УДК: 378.14
ББК: 74.485
Бондаровская Л.В.
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Bondarovskaya L.V.
ACTIVE NATURE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Ключевые слова: деятельный характер обучения, проблемный характер обучения, химические компоненты профессиональной деятельности, самообразовательная деятельность студентов технических вузов.
Keywords: activity nature of training, problem nature of training, chemical components of professional activity, self-educational activity of studentstekhnichekikh of higher education institutions.
Аннотация: в статье рассмотрены активные методы обучения, направленные на формирование умений и навыков, обеспечивающие выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками; развитие у студентов внутренних мотивов к самообразованию; понимание задач самообразования; развитие способностей в процессе самообразования.
Abstract: in article the active methods of training directed on formation of skills, providing performance by students of those tasks in the course of which decision they independently seize skills are considered; development in students of internal motives to self-education; understanding ofproblems of self-education; development of abilities in the course of self-education.
В настоящее время изменения, происходящие в системе высшего образования, повлекли за собой постановку новых задач и расширение функции предметного обучения с целью развития у студентов умений самообразования. Тюменский государственный нефтегазовый университет является базовым региональным учреждением высшего образования, имеющего высокий рейтинг в целевой подготовке специалистов для крупнейшего в стране нефтегазового района. Миссия университета нацелена на подготовку конкурентоспособного выпускника.
Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Без применения достижений науки, и в частности химии, невозможно развитие современной нефтегазовой отрасли. Знания основ химии необходимо для плодотворной творческой деятельности инженера любой специальности, она позволяет получить современное научные представления о материи, формах ее движения, веществе как одном из видов движущейся материи, механизме превращения химических соединений, свойствах технических материалов и применение химических процессов в современной технике. Современный специалист технического профиля должен иметь четкие представления о тех химических компонентах своей деятельности, которые несут возможности ее интенсифика-
ции и рационализации.
От молодого специалиста нефтегазового дела требуется прочное усвоение основными законами, владение техникой химических расчетов, выработать навыки самостоятельного выполнения химических экспериментов и обобщения фактов.
Для успешного освоения курса «Общая химия» разработан образовательный комплекс, который складывается из следующих элементов:
- лекции;
- самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины по учебникам и учебным пособиям;
- контрольные задания и лабораторный практикум;
- индивидуальные консультации (очные и письменные);
- зачет по лабораторному практикуму;
- экзамен по всему курсу.1
В преподавании курса химии принципиально важным является вопрос об источниках знания. Знания по химии обучающиеся приобретают двумя путями: во-первых, со слов лектора или из учебника и, во-вторых, путем непосредственного ознакомления с веществами и химическими процессами при демонстрации опытов преподавателем или выполнении эксперимента самими студентами.
Практика показала, что наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения.
1 Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. - М.: Академия, 2007. - C. 214-216.
Бондаровская Л.В.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.1
Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки образования в высших учебных заведениях. Активное обучение - это прежде всего новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных. Большое значение в активизации процессов обучения имеет активность самого студента.
Процесс развития умений самообразования у студентов технических вузов состоит из ряда новых принципов, обеспечивающих обновление процесса образования:
- деятельностный характер обучения. Формирование мышления, понимания, рефлексии, способов общения возможно только в результате деятельности. В соответствии с личностно-деятельностным подходом в центре процесса образования находится будущий специалист-инженер с острой потребностью его личности к самообразованию.
- проблемный характер обучения. Сущность проблемного обучения заключается в том, что преподаватель не ставит своей целью передачу готовых знаний, а формулирует студентам проблемные задания, побуждает искать пути и средства их решения. Данный подход влияет прежде всего на развитие таких компонент, как знаниевого (когнитивного) и оценочного.
- принцип индивидуализации процесса обучения. Самообразовательная деятельность студентов технических вузов предполагает разработку заданий различного уровня сложности.
- принцип самообучения на основе рефлексии. В процессе развития умений самообразования следует побуждать студентов к самоконтролю, самоанализу и самооценке собственной деятельности. Каждый должен взять то, что ему необходимо и сколько необходимо.
- использование информационных технологий. При организации самообразования студентов информационные технологии являются вспомогательными средствами организации учебного процесса. Все возрастающий объем знаний и умений, необходимый современному инженеру, приводит к поиску путей быстрого овладения информацией, одним из которых является использование информационных технологий.2
1 Балаев А.А. Активные методы обучения. -М., 2006. - С. 44-45.
2 Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе. // Активные методы, интерактивные методы, инновации, обучение. Высшая школа. - 2013. -С. 31-32.
Все виды аудиторных занятий со студентами можно построить на активных методах обучения. Остановимся на основных компонентах образовательного комплекса: лекции, лабораторный практикум и научно-исследовательская деятельность студентов.
Основная часть учебных часов отводиться на лекционные занятия. Современный интерактивные формы передачи информации позволяют разнообразить традиционную форму лекционного занятия, но использование нетрадиционных форм лекций способствует развитию познавательной активности самих слушателей. В таблице 1 представлены наиболее часто используемые формы нетрадиционных лекций.3
Для лекций всех типов характерно рациональное использование учебного времени, ускоренный темп. Нетрадиционная лекция позволяет чаще использовать логические приемы мышления, создавать проблемные ситуации. Применение технических средств обучения, таблиц, демонстрационных опытов активизирует восприятие студентов, способствует более полному усвоению нового материала. Активное взаимодействие преподавателя и студентов во время лекции способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, позволяет апробировать знания на решении практических задач.4
Как показывает практика, лекционная форма может эффективно сочетаться с самостоятельной деятельностью студентов - небольшие сообщения студентов по данной теме, работе со справочной литературой, заполнение обобщающих таблиц, зарисовка схем, которые могут являться кратким конспектом всего содержания лекции. Вторая составляющая успешного овладения химическими знаниями - химический эксперимент. Химический эксперимент является важнейшим средством формирования познавательной деятельности студентов в процессе изучения химии. Особое место в программе курса «Общая химия» отводится химическому эксперименту, который должен способствовать осуществлению причинно-следственной связи «состав - свойства», «строение - свойства». В учебном комплексе есть раздел, посвященный практической части изучению химии.
3 Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. - М.: Академия, 2007. - С. 128-130.
4 Огольцова Е.Г, Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. -2009. - С. 24-26.
Таблица 1 - Формы нетрадиционных лекций
№ п\п Форма лекции Методическая особенность Ожидаемый результат
1 Проблемная лекция Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике
2 Лекция с заранее запланированными ошибками Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов
3 Лекция-беседа Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией Внимание студентов привлекается к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов
4 Лекция-дискуссия В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории Дискуссия оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею
Бондаровская Л.В. Продолжение таблицы 1
Лекция с Данная лекция по форме похожа на лек-разбором цию-дискуссию, однако на обсуждение конкретных преподаватель ставит не вопросы, а кон-ситуаций кретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.
Химический эксперимент используется не только в качестве иллюстрации слов лектора, но и как средство получения и усвоения химических знаний, средство развития познавательной деятельности студентов.
Экспериментальная работа по химии прививает интерес к предмету, углубляет знания студентов, развивает их творческую активность и самостоятельность, совершенствует экспериментальные умения и навыки, позволяет осуществлять и расширять межпредметные связи, способствует подготовке студентов к практической деятельности. 1
Эксперимент является основной частью теоретического курса вузовской химии.
На занятиях лабораторного практикума по неорганической химии у студентов появляется реальная возможность реализовать и закрепить свои знания, осуществить творческий подход в решении полученных заданий.
В задачу каждого студента входит проведение определенной цепочки химических реакций. При этом продукт каждой реакции является исходным веществом для следующего синтеза. В связи с этим продукты реакций необходимо очистить от примесей, а это требует от студента знаний об основных методах очистки веществ и умения использовать эти знания для выбора метода, исходя из его физико-химической очищаемого продукта.
В соответствии с полученным заданием студенты проводят предварительную теоретическую проработку предстоящих синтезов. На основании данных о физических и химических свойствах, термодинамических параметрах исходных веществ, полуфабрикатов, полупродуктов и продуктов реакции оцениваются возможности протекания реакции синтеза, условия для ее осуществления и предлагается определенное аппаратурное обеспечение для лабораторных условий. Все эти вопросы обсуждаются совместно с преподавателем, и далее приступает к практической части синтезов3.
Заканчивается работа защитой выбран-
1 Иванов Р.Г., Осокина Г.Н. Методика преподавания химии. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 72-75.
ного варианта синтеза.
В обучении химии особая роль отводится научно-исследовательской работе студентов. В сравнении с двумя другими дидактическими методами - объяснительно-иллюстративным и частично-поисковым - он представляет собой высший этап процесса познания, предполагающий развитие, прежде всего мышления студентов, а не только их памяти. Он позволяет значительно эффективнее решать задачи усвоения знаний по химии студентами, воспитания инициативности и активной самостоятельности в учении, укрепления интереса к предмету.
Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславли-вающих компонентов: мотив - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования; цель - получение объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием; объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности; предмет - совокупность устанавливаемых свойств объекта; процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт -объективно новое знание о действительности. 2
Так как проблемная ситуация стимулирует познавательные потребности студента, то в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций мы обеспечиваем условия для формирования познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности и потребности в ней.
В ходе совместного анализа проблемной ситуации мы акцентируем внимание студентов на их деятельности, тем самым формируя представления о логике научного познания и тех мыслительных процессах, которые ими задействованы. Такого рода совместная дея-
2 Кузнецов М.В. методика развития речевых умений в процессе их комбинации на интерактивной
лекции // Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - 2012.
тельность преподавателя и студента в ходе разрешения проблемной ситуации способствует активизации ориентировочного компонента научно-исследовательской деятельности.
В процессе разрешения противоречий, лежащих в основе проблемной ситуации, студенты усваивают такие приемы логического мышления, как:
- умение анализировать, выделять главные и второстепенные признаки явлений, процессов,
- устанавливать причинно-следственные связи между ними,
- выбирать то или иное суждение из нескольких возможных,
- делать заключение, оценивать его правильность,
- осуществлять перенос усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия. Перечисленные процессы теоретического мышления составляют основу умений научно-исследовательской деятельности. Следовательно, работа в условиях проблемной ситуации позволяет активизировать деятельный компонент готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Предоставление возможности студентам самостоятельного анализа собственной деятельности на базе сформированных представлений о ней позволяет активизировать рефлексивный компонент научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность студентов при изучении курса химии, включает в себя два взаимосвязанных направления:
- обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества;
- научные исследования, которые осуществляют студенты под руководством преподавателей по решению научной проблемой. 1
Содержание научно-исследовательской деятельности студентов обеспечивает последовательность средств и форм ее проведения в соответствии с логики учебного процесса, предопределяет преемственность ее от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий в других.
Постепенный рост объема и сложности, приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы обеспечивает решение следующих основных задач:
- формирование научного мировоззре-
1 Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе. - Сумы: СумДПУ, 2009. - С. 24-25.
ния, овладение методологией и методами научного исследования;
- оказание помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;
- развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач;
- привитие студентам навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
- развитие инициативы, способности применять теоретические знания в своей практической работе;
- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;
- создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в вузе резерва ученых, исследователей, преподавателей.
Виды научно-исследовательской работы обучающихся:
- работа на научных семинарах;
- участие в конкурсах грантов;
- участие в научных мероприятиях (конференциях, молодежных форумах, конкурсах и олимпиадах).
Ежегодно на базе университета проводится студенческая конференция «К вершинам познания», участие в ней позволяет студента закрепить свои навыки исследовательской работы, вести научную дискуссию, строить диалог с оппонентами.
Процесс развития умений самообразования является управляемым. Средством улучшения качества самостоятельной работы студентов и подготовки их к самообразовательной деятельности является педагогическое руководство самообразовательной деятельностью студентов, цель которого - развитие у студентов внутренних мотивов к самообразованию; понимание задач самообразования; выявление основных способов самостоятельного обучения и самоподготовки; развитие способностей в процессе самообразования.2
Практическая значимость определяется возможностью непосредственного использования предложенных рекомендаций не только в базовом комплексе понятий общей химии для нехимических специальностей в техническом университете, но и для совершенствования форм и методов обучения в различных дисциплинах, для организации самостоятельной работы.
Научно-технический прогресс предъявляет особые требования к человеку: возрастает объем информации, на первый план высту-
2 Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2006. -С. 71-73.
Бондаровская Л.В.
пает проблема формирования таких качеств личности, которые позволили бы самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию.
Преимущество всех рассмотренных форм активного обучения очевидны. Разум-
ное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у студентов и преподавателя массу положительных эмоций и переживаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бадаев, А.А. Активные методы обучения. - М., 2006.
2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
3. Иванов, Р.Г., Осокина Г.Н. Методика преподавания химии. - М.: Изд-во УРАО, 2000. -
128 с.
4. Краевский, В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
5. Кузнецов, М.В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинации на интерактивной лекции - М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - 2012.
6. Михайличенко, О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе. - Сумы: СумДПУ, 2009. - 122 с.
7. Огольцова, Е.Г, Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. - 2009. - 133 с.
8. Шамис, В.А. Активные методы обучения в вузе // Активные методы, интерактивные методы, инновации, обучение. - М.: Высшая школа, 2013.