Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ СТРЕЛЬБЫ'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ СТРЕЛЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
огнестрельное оружие / стрелок / стрельба / огневая подготовка / двигательная ошибка / точность выстрела / техника стрельбы / прицеливание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цримов Амир Амузедович

Первичные навыки обращения с огнестрельным оружием многие действующие сотрудники получают еще в момент освоения образовательной программы в ведомственных вузах системы МВД России. При обучении стрельбе из табельного оружия могут возникать различные трудности и ошибки. Они появляются на разных этапах обучения, и важно вовремя обратить на них внимание. Это может произойти как на начальных этапах обучения, так и на завершающих. Сотрудники правоохранительных органов должны совершенствовать двигательные навыки, а в задачи инструктора входит обращать внимание на совершаемые ими ошибки и устранение погрешностей. На первых тренировках чаще всего патроны не используются. Применяют чистый лист белой бумаги для того, чтобы стрелок мог научиться стрелять в выбранную цель, а именно плавно нажимать на спусковой крючок, правильно себя вести при колебании оружия, ровно держать мушку. Чаще всего неопытный стрелок больше обращает внимание не на цель, а на спусковой крючок, он слишком нервничает и допускает ошибки. Прицеливание и выстрел должны быть единым действием с минимальным разрывом во времени. Однако при небольшом опыте невозможно не разделять его на несколько этапов. Установлено, что главным условием успешного устранения ошибок являются хорошие теоретические знания материально-технической части оружия и практические навыки в его разборке и сборке, которые помогут эффективно использовать оружие в любых условиях, хотя многие не придают ему высокого значения при обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цримов Амир Амузедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ СТРЕЛЬБЫ»

ЦРИМОВ Амир Амузедович,

подполковник полиции, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета

МВД России (СКИ(ф) КрУ МВД России), e-mail [email protected]

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ СТРЕЛЬБЫ

Аннотация. Первичные навыки обращения с огнестрельным оружием многие действующие сотрудники получают еще в момент освоения образовательной программы в ведомственных вузах системы МВД России. При обучении стрельбе из табельного оружия могут возникать различные трудности и ошибки. Они появляются на разных этапах обучения, и важно вовремя обратить на них внимание. Это может произойти как на начальных этапах обучения, так и на завершающих. Сотрудники правоохранительных органов должны совершенствовать двигательные навыки, а в задачи инструктора входит обращать внимание на совершаемые ими ошибки и устранение погрешностей. На первых тренировках чаще всего патроны не используются. Применяют чистый лист белой бумаги для того, чтобы стрелок мог научиться стрелять в выбранную цель, а именно плавно нажимать на спусковой крючок, правильно себя вести при колебании оружия, ровно держать мушку. Чаще всего неопытный стрелок больше обращает внимание не на цель, а на спусковой крючок, он слишком нервничает и допускает ошибки. Прицеливание и выстрел должны быть единым действием с минимальным разрывом во времени. Однако при небольшом опыте невозможно не разделять его на несколько этапов. Установлено, что главным условием успешного устранения ошибок являются хорошие теоретические знания материально-технической части оружия и практические навыки в его разборке и сборке, которые помогут эффективно использовать оружие в любых условиях, хотя многие не придают ему высокого значения при обучении.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, стрелок, стрельба, огневая подготовка, двигательная ошибка, точность выстрела, техника стрельбы, прицеливание.

TSRIMOV Amir Amuzedovich,

Police Lieutenant Colonel, Senior Lecturer of the Fire Training Department, North-Caucasian Institute for Advanced Studies, a branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia (SKI (f) CRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

THEORY AND PRACTICE OF EFFECTIVE TRAINING OF POLICE EMPLOYEES IN SHOOTING SKILLS

Annotation. Many current employees acquire primary skills in handling firearms while completing an educational program at departmental universities of the Russian Ministry of Internal Affairs. When learning to shoot a service weapon, various difficulties and errors may arise. They appear at different stages of learning, and it is important to pay attention to them in time. This can happen both at the initial stages of training and at the final stages. Law enforcement officers must improve their motor skills, and the instructor's job is to pay attention to the mistakes they make and correct them. During the first training sessions, most often, cartridges are not used. A blank sheet of white paper is used so that the shooter can learn to shoot at the selected target, namely, to smoothly press the trigger, behave correctly when the weapon swings, and hold the front sight level. Most often, an inexperienced shooter pays more attention not to the target, but to the trigger; he is too nervous and makes mistakes. Aiming and shooting should be a single action with a minimum gap in time. However, with little experience, it is impossible not to divide it into several stages. It has been established that

чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжжШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШШШЖ.

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-248-252 NIION: 2021-0079-9/23-539 MOSURED: 77/27-025-2023-09-539

the main condition for successfully eliminating errors is good theoretical knowledge of the material and technical part of the weapon and practical skills in disassembling and assembling it, which will help to effectively use the weapon in any conditions, although many do not attach high importance to it during training.

Key words: firearms, shooter, shooting, fire training, motor error, shot accuracy, shooting technique, aiming.

Постановка проблемы. Первичные навыки обращения с огнестрельным оружием многие действующие сотрудники получают еще в момент освоения образовательной программы в ведомственных вузах системы МВД России. Однако даже с учетом количества часов, отведенных на занятия «Огневая подготовка», на практике нередко возникают ситуации, при которых сотрудники полиции оказываются психологически недостаточно подготовленными к применению огнестрельного оружия. В связи с чем особую актуальность приобретает задача повышения качества профессионального образования как с точки зрения теоретических основ изучения данного вопроса, так и с точки зрения формирования значимых компетенций по обращению с огнестрельным оружием [6; 9; 10].

Методология исследования. При обучении стрельбе из табельного оружия могут возникать различные трудности и ошибки. Они появляются на разных этапах обучения, и важно вовремя обратить на них внимание. Это может произойти как на начальных этапах обучения, так и на завершающих. Сотрудники правоохранительных органов должны совершенствовать двигательные навыки, а в задачи инструктора входит обращать внимание на совершаемые ими ошибки и устранение погрешностей.

С теоретической точки зрения успех в приобретении и совершенствовании навыков применения табельного оружия зависит от следующих факторов:

- знаний нормативной правовой базы, регламентирующей основания и порядок применения огнестрельного оружия;

- знаний материальной части оружия и его тактико-технических характеристик, а также знаний правил безопасного обращения с оружием;

- выработки профессионально-значимых качеств: настойчивости, целеустремленности, спокойствия, выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Данные качества приобретаются и совершенствуются у сотрудников во время всего периода обучения;

- психологической подготовленности сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия [3].

Двигательная ошибка, является самой распространенной при произведении выстрела. Это понятие динамичное, его глубина способна

меняться в зависимости от уровня подготовки испытуемого. Таким образом, если какие-либо погрешности могут быть простительны для новичка, то для мастера они уже недопустимы. С ростом мастерства растут и требования к качеству стрельбы, поэтому курсанты и слушатели должны совершенствовать свои навыки и искоренять ошибки. Последние можно разделить на следующие группы ошибок: постуральные; кинематические; динамические; ритмические.

Чаще всего сотрудники полиции не совершают какую-то одну ошибку, в ряде случаев имеет место комплекс ошибок. Это значит, что совершение одной ошибки тянет за собой совершение другой, между ними есть причинно-следственная связь. В результате происходит цепочка событий, при этом неправильные действия могут иметь разную последовательность [2-4; 7; 8].

Ошибки часто накладываются хаотично, складываются и образуют неправильный результат. Они могут происходить из-за общей напряженности, неверных движений. Например, динамические ошибки часто с вязаны с напряженностью мускулатуры, из-за этого могут возникать и кинематические нарушения: например, движение совершено слишком быстро или слишком медленно. Геометрическими нарушениями являются неправильная поза, нарушение заданной амплитуды движений.

Ситуация осложняется тем, что не всегда основное нарушение лежит на поверхности, и его легко заметить. Для инструктора важно определить, что именно стояло в начале череды ошибок. Для этого потребуется провести причинно-следственный анализ, понять, где нарушена техника.

Часто можно наблюдать как инструктора не искореняют проблему, а лишь помогают избавиться только от ярко выраженных ее проявлений. Такой подход приведет к повторению ошибки, и придется искать ее причину снова. Для достижения качественного результата важно убрать все звенья ошибочной цепочки, только тогда удастся исправить технику, но «дефекты фундамента» не всегда получается найти. Если правильно их проработать, то остальные звенья цепи не появятся в принципе. Именно поэтому важно подробно рассмотреть механизм образования ошибок, изучить их поэтапно и удалить то звено, из-за которого они появляются.

Технику стрельбы нужно рассматривать очень внимательно и поэтапно. На глаз это сделать трудно, поэтому в институтах МВД применяется специальная электроника, которая способна понимать, в какой момент обучающийся выполнил то или иное движение неправильно

Аналитическая оценка погрешностей заключается в установке ее ориентировочной величины. Это значит, что стрелок может совершить незначительную оплошность или достаточно серьезную, требующую особенно внимательного отношения. В некоторых случаях исправление занимает довольно много сил и времени. Оценка должна быть объективной. Она зависит не только от того, насколько стрелок отклоняется от заданной нормы, но и от его личных навыков, индивидуальных способностей, условий, в которых все происходит. Система аналитики помогает улучшить процесс обучения, исключить возможные ошибки, совершаемые как обучающимися, так и инструкторами при оценке их деятельности [2; 10]. Если действия стрелка не будут внимательно рассматриваться, то у него закрепятся неправильные двигательные навыки, и он будет повторять упражнение неправильно раз за разом. Для выявления корня проблемы можно посоветовать прислушаться к ощущениям, при выполнении упражнения правильно они комфортные, но, если закралась ошибка, стрелок будет в определенные моменты испытывать дискомфорт, на что и требуется обратить внимание.

Важно отличать ошибки друг от друга и не путать их, иначе есть риск исправить не то, что требуется. Это отнимет много времени, но продуктивного результата не даст. Можно усугубить проблему, неправильно исправление приведет к ее маскировке, но как таковая она никуда не денется. Важно, чтобы стрелок имел какие-то навыки и выработал привычку к используемому оружию. Он должен, не задумываясь, плавно нажимать на спусковой крючок, не реагировать на вибрацию.

На первых тренировках чаще всего патроны не используются. Применяют чистый лист белой бумаги для того, чтобы стрелок мог научиться стрелять в выбранную цель, а именно плавно нажимать на спусковой крючок, правильно себя вести при колебании оружия, ровно держать мушку. Чаще всего неопытный стрелок больше обращает внимание не на цель, а на спусковой крючок, он слишком нервничает и допускает ошибки. Прицеливание и выстрел должны быть единым действием с минимальным разрывом во времени [1; 4; 5]. Однако при небольшом опыте невозможно не разделять его на несколько этапов.

Бывают случаи, когда стрелок тратит много времени на прицеливание, сосредотачивает свои усилия на выстреле и теряет контроль над мушкой. В результате попадания по цели не будет. Это также считается серьезной ошибкой. Не станет хорошим помощником и излишняя спешка. Это может привести к преждевременному выстрелу, нажатие на спусковой крючок не будет плавным, а попадание окажется неточным. К такому результату может приводить также и ранняя задержка дыхания, чрезмерное желание поймать центр мишени, высокое физическое и психологическое напряжение. Может навредить страх в ожидании выстрела, утомление зрения, плохая координация движений, неразвитые тормозные реакции у стрелка) и т.д.

Если упражнение нацелено на отработку скорости стрельбы, то между подходами необходимо делать паузы. Для выстрела хватает 10-12 секунд. Важно, чтобы инструктор следил за тем, насколько быстро стрелок нажимает спусковой крючок: он должен делать это плавно, при этом не задерживаться надолго. Если стреляющие не могут правильно освоить данное упражнение, следует увеличить время его отработки. Если стрелок не может освоить правильное нажатие, ему можно порекомендовать делать это в несколько подходов, важно, чтобы он осознал саму технику, как это делать. Если стреляющий понимает, что теряет внимательность, ощущает усталость, следует сделать перерыв. Часто ошибка заключается не только в слишком быстром, но и слишком медленном спуске. Это связано с медленной реакцией стрелка, отсутствием зазора между рукояткой пистолета и пальцем. Спусковой крючок может оказаться тугим. Сказывается напряжение мышц и моральное напряжение, они могут отрицательно влиять на результат.

В момент совершения выстрела должен работать палец, но часто происходит одновременное напряжение многих групп мышц, происходит тремор. Некоторые стрелки делают чрезмерно осторожный спуск, словно боятся сломать пистолет или сбиться с нацеленной точки. Причины здесь страх и неуверенность, недостаточно хорошо освоенная техника. С опытом это проходит, поэтому следует увеличивать количество занятий.

Новички чаще всего совершают следующие ошибки [5;9]:

- сокращение разных групп мышц при нажатии спускового крючка, хотя задействован должен быть только указательный палец;

- наклон плеча вперед, из-за чего происходит толчок приклада. Эта ошибка заметна визуально по движениям тела;

- Слишком быстро убирает палец после осуществления выстрела. Инструктор должен следить за тем, чтобы палец стрелка какое-то время держал спусковой крючок после нажатия, а не бросал его сразу. После каждого выстрела необходимо проверить и записать результат.

Некоторые стрелки впадают в противоположную проблему: они не отпускают крючок после выстрела и надолго задерживают палец на нем. Для модульной стрельбы эта ошибка незначительна, но при работе по движущейся мишени будет уже более серьезной.

Выводы. Перечисленные нами ошибки не считаются очень тяжелыми и устраняются в процессе приобретения стрелками навыков. Во время занятий по огневой подготовке от стрелка

требуется научиться грамотной технике и эффективному использованию табельного оружия. Он должен научиться работать со статичными и движущимися целями качественно. Чем выше навыки стрелков, тем сложнее должны становиться условия подготовки, важно, чтобы они стремились к реальной обстановке, которая в будущем будет окружать девствующих сотрудников [3; 6; 7].

Главным условием успешного устранения ошибок являются хорошие теоретические знания материально-технической части оружия и практические навыки в его разборке и сборке, которые помогут эффективно использовать оружие в любых условиях, хотя многие не придают ему высокого значения при обучении.

Список литературы:

[1] Агарзаев С.К. Оптимизация огневой подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XХV международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Красноярск, 2022. С. 285-287.

[2] Ахтамьянов Р.Р., Милютин Р.В. Особенности проведения учебно-тренировочного процесса по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 14-16.

[3] Балуев А.С. Особенности подбора средств и методов обучения огневой подготовке курсантов для службы в специальных подразделениях органов внутренних дел // В сборнике: Здоровьесбереже-ние как инновационный аспект современного образования. Сборник материалов III Международной научно-практической интернет-конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 345-349.

[4] Борщ А.В. Некоторые аспекты использования огнестрельного оружия // В книге: Молодежь, наука и цивилизация. Материалы международной студенческой научной конференции. Отв. редактор Н.Н. Цуканов. Красноярск, 2022. С. 599-601.

[5] Голдобина Н.В., Саможен Е.С. Пути оптимизации обучения огневой подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.С. Дудко, А.А. Фролов, Д.А. Воронов [и др.]. Краснодар, 2023. С. 92-94.

[6] Даминов А.А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из табельного оружия: аспекты правомерности применения // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 1 (13). С. 21-25.

[7] Зубов В.А., Федюнин В.В. Проблемы, возникающие в процессе огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.С. Дудко, А.А. Фролов, Д.А. Воронов [и др.]. Краснодар, 2023. С. 167-170.

[8] Карпов П.Е. Некоторые проблемы, возникающие у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России при обучении огневой подготовке // В сборнике: Научные исследования, разработки и практические внедрения. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ставрополь, 2022. С. 138-140.

[9] Кузнецов О.Н., Сулейманов М.В. Формирование прикладных двигательных навыков на практических занятиях по огневой подготовке // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Матери-

•ешшшштжжжжжжжшшшшштжжжжжжжшшшштжжжжжжжшшшша^^

алы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.С. Дудко, А.А. Фролов, Д.А. Воронов [и др.]. Краснодар, 2023. С. 223-228.

[10] Фроленков В.Н. Актуальные вопросы огневой подготовки сотрудников ОВД // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийской конференции. Орёл, 2022. С. 203-210.

[1] Agarzaev S.K. Optimizaciya ognevoj podgotovki kursantov i slushatelej v obrazovatel'nyh organizaci-yah MVD Rossii // V sbornike: Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Materialy XHV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah. Krasnoyarsk, 2022. S. 285-287.

[2] Ahtam'yanov R.R., Milyutin R.V. Osobennosti provedeniya uchebno-trenirovochnogo processa po ognevoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii// V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2022. S. 14-16.

[3] Baluev A.S. Osobennosti podbora sredstv i metodov obucheniya ognevoj podgotovke kursantov dlya sluzhby v special'nyh podrazdeleniyah organov vnutrennih del // V sbornike: Zdorov'esberezhenie kak innovacionnyj aspekt sovremennogo obrazovaniya. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj internet-konferencii. Sankt-Peterburg, 2022. S. 345-349.

[4]Borshch A.V. Nekotorye aspektyispol'zovaniya ognestrel'nogo oruzhiya//Vknige: Molodezh', nauka i civilizaciya. Materialy mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Otv. redaktor N.N. Cukanov. Krasnoyarsk, 2022. S. 599-601.

[5] Goldobina N.V., Samozhen E.S. Puti optimizacii obucheniya ognevoj podgotovke kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: A.S. Dudko, A.A. Frolov, D.A. Voronov [i dr.]. Krasnodar, 2023. S. 92-94.

[6] Daminov A.A. Teoriya ipraktika effektivnogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del strel'be iz tabel'nogo oruzhiya: aspekty pravomernosti primeneniya // Obshchestvo, pravo, gosudarstvennost': retros-pektiva i perspektiva. 2023. № 1 (13). S. 21-25.

[7] Zubov V.A., Fedyunin V.V. Problemy, voznikayushchie v processe ognevoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: A.S. Dudko, A.A. Frolov, D.A. Voronov [i dr.]. Krasnodar, 2023. S. 167-170.

[8] Karpov P.E. Nekotorye problemy, voznikayushchie u kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii pri obuchenii ognevoj podgotovke // V sbornike: Nauchnye issledovaniya, razrabotki i prakticheskie vnedreniya. Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Stavropol', 2022. S. 138-140.

[9] Kuznecov O.N., Sulejmanov M.V. Formirovanie prikladnyh dvigatel'nyh navykov na prakticheskih zanyatiyah po ognevoj podgotovke // V sbornike: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya special'nyh professional'nyh disciplin v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Redkollegiya: A.S. Dudko, A.A. Frolov, D.A. Voronov[i dr.]. Krasnodar, 2023. S. 223-228.

[10] Frolenkov V.N. Aktual'nye voprosy ognevoj podgotovki sotrudnikov OVD // V sbornike: Sovershenstvovanie ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik materialov Vserossijskoj konferencii. Oryol, 2022. S. 203-210.

Spisok literatury:

ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmi^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.