Научная статья на тему 'Организация транспортного обслуживания в туризме'

Организация транспортного обслуживания в туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7659
791
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТУРИЗМ / РАЗМЕЩЕНИЕ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОДАЖА / TRANSPORT SERVICE / TOURISM / PLACING / AUXILIARY SERVICES / SALE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кутепова Г. Н.

В статье рассмотрены особенности транспортного обслуживания туристов, их размещения, а также раскрыты основные аспекты продажи основных и вспомогательных услуг, в результате чего выявлена роль транспортного обслуживания в индустрии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICE IN TOURISM

In article features of transport service of tourists, their placings are considered, and also the basic aspects of sale of the basic and auxiliary services therefore the role of transport service in the tourism industry is revealed are opened.

Текст научной работы на тему «Организация транспортного обслуживания в туризме»

PInr =

PI

PI

IRR"

IRR.

_____i_

IRR

Показатели «утопического» проекта примут значения, равные единице:

ИП (NPV =1, PI =1, IRR =1).

у4 m ’ m ’ m '

Шаг 3. Расчет для каждого проекта i расстояния до «утопического» по формуле:

d = -^(i - NPVnr )2 + (l - PInr )2 + (l - IRR nr )2 .

Шаг 4. Упорядочение проектов по возрастанию расстояния d..

В состав инвестиционной программы развития ИПП включаются те проекты, для которых расстояния до «утопического» проекта минимальны. Количество проектов определяется объемом доступных инвестиций IC0. Данные ИП включаются в инвестиционную программу развития ИИП, которая является основой механизма экономического развития ИИП.

Литература:

1. Буйдов А. Совокупная стоимость владения. Играусетки // Intelligent Enterprise, 2003. - № 16(81).

2. Кадушин А.Л. Оценить, нельзя верить // IT-форум, 2003. - № 5(6). - С. 30-37.

3. Козаченко В.Е. Управление общей стоимостью владения КИС // Корпоративные системы. www.cs.comizdat.com.

4. Михалева М.Ю. Разработка динамической многокритериальной модели оптимизации портфеля инвестиционных проектов:Дисс. канд. экон. наук. - М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2008.

5. Солопов П.В. Оценка целесообразности инвестиций в IT // www.cfin.ru.

6. Эффект от внедрения ERP в промышленности // www.erpselection.ru/analitiks/effect.shtml.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

Кутепова Г.Н.

В статье рассмотрены особенности транспортного обслуживания туристов, их размещения, а также раскрыты основные аспекты продажи основных и вспомогательных услуг, в результате чего выявлена роль транспортного обслуживания в индустрии туризма.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, туризм, размещение, вспомогательные сервисы, продажа.

THE ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICE IN TOURISM

Kutepova G.

In article features of transport service of tourists, their placings are considered, and also the basic aspects of sale of the basic and auxiliary services therefore the role of transport service in the tourism industry is revealed are opened.

Keywords: transport service, tourism, placing, auxiliary services, sale.

Туризм полностью зависит от регулярности транспортных потоков, их скорости, безопасности, качества сервисных услуг, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий.

Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени. В этой связи, организация туристских потоков с использованием различных средств транспорта становится актуальной научной и практической задачей. Установление взаимосвязи между различными способами перемещения туристов позволяет повысить информативность туристских маршрутов, а также снизить время перемещения туристов между дестинациями.

Индустрия туризма сложна и разнообразна, ее главная цель -сервисное обслуживание путешественников (потребителей). Продукт, производимый в индустрии туризм, турпродукт, - это комплекс услуг, которые потребляются во время путешествия, развлече-

ний, лечения, обучения и других видов деятельности. Главные составляющие индустрии туризма и, соответственно, туристического продукта:

1) транспортное обслуживание;

2) размещение;

3) вспомогательные сервисы;

4) продажа.

Успешное развитие и функционирование индустрии туризма целиком зависят от положительных, гармоничных внутренних взаимоотношений всех ее составляющих с целью полного удовлетворения запросов потребителя.

Туризм не смог бы эффективно развиваться, достигнуть такого уровня разнообразия и распространения как сегодня, если бы у людей не было бы возможности перемещаться из одной точки в другую достаточно быстро и комфортно. Транспорт делает это возможным. Элементами транспортной составляющей в индустрии туризма являются: авиакомпании, железные дороги, автотранспортные предприятия, пароходства и предприятия водного транспорта.

Туристам необходимы услуги по предоставлению места длительного или короткого пребывания в гостинице, кемпинге и др. для проживания или остановки в пути. Индустрия туризма способна удовлетворить любые предпочтения путешественника: от палатки

на земле, каюты на трансатлантическом лайнере, до комфортабельного люкса в фешенебельном отеле. Элементами данной составляющей являются отели, базы отдыха и туризма, кемпинги, мотели и др.

Большинство туристов на отдыхе предпочитают развлекаться, расслабляться, угощаться и вести активный образ жизни. Для этого необходима информация о достопримечательностях, развлечениях и возможных приключениях, которые доступны в тех местах, где они отдыхают. Для туристов важны также гостиничный сервис, шопинг, а для деловых людей - доступ к оргтехнике, возможность пригласить переводчика или секретаря. Для путешественников с детьми, домашними животными, а также для людей, которые имеют какие-то ограничения по состоянию здоровья, необходим специальный сервис и дополнительные услуги. Поэтому вспомогательными услугами, кроме информационных и организационных, являются, например, заказ определенного вида питания или инвалидного кресла для доставки пассажира на борт, сопровождение в полете и аэропорту пересадки детей без родителей, визовая поддержка, экскурсионное обслуживание и др.

Продажа или реализация, как составляющая индустрии туризма, включает в себя:

1) рекламу и продвижение отдельных составляющих или туристского продукта в целом, приближение его к потребителю;

2) организацию потребительских и финансовых потоков;

3) поддержку и ответственность производителей туристского продукта, без которой функционирование остальных составляющих было бы не возможно.

В секторе продаж по специальным технологиям происходят информационные и организационные процессы, соединяющие отдельные услуги в комплекс - туристский продукт. Организация реализации туристских услуг - наиболее сложная и важнейшая задача индустрии туризма, требующая высокого профессионализма и специальных навыков.

При благоприятных обстоятельствах, незаметная для потребителей работа профессионалов по обеспечению качества комплекса предоставляемых услуг является определяющим процессом в индустрии туризма. Таким образом, продажа или реализация, с одной стороны, - важнейшая составляющая процесса организации и предоставления тур продукта, а с другой - необходимое условие и алгоритм функционирования индустрии туризма в целом.

Транспортное обслуживание оказывает существенное влияние на качество и конкурентную устойчивость туристского продукта по следующим причинам:

1) транспортное обслуживание - это комплекс взаимосвязанных услуг, предоставление которых всегда происходит в условиях воздействия случайных и непреодолимых факторов (погодные условия, техническое состояние транспортных средств, изменение политической ситуации в мире и в конкретной стране, военные действия, забастовки, терроризм, различие в национальных и культурных традициях и др.);

2) любая поездка или путешествие начинается и заканчивается транспортировкой пассажира или туристов и их багажа;

3) качество транспортной услуги целиком и полностью зависит от компетенции и опыта должностного лица, организующего ее предоставление с учетом многовариантности возникающих ситуаций и потребностей клиента;

4) транспортное обслуживание является местом пересечения многих определяющих путешествие процессов: паспортно-визовый, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, специальные процедуры досмотра, перевозка багажа и др.;

5) транспорт является местом повышенной опасности;

6) транспортное обслуживание в туризме - это не только доставка туриста к месту отдыха, обучения и др., но и трансфер «аэро-порт-отель-аэропорт», или «железнодорожный вокзал-отель и обратно», экскурсии, доставка туристов к местам занятий дайвингом или горнолыжным спортом и др. Поэтому, как задержка рейса в начале пути может испортить настроение потребителю на весь отдых, так и неудачное возвращение может затмить все хорошие впечатления. Это является следствием психологического устройства человека: хорошее воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое запоминается острее. Именно поэтому так важен в индустрии туризма сектор продаж: здесь происходят подготовка туриста информационная и психологическая. Предупрежденный, подробно информированный пассажир легче переносит любые форс-мажорные обстоятельства, сохраняет здоровье и хорошие отношения

с авиа агентом или менеджером по туризму.

Таким образом, сложность индустрии туризма состоит в том, что отвечая перед клиентом за все, менеджер в полной мере не может контролировать очень многое. Эта особенность индустрии туризма в наибольшей степени проявляется при предоставлении транспортных услуг. Поэтому каждый профессионал в туризме должен быть компетентным в вопросах оказания транспортных услуг: от бронирования перелета или заказа трансфера, до вопросов паспортно-визового, таможенного контроля и обеспечения безопасности.

В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.

Основными средствами транспорта являются:

а) воздушного - самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;

б) наземного - поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;

в) водного - морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.

Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.

Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.

Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).

Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.

Доктор К. Грум-Гржимайло после серии исследований опубликовал результаты в популярной петербургской газете «Друг здравия», в которой было обосновано благотворное воздействие на кровообращение, пищеварение и нервную систему путешествий по железной дороге. Таким образом, с началом эксплуатации железных дорог доктора в лечебных и профилактических целях стали прописывать не только морские и речные прогулки, но и путешествия на поезде.

Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.

По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.

Далее следуют воздушный и водный транспорт по причине сложности проведения спасательных операций в случае аварии или катастрофы. Наиболее безопасным по статистике является железнодорожный транспорт.

Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.

Таблица 1. Основные характеристики различных видов транспорта

Преимущества различных видов транспорта Недостатки различных видов транспорта

Воздушный (авиационный): 1) скорость, возможности трансконтинентальных путешествий; 2) предназначен для путешествий на дальние расстояния. 1) некомфортность (ограниченное, разряженное пространство вредно для здоровья); 2) необходимость серьезной информационной подготовленности пассажира; 3) стоимость; 4) наличие транзитов (пересадок); 5) невозможность выйти из транспорта по пути; 6) зависимость от погоды; 7) при аварии затруднены спасательные работы, много людей погибает; 8) удаленность аэропортов, затраты времени на дорогу и формальные процедуры.

Наземный: 1) комфортность (для железнодорожного транспорта); 2) возможность выхода из транспорта по пути; 3) для путешествия на короткое расстояние; 4) экономичность; 5) относительная независимость от погоды; 6) при аварии гибнет не весь состав, возможны эффективные спасательные работы. 1) аварийность (для автомобильного транспорта).

Водный: 1) предоставление комфортабельного размещения и высококлассного сервиса. 1) относительно низкая скорость; 2) наибольшая зависимость от погоды; 3) высокая стоимость; 4) сезонность.

Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.

Воздушный транспорт, а именно, - самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты - демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорнопанорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.

Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.

Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.

Железнодородные поезда традиционно используются для доставки туристов в дестинацию. Кроме того, существуют понятия «туристские поезда» и «железнодорожные туры». Например, во внутреннем туризме: поезда здоровья, для грибников и рыболовов; в выездном: «Гляссир-экспресс» (Швейцария), «Император» (Вена-Зальцбург); во въездном: «Золотой орел» (Россия).

Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта - свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, - это единственный вид транспорта, спо-

собный доставить нас в дестинацию. А если - в Санкт-Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем осуществляется пассажиром, исходя из личных предпочтений или обстоятельств.

Литература:

Транспортно-экспедиционное обслуживание. - М.: Академия, 2010 г., 4З2с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.