Rogova Natalia Nikolaevna APPLICATION OF MASS OPEN .
pedagogical sciences
УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
© 2017
Рогова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Прикладная математика и информатика»
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современных условиях к выпускнику вуза предъявляются более высокие требования, диктующие потребность не только решать сложные профессиональные задачи, но и умения быстро адаптироваться в изменяющейся информации, что выдвигает на первое место стремление к самоопределению и самообучению студентов, т.е. к грамотному распределению самостоятельной работы в рамках учебных курсов. Перед студентами и преподавателями стоит проблема поиска новой формы реализации самостоятельной работы, которая позволит реализовать внутренний потенциал студента в решении практико-ориентированных задач. Решением обозначенной проблемы, связанной с организацией самостоятельной работы, может быть массовый открытый онлайн курс (МООК), особенностями которого является реализация принципов непрерывности и индивидуализации образования. Структура онлайн курса в полной мере позволяет решить не только образовательные, но и профессиональные задачи, а также обеспечивает формирование необходимой познавательной среды. Экспериментальная апробация предложенной формы самостоятельной работы показала, что она может быть адаптирована под образовательные задачи учебного курса и органично вписываться в образовательный процесс, не противореча требованиям образовательного стандарта различных направлений подготовки. Организация самостоятельной работы в виде МООК позволит не только достичь высоких образовательных результатов, но и разнообразить учебный контент по курсу изучения.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообучение, массовый открытый онлайн курс, неформализованные образовательные технологии, учебный контент.
APPLICATION OF MASS OPEN ONLINE COURSES FOR THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
© 2017
Rogova Natalia Nikolaevna, senior lecturer of the department «Applied Mathematics and Computer Science»
Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, street Belorusskaya 14, e-mail: [email protected]) Abstract. In modern conditions, the graduate of the university faces higher requirements. They determine the need to solve complex professional tasks. These requirements are aimed at developing skills to quickly adapt to changing information. The above requirements put forward the desire for self-determination and self-education of students. Before the teacher there is a problem of competent distribution of independent work within the framework of training courses. The students and teachers face the problem of finding a new form of independent work. This form should allow to realize the student's internal potential in solving practical-oriented problems. It can be assumed by the decision of a mass open online course (MOOK). The online course is characterized by the implementation of the principles of continuity and individualization of education. The structure of the online course to the full allows you to solve educational and professional tasks. MOOK provides the formation of the necessary cognitive environment. Experimental approbation of the MOOK on the training course for the organization of independent work of students showed high results. 1) It can be adapted to the educational objectives of the training course. 2) MOOK organically fit into the educational process. 3) MOOK does not contradict the requirements of the educational standard of various areas of training. The organization of independent work in the form of MOOK will allow to achieve high educational results and to diversify the learning content by the training course.
Keywords: independent work of students, self-education, mass open online course, non-formalized educational technologies, educational content.
В современных условиях к выпускнику вуза предъявляются новые требования, направленные на развитие умений решать сложные профессиональные задачи и формирование способностей к приобретению и развитию необходимых компетенций в течение жизни, выраженные в определении внутренней потребности к самообучению.
Что обусловлено и требованиями ФГОС ВО, ориентированными на перераспределение учебной нагрузки в сторону увеличения часов, отводимых на самостоятельную работу студентов (СРС), которая оказывает значительное воздействие на качество учебного процесса.
Таким образом, перед преподавателями вузов стоят задачи планирования и грамотного использования отводимых на СРС часов, разработки новых эффективных моделей ее организации.
Кроме того, классическая система обучения не способна эффективно использовать огромный объем учебных часов, отведенных на СРС, что выдвигает новые задачи по поиску и/или реализации новых форм ее организации [1, 2, 3, 4]. К таким формам можно отнести неформализованные образовательные технологии, благодаря которым студенты становятся активными потребителями на глобальном рынке образовательных услуг.
Среди разнообразных форм применения неформализованных образовательных технологий все большую популярность приобретают массовые открытые онлайн курсы (МООК), которые позволяют собирать на едином
электронном пространстве от сотни до десятков тысяч студентов. С одной стороны, МООК являются продолжением и продуктом тех же самых университетских систем. С другой стороны, это совершенно иной подход к образованию, требующий адаптации образовательных программ и изменения взгляда на процесс обучения и роль преподавателя в нем [5].
Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения - коннективизма, при которой акцент делается на разнообразие подходов к обучению за счет повышения самостоятельности и мотивации студентов в приобретении навыков, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире. Одной из важных характеристик МООК является наличие у каждого студента персональной учебной среды. По мнению С.Ю. Полянкиной [6], любой МООК, посвященный изучению профильной дисциплины, может служить мощным мотивирующим фактором в ее изучении.
Ключевые особенности МООК связаны с реализацией принципов непрерывности и индивидуализации образования и выделением следующих признаков [7]:
1) массовость, которая заключается в неограниченности числа студентов курса;
2) открытость, которая дает возможность каждому студенту получить углубленные знания по учебному предмету в удобное время и в удобном месте;
3) цельность курсов, включающих не просто фраг-
педагогические науки
Рогова Наталья Николаевна ПРИМЕНЕНИЕ МАССОВЫХ ...
менты учебного материала, но и практические задания, коммуникативную составляющую, проверочные материалы.
МООК обеспечивает формирование необходимой познавательной среды и направлен на решение следующих задач [8, 9, 10]:
- дать каждому обучающемуся равные возможности для самообразования и выбора алгоритма обучения;
- обеспечить доступ к учебным информационным ресурсам в доступной и удобной электронной форме;
- сформировать условия для использования современных электронных средств коммуникации;
- стимулировать развитие у обучаемых личностных интеллектуальных качеств и умений, направленных на поиск необходимой информации и преобразование ее в знания.
Таким образом, определены основные характеристики МООК как новой формы организации учебного процесса. Рассмотрим обозначенные принципы МООК применительно к реализации СРС на примере онлайн курса по учебной дисциплине «Компьютерный дизайн», реализованного на платформе CANVAS. Помимо стандартных функций, направленных на подачу учебного материала, платформа предоставляет дополнительные возможности, такие как:
- проведение вебинаров для малых групп слушателей (до пятидесяти человек), конференций и дискуссий;
- рассылку сообщений всем обучающимся;
- организацию взаимооценивания заданий с комментированием проверяющего;
- автоматизированную проверку заданий, в том числе творческого типа;
- осуществление аналитики процесса обучения как по всему курсу, так и по каждому обучающемуся в отдельности.
Структура МООК включает (рис. 1):
- подачу учебного материала в виде текстовой информации, учебного видео, фото, слайдовых презентаций и ссылок на внешние ресурсы;
- организацию контрольного тестирования по закреплению знаний изученного материала;
- осуществление практической деятельности в виде выполнения разноуровневых заданий, требующих размышления, анализа ресурсов;
- итоговый контроль в виде тестов закрытого типа, который позволяет студентам осуществлять самопроверку, тем самым контролировать собственное обучение.
Рисунок 2 - Анализ активности студентов на онлайн курса
у студентов формируется креативное мышление, выраженное в представлении нестандартных творческих решений задач, обозначенных в процессе изучения курса компьютерного дизайна (рис.3).
Рисунок 1 - Элементы МООК курса «Компьютерный дизайн»
Обозначенная структура МООК, в полной мере соответствует закреплению учебного материала, изложенного в рамках учебных занятий, и изучению дополнительных источников по заданной теме обучения. Использование онлайн курса для проведения СРС дает положительные результаты:
повышается уровень усвоения учебного материла за счет использования индивидуального маршрута обучения, комфортного для студента (рис.2);
Рисунок 3 - Анализ выполненных решений нестандартных задач
Приведенные результаты позволяют сделать вывод о том, что форма организации самостоятельной работы студентов с использованием МООК является для них более привлекательной. Статистические данные о посещаемости студентами онлайн курсов свидетельствует также о комфортности интерфейса и высоком уровне их клиентоориентированности.
Таким образом, могут быть сформулированы основные преимущества применения МООК для организации самостоятельной работы студентов:
- способствуют формированию учебной автономии студентов за счет повышения доступности ученого контента для прохождения в любое удобное время, в том числе за счет мобильных приложений;
- предоставляют огромный банк аутентичной информации в разномформате;
- дают возможность взаимодействия с другими студентами по учебному курсу, тем самым способствуя развитию коммуникации;
- приобщают к формированию сообщества заинтересованных в данной теместудентов;
- формируют навыки критического мышления и анализа [11, 12];
- расширяютзнания студента в профессиональной области;
- позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию [13, 14];
- формируют новые навыки и умения;
- представляют новый уровень академических достижений (по завершении курса большинство успешно справившихся студентов получают высокий заряд мотивации на обучение в целом).
Таким образом, МООК как инновационная форма организации самостоятельной работы студентов может быть адаптивной и органично вписывается в учебный
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
391
Rogova Natalia Nikolaevna APPLICATION OF MASS OPEN ..
pedagogical sciences
процесс, не противореча требованиям образовательного стандарта различных направлений подготовки. МООК способны сделать учебный процесс и осуществление СРС сделать более разнообразными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тельтевская Н.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 262-265.
2. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 228-232.
3. Руднева И.С. К истокам организации самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей во Франции // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 37-39.
4. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.
5. 1Андреев В. Е. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов с использованием электронного учебно-методического комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 37. С. 1-6. URL: http://e-koncept.ru/2016/56777.htm
6. Полянкина С.Ю. Возможности массовых открытых онлайн-курсов в интеграционном изучении специальных дисциплин и иностранного языка// Филологические науки. Вопросы теории и практики.
2015. № 5 (47): в 2-х ч. Ч. 2. C.144-148.
7. Можаева Г.В. МООК - новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 1(15). С. 5-10.
8. Гущина О. М., Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 119-136.
9. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.
10. Макеева Е.Ю. Таксономия оценивания в он-лайн-классе // Поволжский педагогический вестник.
2016. № 3 (12). С. 60-65.
11. Гузева М.В. К обоснованию проблемы развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 41-44.
12. Балабаева Н.П. Контрпримеры в курсе высшей математики как средство развития критического мышления студентов IT-направлений // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 30-33.
13. Борщева О.В. ИКТ-технологии - неотъемлемый элемент обучения иностранному языку в вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. трудов. М., 2016. С. 5-9.
14. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
Статья поступила в редакцию 20.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017