Примечания
1 См.: ВикуловА.В. Духовность и здоровый образ жизни // Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся: Сб. науч. ст. Самара, 2002. С. 254 - 257.
2 См.: ВикуловА.В., КотоваГ.С. К проблеме охраны здоровья в системе народного образования // Здоровье человека: Материалы III Междунар. конгр. валеологов (23-25 апреля 2002 г). СПб, 2002. С. 44-46.
3 См.: Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности // Автореф. ... канд. философ. наук. Ставрополь, 2006.
4 См.: Николаев М.Е. Духовное развитие народа - стратегия государственной политики XXI века // Школа духовности. 2000. № 5. С. 15-21.
УДК 159.942:7.01
Т. В. ХУТОРЯНСКАЯ
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Организация сотрудничества учителя с семьей младшего школьника
В статье представлены результаты анализа и эмпирического исследования организации сотрудничества учителя с семьей младшего школьника. Отмечается, что для обеспечения гармоничного развития личности ребенка необходимы не только хорошая семья и школа, но и их эффективное сотрудничество с использованием традиционных и инновационных форм работы.
Ключевые слова: сотрудничество, учитель, семья младшего школьника, традиционные и инновационные формы работы.
T.V. HUTORIANSKAYA The Organization of Cooperation of the Teacher with a Family of the Younger Pupil
In article results of the analysis and empirical research of the organization of cooperation of the teacher with a family of the younger pupil are presented. It is noticed that for maintenance of harmonious development of the person of the child are necessary not only a good family and school, but also their effective cooperation with use of traditional and innovative forms of work.
Key words: cooperation, teacher, family of the younger pupil, traditional and innovative forms of work.
Современное состояние российского образования ставит перед педагогической наукой и практикой целый комплекс задач, требующих оперативного решения. К их числу относится проблема эффективной организации сотрудничества семьи и начальной школы. При хорошо организованном сотрудничестве школа и семья становятся партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи1. От сложившихся в начальный период взаимоотношений будет во многом зависеть и вся последующая работа учителя с семьей, ведь для родителей учащихся начальных классов характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности в сотрудничестве со школой. Они чаще других родителей интересуются своими детьми и посещают школу2.
Основные направления современной деятельности общеобразовательной школы, ориентирующие учителей на усиление помощи семье и повышение ее ответственности, широкое вовлечение родителей в деятельность класса в образовательном пространстве школы, определяют принципы взаимного доверия и уважения партнеров, взаимной поддержки и помощи друг другу.
Содержание работы учителя с семьей младшего школьника определяется тремя основными направлениями деятельности:
1) соблюдение преемственности между семейным дошкольным и школьным воспитанием, изучение особенностей семейного воспитания первоклассников с целью определения их уровня подготовленности к школе;
2) координация процесса воспитания школьников в семье, педагогическое сопро-
© Т.В. Хуторянская, 2009
Т.В. Хуторянская. Организация сотрудничества учителя с семьей младшего школьника
97
вождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности учащегося;
3) организация воспитательной работы в школе и классе с активным привлечение семьи.
Анализ литературы по этой проблеме свидетельствует, что определены задачи сотрудничества начальной школы с семьей:
- ознакомление с семьей ученика;
- изучение влияния микросоциума на развитие личности младшего школьника;
- организация обучения и воспитания детей в ходе совместной педагогической деятельности школы и семьи;
- выявление индивидуальных особенностей ребенка;
- помощь родителям в воспитании детей;
- организация педагогического просвещения родителей;
- коррекция детско-родительских отношений.
Многообразие представленных выше задач требует различных форм и методов работы учителя с родителями. Оптимальным является сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм сотрудничества. Например, обсуждение на родительском собрании каких-либо аспектов воспитания можно продолжить при индивидуальных и групповых консультациях с родителями. Такие собрания являются основной формой работы с ними3.
Изучение подобного опыта работы учителей начальных классов в Саратове (гимназия № 1) показало, что наиболее распространенными коллективными формами сотрудничества педагогов и родителей являются:
- лекторий для родителей, который повышает их педагогическую культуру, знакомит с проблемами воспитания, помогает вырабатывать единые подходы к нему;
- вечер вопросов и ответов, на котором затрагиваются актуальные проблемы детско-родительских отношений, чему предшествует сбор информации в ходе анкетирования и опроса семьи;
- диспут, позволяющий всем родителям активно участвовать в обсуждении проблем воспитания;
- ежегодные встречи с учителями класса и администрацией школы, на которых происходят знакомство, обсуждение и разрешение возникающих проблем и конфликтов.
Для того чтобы сотрудничество школы и семьи было более эффективным, родители
должны обладать определенным уровнем педагогической культуры, отражающей степень их подготовленности как воспитателей и проявляющейся в процессе социального и семейного воспитания. Основная роль в повышении педагогической культуры семьи принадлежит учителю, занимающемуся целенаправленным научно-педагогическим просвещением. С этой целью проводятся беседы и лекции, например «Как научиться быть хорошим родителем?», «Как найти к ребенку правильный подход?», «Как дать своему ребенку все самое лучшее и не сделать ошибок?», «Как помочь ребенку раскрыть свои способности?» и другие4.
Анализ работы гимназии с родителями младших школьников показал, что основные направления общего педагогического просвещения следующие:
- определение задач и методов воспитания и образования;
- изучение физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей и основ их воспитания в семье;
- построение взаимоотношений родителей и детей, способов сотрудничества и регулирования отношений между школой и семьей;
- выявление форм и методов, трудностей и ошибок семейного воспитания, обязанностей членов семьи;
- пропаганда здорового образа жизни, проблемы занятости и досуга детей.
Проведенное анкетирование родителей показало, что сложилась атмосфера взаимного уважения и доверия между ними и учителями (78% опрошенных). Респонденты отметили, что получили разностороннюю информацию о школьной жизни своих детей, были созданы условия для знакомства не только с учителями и школьной администрацией, но и между собой.
Коллективные и групповые формы работы учителя с семьей сопровождаются и межличностным взаимодействием, осуществляемым с помощью бесед, консультаций, совместного поиска решения проблем обучения и воспитания. Индивидуальная работа с родителями требует от учителя гораздо больше усилий и творческой активности, но и эффективность ее значительно выше. В связи с этим нами был разработан следующий алгоритм построения индивидуальной беседы с родителями:
1) вводная часть, когда устанавливается контакт с родителями и достигается обоюд-
ное доверие: родителей необходимо внимательно выслушать и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценке их действий и манипулированию;
2) определение имеющихся проблем ребенка - их точная характеристика. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока учитель и родители не достигнут аналогичного понимания;
3) определение возможных решений -выясняются и обсуждаются их варианты. Пользуясь открытыми вопросами, учитель побуждает родителей назвать все возможные способы решения, которые те считают подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные, не навязывая своих. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие способы решения проблемы, которые родители могли бы использовать непосредственно;
4) согласование плана действий - критическая оценка выбранных вариантов. Учитель помогает родителям разобраться, какие из них подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта. Составление плана такого решения должно помочь родителям понять, какими средствами и способами они могут проверить его реалистичность (ролевые игры, «репетиция» действий и др.);
5) реализация плана. Учитель помогает родителям выстроить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием того, что возможна неудача в достижении цели. Учитель стремится, чтобы родители поняли, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью;
6) оценка и обратная связь - родители вместе с учителем оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае необходимости возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем нужен возврат к предыдущим стадиям.
Анализ процесса применения данного алгоритма показал, что он значительно облегчает процесс взаимодействия с родителями (об этом свидетельствуют 85% из числа опрошенных), делает их общение более целенаправленным и упорядоченным (93%
участвующих в опытно-экспериментальной работе).
Особо важное место в работе учителя с семьей занимает сотрудничество с родительским коллективом, в ходе которого решаются актуальные проблемы детско-родительских отношений. При этом широко применяются такие традиционные формы, как дни открытых дверей, лекции, родительские собрания, диспуты, вечера вопросов и ответов.
Анализ опыта работы начальной школы г. Саратова показал, что недостатком организаторской работы с родителями является использование в основном традиционных форм. В связи с этим в гимназии нами были апробированы инновационные формы работы, к которым относятся следующие четыре обучающих тренинга (в течение учебного года), проведенные на родительских собраниях:
1) сензитивности для родителей, цель которого - формирование у них способности к эмпатии и развитие социальной сензитивности;
2) разрешения конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей). Его целью было выявление и разрешение типичных конфликтных ситуаций в детско-роди-тельских отношениях;
3) активного слушания, целью которого явилось формирование у родителей этих навыков;
4) эффективности поощрения и наказания, имевший целью формирование у родителей уважительного отношения к ребенку, умения видеть в нем личность и оказывать помощь в разрешении проблем-препятствий.
Роль этих тренингов трудно переоценить, они помогают родителям понять собственные ошибки и преодолеть трудности в воспитании детей, улучшить взаимоотношения с ребенком и предупредить отклонения в его поведении, наладить контакт с детьми и понять, какая им нужна помощь. Данные тренинги, как указали родители в беседах и анкетах, оказали им неоценимую помощь во взаимодействии с детьми, сформировали бережное, доброе отношение к ним, вооружили необходимыми технологическими приемами активного слушания, понимания эмоционального состояния своих детей и необходимости использования поощрения и сокращения наказаний как проявления гуманного отношения к ним. В итоге следует отметить, что проведенный
В.А. Капчинская, Е.Р. Колтун. Интеграция процесса музыкально-эстетического образования
99
эксперимент подтвердил эффективность апробированных традиционных и инновационных форм сотрудничества учителя с семьей младшего школьника.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для обеспечения развития личнос-
ти ребенка необходимы не только хорошая семья и школа, но и их эффективное сотрудничество, поэтому роль учителя в работе с семьей младшего школьника в современной школе является значимой и ее трудно переоценить.
Примечания
1 См.: Подласый И.П. Педагогика: В 2 т. М., 1999. Т. 2.
2 См.: Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. 1988. № 10. С. 57-60.
3 См.: Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига,1999; Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов // Начальная школа. 1999. № 3. С. 60-61.
4 ПилипкоН.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю / Под ред. Н.В. Пилипко. М., 2002.
УДК 372.878
В.А. КАПЧИНСКАЯ
Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке, r. Энгельс E-mail: [email protected]
Е.Р. КОЛТУН
Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке, r. Энгельс E-mail: [email protected]
Интеграция процесса музыкально-эстетического образования
Рассматриваются различные способы интегрирования разных предметов в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах музыкально-эстетической направленности. Предлагаются варианты интеграции, а также формы решения интегративных задач.
Ключевые слова: преимущества интегративной педагогики, интеграция в сфере музыки, союз двух преподавателей, воспитание у детей представления о целостности окружающего мира.
V.A. KAPCHINSKAYA, E.R. KOLTUN The Integration in Pedagogic Musical-Esthetic Education
It takes up different methods of integration in institutions of additional education and in general not specialized schools of musical - esthetic direction. It offers variants of integration of different subjects and also forms of solution the integrated tasks.
Key words: a dvantages of integrated pedagogic, integration in musical sphere, unity of two teachers, childrens upbringing, ideals, about, entirety of the world.
Современная педагогическая наука особое внимание уделяет качественной подготовке младших школьников. Формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира способствует интеграция содержания образования. Под термином «интеграция» в педагогической литературе понимается процесс систематизации разобщенных элементов различных наук посредством их синтеза. Интегрированное обучение обладает неко-
торыми преимуществами по сравнению с традиционными методиками. Перечислим некоторые из них:
- изучение материала по разным предметам рассматривается как целостный процесс;
- появляется широкая возможность для всестороннего развития учащихся, расширения их кругозора;
- активно развивается умственная деятельность младших школьников;
© В.А. Капчинская, Е.Р. Колтун, 2009