СОДЕЙСгв f \
ЧИППКРО
Современная школа
УДК 371.14 ББК 74.202.5
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Зуева Ф.А.
Аннотация. В статье обозначены подходы к развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования на основе самоуправления, выделены направления деятельности общеобразовательных учреждений в логике организации процесса самоуправления
In article approaches to development of professionally significant personal resources of senior pupils in system ofprofile formation on the basis of self-management are designated, directions of activity of educational institutions in the logician of the organization of process of self-management are allocated.
Ключевые слова: самоуправление, теории самоуправления, профессионально значимые личностные ресурсы, учебно-педагогическое взаимодействие
Self-management, self-management theories, professionally significant personal resources, educationally-pedagogical interaction.
В настоящее время самоуправление в ученических коллективах вышло на новый виток своего развития, что обусловлено несколькими факторами. Обострился интерес со стороны государственных органов к организации, качеству и результативности воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, что отражается в ряде официальных документов; наблюдается повышение деятельностной активности старшеклассников в отношении своей жизни в период обучения; отмечается увеличение количества педагогов образовательных учреждений, проявляющих заинтересованность к жизни старшеклассников, и, наконец, владение
навыками управления и самоуправления для сегодняшних выпускников образовательных учреждений становится одним из необходимейших условий их успешной самореализации в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
В современной науке самоуправление определяется как «руководство какой-либо деятельностью кого-нибудь, чего-нибудь без посторонней помощи, самостоятельное движение кого-нибудь, чего-нибудь в самостоятельно определяемом направлении». При таком понимании понятие «самоуправление» может в полной мере относиться и к отдельной личности, и к группе, и к коллективам самой различной величины, и состоит в том, что отдельный индивид, члены группы или коллектива сами руководят происходящими процессами в своем сообществе.
Современная теория самоуправления в образовательных учреждениях базируется на важном принципе, суть которого (по С. И. Гессену) состоит в том, что «школьное самоуправление должно состоять не в копировании форм государственных учреждений, но в создании таких форм, которые бы соответствовали материалу школьной жизни, кругу тех простых и несложных вопросов, которые могут быть осилены учениками и в самостоятельном разрешении которых будут расти их личности». Таким образом, школьное самоуправление это та «интенсивная, нередко даже как бы переливающаяся через край общественность», к которой можно отнести разнообразные кружки, организации и сообщества старшеклассников [5, с. 17].
Анализ истории становления самоуправления в системе образования позволяет утвер-
Зуева ФА
Возрастание роли самоуправления ...
ждать, что собственно методику организации деятельности школьного самоуправления разработала Н. К. Крупская, которая высказывала мысль о необходимости «налаживать в школе такую коллективную жизнь ребят, которая опиралась бы на правильно поставленное самоуправление». Интенсивное развитие системы массового образования в России после Октябрьской революции послужило основанием разработки ряда нормативных документов, в которых отразились вопросы, касающиеся деятельности органов школьного самоуправления [3, с. 78].
В соответствии с этими документами в школах действовали раздельные органы самоуправления, в которые входили педагоги (педагогические советы, учебно-методические совещания и т. д.); старшеклассники (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.); трудовое население и общественность (общие и групповые собрания родителей, их комитеты и др.); совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции, советы, их президиумы и комиссии); и различные общественные организации детей и взрослых.
Огромный вклад в развитие самоуправления внес А. С. Макаренко, разработавший прогрессивную для того времени (и не потерявшую свою актуальность сегодня) систему детского самоуправления как ведущий принцип организации коллектива и соответствующую ей методику педагогического руководства детским самоуправлением. Суть этой системы заключается в четкой организации управляющих органов самоуправления во главе с командиром отряда и его помощником, в четком распределении обязанностей между всеми участниками самоуправления, наличием сложной, но четко структурированной системы коллективных зависимостей, способствовавшей воспитанию у воспитанников умения руководить и подчиняться, и самое главное регулярностью в работе органов самоуправления [4].
Ярким примером развития детского самоуправления на современном этапе развития школы является опыт В. А. Караковского, который считает, что самоуправление - это непременный признак, атрибут ученического коллектива, ибо, чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. По его мнению, научить самоуправлению - значит нау-
чить «управлению собой», научить самовоспитанию. Именно поэтому В. А. Караковский рассматривает самоуправление как средство самовоспитания личности, механизм вовлечения детей в «самоуправленческую деятельность». Анализ опыта организации ученического самоуправления в школе В. А. Караковского позволяет выделить несколько существенно важных для нашего исследования особенностей: 1) непременное участие каждого старшеклассника в самоуправленческой деятельности; 2) в связи с этим гибкость, подвижность, частая об-новляемость органов самоуправления с тем, чтобы оно не вырождалось в начальствование;
3) регулярный коллективный анализ деятельности руководителей ученического самоуправления с целью объективной оценки их работы;
4) руководящая роль в самоуправлении общественных организаций (в школе В. А . Кара-ковского это комсомольская и пионерская организация); 5) введение новой, универсальной выборной должности - дежурного командира, который избирается коллективом на две недели [2].
В системе ученического самоуправления существенным, как отмечает В. А. Караков-ский, является вопрос о роли и месте в нем педагога. Классный руководитель непременно как старший друг участвует в анализе работы и выборах дежурного командира, будучи никакими видимыми правами и полномочиями при этом не наделен. В то же время самоуправление в школе В. А. Караковского не означает предоставление учащихся самим себе. В его понимании ученическое самоуправление - это высшая форма педагогического руководства ученическим коллективом, поэтому «здесь главное - не подменять, а учить; не приказывать, а соответствовать; не бояться, а доверять» [2, с.73].
Анализ современных исследований по проблемам самоуправления в различных школьных коллективах и организациях позволяет обозначить две его важнейшие функции: 1) обеспечение нормальной работы всех коллективов в школе, оптимальное решение сегодняшних повседневных задач с учетом интересов старше -классников; 2) подготовка старшеклассников к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности, что дает возможность посредством развития самоуправления одно-
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
временно решать текущие задачи и работать на перспективу. При таком подходе самоуправление, по словам В. Д. Иванова, это та же самодеятельность, но направленная на руководство - то есть разработку, принятие и осуществление решений, от которых что-то зависит. Признаком же самодеятельности он называет целевую установку.
Изучение роли самоуправления в ученических коллективах показывает, что в качестве одного из главных факторов, стимулирующих рост коллектива, выступает осознание субъектами своей ответственности и самостоятельности, что возможно лишь при известной степени зрелости коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Однако для того, чтобы переход к самоуправлению как более высокой форме организации коллектива стал реально возможен, необходимо всемерно укреплять его на первых стадиях его зарождения, проводя через разные виды усложняющейся деятельности, способствующей развитию самостоятельности; постепенно изменять методы руководства коллективом, переходя от прямых к косвенным.
Определяя теоретические основы организации самоуправления, мы учитывали положения Г. Н. Серикова, согласно которым в любой педагогической системе в соответствии с принципом системного подхода можно выделить две подсистемы: педагогическое управление, в котором субъект деятельности - педагог, а объект воздействия - как отдельный старшеклассник, так и коллектив; и самоуправление как процесс, осуществляемый и на уровне личности отдельного старшеклассника, и на уровне всего коллектива. Исходя из этого, самоуправлением в коллективе является такой вид самостоятельной деятельности старшеклассников, при котором ведущие функции самоуправления (целеполага-ние, планирование, самоорганизацию, нормирование, самоконтроль и учет, коррекцию, самоанализ процесса и результата) они выполняют достаточно эффективно самостоятельно, либо на отдельных этапах под руководством педагога, что создает особо благоприятные педагогические условия для развития их профессионально значимых личностных ресурсов [6].
Опираясь на исторически сложившиеся традиции школьного самоуправления, мы рассматриваем самоуправление старшеклассников
как форму организации коллектива, обеспечивающую право на самостоятельное руководство своей деятельностью, содержание которого составляют разработка, принятие и осуществление собственных решений по реализации разных направлений выбора профессии в процессе профильного образования. Отличительными признаками самоуправления старшеклассников при таком понимании являются, во-первых, его организационная структурированность, а именно: содержательная, организационная и профессиональная помощь со стороны педагогов, выполняющих функцию консультантов; четкая содержательная определенность работы каждой группы, одной и той же деятельности; обязательная аналитико-рефлексивная и корректирующая деятельность, как по ходу, так и по завершении мероприятий, организуемого в рамках самоуправления.
Самоуправление - комплексный процесс, проходящий по направлениям:
- изучение собственных психологических и личностных качеств с использованием психологического инструментария;
- самооценка старшеклассника, которая формируется путем сравнения себя с другими людьми и сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить жизненные цели, заниженная самооценка приводит к тому, что человек начинает находить в каждом деле непреодолимые труд -ности, умеренно завышенная самооценка стимулирует активность личности;
- рассмотрение самоуправления в связи с процессом самовоспитания (самонаблюдение в процессе образовательной деятельности, анализ фактов собственной жизни; самоанализ - критическая оценка фактов, соотнесение их с определенными ценностями; самоиспытание интеллектуальных, эмоциональных и волевых ка -честв, особенностей темперамента и физических возможностей). Важным источником самоуправления является анализ критических отзывов товарищей, знакомых, педагогов и других людей, чуткость к высказываниям со стороны - важный показатель зрелости личности.
В практике реализации курсов по выбору организуется работа по самоуправлению старшеклассников по всем выделенным направлениям. В этом случае достигается необходимый
Зуева ф.А
Возрастание роли самоуправления ...
уровень диагностичности программы, деятельность старшеклассников приобретет дополнительный личностный смысл саморазвития. Логика организации процесса самоуправления может быть следующей: на первом этапе познание себя при помощи психологических методик (изучение познавательных интересов; определение профессиональных склонностей и способностей ми др.), далее - диагностика и формирование самооценки старшеклассников в процессе тренингов, игр (профориентацион-ных, бланковых), а затем - последовательный переход к самонаблюдению, самоанализу и самоиспытанию в процессе решения практических задач во время прохождения курса по выбору. Таким образом, процесс самоуправления будет охватывать каждый вид деятельности, выполняемый старшеклассникам. Организуя самоуправление старшеклассников, необходимо продумать способ фиксации результатов. Это должна быть наглядная форма, которая будет служить ориентиром для старшеклассников и показателем их развития для педагога. Для этих целей подходит «Карта саморазвития личности», «Дневник самоопределения», которые старшеклассник ведет самостоятельно: отмечает собственные наблюдения, связанные с работой по данному курсу, свои ощущения. Это дисциплинирует старшеклассников, способствует формированию рефлексии, способности к самоанализу.
В содержании данных средств самоуправления отражается состав качеств, психологических характеристик, которые планируется диагностировать; исходный уровень развития данных качеств: желаемый уровень развития, т.е. цели и ориентиры; изменения в развитии этих качеств в процессе работы. Использование этих средств способствует осознанной деятель -ности старшеклассников по саморазвитию, формирует у них мотивацию к занятиям, чувство ответственности перед самим собой.
Мониторинг усвоения дидактических единиц по каждой теме предмета и учебно-педагогическое взаимодействие на основе самоуправления влияют на повышение качества знаний и устанавливают действенную обратную связь, дают возможность планировать обучение с учетом промежуточных результатов обучения и коррекции процесса обучения. Благодаря методам контроля и коррекции знаний,
на этих этапах продолжает формироваться позитивная мотивация, что существенно влияет на результат обучения.
Влияние самоуправления старшеклассников на развитие профессионально значимых личностных ресурсов отслеживалось в ходе экспериментальной работы, организованной в процессе реализации профильного обучения, по следующим линиям:
- обучение старшеклассников общим и специальным умениям выполнения деятельности, развитие организационной культуры воспитанников; создание условий для творческой самостоятельности старшеклассников в решении учебно-образовательных и практических задач.
- постановка старшеклассников в позицию субъектов деятельности, делегирование им реальных полномочий по руководству деятель -ностью своего коллектива, вытеснение внешнего контроля внутренним самоконтролем стар -шеклассников;
- учебно-педагогическое взаимодействие, направленное на обеспечение благоприятного положения каждого старшеклассников в кол -лективе;
- расширение рамок самоуправления старшеклассников за счет освоения окружающей социальной среды, способствующее гражданскому становлению личности, расширению жизненного опыта старшеклассников;
- определение в качестве основных критериев самоуправления инициативности в деятельности, самостоятельности, ответственности при принятии решений, целеустремленность, творческое отношение к делу, организованность;
- осуществление квалифицированного педагогического руководства, которое по мере развития самоуправления старшеклассников становится более косвенным, менее инструктивным и открытым.
Принципиально важным моментом с начала эксперимента была работа педагогов по развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников и включению профессионально значимых заданий во все формы деятельности. Итоговое диагностирование в экспериментальных группах показало, что за время работы в них произошли позитивные изменения в развитии самоуправления старше-
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
классников, в среднем от 8,3% до 14 %. Произошли также изменения и в количественном составе типологических групп старшеклассников, разных по уровню самоуправления. Так в начале опытной работы старшеклассников с высоким уровнем самоуправления было не более 10 % от общего числа, к концу экспериментальной работы эта цифра увеличилась до 19 %. Старшеклассников со средним уровнем самоуправления было 23 %, стало - 31 %, с посредственным уровнем было 37 %, к концу работы их стало 24 %, с низким уровнем самоуправления - было 34 %, стало 25 % - от числа опрошенных. Кроме того, результаты самооценки старшеклассников экспериментальных групп показали, что 12 % из них постоянно или часто бывают в роли организаторов деятельности (в контрольных - 6 %), 53 % - в роли активных участников (в контрольных - 34 %), 20 % - в роли исполнителей (в контрольных - 33 %), 11 % - в роли наблюдателей (в контрольных -26 %).
Положительная динамика уровня развития самоуправления старшеклассников свидетель -ствует об эффективности использованных в ходе экспериментальной работы методов и средств воспитания, правильном выборе содержания деятельности на каждом этапе деятельности и развитии профессионально значи-
мых личностных ресурсов старшеклассников, в целом.
Литература
1. Зуева Ф. А. Экспериментальное исследование концепции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования [Текст] / Ф. А. Зуева // Сибирский педагогический журнал. - 2011. № 2. - С. 147-159.
2. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 1994. - 174 с.
3. Крупская, Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении [Текст] / Н. К. Крупская, сост. В. С. Озерская. -М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
4. Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hrono.ru/libris/lib_k/kumar_makar.htm.
5. Салимова, К. И. Выдающиеся зарубежные мыслители и педагоги о трудовом воспитании и профессиональной подготовке [Текст] / К. И. Салимова // Школа и производство. -1989. - № 3. - С. 14-20.
Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. -Курган: изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.