Научная статья на тему 'Организация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: оптимизация управления или дублирование функций (на примере Южного федерального округа)'

Организация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: оптимизация управления или дублирование функций (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1170
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE AUTHORITY / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / FEDERAL DISTRICTS / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / TERRITORIAL AUTHORITIES / ОКРУЖНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ / DISTRICT ADMINISTRATIONS / АППАРАТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА В ЮФО / DEVICE OF THE PLENIPOTENTIARY OF THE PRESIDENT IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Наталья Николаевна

В статье проводится исследование организации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на уровне федеральных округов на современном этапе. Отмечается общая тенденция к дублированию функций, а также рассматривается опыт Южного федерального округа. В заключение статьи делается вывод о необходимости оптимизации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с целью повышения качества управления и экономической эффективности их деятельности. Основным источником информации, эмпирического материала и идей для написания данной статьи стала стажировка в аппарате полномочного представителя Президента РФ в ЮФО в период с 17 по 30 ноября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бочарова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangement of territorial offices of federal executive authorities: optimization of management and duplication of functions (on the example of the Southern Federal District)

The article describes the analysis of arrangement of territorial offices of federal executive authorities at the level of federal districts at the present days. The article points out the general tendency to duplication of functions and examines the experience of the Southern Federal District. In conclusion it can be said that there is a necessity to optimize territorial offices of federal executive authorities with the purpose of improvement of the quality of management and their economic efficiency. Training in the Device of the Plenipotentiary of the Russian President in the Southern Federal District during the period from November 17 to November 30, 2014 has become the main source of information, empirical material and ideas for writing this article.

Текст научной работы на тему «Организация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: оптимизация управления или дублирование функций (на примере Южного федерального округа)»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

УДК 342.553

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ ДУБЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Бочарова преподаватель кафедры процессуального права,

Наталья Николаевна Южно-Российский институт управления - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70) E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье проводится исследование организации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на уровне федеральных округов на современном этапе. Отмечается общая тенденция к дублированию функций, а также рассматривается опыт Южного федерального округа. В заключение статьи делается вывод о необходимости оптимизации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с целью повышения качества управления и экономической эффективности их деятельности.

Основным источником информации, эмпирического материала и идей для написания данной статьи стала стажировка в аппарате полномочного представителя Президента РФ в ЮФО в период с 17 по 30 ноября 2014 г.

Ключевые слова: исполнительная власть, федеральные округа, территориальные органы, окружные управления, аппарат полномочного представителя Президента в ЮФО, административная реформа.

В условиях федеративного государства большое значение приобретает установление эффективных взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и их территориальными органами. Такие взаимоотношения имеют принципиальный характер, когда речь идет о системе исполнительной власти. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ [1] в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках такой единой системы органы исполни-

тельной власти двух уровней должны действовать как единый слаженый механизм.

Во-вторых, федеральные органы исполнительной власти на территории субъектов РФ имеют свои территориальные органы. Обеспечение их эффективной деятельности, в том числе и с целью преодоления дублирования их функций органами исполнительной власти субъектов РФ, также актуализирует проблему взаимодействия исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней [2].

В-третьих, 13 мая 2000 г. Президентом РФ был подписан Указ № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" [3], которым утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном окру-

ге. Данным актом в России учреждены семь федеральных округов во главе с полномочными представители Президента РФ (позже введены еще два федеральных округа - Северо-Кавказский и Крымский) [4, 5]. Этим же Указом были созданы правовые основы функционирования окружных управлений федеральных органов исполнительной власти, которые стали некой «прослойкой» между федеральным и региональным уровнями.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» [6] была сформулирована главная цель создания окружных управлений: федеральным органам исполнительной власти было поручено определить в составе своих центральных аппаратов структурные подразделения, которые бы отвечали за координацию взаимодействия федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов с полномочными представителями [6]. Созданные за короткий период такие органы стали выполнять в основном координационные, сводно-аналитичес-кие, информационные и контрольные функции.

На сегодняшний день федеральные органы исполнительной власти в основном завершили процесс формирования на уровне федерального округа своих территориальных органов (окружных управлений).

Однако в условиях отсутствия единых критериев создания территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, возникла ситуация, когда одни федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы или представительства в федеральных округах (Федеральная служба по финансовому мониторингу), другие - в субъектах Федерации (Федеральная антимонопольная служба), третьи -на части территории субъекта Федерации (Министерство культуры РФ), четвертые - в регионах, включающих субъекты Федерации, расположенные на территории как одного федерального округа, так и сопредельных федеральных округов (Федеральное агентство водных ресурсов), пятые - в федеральных округах и субъектах Федерации (Федеральная налоговая служба), шестые - одновременно в федеральных округах, регионах в субъек-

тах Федерации (Министерство внутренних дел РФ), седьмые вообще не имеют таковых (Федеральное архивное агентство). При этом разными являются их виды, налицо избыточность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Федерации.

Нельзя не сказать и о том, что геополитические и экономические события последнего времени (присоединение Крыма к России, экономические санкции Запада, падение цены на нефть и др.) стали сильно влиять на сформированную структуру: появилась тенденция к реорганизации территориальных органов исполнительной власти, их ликвидации, укрупнению и т.п.

Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 2009 г. № 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел РФ» (документ утратил силу с 1 марта 2011 г.), территориальными органами Министерства внутренних дел РФ являлись: на окружном уровне главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам, на региональном уровне - министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации. На базе их Указом Президента РФ № 644 4 июня 2001 г. (ред. от 05.05.2014) [7] были созданы главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

А Указом Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 [8] окружные управления МВД РФ были ликвидированы, за исключением СевероКавказского. Основной причиной ликвидации называлось дублирование функций и неэффективность деятельности. Была также высказана точка зрения о целесообразности ликвидации окружных управлений МВД с целью сокращения бюджетных расходов и использования освободившихся средств на создание вертикали власти в Республике Крым [9].

Вместе с упразднением Федеральной службы по поставкам вооружений Указом Президента РФ № 613 от 08.09.2014 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» были упразднены и управления данной службы в федеральных округах [10].

Далее, в Министерстве культуры РФ были созданы территориальные органы, которые осуществляли свою деятельность на территории фе-

дерального округа (Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ) или нескольких субъектов Российской Федерации, объединенных в некие регионы (Южное, Кубанское, Нижне-Волжское, Сибирское, Средне-Сибирское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Приморское, Балтийское управления) [11]. Однако с учетом геополитических и экономических изменений последних месяцев управления стали укрупняться. Например, появилось Управление Министерства культуры РФ по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам [12]. Такую же тенденцию можем наблюдать в иных территориальных управлениях федеральных органов исполнительной власти: было создано Управление Федеральной службы по аккредитации в Южном, Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах [13].

Интеграция органов исполнительной власти на уровне федерального округа, а также их взаимодействие с полномочными представителями Президента в федеральных округах определены исходя из функций последних и обусловлены как необходимостью обеспечения взаимодействия подразделений федеральных органов исполнительной власти внутри их структур (по вертикали), так и потребностью повышения степени и интенсивности совместной деятельности окружных государственных органов (по горизонтали).

В целях решения данной задачи Полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе создал ряд координирующих органов в структуре своего аппарата [14]:

- Департамент по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО;

- Департамент по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе;

- Департамент по вопросам экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО;

- Департамент по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО;

Остановим свое внимание на Департаменте по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном феде-

ральном округе. В соответствии с Положением о Департаменте по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, являющимся Приложением № 5 к распоряжению полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе от 4 октября 2013 г. № 52-95рп [15], департамент является структурным подразделением аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.

Основными задачами Департамента являются (п. 2 Положения) [15]:

1) обеспечение взаимодействия полномочного представителя Президента РФ с подразделениями Администрации Президента РФ, Советом Безопасности РФ, Национальным антитеррористическим комитетом, Государственной пограничной комиссией, федеральными органами исполнительной власти по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности, обеспечения законности и правопорядка, противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков, приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством, защиты государственной границы РФ, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, защиты информации;

2) содействие обеспечению координации деятельности соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

3) информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности полномочного представителя Президента РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

Мы перечисляем здесь не все полномочия, но тех, что названы, позволяет говорить о координирующей роли данного Департамента в соответствующей сфере. Обращает на себя внимание то, что параллельно с данным Департаментом, функционирующим на постоянной и профессиональной основе в структуре аппарата полномочного представителя Президента в ЮФО, работает Координационный совет правоохранительных органов в Южном федеральном округе [16], который является совещательным органом, образованным для

обеспечения координации и оценки эффективности деятельности территориальных органов исполнительной власти по противодействию терроризму и экстремизму, организованной преступности и коррупции, а также незаконному обороту наркотиков. Также как совещательный функционирует такой орган аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, как Межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в Южном федеральном округе [17].

Кроме того, в структуре аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО есть Департамент по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград [18] и Совет по кадровой политике, вопросам государственной и муниципальной службы при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО [19], являющийся совещательным органом. То есть сформировалась много и разноуровневая система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Исходя из этого в рамках приоритетных направлений административной реформы на ближайшую перспективу считаем важным продолжить работу по совершенствованию системы территориальных органов исполнительной власти, устранению недостатков в их построении и деятельности, упрощению и сокращению структуры аппаратов данных органов, четкому разграничению функций и полномочий между структурами исполнительной власти [20], а также выработке четких критериев создания и распределения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на региональном или окружном уровнях.

Возможно, высказанные предложения позволят повысить эффективность государственного управления территориальным развитием, унифицировать органы исполнительной власти, преодолеть несогласованность действий между федеральными и региональными органами исполнительной власти и исключить дублирование в их работе, нивелировать проблемы постоянной координации работы между федеральными и региональными органами исполнительной власти, повысить правовой статус полномочных представителей Президента в федеральных округах, а также обеспечить экономическую эффективность функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с точки

зрения и с учетом возможности оптимизации бюджетных расходов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // www.pravo.gov.ru

2. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: Учебный курс. В 2 т. М., 2011.

3. Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2000. 16 мая.

4. Указ Президента РФ «О внесении изменений в Перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2010 г. // Российская газета. 2010. 21 января.

5. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа» // Собрание законодательства РФ. 2014. 24 марта. № 12. Ст. 1265.

6. Постановление Правительства РФ от 12.08.2000 № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 2000, N 34, Ст. 3473.

7. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. N 644 (ред. от 05.05.2014) "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 24. Ст. 2416.

8. Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. № 19. Ст. 2396.

9. Силуанов А. Расходы министерств и ведомств будут сокращены // Российская газета. 2015. 27 февраля.

10. Указ Президента РФ от 08.09.2014 № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // www.kremlin.ru.

11. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (ред. от 20.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 01.08.2011. № 31. Ст. 4758.

12. Приказ Минкультуры России от 29.07.2013 № 1054 (ред. от 11.12.2014) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры РФ» // Российская газета. 2013. 1 ноября.

13. Приказ Минэкономразвития России от

15.08.2012 № 512 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по аккредитации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 17 декабря; Приказ Федеральной службы по аккредитации от

01.02.2013 № 306 «О создании Управления Федеральной службы по аккредитации по Южному федеральному округу» // Консультант Плюс.

14. Положение об аппарате полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, утвержденное распоряжением полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 16 сентября 2011 г. № 75 // www.pravo.gov.ru.

15. Положение о департаменте по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе - Приложение № 5 к распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 4 октября 2013 г. № А52-95рп // Документ не опубликован; получен автором статьи во время стажировки.

16. Положение о Координационном совете правоохранительных органов в Южном федеральном округе - Приложение № 1 к распоряжению полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 23 октября 2006 г. № 132 // Документ не опубликован; получен автором статьи во время стажировки.

17. Положение о межведомственной рабочей группе по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в Южном федеральном округе, утвержденное распоряжением полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 12 февраля 2014 г. № А52-13рп // Документ не опубликован; получен автором статьи во время стажировки.

18. Положение о департаменте по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе - Приложение № 6 к распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 4 октября 2013 г. № А52-95рп // Документ не опубликован; получен автором статьи во время стажировки.

19. Положение о Совете по кадровой политике, вопросам государственной и муниципальной службы при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе, утвержденное распоряжением полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 10 ноября 2009 г. № 40 // Документ не опубликован; получен автором статьи во время стажировки.

20. Черкасов К.В. Организационно-правовые основы учреждения и функционирования федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа // Законодательство и экономика, 2008, № 12.

21. Мазуров В.Ю. Современное состояние и перспективы развития федерального окружного деления в РФ // Государство и право. 2014. № 7.

Bocharova Natalia Nikolayevna, a lecturer of the of the Department of the processional law, the South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

ARRANGEMENT OF TERRITORIAL OFFICES OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES: OPTIMIZATION OF MANAGEMENT AND DUPLICATION OF FUNCTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

Abstract

The article describes the analysis of arrangement of territorial offices of federal executive authorities at the level of federal districts at the present days. The article points out the general tendency to duplication of functions and examines the experience of the Southern Federal District. In conclusion it can be said that there is a necessity to optimize territorial offices of federal executive authorities with the purpose of improvement of the quality of management and their economic efficiency.

Training in the Device of the Plenipotentiary of the Russian President in the Southern Federal District during the periodfrom November 17 to November 30, 2014 has become the main source of information, empirical material and ideas for writing this article.

Keywords: executive authority, federal districts, territorial authorities, district administrations, device of the plenipotentiary of the President in the Southern Federal District, administrative reform.

References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golo-sovaniem 12 dekabrya 1993 goda) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // www.pravo.gov.ru

2. Barcits I.N. Sistema gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya: Uchebniy kurs. V 2 t. M., 2011.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2000 g. № 849 «O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy

Federacii v federal'nom okruge» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Rossiyskaya gazeta. 2000. 16 maya.

4. Ukaz Prezidenta RF «O vnesenii izmeneniy v Perechen' federal'nyh okrugov, utverzhdenniy Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 13 maya 2000 g. № 849, i v Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 12 maya 2008 g. № 724 «Voprosy sistemy i struktury federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti» ot 19 yanvarya 2010 g. // Rossiyskaya gazeta. 2010. 21 yanvarya.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 21 marta 2014 g. № 168 «Ob obrazovanii Krymskogo federal'nogo okruga» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. 24 marta. № 12. St. 1265.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.08.2000 № 592 «O vzaimodeistvii Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii i federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti s polnomochnymi predstavitelyami Prezidenta Rossiyskoy Federacii v federal'nyh okrugah i skheme razmescheniya territorial'nyh organov federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 2000, N 34, St. 3473.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 4 iyunya 2001 g. N 644 (red. ot 05.05.2014) "O nekotoryh voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii" // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. N 24. St. 2416.

8. Ukaz Prezidenta RF ot 5 maya 2014 g. № 300 «O nekotoryh voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 12.05.2014. № 19. St. 2396.

9. Siluanov A. Raskhody ministerstv i vedomstv budut sokrascheny // Rossiyskaya gazeta. 2015. 27 fevral-

ya.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 08.09.2014 № 613 «O nekotoryh voprosah gosudarstvennogo upravleniya i kontrolya v sfere gosudarstvennogo oboronnogo zakaza vooruzheniya, voennoy, special'noy tehniki i material'nyh sredstv» // www.kremlin.ru.

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 iyulya 2011 g. № 590 «O Ministerstve kul'tury Rossiyskoy Federacii» (red. ot 20.02.2014) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.08.2011. № 31. St. 4758.

12. Prikaz Minkul'tury Rossii ot 29.07.2013 № 1054 (red. ot 11.12.2014) «Ob utverzhdenii Polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva kul'tury RF» // Rossiyskaya gazeta. 2013. 1 noyabrya.

13. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 15.08.2012 № 512 (red. ot 15.11.2013) «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o territorial'nom organe Federal'noy sluzhby po akkreditacii» // Bulleten' norma-tivnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti. 2012. 17 dekabrya; Prikaz Federal'noy sluzhby po

akkreditacii ot 01.02.2013 № 306 «O sozdanii Upravleniya Federal'noy sluzhby po akkreditacii po Yu-zhnomu federal'nomu okrugu» // Konsul'tant Plus.

14. Polozhenie ob apparate polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v Yuzhnom federal'nom okruge, utverzhdennoe rasporyazheniem polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v YuFO ot 16 sentyab-rya 2011 g. № 75 // www.pravo.gov.ru.

15. Polozhenie o departamente po voprosam pravoohranitel'noy deya-tel'nosti, oborony i bezopasnosti appa-rata polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v Yuzhnom federal'nom okruge - Prilozhenie № 5 k rasporyazheniyu Polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v YuFO ot 4 oktyabrya 2013 g. № A52-95rp // Dokument ne opublikovan; poluchen avtorom statyi vo vremya stazhirovki.

16. Polozhenie o Koordinacionnom sovete pravoohranitel'nyh organov v Yuzhnom federal'nom okruge -Prilozhenie № 1 k rasporyazheniyu polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v YuFO ot 23 oktyabrya 2006 g. № 132 // Dokument ne opublikovan; poluchen avtorom statyi vo vremya stazhirovki.

17. Polozhenie o mezhvedomstvennoy rabochey gruppe po voprosam protivodeistviya nezakonnym fi-nansovym operaciyam v Yuzhnom federal'nom okruge, utverzhdennoe rasporyazheniem polnomo-chnogo predstavitelya Prezidenta RF v YuFO ot 12 fevralya 2014 g. № A52-13rp // Dokument ne opublikovan; poluchen avtorom statyi vo vremya stazhirovki.

18. Polozhenie o departamente po voprosam gosudarstvennoy sluzhby, kadrov i gosudarstvennyh nagrad apparata polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v Yuzhnom federal'nom okruge - Prilozhenie № 6 k rasporyazheniyu Polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v YuFO ot 4 oktyabrya 2013 g. № A52-95rp // Dokument ne opublikovan; poluchen avtorom statyi vo vremya stazhirovki.

19. Polozhenie o Sovete po kadrovoy politike, voprosam gosudarstvennoy i municipal'noy sluzhby pri polnomochnom predstavitele Prezidenta RF v Yuzhnom federal'nom okruge, utverzhdennoe rasporyazheniem polnomochnogo predstavitelya Prezidenta RF v YuFO ot 10 noyabrya 2009 g. № 40 // Dokument ne opublikovan; poluchen avtorom statyi vo vremya stazhirovki.

20. Cherkasov K.V. Organizacionno-pravovye osnovy uchrezhdeniya i funkcionirovaniya federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti na urovne federal'nogo okruga // Zakonodatel'stvo i ekonomika, 2008, № 12.

21.Mazurov V.Yu. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya federal'nogo okruzhnogo deleniya v RF. // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 7.

УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Рябченко аспирант кафедры конституционного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полина Сергеевна и муниципального права,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70) E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье проанализированы конституционно-правовые и социально политические основания рассмотрения идеи права на национально-культурное развитие в качестве самостоятельного института.

Автор анализирует концепцию национально-культурного развития с позиций различных подходов и интерпретаций в контексте создания оптимальных механизмов специального конституционно-правового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.