УДК - 338.48
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.М. Ахромеев, И.В. Шарапаев
В статье рассматривается современное состояние туристской инфраструктуры Брянской области.
Ключевые слова: туризм, туристская инфраструктура, Брянская область
В России давно наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять. Причем в дальнейшем межрегиональная конкуренция будет все жестче, и в выигрышном положении окажутся те регионы, кто не только обладает востребованными региональными ресурсами, но и сможет с выгодой для своего развития воспользоваться ими. В условиях жесткой межрегиональной конкуренции возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития.
Все вышесказанное в значительной мере касается и туризма. Туризм является одним из наиболее перспективных направлений в развитии многих регионов. Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.
В ряде регионов туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее место в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предполагает большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе путешествий.
Особенности сочетаний конкретных условий и ресурсов, а также специализация на видах туризма и длительность использования конкретной территории в качестве рекреационного полигона определяют масштаб ее возможного современного функционирования. Вот почему знание рекреационного потенциала территории, характера его использования на современном этапе и перспективах дальнейшего развития является весьма актуальным.
Современное деление территории России на туристские регионы связано со многими факторами. Эти факторы являются районообразующими при туристском районировании территории. К ним относят [2, 3]:
- основные особенности географического положения с точки зрения туризма;
- характер и уровень комфортности природных условий;
- насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательностями;
- уровень доступности района с точки зрения существующих коммуникаций;
- уровень развития туристской инфраструктуры;
- стабильность внутриполитической ситуации;
- уровень безопасности туристов (криминогенной, экологической и т.п.);
- уровень общеэкономического развития региона;
- основные особенности туризма в данном районе.
Значение всех этих факторов в формировании туристских регионов неодинаково. Действие этих факторов проявляется в самых разнообразных комбинациях. От этого зависит развитие и функционирование туризма в том или ином регионе.
Туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура определяют рекреационный потенциал региона.
Регионы, обладающие большим рекреационным потенциалом, называются туристскими районами (дестинациями туризма). К крупнейшим туристским районам России относятся: Центральная Россия, Северо-Запад и Север европейской части России, Северный Кавказ, Поволжье и Урал, Сибирь и Дальний Восток [2, 3].
Под туристской инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, сетей, систем, прямо не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для функционирования туризма (общественный транспорт, предприятия торговли, питания, медицинские учреждения, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения, почта, телефон и т. д.).
Развитие инфраструктуры туризма и взаимодействие составляющих инфраструктуры
рассмотрим на примере Брянской области.
Транспортные коммуникации. Все виды транспортных коммуникаций между областным центром и другими регионами Центральной России и зарубежьем территориально проходят через Брянскую область. Основные исторически сложившиеся транспортные направления - Москва-Киев, Москва-Минск, Москва-Гомель, Рига-Воронеж. Практически все населенные пункты Брянской области охвачены транспортной системой региона.
К основным видам транспортных коммуникации Брянского региона относятся воздушные, сухопутные (автомобильные и железнодорожные) пути сообщения. Доля водных коммуникаций очень незначительна, т. к. реки области с середины XX в. не являются судоходными.
Водный транспорт. Территория Брянской области изобилует реками, озерами. Наличие на территории области 1800 мелких и крупных озер позволяет прокладывать популярные туристские маршруты к озерам региона. Самые популярные любительские водные маршруты по рекам области:
♦ «На байдарках по реке Ипуть »;
♦ «На байдарках по реке Десна»;
Пляжи всегда были популярными местами отдыха туристов и местного населения. Развитие пляжной инфраструктуры предусматривает оснащение пляжей специализированной уборочной техникой, спасательными станциями, кабинками, скамейками, урнами и т. д. Предусмотрено развитие системы дополнительных пляжных услуг: прокат пляжного инвентаря, открытие пляжных ресторанчиков, аттракционов и др. Правда развитие пляжной инфраструктуры в районных центрах оставляет желать лучшего. Нехватка финансовых средств в бюджетах городов не позволяет муниципальным властям более активно проводить работу в данном направлении.
Железнодорожный транспорт в Брянской области имеет общую протяженность железнодорожных путей равную 1019 км. Через область проходят транспортные магистрали республиканского и международного значения. Брянское отделение Московской железной дороги является приграничным отделением РЖД и здесь осуществляется таможенный и пограничный досмотр пассажирских и грузовых поездов, следующих из Украины и Западной Европы в Россию, и обратно.
В настоящее время в Брянске имеется три вокзала: Брянск-1, Брянск-Льговский,
Орджоникидзеград. Главным является вокзал Брянск-1. Вокзал рассчитан на прием/отправку до 40 пригородных и до 30 дальних поездов в сутки, максимальная расчетная вместимость для пассажиров дальнего следования составляет 3400 человек. Вокзалы не только формируют крупные транспортные узлы, но и создают сеть локальных железнодорожных музеев, а сами помещения служат оригинальными сооружениями архитектурного дизайна: вокзал Брянск-1 выполнен в современном стиле гражданского строительства. В окрестностях вокзала находится памятник Брянскому паровозу. Вокзал Орджоникидзеград выполнен в стиле советского классицизма 50-60 гг. XX в. с главным шпилем со звездой наверху. Эти вокзалы могут служить объектами достопримечательности города, особенно во время перевозок массовых транзитных туристов.
К сожалению, железные дороги незначительно используются в сфере туризма. Популярные когда-то маршруты выходного дня на пригородных поездах уже не практикуются.
Воздушные коммуникации. Авиационный транспорт Брянщины в настоящее время переживает второе рождение. Вновь построенный аэропорт «Брянск» был введен в эксплуатацию в 1994 г. В 1995 г. ему был присвоен статус международного. Аэропорт имеет искусственную взлетно-посадочную полосу длиной 2100 м, которая была модернизирована в 2008 г. Аэропорт теперь может принимать тяжелые самолеты типа Ту-154, Ил-76 М, «Боинг-747». Необходимость наличия такого аэропорта продиктована приграничным положением области, лежащей на пути самолетов следующих из Сибири, Урала, Казахстана в страны Западной Европы и Ближнего Востока. Туристские предприятия области могут теперь отправлять своих туристов напрямую в такие страны как Турция, Египет, Кипр, Болгария. Дальнейшая реконструкция аэропорта «Брянск» поднимет его статус, привлечет иностранных туристов. В перспективе на аэродроме можно будет проводить авиационные шоу и праздники, прыжки с парашютом, полеты на планерах и дельтапланах, вертолетные экскурсии.
Помимо своего прямого назначения, аэропорты становятся туристскими авиацентрами, предоставляющими туристам разнообразные дополнительные услуги (воздушные экскурсии, прыжки с парашютом и др.). Воздушные коммуникации региона, при первоначальной финансовой поддержке, будут интенсивно развиваться, качественно улучшая сервисное обслуживание, активно формируя как въездной, так и выездной туризм.
Автомобильные коммуникации. Современная автомобильная дорога представляет собой комплекс
сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей. В местах: пересечений автодороги с реками, ущельями, другими транспортными путями устраиваются искусственные сооружения: мосты, транспортные развязки, путепроводы и др. Сооружение автодорог осуществляется с учетом размещения населенных пунктов, железнодорожных, водных и воздушных путей сообщения и трубопроводов. По своему назначению и характеристикам автодороги разделяются на международные, общегосударственные, региональные, местные, ведомственные.
Автомобильный транспорт Брянщины имеет общую протяженность автодорог равную 13 тыс. км, из них около 10 тыс. км - дороги с твердым покрытием. Через область проходят автотрассы международного и федерального значения: Москва-Киев, Москва-Минск, Брянск-Гомель, Орел-Рославль, Дятьково-Людиново, Орел-Витебск, Брянск-Кобрин идр.
Автомобильные дороги - один из основных видов транспортных коммуникаций Брянска. Но городские улицы, имеющие низкую пропускную способность, не могут обеспечить интенсивное автомобильное движение. Возникают пробки, заторы, загрязнение воздуха выхлопными газами. Чтобы вывести транзитный транспорт с городских улиц за пределы города, в окрестностях Брянска сделана объездная дорога.
Информационные коммуникации. Телефонная связь - один из наиболее массовых и оперативных видов связи. Она обеспечивает обмен информацией практически во всех областях человеческой деятельности. Для осуществления телефонной связи (передачи речевой информации на расстояние) необходима современная развитая телефонная сеть, включающая узлы и линии связи, телефонные станции, телефонные аппараты и т. д.
В настоящее время используются воздушные, кабельные, радиорелейные, оптические (лазерные), спутниковые линии связи. В сети используются все новейшие технологии телефонной связи. Работает система мобильной пейджинговой связи (тоновой, цифровой, текстовой) в радиусе 60 км. В местной, междугородной и международной связях применяются современные карточные таксофоны (чип-карты 4-хвидов: 100, 400, 1000, 3000 тарифных единиц).
Модернизируется справочно-информационный узел спецслужб на базе оборудования фирмы «Нокия». Со временем ее электромеханические АТС будут заменены электронными, аналоговые системы передачи - на цифровые, увеличится емкость телефонной сети и скорость передачи информации за счет внедрения цифровых систем передачи (ЦСП) на волоконно-оптических кабелях (ВОК), расширится ассортимент услуг связи.
Вопрос применения высоких технологий в туристском обслуживании стоит гораздо острее. Комплексная автоматизация рабочих мест, взаимодействие различных информационных систем, использование совмещенного программного продукта, организация универсальных информационных центров и другое находят пока небольшое распространение. Формально в Брянске нет городских туристско-информационных центров (ГТИЦ), которые в Интернете размещают информацию, издают карты-схемы, путеводители для туристов. Есть отдельные фирмы, которые используют для рекламации своей деятельности интернет-порталы. Но таких фирм немного. Этого явно недостаточно даже для города, не говоря уже в целом о регионе. Дальнейшее развитие информационных коммуникаций предусматривает совмещение различных обслуживающих программ туров с бухгалтерскими, медицинскими, спортивными и другими программами. Формируется сеть компаний, разрабатывающих сложный программный продукт, предназначенный для автоматизации производственного процесса.
Применяемые системы совмещенного информационного обслуживания повышают степень автоматизации рабочего процесса, положительно влияют на качество обслуживания, формируют устойчивое развитие туризма.
Благоустройство. Под благоустройством понимается комплекс мер по созданию комфортной среды обитания человека. Благоустройство включает работы и мероприятия по использованию инженерного оборудования, улучшению санитарно-гигиенического состояния воздуха, водоемов, почвы, устройству дорог, развитию общественного транспорта, сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения, озеленению, снижению уровня шума, очистке населенных мест от мусора и др. Степень благоустройства населенных мест (городов, поселков городского типа, сельских населенных мест, курортов и мест массового отдыха) характеризуется состоянием инфраструктуры, оказывающей большое влияние на условия труда, быта и отдыха, как местного населения, так и туристов и, следовательно, имеющей большое социальное и экономическое значение.
В Брянской области степень благоустройства оставляет желать лучшего. Лишь несколько населенных пунктов могут относится к условно благоустороенным - это например, Брянск и Новозыбков. Хуже обстоят дела с сельскими населенными пунктами области. Проблемы
благоустройства в них (электрификация, дорожные работы, строительство водоразборной сети, озеленение, санитарная очистка и др.) долгое время остаются нерешенными. Не решены окончательно они и сегодня. Все это, конечно же, снижает привлекательность региона для туристов.
Озеленение. Озеленение - это комплекс мер по финансированию, планированию, проектированию, эксплуатации зеленых насаждений, созданию малых архитектурных форм, усовершенствованию покрытий садово-парковых дорожек и площадок, производству семенного и посадочного материала древесно-кустарниковых и цветочных растений, разбивке и ремонту газонов и др.
Степень озеленение в городах Брянской области достаточно высокая. Город Брянск считается одним из самых зеленых городов Центральной России. В областном центре за последние годы создано несколько парков. Правда, старые парки города нуждаются в тщательном благоустройстве. Однако, с точки зрения экологии Брянский регион нельзя назвать благополучным. Это, прежде всего, касается юго-западных районов области, подвергшихся радиоактивному загрязнению после аварии на ЧАЭС. Уровнь радиации в городах этих районов достаточно высокий по отношению к чистой зоне. Такое положение не может не сказываться на туристском спросе на данной территории. Многие водоемы области также желают оставлять лучшего.
Социально-культурная инфраструктура. К туристской инфраструктуре, помимо инженерных сетей, относятся также и объекты социально-культурной сферы, обеспечивающие условия жизнедеятельности местного населения и оказывающие разнообразные дополнительные услуги туристам: предприятия общественного питания, торговли, спортивные сооружения, образовательные, медицинские, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Брянский регион располагает обширной системой аттракций и развлечений только лишь в крупных городах, таких как Брянск, Клинцы, Новозыбков. В регионе формируется система дополнительных, информационных и других услуг. Расширяется сфера банковских услуг, обмен валюты, обращение пластиковых кредитных карт ведущих платежных систем мира, действуют системы страхования, медицинского обеспечения, проката автомобилей, юридического сопровождения, охраны общественного порядка, развиваются пресса и издательская база и многое другое.
Разветвленная сеть торговых предприятий всех уровней способна удовлетворить индивидуальный и массовый спрос туристов лишь на две трети. Поэтому развитию туристской инфраструктуры, как основы для организации туризма, следует уделять самое пристальное внимание.
Рассмотрим некоторые составляющие социально-культурной инфраструктуры Брянщины.
Предприятия общественного питания. В Брянском регионе сформированная система общественного питания представлена практически всеми видами ПОП. Услуги общественного питания в Брянской области оказывают около 100 ресторанов, более 400 кафе и столовых. В Брянске находится свыше 200 ПОП, начиная с закусочных (fast food) и заканчивая специализированными ресторанами. Многие работают круглосуточно. В летний сезон оборудуются дополнительные ПОП на открытых площадках.
Спортивные сооружения. Центром крупных спортивных мероприятий был и остается Брянск. Город обладает различными спортивными сооружениями: стадион «Динамо»
(вместимость 10 тыс. чел.); стадион «Десна» (вместимость - 12 тыс. чел.); ледовый дворец «Пересвет», крупные плавательные бассейны: «Динамо», «Сельцо», РОСТО и др.
Но для развития массового туризма этого явно недостаточно. Сеть современных спортивных сооружений невозможно создать без совершенной комплексной инфраструктуры региона, включающей в себя дороги, транспортные развязки, средства связи на уровне высоких стандартов. С комплексным решением этих проблем Брянский регион, будет принимать значительно больше туристов.
Система образования. Развитие туризма в регионе в значительной степени определяется наличием системы образования. Увеличение этой интеллектуальной составляющей развивает познавательный и профессионально-деловой туризм, создает базу для расширения экспорта образовательных услуг, помогая России войти в число мировых лидеров. Поэтому проблемы образования во всех сферах деятельности, включая и туризм, становятся приоритетными.
Брянск располагает значительным количеством учреждений систем высшего и среднего образования в России. Брянские вузы, колледжи готовят специалистов для многих отраслей, включая и туристскую. В городе создано 4 университетских комплекса.
Система академических кредитов, реформа образования, введение ЕГЭ, приведение в соответствие дипломов, новые образовательные стандарты и другое формируют новых широкообразованных высококвалифицированных специалистов для сферы туризма, способных перестраивать туристскую деятельность. Только такие специалисты могут вывести региональный туризм на более высокий уровень.
Культурно-зрелищные учреждения. Достаточно богатое историческое прошлое Брянского региона, насыщенность его уникальными природно-климатическими, историческими объектами позволили сформировать инфраструктуру досуга, представленную культурно-зрелищными учреждениями: музеями, театрами, домами культуры и творчества, ночными клубами, биллиардными, боулинг-клубами и т. д.
В Брянской области сосредоточено около 1000 памятников российской истории культуры. Это четвертый регион в России по количеству таковых памятников. В области насчитывается несколько бывших дворянских усадеб, многочисленные родовые владения известных деятелей искусства, культуры, государственных деятелей. Среди них усадьбы Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, графа Разумовского, Завадовского и др. [1, 4. 5].
Военная история воплотилась в многочисленные музеи, мемориалы и памятники, такие как «Партизанская поляна», «Стоянка отряда Виноградова», памятник «Воинам-автомобилистам» (единственный в России) и др. Практически во всех районных центрах действуют краеведческие музеи. Туристский ресурс области включает более 400 объектов культового зодчества: часовни, церкви, соборы, монастыри. История возникновения многих из них уходит в глубину веков. Наличие культовых объектов позволило разработать новые перспективные туристские маршруты, например «Большое и малое кольца Брянщины».
Множество клубных учреждений, самодеятельных коллективов Брянской области могут предложить туристам разнообразные программы, всевозможные фестивали, светские и религиозные праздники, театрализованные и поэтические постановки и др. Курганы, крепости, дворцы, парки, музеи, клубы, библиотеки, разнообразные выставки коллекционеров, центры народных ремесел, военноисторические объекты, храмы и монастыри создают мощный досуговый потенциал, который может привлечь многочисленных посетителей.
Но ядром региональной инфраструктуры досуга является Брянск [1]. Традицией Брянского региона стали многочисленные и разнообразные фестивали и ярмарки, привлекающие большое количество российских и иностранных туристов прежде всего из ближнего зарубежья). Программы проводимых фестивалей способны удовлетворить самых взыскательных участников, это: Международные фестивали: театрального искусства «Славянские встречи», песенного искусства имени Вяльцевой, студенческий международный фестиваль СТЭМов «Шумный балаган», поэтические ежегодные фестивали в сс. Овстуге и Красном Роге, международный фестиваль дружбы братских славянских народов в Климовском районе, международная Свенская ярмарка у стен древнейшего на Руси монастыря, детские и юношеские фестивали.
Инвестиционная политика. Формирование положительного имиджа Брянского региона на российском рынке туристских услуг требует определяющей поддержки туристской администрации. Принятие региональной целевой программы по развитие сферы туризма и рекреации в Брянской области и многое другое определило бы основные направления такой поддержки, создало бы правовую, организационно-управленческую и социально-экономическую среду, благоприятную для дальнейшего формирования туристской индустрии региона и развития туризма в целом. Поступательное развитие туризма требует значительного финансирования, обеспечить которое могут только инвестиции. Проведение рыночных реформ, установление деловых контактов в туристском бизнесе, создание условий для совместного предпринимательства, туристская привлекательность региона способны привлечь в регион инвесторов из других регионов (например, Москвы).
Наличие средств размещения на территории Брянской области можно считать удовлетворительным. Это и гостиницы, и дорожные мотели, дома отдыха и санатории. Номерной фонд этих учреждений позволяет принимать достаточно большое количество туристов. Недостатком является то, что они не имеют высокой классности. Лишь гостиница «Чернигов» относится к категории 3-х звезд.
В городе Брянске имеется также достаточное количество культурно-зрелищных учреждения, которые могут быть использованы в индустрии развлечений при приеме туристов.
На сегодняшний день в области, прежде всего в Брянске, работают около 40 туристических фирм и агентств.
Главные предпосылки развития туризма и рекреации в Брянской области —
благоприятные природно-климатические условия, близость к густонаселенной территории столичного региона, наличие объектов историко-культурного наследия, водных артерий и развитой транспортной сети.
Основные направления развития туризма в области: культурно-познавательный, деловой, паломнический, оздоровительный, рекреационный, охотничий.
Развитие культурно-познавательного туризма, связанного с посещением святынь, усадебных ансамблей и музеев-заповедников, археологических памятников можно рассматривать как предпосылку для роста показателей туристского потока: по данным Межрегиональной общественной организации содействию развития рынка геоинформационных технологий и услуг, в 2007 г. он составлял 400 тыс. посетителей, а к 2027 г. может возрасти до 1 млн. посетителей.
Одним из основных центров организации культурно-познавательного туризма на Брянщине является Брянский Государственный объединенный краеведческий музей (БГОКМ). Он был открыт впервые для посещения в сентябре 1921 г. Назывался он тогда Брянским губернским музеем. К большому сожалению, почти вся его экспозиция погибла во время Великой отечественной войны. С 1980 г. БГОКМ возглавляет объединение музеев области, в состав которого входят 17 филиалов (12 краеведческих, 3 военно-исторических, 2 литературно-мемориальных). Сотрудники объединения также оказывают практическую помощь в создании школьных и ведомственных музеев. В последние годы объединение сделало установку на развитие собственного музейного туризма, с показом не только своих экспозиций, но и памятников истории и архитектуры. Опыт показал, что это направление успешно развивается там, где старинные памятники сочетаются с высокохудожественными музейными экспозициями. Поэтому, помимо разработки экскурсионных маршрутов по историческим местам областного центра, на повестке дня стоит создание системы туристских маршрутов охватывающих большую часть древних малых городов Брянщины [1], в которых имеются филиалы объединенного краеведческого музея: «Летописные города Брянской области», «Старообрядческие города Брянской области», «Путешествие в палеолит» (маршрут в один из двух существующих в России музеефицированных памятников палеолита в с. Юдиново), «Брянское барокко», кольцевой маршрут по древним брянским городам Брянск - Почеп - Унеча - Клинцы - Стародуб - Погар - Трубчевск - Брянск.
Традиционно брянские турагенства и фирмы осуществляют следующие экскурсионные маршруты:
- Музей-усадьба А.К.Толстого с. Красный Рог;
- Музей-усадьба Ф.И.Тютчева с. Овстуг, (доп. с. Вщиж - развалины старинного города);
- Дядьковский хрустальный завод и музей хрусталя;
- Сещенский музей интернационального подполья (с посещением аэродрома);
- Карачев: фабрика игрушек, Николо-Одринский монастырь
- Кокино: конеферма;
- Брасово: экскурсия на конный завод, посещение мужского монастыря в Площанской пустыни;
- Трубчевск: обзорная экскурсия по городу, планетарий, краеведческий музей, (доп. Городище древнего Трубчевска возле д. Кветунь);
- Навля: музей партизанского движения и подполья;
- Севск. Севский крестовоздвиженский женский монастырь и Площанская мужская пустынь;
- Журиничи: хохломские узоры (сувенирный цех);
- Погар: мамонты в Юдиновском палеонтологическом музее.
Суммируя эти экскурсионные предложения, и учитывая географическое положение Брянска на территории области, можно выделить несколько экскурсионных направлений.
Юго-Западное направление. Наиболее протяжённое в силу географического положения областного центра. В этом направлении находятся шесть из десяти исторических городов, формирующих историко-культурный каркас Брянской области [4]. Подавляющее большинство поселений, основанных старообрядцами, также находится здесь.
Учитывая современное состояние сети автомобильных дорог в Брянской области, экскурсионные и туристические маршруты можно прокладывать в трёх направлениях - центральном (по федеральной трассе «Брянск-Гомель») и двух направлениях севернее и южнее федеральной трассы. При желании можно организовать один большой закольцованный маршрут. По этому направлению можно посетить такие города, как Почеп, Унеча, Мглин, Сураж, Новозыбков, Злынка, Климово, Стародуб, Погар.
Южное направление. В этом направлении туристы могут проехать по маршруту Брянск -Севск, на котором восстановлена Площанская пустынь, связанная с именами многих великих
оптинских старцев, монашествовавших здесь. В расположенном на пути маршрута Навлинском музее, помимо экспозиции, посвященной партизанскому движению, имеются отделы русской певицы, уроженки этих мест Анастасии Вяльцевой и селищенского культурного гнезда дворян Масловых, в котором бывали композитор Танеев, художник Маковец. Завершается экскурсия в древнем Севске, с остатками земляной крепости XVII в., построенной по проекту западноевропейских фортификаторов, рядом барочных церквей XVIII в., резиденцией севских епископов, краеведческим музеем. Среди городов этого направления можно выделить такие как Навля, Брасово, Трубчевск, Севск, Суземка, Комаричи, Карачев.
Северо-западное направление. В этом направлении, в 35 км от Брянска в сторону Смоленска, среди березовых рощ находится едва ли не самый посещаемый культурнотуристический объект Брянской области - музей-усадьба поэта и дипломата Федора Ивановича Тютчева в селе Овстуг Жуковского района. Овстуг - тютчевское родовое имение, малая родина поэта, раскинувшееся на восьми холмах Среднего Подесенья. Имение в Овстуге служило четырём поколениям Тютчевых.
Северное направление. В этом направлении находится всего один исторический город Брянской области - Дятьково. Но город имеет настолько интересную историю своего градообразующего предприятия, что впечатлений только от одной экскурсии в этот город хватит надолго. При желании, экскурсию в Дятьково через Жуковку можно объединить с Северным направлением, создав, таким образом, своеобразное «Северное кольцо» Брянщины.
Реставрация памятников истории и создание в них новых музейных экспозиций явится одним из главных условий развития кольцевого маршрута «Древние города Брянской области» с разработкой ряда подмаршрутов, а так же включением его, как промежуточного, в общероссийские и международные. Такие как: Москва - Калуга - Брянск - Трубчевск - Новгород-Северский - Чернигов - Киев, Москва -Калуга - Брянск - Красный Рог - Почеп - Клинцы - Новозыбков - Ветка - Гомель. Другой вариант -включение брянских музеев в литературный кольцевой маршрут: Москва - Мелехово - Ясная Поляна -Спасское-Лутовиново - литературные музеи Орла - Брянск - Красный Рог - Овстуг - Смоленск -Хмелиты - Москва.
In the article is examined the contemporary state of the tourist infrastructure of the Bryansk of oblastie the.
The key words: tourism, tourist infrastructure, the Bryansk province.
Список литературы
1. Ахромеев Л.М., Данилов Ю.Г., Шарапаев И.В. Проблемы развития туризма в малых городах Брянской области // Социокультурные перспективы развития региона: сервис, туризм, краеведение. Воронеж, 2009. С.12-16.
2. Дурович А.П. Организация туризма. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
3. Каурова К.Д. Организация сферы туризма. СПб.: Герда, 2004. 320 с.
4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М.: Наука, 1998. 640 с.
5. Чернышов С.В. Культурное наследие региона (Брянская область). Брянск, 2005. 50 с.
Об авторах
Ахромеев Л.М. - кандидат биологических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ahromeev56@yandex
Шарапаев И.В. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени акдемикаИ.Г. Петровского.