Белов Олег Александрович
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА"
В статье рассматриваются возможности проведения учебных занятий по дисциплине "Криминалистика" с использованием интерактивных форм обучения в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") в целях реализации компетентностного подхода в обучении. Автор описывает положительный опыт использования при проведении практических занятий по дисциплине "Криминалистика" компьютерных обучающих программ, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/2-2/49.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 2. C. 173-175. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/2-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
усиливает ужасающее впечатление от устроенной грабителями бойни. Кроме того, учащиеся отметили, что динамичность повествования нарастает благодаря использованию лексических средств перечисления.
В данной статье приведены результаты работы со студентами магистратуры направления «юриспруденция», которые подтверждают мысль о том, что даже обучающиеся с весьма слабой языковой подготовкой способны полноценно участвовать в поисково-исследовательской текстовой деятельности с использованием родного языка. Работа с иноязычным текстом может способствовать формированию и развитию профессиональной компетенции магистранта, мотивировать его к дальнейшему самостоятельному изучению иноязычных источников.
Ожидается, что студенты магистратуры по окончании обучения напишут диссертационные исследования по актуальным для них проблемам. Изучение дисциплины «Иностранный язык» способствует формированию и развитию научно-исследовательских навыков начинающего ученого. В данной статье описан один из приемов несложного анализа содержания прочитанного текста, который студенты читали не просто ради непосредственного прочтения и понимания, а для того, чтобы «дешифровать» скрытые смыслы, установить причинно-следственные связи, раскрыть авторские секреты удачного повествования и освоить приемы логико-семантической связи между отдельными высказываниями. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем использовать приобретенный исследовательский опыт при изложении содержания научных и научно-популярных текстов на родном и английском языке.
Список литературы
1. Белкина Е. П. К вопросу о проблемном обучении студентов магистратуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21): в 2-х ч. Ч. 1. С. 25-26.
2. Кардович И. К. Логико-семантическая связность в научно-техническом тексте // Формальная и семантическая организация текста: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1989. Вып. 333. С. 102-111.
3. Wilson Colin. The Mammoth Book of True Crime. New Edition. London: Robinson, 1998. 626 p.
LOGICAL AND SEMANTIC COHESION OF A POPULAR-SCIENCE TEXT AS A SUBJECT OF STUDY FOR THE STUDENTS OF MAGISTRACY IN CLASSES OF THE ENGLISH LANGUAGE
Belkina Elena Pavlovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin lena. elebel@gmail. com
The article describes a practical author's experience at forming skills of the analysis of a text with the aim of extracting full content information by means of establishing the techniques of logical and semantic coherence of the material under study. The examples of the fragments of a popular-science text which were analyzed by the students from the viewpoint of logical and semantic coherence between separate statements are given. The conclusion is made about the legitimacy of such activity.
Key words and phrases: the English language; the students of magistracy; professional skills; logical and semantic coherence of text; a popular-science text; linguistic analysis of a text.
УДК 372.8
В статье рассматриваются возможности проведения учебных занятий по дисциплине «Криминалистика» с использованием интерактивных форм обучения в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») в целях реализации компетентностно-го подхода в обучении. Автор описывает положительный опыт использования при проведении практических занятий по дисциплине «Криминалистика» компьютерных обучающих программ, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении.
Ключевые слова и фразы: инновации; интерактивные формы обучения; практические занятия; компетентностный подход; федеральные государственные образовательные стандарты; учебный процесс; компьютерные программы.
Белов Олег Александрович, к.ю.н., доцент
Северо-Западный институт (филиал)
Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КРИМИНАЛИСТИКА»
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных ученых, авторских научно-исследовательских коллективов и научных школ.
174
^БЫ 1997-2911. № 2 (56) 2016. Ч. 2
Инновации в науке и образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке научно-исследовательской инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного научно-педагогического опыта, готового к внедрению [2, с. 84].
В настоящее время в России происходят процессы реформирования образовательной деятельности. Это и изменения в структуре системы образования, во внутренней организации деятельности вуза, в методах обучения и в отношениях «преподаватель-студент», в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют комплекс требований к условиям реализации основных образовательных программ. Одним из таких требований является реализация компетентностного подхода в обучении, которая должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Л. А. Воскобитова отмечает, что «при использовании активных методик преподавания студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь также заметна однонаправленная передача студентом информации, ранее полученной от преподавателей или из литературы. Но появляется и обратная связь - вопросы от студента к преподавателю, вопросы преподавателя, развивающие творческое мышление. Студент устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы» [3, с. 81].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (далее - ФГОС ВПО) [4], удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин; и, в целом, в учебном процессе, они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Главную роль в совершенствовании активных и интерактивных форм обучения, на наш взгляд, должны играть именно инновационные проекты.
Криминалистика как учебная дисциплина, согласно ФГОС ВПО, входит в профессиональный цикл основных образовательных программ по подготовке бакалавров. Значительная часть практических занятий при преподавании данной дисциплины может проводиться в интерактивном режиме, что, в свою очередь, позволит студентам (курсантам) вузов юридического профиля лучше усвоить учебных материал, а сам процесс обучения будет иметь практикоориентированный характер.
В данной статье хотелось бы показать, каким образом некоторые инновационные проекты позволяют получить необходимые знания, умения и навыки при проведении практических занятий по криминалистике с использованием таких интерактивных форм обучения как компьютерные обучающие программы.
Пионером в этой области можно считать авторский коллектив кафедры криминалистики Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который занимался разработкой программных комплексов, а также автоматизированных рабочих мест (АРМ) следователя. Но, к сожалению, данные программные комплексы были ориентированы в основном на организационно-аналитическую работу следователя (дознавателя) и не предусматривали возможности для разрешения практической следственной ситуации по совершенному преступлению.
В 2005 году Компанией «ОВИОНТ ИНФОРМ» было разработано прикладное программное обеспечение «АРМ Руководителя следственного подразделения» и «АРМ Следователя», предназначенное для комплексной автоматизации деятельности руководителей и следователей подразделений органов предварительного следствия МВД России. Основной задачей данного прикладного программного обеспечения стало оказание информационной поддержки сотрудникам органов предварительного следствия любого уровня при выполнении ими своих функциональных обязанностей. В 2005 году программные комплексы «АРМ Руководителя следственного подразделения» и «АРМ Следователя» в рамках программы создания Единой Информационно-Телекоммуникационной Системы (ЕИТКС) МВД России были поставлены в следственные управления восьми федеральных округов. В 2006 году осуществлена поставка в следственные управления тридцати семи регионов России [1]. Несмотря на достаточно большую востребованность данных компьютерных программ в практической работе, основной упор разработчики сделали на повышение действенности оперативного контроля за ходом расследования по каждому уголовному делу и повышение объективности и сокращения сроков и трудозатрат на получение сводно-аналитических документов текущей статистической отчетности. Направленности на совершенствование деятельности по раскрытию и расследованию конкретных видов преступлений указанные программные комплексы, к сожалению, не имеют.
На протяжении последних лет внештатной научно-исследовательской лабораторией кафедры уголовного процесса и криминалистики Вологодского института права и экономики ФСИН России совместно с кафедрой уголовного процесса и криминалистики Северо-Западного института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) проводится работа по разработке и внедрению в практическую деятельность и образовательный процесс компьютерных программ по методикам расследования отдельных видов и групп преступлений.
В настоящее время разработаны и апробированы на практике и в учебном процессе пять таких программ: «Методика расследования квартирных краж», «Методика расследования побегов из исправительных учреждений», «Методика расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества», «Методика расследования убийств» и «Методика расследования незаконного оборота наркотических средств в исправительных учреждениях».
Вышеперечисленные компьютерные программы включают в себя алгоритм действий следователя и оперативного сотрудника, а также:
1) порядок осуществления следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при различных следственных ситуациях;
2) выдвигаемые следственные версии;
3) особенности тактики отдельных следственных и иных процессуальных действий (осмотра места происшествия, задержания, допросов, назначения судебных экспертиз и т.д.);
4) особенности взаимодействия следователя и оперативных сотрудников;
5) типовые планы расследования по уголовному делу при различных следственных ситуациях (с возможностью их корректировки под конкретную ситуацию);
6) электронные бланки процессуальных документов;
7) иллюстрационный материал по данной тематике (фотоматериалы, таблицы статистики, видеосюжеты);
8) перечень учебной и учебно-методической литературы.
Компьютерные программы просты в использовании, не требуют больших системных ресурсов персонального компьютера. Кроме того, при наличии локально-вычислительной сети возможна их установка на сервер учебного заведения (или кафедры) и одновременное использование неограниченным количеством пользователей.
При проведении практических занятий с использованием таких компьютерных программ преподаватель может смоделировать ту или иную следственную ситуацию (предложить обучающимся вводную по совершенному преступлению) и сформулировать задания на решение конкретной задачи. Учебная группа, при этом, выполняет практические задания по следственной ситуации, используя в качестве основы информацию, которая выдается пользователю компьютерной программой.
В конечном итоге, результатом служат решения, принятые учебной группой (или студентом отдельно) в виде составленного подробного плана расследования, полностью или частично заполненных процессуальных документов (постановлений, протоколов следственных действий, иных документов), формирования макета уголовного дела.
Данные компьютерные программы прошли рецензирование в Оперативном управлении ФСИН России, Следственном управлении при УМВД по Вологодской области, где получили положительную оценку. Кроме того, была поддержана идея авторского коллектива кафедры о необходимости внедрения программ в учебный процесс юридических вузов ФСИН и МВД при преподавании дисциплины «Криминалистика» и соответствующих спецкурсов, а также в практическую деятельность заинтересованных правоохранительных органов.
Список литературы
1. АРМ следователя. АРМ руководителя следственного подразделения [Электронный ресурс]. URL: http://www.oviont.ru/ services/develop/ais/arm/ (дата обращения: 28.10.2015).
2. Белов О. А. Компьютерная программа «Методика расследования побегов из исправительных учреждений» // Вестник института. Преступление. Наказание. Исправление. 2010. № 8. С. 84-85.
3. Воскобитова Л. А., Гутников А. Б., Захаров В. В., Ливи М. и др. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения / отв. ред.: Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М.: Дело, 2001. 416 c.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 г. № 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.
EXPERIENCE OF USING INTERACTIVE FORMS OF TRAINING WHILE TEACHING THE DISCIPLINE "CRIMINALISTICS"
Belov Oleg Aleksandrovich, Ph. D. in Law, Associate Professor North-Western Institute (Branch) of Kutafin Moscow State Law University belov_oleg@mail. ru
The article examines the possibilities of conducting "Criminalistics" classes with the use of the interactive forms of training in accordance with the current federal state educational standard of higher professional education on training area 030900 Jurisprudence (qualification (degree) "bachelor") with the purpose of implementing competence approach in teaching. The author describes the positive experience of using computer training programmes while conducting practical classes in the discipline "Criminalistics", which allow realizing competence approach in teaching.
Key words and phrases: innovations; interactive forms of training; practical classes; competence approach; federal state educational standards; educational process; computer programmes.