ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК НА ОСНОВЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Гуремина Н.В., Чмырь Ю.Ю., Коссов Л.Ю.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, Россия
В статье представлена разработка технологии организации студенческих практик на основе тьюторского сопровождения в открытой образовательной среде. Определена целевая аудитория проекта, разработаны схема и этапы тьюторского сопровождения. Проект планируется к внедрению в 2016-2017 учебном году.
Ключевые слова: студенческая практика; тъюторское сопровождение; индивидуализация; открытая образовательная среда.
STUDENT PRACTICES ORGANIZATION
ON THE BASIS OF TUTORING SUPPORT
IN AN OPEN LEARNING ENVIRONMENT
Guremina N. V., Chmyr Yu. YuKossov A. Yu.
Far-Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
The article presents the technology development organization of student practices on the basis of tutor support in an open learning environment. Determined target audience, developed the scheme and the stages of tutor support. The project is going to plane for implementation in the 2016-2017 school year.
Keywords: student; tutoring support; individualization; open learning environment.
В современной социокультурной ситуации современная система образования Российской Федерации стала объектом реформирования. Изменяется содержание образования, а также появляются новые требования к профессиональной деятельности. В соответствии с современной концепцией высшего образования модель обучения в вузе должна носить практико-ориентированный характер. Эффективно организованная студенческая практика сокращает разрыв между академическим обучением и практической деятельностью будущих специалистов и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке и содействует закреплению полученных знаний.
Одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса в высшей школе является построение индивидуальной траектории развития студента на основе тьюторского сопровождения. В связи с этим особую актуальность приобретают технологии организации прохождения студенческих практик на основе тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение можно рассматривать как эффективную практику индивидуализации образовательного процесса в условиях новых ФГОС, при этом тьютор обеспечивает разработку индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования.
Феномен тъюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы можем говорить о тьюторстве как о сложившейся форме университетского наставничества. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, а тьюторство изначально выполняло функции сопровождения процесса самообразования [1, с. 49]. Ключевые задачи проекта: — выявление целевой аудитории проекта;
- разработка формата тьюторского проекта с ресурсным навигатором и сопутствующим методическим сопровождением.
- организация открытой образовательной среды в социальном векторе.
Все большее количество педагогов и исследователей приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование человека, его саморазвитие для решения задач усложняющейся креативной, социальной и профессионально-трудовой практики. При этом подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности. В связи с этим усложняется задача подготовки кадров и профессионализации студентов в учебных заведениях. Высокая динамичность современного общества вызывает у человека необходимость проявлять активность во всех сферах жизнедеятельности, а значит, стать «автором своей жизни». Для личности актуальным становится поиск своего пути в образовании и профессии, обретение собственного стиля деятельности, права на индивидуальную траекторию развития. У образования появляются новые задачи, состоящие в создании условий для обретения у студентов личностных смыслов, ценностей и целей своего профессионального развития.
К основным проблемам организации и проведения студенческих практик относятся:
- отсутствие системы целевого распределения;
- незаинтересованность предприятий и организаций в предоставлении мест для прохождения студенческих практик;
- слабая мотивация и личностная заинтересованность студента;
- формальный характер, и как следствие - низкое качество представляемых отчетов и результатов прохождения практик.
Целевую аудиторию проекта составляют студенты кафедры менеджменты ШЭМ ДВФУ, обучающиеся как на платной, так и на бюджетной основе, проживающие на территории кампуса ДВФУ (о. Русский) и в городе Владивостоке.
К возрастным психолого-педагогическим характеристикам целевой аудитории относятся:
1. Активное вовлечение в 1Т-сферу и социальные сети;
2. Приоритет материальных ценностей;
3. Ориентация на карьерный рост и финансовую независимость;
4. Имеющийся опыт работы (у студентов старших курсов);
5. Формирование осознанного выбора своей специальности;
6. Высокая социальная активность, потребность в общении.
Стратегия сопровождения включает в себя следующие компоненты:
- погружение тьюторанта в среду образовательных возможностей;
- создание условий для нахождения смыслов своей жизнедеятельности путем формирования образа будущей профессии;
- сопровождение интереса тьюторанта к будущей профессии, связанной со значимой для него сегодняшней деятельностью и приобретаемыми компетенциями.
Ресурсная схема тьюторского сопровождения включает социальный, культурно-предметный и антропологический вектора
(рис. 1).
Социальный вектор
(заинтересованные стороны: предоставление мест для прохождения практик, вузовская среда, сообщества, эксперты, мастера своего дела)
▲
Культурно-предметный вектор
психические и телесные возможности
Антропологический вектор
знания, научная информация
самого человека, его компетенции
Рис. 1. Ресурсная схема тьюторского сопровождения
Социальный вектор - это внешняя среда проекта, заинтересованные стороны (предоставление мест для прохождения практик), сообщества, эксперты, мастера своего дела. Антропологический вектор непосредственно связан в психическими и телесными возможности самого человека, его компетенциями. Культурно-предметный вектор включается в себя знания, научную информацию.
Тьюторское сопровождение направлено прежде всего на работу с субъектной позицией студента. Студент должен уметь ставить собственные профессиональные цели, находить и использовать образовательные ресурсы, строить свою профессиональную траекторию. Такие задачи лучше всего решаются на материале учебной практики, где студенты впервые сталкиваются с реальными собственными ограничениями. Учебная практика дает возможность реализовывать самостоятельное действие студенту, в результате чего она является очень хорошим материалом для рефлексии.
Основные этапы тьюторского сопровождения:
Этап №1. Мотивационно-диагностический, направленный на изучение потребностей целевой аудитории и выявление запросов участников проекта.
Этап № 2. Проектировочный, целью которого является составление совместного плана участников и тьютора своих действий в проекте, определение сроков, основных мероприятий, составление графика мест и времени проекта с возможностью выбора маршрута, перечня достижения основных образовательных результатов.
Этап №3. Реализационный, включающий непосредственно процесс прохождения практики, определение целевых образовательных результатов участников проекта. Результатом данного этапа является составление отчетной документации.
Этап №4. Рефлексивный: анализ тьюторантом своего пройденного пути и достигнутых на данном этапе результатов, а также их фиксация
Ниже приводятся варианты студенческих учебных практик:
1. Создание видеопрезентации «Образовательные программы кафедры» (в течение года)
2. Создание архива «Известные выпускники кафедры» (в течение года)
3. Участие в проекте «Возрождение традиций российского меценатства», поддержка электронного образовательного ресурса (в течение года)
4. Участие в организации и проведении летних профильных лагерей (летний период)
5. Участие в организации образовательных событиях ДВФУ (Фестиваль науки, Дни открытых дверей и др. - в течение года)
6. Участие в организации и проведении Дней карьеры, круглых столов с работодателями (весенний семестр)
7. Участие в разработке игровых технологий и методов активного обучения в сфере экономики и менеджмента (в течение года)
8. Участие в анкетированиях и опросах студентов по тематике магистерских диссертаций (в течение года)
Данная модель тьюторского сопровождения была разработана на учебный год (2 учебных семестра) и планируется к внедрению в 2016-2017 учебном году.
Одним из ваших элементом работы тьютора во время прохождения студентами учебной практики является создание условий рефлексии. Студенту необходимо зафиксировать личные цели на практику, ожидаемый результат и способ достижения. В процессе прохождения практики студент выполняет ряд заданий, но для того, чтобы параллельно решая учебные задачи, студент мог заниматься собственным развитием и ростом, необходимо, чтобы кроме учебных задач были сформулированы личные цели.
По завершению практики студент должен заполнить рефлексивный дневник, который позволяет организовать рефлексию относительно того целеполагания, которое было зафиксировано перед прохождением практики.
Рекомендуемые вопросы для рефлексии:
- Что Вы ожид али от практики и оправдались ли Ваши ожидания?
- Понравилась ли Вам организация практики?
- Какой результат вы получили?
- В чем были затруднения и как их преодолевали?
— Что для Вас абсолютно новое?
— Изменился ли Ваш маршрут за время прохождения практики?
- Ваше внутреннее приращение?
- Как будете применять полученные знания в своей жизни?
— Какие предложения по изменению практики у вас есть?
— Кого хотите поблагодарить и за что?
- Ваше пожелание к тьютору.
Список литературы
1. Чупринин A.A. Из опыта реализации модели тьюторского сопровождения профессиональной практики студентов бакалавриата Mill У// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.thetutor. ru/napravlenie-deyatelnosti/vysshee-obrazovanie/239-iz-opyta-realizat-sü-modeH-^torekogo-soprovo^demya-professionalnoj-praktiki-studen-tov-bakalavriata-mpgu.html (дата обращения: 20.11.2016).
2. Ковалева Т.М. Иной взгляд на современное педагогическое образование: тьюторское сопровождение студентов бакалавриата первого года обучения // На путях к новой школе. 2015. №2. С. 47-49.
3. Маринина М.В., Герасименко A.C. Методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения студентов. - Волгоград: Изд-во «Колледж», 2014. 78 с. [Электронный ресурс]. URL: www.vspc34.ru/filesfordownload/Pe3ynbTaTbi%2003P/MeTOfl%20 рекомендации/МарининаГерасименко.Тьюторскоесопровожде-ние-pdf (дата обращения: 20.11.2016).