© Чараева М.В.,
доцент каф. «Финансовый менеджмент» РГЭУ «РИНХ», к.э.н.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ВЫРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь поставленных целей и задач.
Бизнес-планирование — относительно новое явление в экономике России, несмотря на то что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику российских предприятий.
Многочисленными специалистами-исследователями в США давно уже выявлена высокая положительная корреляция между планированием в рыночных условиях и успехом ведения дела в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своей деятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без систематического планирования.
По данным Ассоциации Консультантов по экономике и управлению, спрос на консультирование по планированию
сейчас в России повышается наиболее заметно. В настоящее время можно выделить две явно преобладающие категории заказчиков. К первой относятся наиболее крупные организации, для которых характерно долгосрочное планирование своей деятельности. Ко второй можно отнести средние фирмы, которые склонны прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже оказалось в достаточно сложной ситуации [2, с. 5].
Как бы то ни было, планирование бизнеса уже сегодня существенно содействует российским предприятиям в решении их насущных задач.
Однако, к сожалению, российская специфика состояния рынка усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К последним можно отнести уровень инфляции, плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статистических данных и т.д.
Уже сейчас бизнес-план становится главным документом внутрифирменного планирования на предприятии. В условиях рыночной экономики подобный план должен быть плановой программой изучения рынка и конкурентов, рисковой производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию деятельности фирмы к новым условиям. Такого рода подход предполагает возможность и необходимость разработки локальных бизнес-планов по отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам. В кризисных же условиях бизнес-план предприятия призван, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния.
Бизнес-план — это стартовая площадка любого попавшего в затруднительное положение предприятия, фундамент его оздоровления. Но необходимо всегда помнить, что лишь тщательное исследование может привести к составлению реально выполнимого плана обеспечения рыночной стабильности фирмы.
Любая ошибка может стоить дополнительных средств, а может быть, приведет к краху всего проекта.
Под бизнесом (англ. business — дело, предпринимательство) понимают экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность [3, с.6].
Бизнес-планирование на предприятии, как и любое планирование вообще, может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видов планирования являются следующие признаки:
1. Планирование — это упорядоченный процесс.
2. Основой планирования является обработка информации.
3. В рамках планирования разрабатываются определенные действия (проекта).
4. Планирование направлено на достижение определенных целей.
В соответствии с данными признаками Ф.К. Беа, Э. Дихтл и М. Швайтцер определяют планирование как упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем [12, с.87].
При этом российский экономист В.В. Шеремет считает, что планирование — это один из принципов организации финансов предприятия, который предоставляет возможность предприятию предвидеть свое развитие и использовать это предвидение для корректировки деятельности предприятия [11, с.65].
Мы придерживаемся точки зрения, что необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффек-
тивность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Отсюда, обеспечение его хозяйственной деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и в конечном счете к банкротству.
План организации способствует решению таких задач, как максимизация прибыли предприятия и повышение благосостояния собственников, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.
Современная хозяйственная ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию. Именно бизнес-план является наиболее прогрессивной формой подобного планирования. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от понимания состояния дел на данный момент, четкого представления того, что бизнес намерен достичь, и планирования процесса перехода из одного состояния в другое.
Назначение планирования можно выразить словами Огюста Конта: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять» [4, с.57].
Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана — непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен схемой (рис. 1)[6, с. 3].
План (цели, задачи, средства решения)
Контроль Действие
(проверка действительности (принятие решений)
плана)
Оценка (сравнение результатов с планом)
Рис. 1. Формирование и реализация плана
Овладение искусством составления бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:
- во-первых, в нашей экономике появляется поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;
- во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;
- в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности [5, с.112].
Бизнес-планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем предприятия как целостную систему. Поэтому бизнес-планирование на предприятии служит основой организации и менеджмента производства, является базой для выработки и принятия рациональных управленческих решений.
Результатом процесса бизнес-планирования является система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По существу, план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих роль, которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, кото-
рую можно разделить на следующие элементы [7, с. 93]:
1. Стратегический план, иначе называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед). Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.
2. Общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основой этих планов является план развития фирмы.
3. Краткосрочные планы фирмы и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
4. Программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.
Стратегическое планирование — видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественноэкономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. В него входят глобальные программы организации [9, с.145].
Таким образом, можно утверждать, что стратегическое планирование — это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению це-
лей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.
План развития организации оформляется в виде бизнес-плана фирмы. Являясь, по существу, наступательным планом, он включает в себя комплекс взаи-мо связанных мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции. В нем должны быть отражены:
1. Условия спроса в будущем, в разрезе по товарам и описание внутренних элементов организации, необходимых для ее развития.
2. Новые виды продукции, которыми должна быть дополнена номенклатура предприятия, часть основной продукции, которая должна быть заменена новыми товарами и услугами.
3. Методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции.
4. Диапазон экономических ресурсов, необходимый для производства новых товаров и услуг.
5. Организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скупки (аквизиций) других предприятий, слияние с организациями, производящими нужные продукты, или создание производств собственными силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.
В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом текущих тенденций спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По
сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном планировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.
Характерной для экономической организации является разработка программ и бизнес-проектов.
Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и др.
Бизнес-проекты отличаются от программ тем, что они ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации. В них реализуется совокупность идей и замыслов предпринимательского характера. Они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. До последнего времени они преимущественно были связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.
Одним из центральных понятий, связанных с проектом, является понятие его цели. Очень близко к этому понятию находится понятие «задача». Уточним их содержание.
Цели — желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени [9, с.18].
Задача — желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный (заданный) интервал времени и характе-
ризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.
Таким образом, цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата.
Для лучшего понимания процесса бизнес-планирования рассмотрим основные принципы, которые формируют его цели, задачи и функции.
По мнению А. Файоля и Р. Акоффа, основными принципами планирования являются единство, участие, непрерывность, гибкость, точность, коммуникативность, адекватность, многовариантность, интеративность (табл. 1) [1, с.135]. Дан-
ные принципы являются не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции [10, с.21]
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Таблица 1. Характеристика принципов планирования
Принципы планирования Характеристика принципов
1. Единства Предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Все планы организации — это совокупность документов, объединенных в систему.
2. Участия Означает, что процесс планирования должен осуществляться всем персоналом организации независимо от должности. Бизнес-планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
3. Непрерывности Заключается в том, что процесс планирования на предприятиях осуществляется постоянно в рамках установленного цикла. При этом разработанные планы непрерывно приходят на смену друг другу. Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из неопределенности внешней среды, изменения целей, задач и представлений фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях.
4. Гибкости Вытекает из неопределенности внешней среды. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. При выполнении этого принципа предприятие будет нуждаться в дополнительных затратах, причем их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна иметь резервы оборудования, запасов, персонала на случай, если при планировании и прогнозировании было допущено занижение объемов продаж.
5. Точности Предполагает, что планы фирмы конкретны и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Учитывая неопределенность внешней среды и глубину планирования, краткосрочный план более точен, чем долгосрочный и стратегический.
б.Коммуникативности Понимается координация и интеграция усилий. Иными словами, все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо.
7. Адекватности Иначе говоря, отражение реальных проблем и самооценки в процессе бизнес-планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия.
8. Многовариантности Позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.
9. Интеративности Предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов бизнес-плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса бизнес-планирования.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, бизнес-план должен обеспечить анализ, оценку, позиционирование, контроль, управление в условиях неопределенности и динамичности как внешней, так и внутренней среды организации.
Конечным результатом бизнес-планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социальноэкономических или иных целей.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно определить бизнес-план как аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Эффективный бизнес-план определяет целесообразность вложений и прибыльность. При этом важно сформировать бизнес-план в соответствии с определенными требованиями и выполнить соответствующие расчеты — это поможет предвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, O.A. Страхова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. — 6-е издание, переработано и дополнено. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 400 с.
3. Галенко В.П. Бизнес-планирование. — СПб.: Питер, 2004 — 384 с.
4. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 176 с.
5. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учеб. пособие. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 272 с.
6. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Ось-89», 2002.
7. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие /О.К. Филатов, Л.А. Козловских, Т.Н. Цветкова. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 384 с.
8. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.
9. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 303 с.
10. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 528 с.
11. Управление инвестициями: в 2-х т./ Под общ. ред. В.В. Шеремета. — М.: Высшая школа, 2005.
12. Ф.К. Беа, Э. Дихтл, М. Швайтцер «Экономика предприятия». — М.: Инфра-М, 2004.