Научная статья на тему 'Формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся на уроках русского языка'

Формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1501
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся на уроках русского языка»

фессиональному стандарту определяются двумя обобщенными трудовыми функциями: «организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО, ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации» и «проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)». В настоящее время в практике образовательных организаций участие методистов в профориентационных мероприятиях носит эпизодический случайный характер и определяется личным интересом конкретного педагога, а не системой работы. Для большинства методистов профориентация — это новое направление профессиональной деятельности.

В 2011 году нами проводилось исследование деятельности профессиональных образовательных организаций области по изучению рынка труда. По результатам исследования только в одной организации этой деятельностью руководил методист. Общение со слушателями курсов повышения квалификации, участниками конкурса «Преподаватель года» дает основание констатировать, что и сегодня ситуация остается прежней. Таким образом, профессиональный стандарт определяет еще одно новое направление профессиональной деятельности методиста: трудовая функция «организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО, ДПО, профессионального обучения».

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ, КОММУНИКАТИВНОИ И КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Л. И. Башкина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж»

Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой ориентиров от «знаниецентристского» подхода к «культуро-сообразному», ориентацией на речевое развитие обучающихся и приобщение их к национальной и мировой культуре». При таком подходе язык и культура рассматриваются в тесной взаимосвязи: изучение языка в культуре и культуры в языке.

В свете новых исследований в лингвистике и методике преподавания русского языка все более утверждается взаимосвязь понятий: человек — культура — язык — текст, т. е. язык и культура связаны через текст. Комплексная работа с текстом позволяет в единстве формировать лингвистическую, коммуникативную и культуро-ведческую компетенции обучающихся. Именно текст позволяет устанавливать на уроке русского языка межпредметные связи с искусством, литературой и другими образовательными областями.

На уроках русского языка и культуры речи, русского языка с методикой преподавания в Кемеровском педагогическом колледже мы систематически организуем комплексную работу с текстом. Например, при проведении повторитель-но-обобщающего урока культуры речи по теме «Текст как речевое произведение» на материале древнегреческого мифа «Афродита» и искус-

ствоведческих текстов о картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» различные виды работы с текстом позволили реализовать следующие задачи: обучать студентов интегрировать вербальный и зрительный живописный образ; анализировать лексическое поле картины; анализировать произведения литературы и живописи в единстве содержания и средств художественного выражения; учить общению в социально-культурной сфере, в частности в области искусства; проводить комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи; создавать и совершенствовать собственные тексты культу-роведческой направленности; строить монологическое высказывание для публичного выступления в социально-культурной сфере. Незаменимую помощь учителю в подготовке уроков русского языка по произведениям живописи окажут статьи Л. А. Ходяковой [1].

При изучении тем «Назначение и принципы русской пунктуации», «Система знаков препинания и их основные функции» мы проводим урок-

практикум, на котором организуем комплексную работу с текстом. Для анализа берем отрывок из статьи Родиона Щедрина, известного русского композитора, об опере Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского «Авось»):

«Счастливейшая это была идея: взять за основу своей оперы поэму Андрея Вознесенского «Авось». В ней и историческая достоверность, и беспечная моцартовская фантазия, и отсветы приключенческого, я бы сказал, детективного романа. В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные, пронзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь — словно Сольвейг — прождавшим своих возлюбленных. В «Авось» это Кончита — дочь губернатора Сан-Франциско. Обручившись вопреки всем и всему с графом Николаем Резановым, она ждала его потом тридцать пять лет: с шестнадцати до пятидесяти двух. А потом дала обет молчания... Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства.»

Сначала звучит рассказ учителя об истории создания оперы, об исторических фактах, лежащих в ее основе, об особенностях оперы. Затем мы слушаем отрывки из оперы и беседуем о ней. По возможности проводим внеклассное занятие-встречу в музыкально-поэтическом салоне, где студенты смотрят литературно-музыкальную композицию по поэме «Авось» А. В. Вознесенского и опере А. Рыбникова «Юнона и Авось».

Зачем же это нужно на уроке русского языка? Мы часто обращаемся к книгам В. А. Сухом-линского о его «Школе радости» («Сердце отдаю детям», «Родина в сердце») и полностью разделяем убеждения великого педагога в том, что «музыка открывает людям глаза на красоту мира и человеческих отношений. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед человеком собственную красоту, он смотрит на мир иными глазами, тоньше чувствует глубину человеческих отношений, глубже постигает окружающий мир» [2]. В этом мы неоднократно убеждались на своих уроках.

Обращение к произведению искусства содействует глубокому и правильному пониманию темы «Назначение пунктуации». Студенты сделали пунктуационный анализ текста, обозначили графически пунктограммы и провели их классификацию по основным функциям, которые знаки препинания выполняют в тексте. Они смогли определить авторские знаки препинания, например многоточие, сигнализирующее о большом душевном волнении, которое совпадает с психологической паузой в устной речи («А потом дала обет молчания.»), а также определить, что сравнительный оборот «словно Сольвейг» выделяется не запятыми, как обычно, а тире, которому в устной речи соответствует художественная пауза.

Обучающиеся делают вывод, что назначение знаков препинания — в передаче мыслей и чувств, и они так же необходимы в письменной речи, как буквы и слова. А мы еще раз убеждаемся в том, что установление межпредметных связей русского языка с литературой, музыкой, комплексная работа с текстом способствуют более глубокому постижению родного языка, позволяют испытать «наслаждение глубокое», тем самым способствуя интеллектуальному, нравственному и эстетическому речевому развитию обучающихся.

Обращение к текстам различных стилей и жанров позволяет ставить проблемы нравственно-этического характера. Например, девушек глубоко взволновала тема продажной любви, трагедия женщины-куртизанки, когда мы обратились к роману А. Дюма-младшего «Дама с камелиями» и опере Д. Верди «Травиата». Очень заинтересовали и побудили к дискуссии размышления мудрого старца из романа Ивана Ефремова «Таис Афинская» о роли женщины, ее назначении в жизни.

Необходимо отметить, что мы стараемся осуществлять связь между классными и внеклассными занятиями по русскому языку. Например, традиционными у нас стали встречи в музыкально-поэтическом салоне «В мире любви и красоты», где студенты знакомятся с различными литературными и музыкальными произведениями, обсуждают их, готовят литературно-музыкальные композиции, ставят спектакли. На уроках русского языка для работы берутся тексты из художественной и научно-популярной литературы, анализ которых позволяет усвоить новый материал, закрепить и проверить изученное, выполнить разные виды контрольных и творческих заданий. Комплексная работа с текстом предполагает анализ его содержания, создание уст-

ных или письменных творческих изложений и сочинений обучающихся. Например, после анализа текста из предисловия А. Дюма-младшего к его роману «Дама с камелиями» студентам было предложено написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

- К чему призывал людей А. Дюма, говоря: «Постарайтесь же порадовать небо»?

- Почему А. Дюма считает, что нужно не презирать, а жалеть людей, страдающих «слепотой сердца, глухотой души и немотой совести»?

- Могла ли Маргарита Готье «слышать господа Бога и говорить на чистом языке любви и веры»?

После анализа текста из романа И. Ефремова «Таис Афинская» студенты писали сочинение-рассуждение о роли женщины, ее назначении в жизни.

Комплексная работа с текстом позволяет раскрывать духовную сущность языка, осуществлять в единстве формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций, способствует интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию студентов, будущих учителей. Подобная работа готовит их к проведению интегрированных уроков в начальной школе.

Невозможно не согласиться с Т. М. Пахновой, утверждающей, что если естественная речевая среда, окружающая нынешнего школьника, отторгает его от культуры, то в качестве «некоторой дозы» (и немалой!) лекарства, которое исцеляет, врачует, мы можем противопоставить ей среду обучающую, создаваемую целенаправленными усилиями учителя, воспитателя, развивающую речевую среду, способную приобщать ребенка к культуре, вызывать у него потребность постоянного общения с художественными текстами, целебными источниками нашего русского языка — и не только на уроках» [3].

Важнейшим средством создания такой развивающей среды является текст. Это наглядно и ярко показано в исследованиях М. М. Бахтина, Н. С. Болотовой, Л. И. Величко, Н. А. Пленкина и др. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация комплексной работы с текстом на уроке, очень важен для создания развивающей среды, которая приобщает к культуре.

Нам очень интересным и точным показалось высказывание Т. М. Пахновой о том, что в ряде случаев привычное словосочетание «конспект урока» правомерно заменить сочетанием «сценарий урока», что более точно отражает совместную творческую деятельность учителя и каждого обучающегося, содержание урока как речевого произведения, урока-диалога — обучающих-

ся друг с другом, с учителем, с текстом, с автором, текста — с другим текстом. Например, работая в экспериментально-педагогической мастерской «Развиваем дар слова», наши студенты провели систему интегрированных уроков литературы, музыки, развития речи по единой теме «Живущие музыкой». Обратились к творчеству П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Обучающиеся посмотрели в видеозаписи фрагменты балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», балет «Золушка». Литературные тексты (по которым была построена работа) — это легенда о Лебедином озере, сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», сказка Ш. Перро «Золушка».

На занятиях использовались приемы мелодекламации и полифонического чтения. Например, на фоне «Вальса цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» читался фрагмент из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» — «Путешествие Мари и Щелкунчика в волшебную страну». При чтении звучали голоса нескольких чтецов, определенные строки текста прочитывались хором. Основной прием, который использовался на данных уроках, — это комплексная работа с текстом. Все сказанное позволяло создать на уроках развивающую речевую среду, приобщающую обучающихся к культуре.

При организации комплексной работы с текстом проводятся различные виды филологического анализа. Сначала — вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого. Затем — задания речевед-ческого характера, включающие такие понятия, как «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями и т. д. За ре-чеведческими заданиями предлагаются задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, — по фонетике и орфоэпии, лексике, грамматике, орфографии, пунктуации. Разнообразные задания комплексного характера помогают обучающимся глубже осмыслить содержание текста, почувствовать настроение, чувства автора и передать это при выразительном чтении и написании творческих работ.

Значимость таких занятий и в том, что они способствуют воспитанию креативной личности, особенно ее эмоционально-образных качеств, таких как вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях, образность, ассоциативность, воображение, фантазия, чувство новизны, способность к эмпатии.

В процессе проведения классных и внеклассных занятий по русскому языку мы приш-

ли к выводу, что внимание к культуроведческой компетенции не означает, что меньше времени останется на формирование других видов компетенций, ведет к перегрузке обучающихся, к усложнению программ и учебников. Напротив, создание при обучении русскому языку культу-роведческой среды на основе целенаправленно отобранных текстов и заданий к ним обеспечивает единство процесса формирования основных видов компетенций (лингвистической, коммуникативной, культуроведческой), всех ви-

дов речевой деятельности, единство обучения и воспитания.

1. Ходякова Л. А. Диалог с культурологическими концептами в школьном обучении // Русский язык школьника. — 2005. — № 5.

2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. — М.: Педагогика, 1981. — Т. 2.

3. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. — 2003. — № 5. — с. 8-16.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

К УРОКАМ ИСТОРИИ

Т. Н. Губина, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Воспитание гражданина и патриота всегда было важной задачей государства, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в федеральных государственных образовательных стандартах выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

В условиях разгула национализма и возрождения фашизма, угрозы терроризма, оказания политического и экономического давления со стороны ведущих мировых держав на нашу страну преподаватели истории, реализуя образовательные программы, ни в коем случае не должны забывать о мощном патриотическом потенциале и специфике изучаемого предмета, дисциплины.

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

• развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины — способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

• расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

• изучение живой национальной культуры, народного искусства;

• привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации и др.

Для решения поставленных задач в распоряжении преподавателя основным инструментом является урок, а также внеклассная работа.

Для лучшего осмысления обучающимися событий истории используются уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах, защита рефератов, подготовка и заслушивание сообщений о личностях героев полководцев, общественных деятелей.

Большой акцент делается на проведении внеклассной работы. Обучающимися были подготовлены классные часы «Это нужно живым... » с приглашением малолетнего узника концлагеря Егора Григорьевича Немолякина, «Их невозможно забыть» о героях-подводниках. Мария Кошкина участвовала и победила в областном конкурсе эссе-презентаций «Мой дед прошел через смерть, чтобы я увидел жизнь». В этой работе она представила информацию о своей бабушке, которая прошла войну и была награждена орденом Славы. В общероссийских конкурсах «Великие битвы.1943 год», «Путь в космос» приняли участие Виктория Кудрявцева и Мария Гурова. Игорь Медведев участвовал во Всероссийской викторине «Защитник Отечества» и награжден дипломом 3-й степени. На Всероссийской олим-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.