УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.В. МИРОНОВА
старший преподаватель кафедры ИГиМ Орловского государственного аграрного университета
Е-mail: [email protected] Тел. 8 953 811 82 23
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются вопросы самообразования студентов, а также роль самостоятельной работы в современном учебном заведении. Подготовка специалистов по двухуровневой системе, сложности и перспективы. Анализируются изменения роли преподавателя в новой образовательной системе, новые методы работы с учетом требований ФГОС ВПО.
Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, самостоятельная работа, активные формы обучения, мотивация.
В России с 2009 года официально утверждена двухуровневая система образования в рамках присоединения к Болонскому процессу. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда состоялась конференция 29 европейских государств, принявших декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. В чем же необходимость и суть этой декларации? Главная цель Болонского процесса -это создание единого образовательного пространства, в котором выпускник будет иметь признанную в Европе квалификацию. Для России очень важно, чтобы российские ученые и молодые специалисты были признаны в европейских странах, а наши учебные заведения имели вес и статус европейского уровня. Все страны, подписавшие Болонскую конвенцию, а их около 50, должны внести в свою образовательную систему изменения, согласующиеся с основными положениями этой конвенции. Важное значение играет и обмен опытом и информацией между странами-участниками Болонской конвенции, обмен преподавательским составом, участие и организация совместных международных исследований.
Основными положениями Болонского процесса являются:
• общеевропейский стандарт высшего образования;
• предельно четкая и легко сопоставимая система ступеней, включая выдачу выпускникам дипломов с приложениями единого европейского образца;
• система накопления и трансфера кредитов;
• мобильность преподавателей и студентов;
• сотрудничество в сфере страхования; [7].
В рамках этого процесса Россия обязуется перейти, прежде всего, на двухуровневую систему образования:
1. бакалавр - первая ученая степень во многих странах мира;
2. магистр - в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук, которая присваивается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра и прошедшим дополнительный курс обучения. [7].
В России происходит обновление и модернизация всей образовательной системы, а двухуровневая система образования призвана улучшить качество подготовки специалистов и поднять престиж российской образовательной системы в целом. В связи с изменениями кадровой политики страны возникает необходимость и реформ в системе образования. Сейчас требуются специалисты с другой качественной подготовкой, важным критерием подготовки является умение решать профессиональные задачи и осваивать основные виды профессиональной деятельности.
Двухуровневая система представляет собой бакалавриат, это стандартное высшее образование, с присвоением степени бакалавра по определенному направлению, и магистратуру - это еще 2 года углубленного обучения по выбранному направлению. Традиционное пятилетнее образование с присвоением квалификации «специалист» сохраняется в вузах с подготовкой специалистов инженерных и медицинских специальностей.
Обучение бакалавра рассчитано на 4 года, за исключением случая, когда поступает выпускник колледжа, продолжает учиться по тому же профилю, что и в колледже. В этом случае обучение рассчитано на 3 года.
Магистратура - это еще 2 года углубленных профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих базовую подготовку к научной или педагогической деятельности.
© Е.В. Миронова
^р^пЕДАгогакАипсихшогая
В новой образовательной системе предполагается отказаться от традиционных зачетов в рамках учебных программ по часам и ввести модульную систему и систему зачетных единиц.
Переход на образовательный евростандарт расширяет границы возможностей для студентов, например, получив степень бакалавра в России, человек может продолжить образование в западных вузах. При этом возникают и отрицательные моменты, такие как сложности за столь короткое время, 3-4 года, приготовить квалифицированных специалистов. Основные опасения в том, что сжатые сроки переквалификации вузов на многоуровневую образовательную систему отрицательно скажутся на качестве образования.
На уровне бакалавриата происходит подготовка специалистов исполнительных функций в производственной или социально-экономической сфере, например, менеджер, администратор, специалист по продажам. Базовая подготовка бакалавров происходит по небольшому числу базовых направлений.
Магистратура же готовит специалистов для проектных, аналитических, научно-исследовательских направлений деятельности. На этом уровне специалисты могут вести самостоятельную аналитическую, социально- экономическую, производственную деятельность в определенной сфере.
Одним из важнейших аспектов обучения, по мнению психологов, является осознание обучаемым самой познавательной деятельности.
Согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) сокращается доля учебного времени и увеличивается доля самостоятельной работы студентов.
Большое значение самостоятельной работы рассматривается в психологии, педагогике и методике преподавания. Немаловажное значение имеют также правильно организованные аудиторные занятия, призванные дать обучаемому основные знания по дисциплине, помочь получить необходимые навыки и стать основой для последующей самостоятельной работы.
Обучаемый всю познавательную деятельность связывает со своим желаемым будущим, что дает обучаемому (студенту) мотивацию для обучения той или иной дисциплине. По мнению обучаемого, эти знания пригодятся ему в запланированном будущем. При этом легче найти мотивацию для получения новых знаний и навыков по выбранной дисциплине.
В последнее время в образовательных учреждениях большой упор стали делать на самостоятельную работу студентов. При работе со студентами
необходимо формировать у них личностные навыки, такие как самоорганизация, самодисциплина, которые вырабатываются только в процессе самостоятельной работы. В процессе обучения также большое значение уделяется самостоятельной познавательной деятельности студента и его самостоятельному изучению нового учебного материала.
Самостоятельная познавательная деятельность студента - это получение студентом новых знаний и умений самостоятельно, только за счет накопленных ранее умений и опираясь на сформированные ранее знания о порядке проведения работ. Самостоятельная работа развивает у студента самостоятельность в процессе получения информации, с последующей работой, которую необходимо выполнить по изученному материалу. Важным моментом в этом процессе является литература и пособия, так как от степени доступности материала в печатной или электронной литературе будет зависеть степень усвоения необходимого материала, а также достижение поставленных целей, решение поставленных задач и тем самым получение ожидаемого конечного результата.
В нашей стране в последнее время происходит преобразование традиционной системы подготовки молодых специалистов в профессионально ориентированную двухуровневую (бакалавры и магистры). Изменились и подходы к образовательной деятельности, и стали внедряться современные образовательные технологии и методики обучения. Привычными становятся в вузах модульные и рейтинговые технологии оценки знаний, а также работа с кейс-методами, проблемными лекциями, деловыми играми, учебными играми и прочими современными методиками.
Изменилась и роль преподавателя. В настоящее время от преподавателя требуется не только научить студента своей дисциплине, но и заинтересовать в получении этих знаний, помочь самостоятельно решать поставленные задачи и добиваться успеха. Стать не просто профессионалом в выбранной профессии, а быть эрудированной креативной личностью с нестандартным мышлением, и в то же время оставаться высококвалифицированным специалистом. У студента наряду с аудиторными занятиями есть и другие источники приобретения информации, и работа преподавателя заключается в обмене знаниями.
Студенты большой приоритет отдают активным формам обучения, в которых они играют активные роли, а преподаватель всего лишь направляющий в пути получения знаний. Изменяются подходы и методы самостоятельной работы, так как в большинстве случаев студенты разбирают не теорети-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ческие примеры, а реальные ситуации из жизни. Все накопленные навыки работы в традиционной образовательной системе в настоящее время преобразовываются и внедряются в рамках специалитета. В работе же магистратуры студенты имеют исследовательское направление, и нельзя недооценивать роль самостоятельной работы в этом процессе.
Задания самостоятельной работы можно условно разделить на: теоретические, практические и проектно-конструктивные.
Самостоятельная работа бакалавров нацелена на достижение уровня компетенции в период обучения в вузе, а также подготовку к проведению эффективной послевузовской самообразовательной работы.
Самостоятельная работа студента магистратуры имеет важное значение, так как связана с профессиональной образовательной деятельностью и должна полностью отвечать всем базовым и профессиональным компетенциям. Эта работа должна содержать, наряду с глубокими теоретическими и практическими навыками, опытно-экспериментальную часть, а также инновационные технологии. Для этого магистрант должен хорошо ориентироваться в информации, в том числе электронной, и на иностранных языках.
Информационная, коммуникативная, социальная и профессиональная компетенции составляют набор самостоятельной работы магистранта. Качество выполняемой самостоятельной работы во многом зависит от правильной организации этой работы преподавателем. Для оценки результатов самостоятельной работы разрабатывается специальная балльно-рейтинговая система оценки.
В рамках нового учебного стандарта на самостоятельную работу отводится более 50% времени от общей нагрузки по дисциплине, соответственно от активности студента зависит практически половина его знаний. При этом студент не остается один. В случае возникновения вопросов возможны консультации с преподавателем, причем в разной форме, кроме устного общения возможно привлечение средств связи и компьютерных технологий, учебных пособий, аудио и видеоматериалов.
В зависимости от поставленной цели самостоятельная работа может быть как индивидуаль-
С
ной, так и групповой (коллективной), на это может влиять также уровень подготовки студентов в этой группе и сложность поставленной задачи.
Результаты проделанной самостоятельной работы могут быть представлены студентами в виде самоотчета, выступления на конференции или коллоквиуме, на тестировании или защите авторской работы.
С точки зрения времени проведения самостоятельной работы её организация возможна в двух направлениях:
• первое - это увеличение доли СР в процессе аудиторных занятий: на лекциях, на ПЗ, на ЛЗ. ФГОС подчеркивает, что занятия, проводимые в интерактивных формах, «должны составлять не менее 20% аудиторных занятий».
• второе - СР во внеаудиторное время:
- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении и проверке индивидуальных заданий;
- при выполнении студентом учебных и творческих задач вне общения с преподавателем: в ком -пьютерном классе, в библиотеке и пр. [4].
Таким образом, можно придти к выводу, что традиционные виды самостоятельной деятельности студентов несколько изменяются, как и изменяется уровень полученных результатов. Двухуровневая подготовка усложняет процесс получения знаний, но делает его более творческим, разносторонним и профессиональным, особенно для студентов магистратуры. Применяя опыт традиционного обучения, постепенно внедряются в образовательную программу и современные формы обучения, такие как: модули, проекты, кейсы, которые призваны отработать те или иные компетенции. Изменились и методы оценки самостоятельной работы студента и степень самоподготовки студентов. Положительным является то, что традиционные методы не отрицаются, а корректируются с учетом новых компетенций. Многие вузы выбирают для себя этот обновленный путь деятельности, при этом степень введения обновлений зависит, прежде всего, от готовности преподавательского состава и от мотивации.
Библиографический список
1. Анисимова Ж.П. Самостоятельная работа студента. Оренбургский государственный университет. Оренбург.
2. Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования,науки и культуры» [Электронный ресурс] http:// www.conference.osu.ru Режим доступа: conference. osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/617.doc
с
3. Вьюшкова Л.Н. К проблеме проблемной группы // Инновации в педагогическом образовании: в 2 ч.: Ч. 1: материалы II Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 22-24 октября 2008 г. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. С. 112-113.
4. Вьюшкова Л.Н. Организация самостоятельной работы бакалавра педагогического образования // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции (21-27 февраля 2011 г.). Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 257 с. С. 155-171.
5. Журнал «Профобразование» [Электронный ресурс] http:// www.profobrazovanie.org Режим доступа: http:// www.profobrazovanie.org/t743p15-topic
6. Журнал «Министерство образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www. mon.gov.ru Режим доступа: http://mon.gov.ru/main/4193/
7. Кленина А.Н., Коляда И.Н. Двухуровневая система высшего образования: взгляд работодателя. // Региональный центр «Старт-Карьера» ВГУЭС, г. Владивосток.
8. Кардаильская О.С. Затруднения в организации самостоятельной работы студентов педвузов:Сб.тр. по материалам II Всероссийской науч.-практ. конференции «Математика. Информац. технологии. Образование». Оренбург. гос.ун-т.-Оренбург. ОГУ, 2008. С.193.
9. Крайнова Е.Д. О самостоятельной математической деятельности бакалавров в контексте инженерной компетенции:Сб.тр. по материалам II Всероссийской науч.-практ. конференции «Математика. Информац. технологии. Образование».Оренбург. гос.ун-т.-Оренбург. ОГУ,2008г.С.198.
10. Российский образовательный портал [Электронный ресурс] http:// http://www.school.edu.ruРежим доступа: http:// http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=64313
11. Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников/ Т. Чикина. Высшее образование в России. 2007. №12. С.137-140.
12. Якушкина Л.П. Личностно-дифференцированный подход/ Л.П, Якушкина. Высшее образование в России. 2006. №12.С.131-134.
^р^пЕДАгогакАипсихшогая
E.V. MIRONOVA
ROLE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF TWO-LEVEL SYSTEM OF PREPARATION IN HIGH SCHOOL
In article questions of self-education of students, on a role of independent work in modern educational institution are considered. Preparation of experts in two-level system, complexity and prospects. Changes of a role of the teacher in the new educational system, new methods of work taking into account requirements of FGOS VPO are analyzed.
Key words: a bachelor degree, a magistracy, independent work, active modes of study, motivation.