№ 6 - 2012 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 616.31:378.99
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Т. Г. Петрова, Э. С. Абрамкина, В. Ф. Кожевникова, Л. Г. Попова, В. В. Ванюнина
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)
Самостоятельной работе студентов (СРС) по образовательным стандартам третьего поколения отведена значительная часть учебного процесса студентов на кафедре терапевтической стоматологии. Для активации СРС на кафедре используются такие инновационные методы образования, как «кейс»-технологии, работа на современных стоматологических симуляторах, метод портфолио. Также активация СРС обеспечивается серьезной мотивацией студентов, а именно участием студентов в научноисследовательской и методической работе, подготовкой и участием в олимпиадах по разделам дисциплины. Благодаря чему удается стимулировать студентов к учебному процессу и углублению знаний по дисциплине.
Ключевые слова: «кейс»-технология, портфолио, ролевые игры, ситуационные задачи, мотивация, стоматологический симулятор.
Петрова Татьяна Геннадьевна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 278-31-76, e-mail:
tgpetrova@yandex .ru
Абрамкина Эльвира Сергеевна — ассистент кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 278-31-76, e-mail: [email protected]
Кожевникова Валентина Федоровна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 278-31-76
Попова Людмила Георгиевна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 278-31-76, e-mail: [email protected]
Ванюнина Вера Валерьевна — кандидат медицинских наук, доцент, завуч кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 278-31-76, e-mail: vanyunina@ yandex.ru
В образовательных стандартах третьего поколения значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов (СРС), что предполагает индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе обучения [9]. Каждый студент должен иметь возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Данный подход способствует формированию профессиональной готовности, которая заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в профессиональной деятельности; квалифицированно решать профессиональные задачи; ориентироваться в многообразии учебных пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации; стремиться к дальнейшему профессиональному, творческому росту. Предоставление свободы выбора важно, так как способствует развитию активности личности в учебном процессе, формированию познавательных интересов, креативных способностей, проявлению инициативы, самостоятельности, реализации личностного потенциала [3, 10].
СРС над учебным материалом осуществляется на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы, о чем говорится в Письме Министерства образования РФ № 14-55-996 ин/15
«Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27 ноября 2002 года. В последнее десятилетие при реализации учебного процесса в высших учебных заведениях широко используются различные технологии. Современные методы в образовании проявляются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве (новые методики и приемы обучения), которые обусловливают изменения в сфере образования и трансформацию его содержания и качества на более высокий уровень [4, 6].
При изучении терапевтической стоматологии, как и любой клинической дисциплины, организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм: аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; внеаудиторная самостоятельная работа; творческая, в том числе научноисследовательская работа.
Значение аудиторной самостоятельной работы сложно переоценить. Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала и его творческое восприятие. Но реально сильна тенденция к механическому запоминанию изучаемого материала. В связи с этим преподаватели уделяют внимание проблеме восприятия лекции студентами, стремятся высвечивать внутри-и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин. Знания студентов, не закрепленные связями, плохо сохраняются. Активное использование мультимедийных технологий также повышает интерес к дисциплине и логическое восприятие.
Организация учебного процесса на кафедре в форме циклового обучения позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращает интервалы между занятиями, требует постоянного внимания к содержанию курса, увеличивает степень выживаемости знаний, способствует погружению в изучаемый материал.
Одним из методов активизации СРС, используемых на кафедре, является case study. Суть структурированного кейса-анализа реальной ситуации (каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Case study с одной стороны противопоставлены таким видам работы, как повторение за преподавателем, ответы на вопросы преподавателя, пересказ заданного материала, а с другой — совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. В их состав в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов могут входить: учебная литература, мультимедийный курс, иллюстрации, видеофрагменты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями, ситуационные задачи, ролевые игры, диагностические алгоритмы [1, 7, 8]. Данная технология позволит в случае необходимости ознакомить обучающегося с различными заболеваниями полости рта и их лечением, а также может служить дополнительным образовательным источником для студентов, желающих приобрести более глубокие знания по предмету.
На практических и семинарских занятиях из различных форм СРС чаще используются ролевые игры. Тематика игры может быть связана с конкретными клиническими ситуациями или способствовать отработке практических навыков в игровой форме. Цель ролевой игры — в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. Преподаватель ставит проблемные задачи перед студентом, определяет конкретные клинические ситуации, контролирует и направляет самостоятельное решение [2, 5].
Другой формой СРС, входящей в case study, являются клинические ситуационные задачи. При составлении ситуационных задач моделируется клиническая работа врача, сознательно опускаются в условии существенный признак или, напротив, включаются избыточные признаки, следуя известному принципу составления задач: с полным условием; с избыточным условием; с неполным условием; с избытком одних условий при недостатке других. В качестве канвы часто используются реальные истории болезни, переработанные в соответствии с требованиями дидактики, выделяют две основные взаимосвязанные части: условие и проблема, подлежащая решению. Условие задачи в идеальной ситуации содержит всестороннее описание исходных фактических данных, которые может получить врач, обследуя пациента, т. е. включает детальный анамнез со всеми его подразделениями, результаты объективного осмотра, краткое изложение итогов лабораторных и инструментальных исследований, иллюстративный материал (рентгенограммы, ОПГ, рисунки, схемы, фотографии). Такое, «идеальное», условие оказывается громоздким, первостепенные и второстепенные признаки в нем смешаны. Студенту, решающему такую задачу, как и врачу при общении с пациентом, приходится проводить направленный выбор симптомов. Чтобы охватить все многообразие клиники по заболеванию к решению предлагается несколько ситуационных задач. Умение добиваться положительного результата в решении ситуационных задач позволяет оценить уровень «знаний» и «умений» студента на данном этапе обучения.
Особое значение в подготовке врача-стоматолога имеет выработка практических навыков, которая занимает большую часть практических занятий, на них под руководством преподавателя студенты самостоятельно их отрабатывают. Для отработки практических навыков на кафедре оборудованы 2 фантомных класса, оснащенных стоматологическими симуляторами, которые являются идеальным рабочим местом для моделирования клинической ситуации и обучения. Фантомные рабочие места обучения Frasaco (Германия) и A’dec (США) позволяют воспроизвести полноценный процесс лечения таких заболеваний, как кариес и некариозные поражения твердых тканей зубов, пульпиты
и периодонтиты, заболевания пародонта. Видео и программное обеспечение симуляторов активно используются в ходе обучения. Видеокамеры, фиксированные на каждом рабочем месте, позволяют преподавателю отслеживать каждый этап практической деятельности обучаемого на мониторе своего компьютера, что дает возможность откорректировать недочёты или ошибки и, по необходимости, дополнить каждый этап работы. У каждого студента также есть возможность подробно рассмотреть все этапы лечения, демонстрируемые преподавателем, используя компьютерный монитор на своем рабочем месте. Внедрение в процесс обучения современной техники для фантомного обучения позволяет сформировать и повысить уровень умений обучаемых, увеличить их заинтересованность в практической деятельности, снизить страх перед приемом пациентов и значительно поднять уровень профессиональной подготовки специалистов терапевтического профиля с целью улучшения оказания стоматологической помощи.
К основным видам внеаудиторной СРС, используемым при обучении на кафедре, относятся: подготовка и написание рефератов и докладов на заданные темы, оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики санпросветработы, слайдового сопровождения докладов на заседаниях студенческого научного общества по терапевтической стоматологии, самостоятельное решение ситуационных задач, составление задач с представлением эталонов ответов, подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике, выполнение курсовых и дипломных работ, изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей. Активация СРС обеспечивается серьезной мотивацией. Важным мотивационным фактором является участие студентов в научно-исследовательской и методической работе, проводимой на кафедре. Если результаты работы обучающихся используются в лекционном курсе, в методических пособиях, при подготовке публикаций, это существенно меняет отношение и повышает качество выполняемой СРС. Другим вариантом повышения мотивации студентов к самостоятельной работе является подготовка к участию в олимпиадах по различным разделам дисциплины. На кафедре накоплен значительный опыт по проведения внутривузовских и региональных олимпиад по терапевтической стоматологии, которые позволяют оценить не только общий уровень подготовки студентов, но и развить у них познавательный интерес к углубленному изучению предмета, сформировать у студентов здоровый дух конкуренции, необходимый им в будущем карьерном росте.
Одним из современных методов обучения, используемых на кафедре при организации СРС, является метод портфолио, который позволяет развивать у студентов способности к самостоятельному активному поиску теоретической и практической информации при подготовке к занятию, определять проблемы и пути их рационального решения, развивать способности критического анализа полученных знаний. Портфолио представляет собой набор работ, публикаций и различных материалов студента, который связывается при изучении дисциплины в целостную картину. Студенты подбирают учебный материал в соответствии с перечнем вопросов для самоподготовки к практическим занятиям по различным темам. Данный вид работы требует от студентов большего времени на самоподготовку, но в конечном итоге экономит время при подготовке к экзаменам. Использование метода портфолио позволяет развивать исследовательские умения в процессе работы с информацией.
Результативность СРС во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Оценивается СРС путем входного, текущего, итогового контроля и контроля остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. На итоговом занятии по пройденному разделу дисциплины проводятся семинары, на которых коллективно обсуждаются доклады и рефераты на заданные темы.
В заключение следует отметить, что пути и формы организации СРС на кафедре многообразны и определяются с учетом курса обучения, уровня подготовки студентов и других факторов в процессе творческой деятельности преподавателей кафедры.
Список литературы
1. Грудзинская Е. Ю. Активные методы обучения в высшей школе : учебнометодические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е. Ю. Грудзинская, В. В. Марико. — Н. Новгород : ННГУ, 2007. — 182 с.
2. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов [и др.]. — СПб. : П-2, 2006. — 190 с.
3. Мелехова Л. И. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском
вузе : методические рекомендации для преподавателей / Л. И. Мелехова,
Н. Н. Ростова. — Кемерово, 2010. — 23 с.
4. Морозова Л. А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза / Л. А. Морозова // Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе : материалы III межрегиональной научно-практической конф. — Сургут : Изд-во СурГУ, 2006. — Т. 2. — С. 124-130.
5. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине / Л. Б. Наумов. — Ташкент : Медицина, 1986. — 320 с.
6. Преподаватель высшей школы : психолого-педагогические основы
профессиональной компетентности : учебные материалы на компакт-диске. — СПб. : ГМА им. И.И. Мечникова, 2007.
7. Смышляева Л. Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе : учебное пособие / Л. Г. Смышляева, Л. А. Сивицкая. — Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 191 с.
8. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев : Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 060201 «Стоматология». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2011 г. N 20358.
10. Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Н. Юшко. — Ростов н/Д, 2001. — 23 а
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT STOMATOLOGY DEPARTMENT
T. G. Petrova, E. S. Abramkina, V. F. Kozhevnikova, L. G. Popova, V. V. Vanyunina
SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
The appreciable part of students educational process at therapeutic stomatology chair is attended to independent work of Students (IWS) according to the educational standards of the 3rd generation. Such innovative methods of education, as case study technologies, work on modern stomatological simulators, portfolio method are used for IWS activation at the chair. Also IWS activation is provided with serious motivation of students: participation of students in research and methodical work, preparation and participation in the Olympic Games according to discipline sections. It stimulates students to educational process and increases the knowledge on discipline.
Keywords: case study technology, portfolio, role games, situational tasks, motivation, stomatological simulator.
About authors:
Petrova Tatyana Gennadyevna — doctor of medical sciences, professor, head of therapeutic stomatology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University
Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 278-31-76, e-mail: [email protected]
Abramkina Elvira Sergeevna — assistant of therapeutic stomatology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment»: 8 (383) 278-31-76, e-mail: [email protected]
Kozhevnikova Valentina Fedorovna — candidate of medical sciences, assistant of therapeutic stomatology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University
Minhealthsocdevelopment»: 8 (383) 278-31-76
Popova Lyudmila Georgiyevna — candidate of medical sciences, assistant of therapeutic stomatology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University
Minhealthsocdevelopment»: 8 (383) 278-31-76, e-mail: [email protected]
Vanyunina Vera Valeryevna — candidate of medical sciences, assistant professor, viceprincipal of therapeutic stomatology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment»: 8 (383) 278-31-76, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Grudzinskaya E. Y. Active methods of training at higher school: educational and methodical materials according to the professional development program «Modern
pedagogical and information technologies» / E. Y. Grudzinskaya, V. V. Mariko. — N. Novgorod: NSSU, 2007. — 182 P.
2. Business games and other methods of cognitive activation / V. N. Kruglikov [etc.]. — SPb. : P-2, 2006. — 190 P.
3. Melekhova L. I. Organization of independent work of students in medical school: methodical references for teachers / L. I. Melekhova, N. N. Rostova. — Kemerovo, 2010.
— 23 P.
4. Morozov L. A. Features of self-educational activity at higher education institution / L. A. Morozov // Problems of educational and methodical and educational work in higher education institution: materials of the III interregional scientific and practical conference.
— Surgut: Publishing house of SURSU, 2006. — V. 2 . — P. 124-130.
5. Naumov L. B. Educational games in medicine / L. B. Naumov. — Tashkent: Medicine, 1986. — 320 P.
6. Teacher of the higher school: psychological and pedagogical bases of professional competence: training materials on CD. — SPb. : SMA n.a. I. I. Mechnikov, 2007.
7. Smyshlyaeva L. G. Pedagogical technologies of training activization at higher school: guidance / L. G. Smyshlyaeva, L. A. Sivitskaya. — Tomsk: Publishing house of Tomsk polytechnical university, 2010. — 191 P.
8. Situational analysis, or Anatomy the Case method / Under the editorship of Y. P. Surmin.
— Kiev: Center of innovations and development, 2002. — 286 P.
9. The federal state educational standard of higher education in course 060201 «Stomatology». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on January 14, 2011. Registered at Ministry of Justice of the Russian Federation on March 31, 2011 N 20358.
10. Yushko G. N. Scientific and didactic bases of the organization of independent work for students in training rating system: autoref. dis. ... cand. ped. Sciences / G. N. Yushko. — Rostov-on-Don, 2001. — 23 P.