ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Р. А. Кутанова
Организация самостоятельной учебной деятельности студентов вуза
В статье раскрывается самостоятельная работа студентов, увеличение ее объема в структуре учебных планов и программ обуславливается научно-педагогическими и организационно-методическими требованиями к модернизации образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов способствует личностно-ориентированной направленности профессиональной подготовки выпускников, развитию у студентов способности к самообучению.
Расширение доли самостоятельной работы студентов придает учебному процессу проблемно-исследовательский характер, поскольку происходит более активное вовлечение студентов в самостоятельное решение целостной системы заданий, имеющих профессиональную направленность и возрастающий уровень сложности. Самостоятельная работа будущего выпускника обеспечивает развитие способностей, необходимых для выполнения более сложных видов деятельности, способы и содержание которой не могут передаваться или осваиваться по образцам. Роль самостоятельной работы студентов предполагает создание соответствующих условий для ее организации, усиление ответственности как студентов, так и преподавателей за результаты своей деятельности, учебного процесса в целом.
Ключевые слова: самостоятельная работа, вуз, студент, программа, учебный процесс, условия, самообучение, организация, условии обучение.
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
R. A. Kutanova
Organization of Students' Independent Educational Activity in Higher Education Institution
This article deals with the independent work of students, increase its volume in the structure of curricula and programmes driven by scientific and pedagogical, organizational and methodological requirements for modernization of the educational process. Independent work of students promotes student-centered orientation of vocational training graduates, development of students' capacity for self-learning.
Expanding the share of students' independent work gives to a greater extent the educational process of problem-research character, as there is greater involvement of students in the independent solution of a holistic system of tasks, with professional direction and an increasing level of complexity. Independent work of the student provides the self-development of the necessary abilities of the future graduate to more complex activities, methods and content, which can not be transferred or assimilated by samples. The role of students' independent work involves the creation of appropriate conditions for its organization, strengthening the responsibility of both students and teachers for the results of their activities, the educational process as a whole.
Keywords: independent work, school, student, programme, teaching process, conditions, self-learning, organization, training conditions.
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию инновационной деятельности. Для этого необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его справедливость.
В свете реформ, проводимых в системе образования высшей школы, все большую актуаль-
ность приобретает работа со студентами, направленная, прежде всего, на решение двух главных задач. Это, может, во-первых, пробудить у студентов интерес к изучению предмета; во-вторых - развить творческие способности будущих специалистов, опираясь при этом на эффективное самостоятельное обучение. Поэтому характерной особенностью высшей школы в последние годы стало возрастание в учебном процессе доли самостоятельной работы студентов. В настоящее время самостоятельная работа актив-
© Кутанова Р. А., 2016
но внедряется в повседневную практику высших учебных заведений. Это обусловлено, прежде всего, требованиями современного общества к профессиональной подготовке выпускника вуза.
Усиление самостоятельной работы студентов, увеличение ее объема в структуре учебных планов и программ обуславливается также рядом научно-педагогических и организационно-методических требований к модернизации образовательного процесса. Во-первых, организация самостоятельной работы студентов способствует личностно-ориентированной направленности профессиональной подготовки выпускников, развитию у студентов способности к самообучению. Во-вторых, расширение доли самостоятельной работы студентов придает учебному процессу проблемно-исследовательский характер, поскольку происходит более активное вовлечение студентов в самостоятельное решение целостной системы заданий, имеющих профессиональную направленность и возрастающий уровень сложности. В-третьих, именно самостоятельная работа студента обеспечивает саморазвитие необходимых способностей будущего выпускника к более сложным видам деятельности, способы и содержание, которой не могут передаваться или осваиваться по образцам. В-четвертых, повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает создание соответствующих условий для ее организации, усиление ответственности как студентов, так и преподавателей за результаты своей деятельности, учебного процесса в целом.
Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время.
В настоящее время в вузах реализуются следующие основные подходы к организации самостоятельной учебной деятельности студентов: контролируемая самостоятельная работа, управляемая самостоятельная работа и самообразование. Они отличаются друг от друга по двум критериям: активности субъектов образовательного процесса и осознанности участия в учебной деятельности.
Контролируемая самостоятельная работа выполняется студентами на уровне операции, следовательно, имеет самый низкий индекс их активности и осознанности. Студенты действительно работают «под контролем» задания, кото-
рые они выполняют, предполагают наличие определенного алгоритма или аналогии с целью формирования навыков. В связи с этим контролируемая самостоятельная работа, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно на первых курсах и характеризоваться пошаговым контролем.
Управляемая самостоятельная работа предусматривает более высокий уровень активности студентов. Преподаватель не только контролирует учебную деятельность, но и стимулирует ее. Конечная цель работы определяется совместно с преподавателем, что обеспечивает необходимый уровень осознания.
Управляемая самостоятельная работа предполагает уровень формирования умений, способность осуществлять перенос, обращение к межпредметным связям, инвариантный характер выполнения заданий. Они характеризуются не столько контролем хода результата самостоятельной работы студентов, сколько организацией и консультированием студентов по выполнению новых видов учебной (учебно-
исследовательской) деятельности, предусмотренных требованиями к формированию у студентов базовых компетенций.
Самообразование рассматривается как конечная цель организации самостоятельной работы, как идеальный план учебной и учебно-исследовательской деятельности. Самообразование возможно только на уровне действия и деятельности. Личность, способная к самообразованию, руководствуется внутренней мотивацией, самостоятельно ставит перед собой цель и выбирает способы ее реализации. Она не нуждается в пошаговом и внешнем контроле. Исходя из этого, под самообразованием следует понимать организуемую самим студентом деятельность в рациональное, с его точки зрения, время, мотивируемую собственными познавательными потребностями и контролируемую им самим.
Применительно к учебному процессу в вузах существует и ряд следующих тенденций:
— современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
— в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций самостоятельной работой студентов;
Организация самостоятельной учебной деятельности студентов вуза
133
— центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.
Анализ практики вузов позволил нам сделать также выводы о том, что преподаватели на интуитивном уровне и фрагментарно пытаются организовать процесс самостоятельной учебной деятельности студентов, который характеризуется технологической организацией СРС и включает следующие составляющие:
— Технология отбора целей самостоятельной работы. Основанием являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, конкретизация целей по курсам, отражающим профессиональные теории, системы, технологии.
— Технология отбора содержания СРС. Основанием отбора содержания являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов.
— Технология конструирования заданий. Задания должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
— Технология организации контроля включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля.
В процессе наблюдений мы определили, что СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, преподаватели считают, что перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение
ролей и оценку трудоемкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный), увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют.
Огромную помощь в подобной организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Использование в учебном процессе компьютерных технологий, несомненно, требует от преподавателя высокого уровня подготовки в области современных информационных технологий.
Библиографический список
1. Борисова, Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовой подготовки [Текст] / Н. В. Борисова // Гуманизация образования. -Вып. № 1. - Набережные Челны, 1996.
2. Вербицкий, А. А., Платонова, Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов [Текст] / А. А. Вербицкий. - М. : НИИВШ, 1998.
3. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, О. Б. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, О. Б. Орлов. - М., 1990.
Bibliograficheskij spisok
1. Borisova, N. V. Konkurentosposobnost' budushhego specialista kak pokazatel' kachestva i gumanisticheskoj napravlennosti vuzovoj podgotovki [Tekst] / N. V. Borisova // Gumanizacija obrazovanija. -Vyp. № 1. - Naberezhnye Chelny, 1996.
2. Verbickij, A. A., Platonova, T. A. Formirovanie poznavatel'noj i professional'noj motivacii studentov [Tekst] / A. A. Verbickij. - M. : NllVSh, 1998.
3. Markova, A. K., Matis, T. A., Orlov, O. B. Formi-rovanie motivacii uchenija [Tekst] / A. K. Markova, T. A. Matis, O. B. Orlov. - M., 1990.