творческих групп, которые можно рассматривать как элемент ученического самоуправления. В целом, данная методика позволяет сформировать детский коллектив с благоприятным психологическим климатом. Это обусловливается созданием ситуации востребованности способностей и возможностей каждого ребенка, его безусловным принятием и привлечением к общему делу, исходя из индивидуальных особенностей. Причем каждый учащийся может побывать в ситуации лидера, что обеспечивается соответствующей педагогической позицией взрослых, привлекаемых к работе с детьми в период выездных сборов, слетов и т.д. Данный момент успешно реализован нами за счет привлечения к педагогической работе выпускников научноисследовательского сообщества (студентов, аспирантов, молодых ученых). Это позволяет поддерживать ценностные традиции не только научного, но и гуманитарного плана.
Таблица 1
Характеристика ценностно-развивающих форм научной коммуникации
Тип научной коммуникации Название Содержание
Ценностно-раз- вивающие Научные сборы (слеты) Стимулирование активности учащихся в исследовательской деятельности, расширение культурного опыта старшеклассников через общение со сверстниками, широким кругом ученых и практических специалистов в процессе участия во временных детских коллективах (проектные группы, отряды), формирование коммуникативно-организаторских навыков
Форум науки и творчества Расширение кругозора и запаса знаний в конкретных областях науки, стимулирование собственно исследовательской активности через процесс неформального обмена опытом научно-поисковой деятельности с учеными, развитие методологической компетентности в процессе работы в симпозиумах, формирование культуры научной коммуникации и опыта представления результатов своих исследований
Выездные школы (выездные лагеря) Углубление знаний, расширение методологической подготовленности, формирование опыта представления результатов своей исследовательской деятельности
Опрос участников выездных сборов «Курчатовец», проводимых в Челябинском научном обществе учащихся, позволил выявить следующие характеристики психологического климата, благоприятного для учащихся:
- дружеская (дружелюбная, дружественная, дружная) атмосфера (50% опрошенных);
- веселая атмосфера (22% опрошенных);
- атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания (10 % опрошенных);
- интересная атмосфера (10 % опрошенных);
- творческая атмосфера (10 % опрошенных);
- доброжелательная атмосфера (9 % опрошенных);
- добрая атмосфера (5 % опрошенных);
- теплая атмосфера (5 % опрошенных);
- настрой на достижение общей цели (дух сплоченности, отсутствие разногласий) (5 % опрошенных);
- плодотворная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- тихая и спокойная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- серьезная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- научная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- доверительная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- неформальная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- конструктивная атмосфера (менее 5 % опрошенных);
- полное равенство всех участников сборов (менее 5 % опрошенных);
- атмосфера общего благополучия (менее 5 % опрошенных);
- атмосфера, полная идей (менее 5 % опрошенных);
- атмосфера состязательности между отрядами (менее 5 % опрошенных).
Опрос по окончании сборов показал, что для 92 % участников сборов атмосфера в отряде была психологически комфортной. Для того чтобы сохранить этот психологический настрой, необходима реализация элементов коллективно-творческой методики в периоды после сборов (выездных школ). Это предполагает организацию ученическим советом самоуправления совместных коллективно-творческих дел научно-просветительского или социально-досугового характера для всех учебных групп, входящих в научно-исследовательское сообщество (день науки, посвящение новичков в члены сообщества, встречи с выпускниками и представителями науки, встречи участников выездных сборов и т.д.).
Значимость коллективно-творческой методики определяется не только возможностью создания определенного психологического климата, но и как способа формирования у учащихся навыков коллективной работы. При этом нами использовался метод «мозговой атаки», применяемый в коллективе каждого отряда в период сборов при разработке сценария творческого выступления. Это обеспечивает каждому старшекласснику возможность высказать свое предложение для принятия коллективного решения, а затем взять на себя определенную роль при его реализации. Таким образом, мы стимулировали проявление фантазии, воображения в условиях, вырабатывающих коллективный стиль работы.
Для поддержания успешности применения коллективно-творческой методики педагогический коллектив выездных сборов целенаправленно работает над формированием общих ценностей и традиций, что значи-
тельно облегчается при наличии постоянно действующего органа самоуправления, выступающего в данном случае как хранитель этих традиций. Их реализации содействует ежедневная коллективная рефлексия деятельности отряда, которая проводится в форме вечернего сбора «Пока горит свеча». На таком сборе каждый ребенок анализирует деятельность коллектива и свою лично с точки зрения сложившихся норм поведения (традиций) и наличия самодисциплины у каждого. Основой такого анализа являются три вопроса, которые задает себе каждый учащийся:
- «Что хорошего было в отряде в течение дня?»
- «Что мне не понравилось сегодня?»
- «Что я предлагаю на будущее?»
Исследования среди участников сборов «Курчатовец», проводимых в Челябинском научном обществе учащихся, показывают следующее. В период занятий в секциях научного общества учащихся половина старшеклассников действовала индивидуально, самостоятельно продумывая цель и программу действий. В период подготовки коллективно-творческих дел на сборах количество таких детей уменьшается в два раза и соответственно увеличивается доля тех, кто принимает предложенную цель, программу действий и действует в команде, при этом привнося изменения и предложения. Количество детей, работавших в строгом соответствии с предложенной извне целью и программой действий, не привнося изменений, попадает в диапазон 5-15 % независимо от характера работы (исследовательская работа в секции НОУ, коллективно-творческая работа на сборах).
Итак, функционирующее научно-исследовательское сообщество мы можем определить как внешнее условие развития личности, а также источник возможностей для ее саморазвития на основе использования специфичного для дополнительного образования разнообразия форм организации учебной деятельности, имеющего в своем содержании воспитательно-образовательный компонент, что наиболее ярко демонстрирует возможность организации ученического самоуправления.
Список литературы:
1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-метод. пособие / В.А. Березина. -М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512 с.
2. Коротов В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
3. Крупская Н.К. Воспитывать достойную смену: Избр. статьи, речи, письма / Н.К. Крупская; предисл. В.С. Дридзо. - М.: Политиздат, 1973. -414 с.