Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation
for disabled and disabled children
СЕРВИС / SERVICES
УДК 615.477
DOI: 10.24411/2413-693X^018-10213
Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
ДЕМИНА Элла Николаевна
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат биологических наук, [email protected], ПОРТОВА Любовь Зиновьевна
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, научный сотрудник, [email protected], ДЖАВИД Ольга Сергеевна
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, юрисконсульт, [email protected], ХОДЯКОВА Татьяна Васильевна
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ведущий инженер, [email protected]
Аннотация. Одной из задач Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы является совершенствование системы организации работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (ТСР). Актуальность данной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа работы существующих центров проката на всей территории Российской Федерации провести анализ нормативно-правового регулирования, механизмов финансирования, ассортимента ТСР для взрослого и детского населения с целью решения одной из задач Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы - совершенствование системы организации работы центров проката ТСР. Технические средства обеспечивают доступность объектов социальной инфраструктуры, ликвидируют барьеры. ТСР необходимы инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Большое количество центров проката ТСР во всей Российской Федерации обусловлено нуждаемостью инвалидов (детей-инвалидов) и лиц пожилого возраста во временном обеспечении ТСР. Актуальность организации центров проката ТСР обусловлена следующими факторами - продолжительный временной промежуток между потребностью инвалида, ребенка-инвалида в средстве реабилитации и своевременностью его предоставления, ограниченность перечня предоставляемых ТСР, предоставление ТСР только при наличии рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации (абилитации), а также инвалидам, имеющим в пользовании неисправные ТСР, подлежащие текущему ремонту или техническому обслуживанию, на период ремонта или обслуживания, гражданам, нуждающимся в ТСР по медицинским показаниям (в том числе перенесшим травмы, хирургические операции), на период реабилитации. Проанализированы нормативно-правовые основания, источники финансирования центров проката технических средств реабилитации, а также ассортимент перечней ТСР в центрах проката для взрослых инвалидов и детей-инвалидов 237 центров проката ТСР в 9 Федеральных округах Российской Федерации. Услуга по временному обеспечению ТСР востребована инвалидами, маломобильной группой населения, родителями детей-инвалидов. Преимуществом оказания данного сервиса - «Центр проката технических средств реабилитации», именно
2018 Vol. 12 Iss. 2
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
www.philosoph.rj
Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
государственной организацией, является адресность, доступность. Прокат ТСР - удобный сервис оперативного обеспечения инвалидов, детей инвалидов, в том числе детей от 0 до 3-х лет техническими средствами реабилитации.
Ключевые слова: технические средства реабилитации (ТСР), центр проката ТСР, инвалид, ребенок-инвалид, ассортимент ТСР, Федеральный округ (ФО), нормативно-правовое обоснование, источники финансирования
Для цитирования: Демина Э.Н., Портова Л.З., Джавид О.С., Ходякова Т.В. Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 118127. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10213.
Статья поступила в редакцию: 03.04.2018.
Статья принята к публикации: 03.05.2018.
Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation for disabled and disabled children
Ella N. DEMINA
«Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled named after G.A. Albrecht» of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation, Cand. Sc. (Biology), [email protected], Liubov Z. PORTOVA
«Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled named after G.A. Albrecht» of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation, researcher, [email protected], Olga S. DZHAVID
«Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled named after G.A. Albrecht» of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation, counsel, [email protected], Tatiana V. KHODIAKOVA
«Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled named after G.A. Albrecht» of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation, principal engineer, [email protected]
Abstract. One of the tasks of the state program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2020 is to improve the system of work organization of rental centers with technical means (TMR) of rehabilitation for disabled and disabled children. The relevance of this work includes the analysis of regulatory, financing mechanisms, range of TMR for children and adults on the basis of comprehensive analysis of existing rental centers throughout the Russian Federation with the goal to solve one of the tasks of the State program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011 -2020. The goal is improvement of the system of organization of the rental centers of TMR. Technical means ensure the availability of social infrastructure, eliminate barriers. TMR is necessary for disabled people with disorders of the musculoskeletal system, vision and hearing. A large number of TMR rental centers throughout the Russian Federation appeared because of the need for disabled people (disabled children) and elderly people in the temporary provision of TMR. The relevance of the organization of TMR rental centers is caused with the following factors: the long time period between the need for a disabled person, a disabled child in a rehabilitation tool and the timeliness of its provision, the limited list of provided TMR, the provision of TMR only if there are recommendations in the individual rehabilitation program (habitation), as well as the provision for disabled who have in use faulty TMR, which need to be repaired or maintained, for the period of repair or maintenance, citizens in need of TMR for medical reasons (including those who have suffered injuries, surgery), for the period of rehabilitation. The legal bases, sources of financing rental centers with technical means of rehabilitation, and also the range of TMR in rental centers for adult disabled and disabled children of 237 rental centers with TMR in 9 Federal districts of the Russian Federation are analyzed. The service for temporary support of TMR is in
СЕРВИС püts 2018 Том 12 №2
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
www.philosoph.ru
Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation
for disabled and disabled children
demand by disabled, people with limited mobility, and parents of disabled children. The advantage of providing the service like «rental center with technical means of rehabilitation» by a state organization is the targeting, availability. TmR rental is a convenient service for operational support of disabled, disabled children, including children from 0 to 3 years with technical means of rehabilitation.
Keywords: technical means of rehabilitation (TMR), rental center with TMR, disabled, disabled child, range of TMR, Federal district (FD), regulatory legal justification, sources of financing
For citation: Demina, E. N., Portova, L. Z., Dzhavid, O. S., & Khodiakova, T. V. (2018). Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation for disabled and disabled children. Servis plus, 12(2), 118-127. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10213. (In Russ.).
Submitted: 2018/05/03.
Accepted: 2018/06/03.
Введение. Одной из задач Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы является совершенствование системы организации работы центров проката ТСР. Актуальность данного исследования - выполнение одной из задач Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы. В последнее время одним из востребованных видов сервиса для инвалидов, детей-инвалидов является прокат технических средств реабилитации (ТСР). Основополагающей позицией цели обеспечения инвалидов ТСР является их медико-функциональная и социальная адекватность для компенсации утраченных функций [1].
ТСР способствуют восстановления способности к самообслуживанию, передвижению, образованию, трудовой деятельности [2, 12]. Кроме того, важная роль в решении вопросов социально-бытовой и экономической независимости инвалидов принадлежит также ТСР [3], Именно ТСР способствуют реализации социального аспекта комплексной реабилитации - восстанавливают или улучшают способность инвалида к самообслуживанию, передвижению, образованию, трудовой деятельности. ТСР являются составной частью реализации реабилитационных мероприятий. TCP предназначены для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности и повышения качества жизни инвалидов и пожилых людей с нарушениями мобильности, зрения, слуха [12].
Применение ТСР слепыми и слабовидящими инвалидами повышают их социальную активность в быту, трудовой деятельности способствуют достижения максимально возможного уровня независимости и социальной интеграции. Большая роль в процессе реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности отводится ТСР [4]. Без ТСР инвалид не может выпол-
нять многие необходимые действия - передвижение, самообслуживание, ориентацию. Технические средства реабилитации устраняют или возможно более полно компенсируют ограничения жизнедеятельности инвалидов при нарушении мобильности, зрения слуха [5]. Большинство технических средств реабилитации инвалиды получают через Фонд социального страхования. Другими источниками получения технических средств реабилитации являются: самостоятельное приобретение, пункты проката, получение в дар [6]. В литературе имеются данные о практике обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе в пунктах проката, определены основные пути совершенствования действующего порядка обеспечения для достижения результатов, максимально приближенных к требованиям Международной конвенции о правах инвалидов. Несмотря на то, что анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов1 авторы провели еще в 2013 г. и указали на способы его совершенствования, до настоящего времени изменений правового регулирования не произошло [7, 8].
Актуальность данного исследования - совершенствование системы работы центров проката ТСР на основе комплексного анализа работы существующих центров проката, а актуальность организации центров проката ТСР, одного из видов сервиса для инвалидов и пожилых граждан обусловлена следующими факторами - продолжительный временной промежуток между потребностью инвалида в средстве реабилитации и своевременностью его предоставления, ограниченность перечня предоставляемых ТСР, предоставле-
1 Конвенция о правах инвалидов. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 12.05.2018).
2018 Vol. 12 Iss. 2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
ние ТСР только при наличии рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации (абилитации), инвалидам, имеющим в пользовании неисправные ТСР, подлежащие текущему ремонту или техническому обслуживанию, на период ремонта или обслуживания, гражданам, нуждающимся в ТСР по медицинским показаниям (в том числе перенесшим травмы, хирургические операции), на период реабилитации. Основной принцип, на котором строится работа пункта проката, -адресность: каждому (с учетом социального статуса) подбираются наиболее эффективные средства реабилитации.
Цель данного исследования - изучение опыта работы центров проката ТСР в субъектах Российской Федерации. Задачи исследования - анализ нормативно-правового основания работы пункта проката, источники финансирования, анализ количества центров проката для взрослого и детского населения, анализ тарифов проката ТСР, анализ ассортимента ТСР для взрослого и детского населения, Объект исследования - пункт проката ТСР. Научная новизна - проведен комплексный анализ работы центров проката ТСР в субъектах Российской Федерации.
Данные и методы. Анализ работы 237 центров (пунктов) проката технических средств реабилитации произведен по документации из системы «Консультант плюс» (контент-анализом) в 8 Федеральных округах Российской Федерации. Информация по Крымскому Федеральному округу в системе «Консультант плюс» по многим показателям отсутствует.
Результаты исследования. Анализ организации существующих центров (пунктов) проката ТСР показал, что нормативно-правовым основанием работы пункта проката является Закон или постановление Правительства субъекта Российской Федерации или приказ. Ряд субъектов Российской Федерации выпустили Законы, в которых имеются пункты, касающиеся организации центров (пунктов) проката ТСР. В Законе Республики Марий Эл от 31.10.2014 № 52-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» пункт 14 касается выдачи центрами проката технических средств реабилитации.
В Законе Амурской области от 13.11.2013 № 27703 «Об утверждении программы социально-экономического развития Амурской области» на 2013-2017 гг. отмечается недостаток в области пунктов проката технических средств реабилитации. В постановлении Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 444 (ред. от 21.02.2017) «Об утверждении государственной программы Амурской области "Развитие системы социаль-
ной защиты населения Амурской области на 2014-2020 гг."» пункт 4.1.2. касается создания и оснащения пунктов проката технических средств реабилитации.
Нормативно-правовым основанием работы пункта проката в Свердловской области является Постановление Правительства Свердловской области от 01.01.2001 № 520-ПП «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области», и Министерством социальной защиты населения Свердловской области организуется работа по оснащению пунктов проката новыми средствами реабилитации. Постановление Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП (ред. от 08.09.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области" организует работу по созданию и координации деятельности социальных пунктов проката технических средств реабилитации.
Муниципальное образование городского округа Дзержинский Московской области выпустило Постановление администрации г. Дзержинска МО от 15.11.2016 г. № 897-ПГА (в ред. от 23.03.2017) «О муниципальной программе "Социальная защита населения муниципального образования "Городской округ Дзержинский"» в 2017-2021 гг., которое касается организации пункта проката технических средств реабилитации.
В 2017 году вышло Постановление Правительства Алтайского края от 13.02.2017 №45 «О внесении изменений в постановление администрации Алтайского края» от 29.04.2016 №152. Это постановление также касается вопроса организации пункта проката ТСР.
В постановлении Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п (ред. от 27.12.2016) «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" пункт касается оснащения пункта проката технических средств реабилитации современным и высококачественным реабилитационным оборудованием.
В постановлении Правительства Новгородской области от 28.10.2013 № 319 (ред. от 14.03.2017) «О государственной программе Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014-2020 годы"» для расширения возможности реабилитации инвалидов предусмотрено открытие пункта проката технических средств реабилитации.
В постановлении Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1187 (ред. от 21.11.2016) «Об утверждении государственной программы Воронежской области "Социальная поддержка граждан"» указывается, что в стационарных учреждениях социального обслуживания необходима организация пунктов проката технических средств реабилитации. Ранее, в
Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation
for disabled and disabled children
приказе Департамента труда и социального развития Воронежской области от 29.07.2010 № 2028/0Д также было указано на организацию пунктов проката ТСР: «О создании пунктов проката технических средств реабилитации».
В постановлении Правительства Забайкальского края от 10.06.2014 № 328 (ред. от 28.03.2016) «Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан на 20142020 годы" отмечено, что на базе 10 государственных учреждений социального обслуживания открыты пункты проката технических средств реабилитации.
Постановление Правительства Курганской области от 25.04.2016 № 113 (ред. от 08.02.2017) «О государственной Программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов» касается открытия в 16 комплексных центрах социального обслуживания населения Курганской области пунктов проката технических средств реабилитации.
Правительство Еврейской автономной области выпустило постановление от 05.05.2015 № 170-пп «О порядке приобретения и предоставления технических средств реабилитации гражданам, испытывающим трудности в передвижении, в пунктах проката, созданных при областном государственном бюджетном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области".
В Государственной программе Краснодарского края «Социальная поддержка граждан» указывается о действующих 50 социальных пунктов проката технических средств реабилитации, обеспечивающих нуждающихся в помощи граждан средствами и предметами ухода на условиях временного пользования.
В постановлении Администрации Псковской области от 28.10.2013 г. № 500 (ред. от 27.10.2016г.) "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики на 2014 - 2020 годы" указывается о создании двух пунктов проката технических средств реабилитации.
В постановлении Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 № 107 (ред. от 27.01.2017) «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» указывается на организацию пункта проката технических средств реабилитации.
В постановлении Правительства Тверской области от 06.05.2016 г. № 165-пп (ред. от 12.10.2016г.) "Об утверждении программы Тверской области "Доступная
среда" на 2016 - 2018 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Тверской области отмечается необходимость совершенствования работы пунктов проката технических средств реабилитации для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов при комплексных центрах социального обслуживания населения Тверской области. В постановлении Правительства Тверской области от 14.06.2016 г. № 210-пп "Об утверждении региональной программы Тверской области "Детство без границ" отмечается об организации 37 пунктов проката технических средств реабилитации.
В постановлении Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 № 628-п "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы" отмечено открытие пункта проката технических и иных средств реабилитации для семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Министр социальной защиты населения Московской области издал приказ от 06.08.2012 № 238 «Об организации работы пунктов проката технических средств реабилитации в учреждениях социального обслуживания Московской области».
Таким образом, нормативно-правовым основанием работы центра (пункта) проката технических средств реабилитации в большинстве субъектов Российской Федерации является постановление, значительно реже Закон и приказ. Повсеместное внедрение центров проката ТСР должно быть закреплено унифицированными нормативными документами, которые регламентировали бы этот процесс на всей территории Российской Федерации [9, 10, 11].
Анализ нормативно-правового основания работы центра проката позволил сделать вывод, что одним из возможных вариантов унификации нормативных документов является разработка и принятие на Федеральном уровне единого Положения о работе центра проката ТСР, типового договора с гражданами, нуждающимися в ТСР, а также разработка необходимого базового ассортимента ТСР для всех категорий инвалидов.
Анализ источников финансирования является сложной экономической проблемой. С точки зрения их привлечения они делятся на внутренние и внешние. В условиях нестабильности экономической ситуации привлечение внешних источников финансирования проблематично, поэтому субъекты хозяйствования должны ориентироваться в своей финансовой деятельности на привлечение внутренних источников финансирования. Внутреннее финансирование предполагает
2018 Vol. 12 Iss. 2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности центра проката. К достоинствам внутреннего финансирования центров проката технических средств реабилитации следует отнести отсутствие дополнительных расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников.
Анализ финансирования 237 центров проката технических средств реабилитации, проведенный по документации из системы «Консультант-Плюс» (контент-анализ) в 9 Федеральных округах Российской Федерации показал, что имеются различные источники финансирования. Наиболее часто встречающийся источник финансирования - оснащение центра (пункта) проката осуществляется за счёт безвозмездных поступлений в бюджеты городских округов в рамках муниципальной программы «Доступная среда для инвалидов» на 2016-2020 годы. Большинство центров проката организуется и содержится за счет средств окружного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации, незначительное число центров проката финансируются за счет средств, поступивших от оказания данного вида социальных услуг (внутренний источник финансирования). Финансирование ряда центров проката осуществляется в рамках областных целевых программ за счет средств бюджета области, за счет средств Центра, полученных от предоставления платных социальных услуг, а также за счет добровольной благотворительной передачи реабилитационных средств от населения (Курская область). Наиболее часто финансирование центра проката осуществляется из областных целевых программ за счет средств бюджета области, за счет средств Центра, полученных от предоставления платных социальных услуг, за счет добровольной благотворительной передачи реабилитационных средств от населения. Таким образом, в настоящее время финансирование центров проката явно недостаточно. Одним из возможных механизмов финансирования центров проката использование потенциала некоммерческих организаций и общественных организаций инвалидов. Увеличение финансирование центров проката позволит расширить необходимый для граждан ассортимент ТСР, увеличить контингент граждан, получающих ТСР бесплатно, что, улучшит качество жизни клиентов, нуждающихся в этом сервисе».
Анализ количества центров проката для взрослого и детского населения показал, что оптимальное сочетание центров проката (из проанализированных) для взрослого и детского населения отмечено в Приволжском округе, так из 12 центров в 9 имеется ассортимент технических средств реабилитации, как для
взрослого, так и для детского населения. Отсутствуют центры проката для детского населения в Дальневосточном и Северо-Кавказском округе. Из 60 центров проката в Южном округе только в одном центре проката имеются технические средства реабилитации для детей. Количество центров проката, имеющих в ассортименте технические средства для детского населения, в Центральном и Уральском округах незначительно. Общий вывод - в большинстве округов преобладают центры проката для взрослого населения, количество центров проката для детского населения явно недостаточно. С учетом значительного количества детей-инвалидов, число центров проката для этой категории населения необходимо значительно увеличить или ввести ассортимент ТСР для детей в центры проката ТСР для взрослого населения.
Платная и бесплатная выдача на прокат технических средств реабилитации предоставляется в Федеральных округах Российской Федерации. Так, бесплатная выдача на прокат технических средств реабилитации отмечена в 59 из 60 центров проката в Южном ФО, а в одном центре этого округа имеется и бесплатная и платная выдача. В большинстве проанализированных нами центрах проката других ФО преобладает платная выдача ТСР как для взрослого, так и для детского населения. В большинстве центров проката бесплатно, что важно, выдаются ТСР, рекомендованные инвалиду, в индивидуальной программе реабилитации (абилита-ции), т.е. инвалид сразу получает необходимое ему техническое средство, а клиенты без указания в индивидуальной программе реабилитации и абилитации на необходимость получения ТСР получают их платно. Тарифы за прокат ТСР значительно отличаются в разных Федеральных округах Российской Федерации. Так, прокат трости в Приволжском ФО - 5 руб. за один день (150 руб. в месяц), в Сибирском ФО - 2 руб. 50 коп. (75 руб. в месяц), за один день в Уральском ФО - 15 руб. 21 коп. (в месяц 456,3 руб.), а прокат такой же трости в Центральном ФО - 35 руб. 13 коп. в месяц, в Северо-Кавказском ФО - 27 руб. в месяц. Значительная разница в тарифах, по всей видимости, обусловлена финансовым положением региона. Министерство труда и социального развития предлагает регионам самостоятельно определять стоимость проката ТСР, однако рекомендует установить ценовую дифференциацию для инвалидов и гражданам, не имеющих инвалидности.
Наиболее популярной формой работы центра (пункта) проката является стационарный, однако, в Уральском ФО имеется «Пункт проката на колесах». На специальном транспорте организуются выезды пункта проката в отдаленные сельские территории, для того чтобы выдавать средства реабилитации непосред-
Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation
for disabled and disabled children
ственно на территории проживания нуждающихся в них граждан. Предварительно сотрудниками пункта проката проводится работа по сбору информации о потребности в средствах реабилитации из различных источников: автоинформатор, запросы учреждений здравоохранения, Управления социальной защиты населения, специалистов участковой службы, социальных работников. Содержание заявок (территория проживания нуждающихся граждан, вид, наименование востребованных средств реабилитации) изучается специалистом пункта проката, определяется день, время, маршрут выезда. Жители отдаленной территории заранее извещаются через объявления, средства массовой информации, администрации поселка, общественные организации о приезде пункта проката.
В данном пункте создан и действующий модуль «Социально-реабилитационная квартира». Основная цель модуля - обучение инвалидов созданию условий независимой жизни через простые способы переоборудования квартиры. Модуль представлен двумя блоками: санитарно-гигиеническим и кухонно-бытовым, оборудованными техническими средствами реабилитации и позволяющими индивидуально подобрать необходимые средства реабилитации для создания комфортных условий проживания в домашней обстановке. Разнообразные формы работы пункта проката позволяют учитывать потребности граждан и наиболее эффективно использовать ТСР. Выдача технических средств реабилитации осуществляется на платной или бесплатной основе. Служба проката технических средств реабилитации предоставляет социальные услуги получателям во временное пользование бесплатно на основании договора о выдаче технического средства во временное пользование, заключенного между учреждением и гражданином или доверенным лицом гражданина. Пункт проката может предоставлять во временное пользование гражданам технические средства реабилитации за плату в соответствии с тарифами и Типовым положением, которое имеется в каждом центре проката. Технические средства выдаются получателю по заявлению и на основании договора проката технических средств реабилитации, который заключается между Центром и получателем или лицом, представляющим его интересы, во временное пользование на срок до 1 года на платной основе. В случае нуждаемости получателя в дальнейшем использовании технического средства договор может быть перезаключен.
Анализ перечней ТСР 154 центров проката показал, что опорные средства - трости, костыли, ходунки,
кресла-коляски имеются в большинстве центров проката. Имеется довольно большой ассортимент ТСР для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности [12]. Инвалиды и маломобильные граждане с поражением опорно-двигательного аппарата нижних конечностей имеют возможность взять на прокат кресло-стул с санитарным оснащением, поручни, про-тивопролежневые матрацы и подушки, вертикализа-тор, сиденье для ванны, столик для инвалидной коляски и кровати, складную ванну-простыню, кровать-медицинскую функциональную, скамейку для входа в ванну, умывальник передвижной, судно, поильник, сиденье (насадка) на унитаз, подголовник для мытья головы, ступеньку для ванны, лестницу верёвочную для подъема, подъемное устройство, специальные столовые приборы. Однако перечисленный выше ассортимент ТСР имеется лишь в единичных центрах проката. Одной из возможных причин такого незначительного количества центров проката, имеющего в своем ассортименте эти ТСР, по всей вероятности, является то, что в этих ТСР нуждаются инвалиды с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, и эти ТСР им нужны постоянно, а не временно.
Следующая категория инвалидов, которая нуждается в ТСР, - это инвалиды с нарушением зрения. В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей. Ассортимент тифлосредств, выдаваемых инвалиду по зрению в проанализированных центрах проката, невелик: видеоувеличитель портативный электронный, тифлоплеер, телефонный аппарат для слабовидящих, мобильный телефон с речевым выходом, бумага специальная для письма по Брайлю, грифель для письма по Брайлю, прибор для письма плоским шрифтом, прибор для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, часы для слепых, нитковде-ватель для слепых, часы-будильник с синтезатором речи для слепых, глюкометр с речевым выводом информации для лиц с ослабленным зрением, тонометр с речевым выходом. Количество центров проката, имеющих указанные выше ТСР, незначительно. Можно предположить, что вышеперечисленные средства нужны инвалидам с проблемами зрения постоянно и, следовательно, востребованность их в пунктах проката ТСР небольшая. Кроме того, во многих субъектах РФ
2018 Vol. 12 Iss. 2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
имеются региональные списки ТСР, в которых довольно полно представлены указанные тифлосредства и инвалид получает их бесплатно и без ограничения срока пользования.
Категория инвалидов, которая нуждается в технических средствах реабилитации, - это глухие и слабослышащие инвалиды. В России насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Однако эта цифра не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха. Ассортимент ТСР для этой категории инвалидов невелик - телефон с усилением звука для инвалидов по слуху, часы-будильник наручные электронные с вибрационным сигналом, мобильный телефон для слабослышащих. Также незначительно и количество центров проката, имеющие данные средства. Инвалиду по слуху эти средства необходимы постоянно и, вероятно, это и является причиной небольшого количества центров проката.
Таким образом, анализ ассортимента ТСР центров проката в девяти Федеральных округах показал, что наиболее востребованными ТСР являются средства для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Только в одном центре проката (г. Севастополь) выдается на прокат кресло-коляска дорожная, востребованная инвалидами при передвижении по железной дороге. Технические средства реабилитации (особенно средства опоры - трости, костыли, ходунки) востребованы и маломобильной группой населения, которые временно в них нуждаются. Обращает на себя внимание и небольшое количество центров проката, имеющих в своем ассортименте специальные средства для инвалидов с нарушением функции верхних конечностей, - это захват для одевания носок, противоскользящий коврик для посуды, приспособление для открывания банок, кружка со специальными ручками.
Инвалидность среди детей - это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей инвалидов в мире становится все больше. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2% детского населения. Ребенок-инвалид с учетом его ограничений жизнедеятельности так же, как и взрослый инвалид нуждается в ТСР. Прокат товаров для детей - это одна из самых востребованных и наиболее значимых социальных услуг. Анализ перечней ТСР в центрах проката для детского населения в 9 Федеральных округах Российской Федерации показал, что он очень невелик. Абсолютное большинство ТСР в центрах проката предназначены для детей с поражением опорно-двигательного аппа-
рата и только в трех субъектах РФ представлена в центре проката трость тактильная, необходимая для ребенка с нарушением зрения.
В отдельных субъектах Российской Федерации (Республика Марий Эл, Новосибирская и Самарская области, г. Санкт-Петербург и др.) разработаны и внедрены региональные модели и региональные межведомственные программы раннего вмешательства, ранней помощи детям с нарушениями в развитии и детям-инвалидам. Единичные пункты проката ТСР для этой категории детей (от 0 до 3-х лет) находятся в г. Новосибирске, в г. Санкт-Петербург. Ассортимент этих пунктов включает более 20 наименований разнообразных ТСР, предназначенных как для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, так и для детей с проблемами зрения, слуха. Это стул функциональный детский для восстановления двигательного аппарата, разнообразные виды опор, варианты опор для ползания ребенка, варианты опор для сиденья, вертикализа-тор, развивающий центр для слабовидящих и слабослышащих детей, развивающий центр с тактильными переключателями и другие варианты развивающих центров, комплект модулей для реабилитации рук, дорожка ортопедическая, кресла-коляски для детей с ДЦП, варианты ходунков для детей с ДЦП, коммуникатор с символами для незрячих детей, мяч со звуковыми эффектами и другие игрушки для детей с нарушением зрения, специальные подушки для раннего развития двигательной активности детей. Наличие таких центров проката явно недостаточно.
В ряде регионов имеются центры проката изделий для здоровых детей до трех лет. Обычно их ассортимент - это детская прогулочная коляска, стол-стул трансформер, бутылочка для кормления, многофункциональный подогреватель для бутылочек, детские ходунки.
Анализ ассортимента ТСР для детей центров проката в 9 Федеральных округах показал, что наибольшее количество ТСР являются средствами для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Практически отсутствуют ТСР для детей с нарушением зрения, слуха. Имеется довольно значительный ассортимент изделий и ТСР для слепых и слабовидящих детей: специальные устройства для чтения «говорящей книги», объемные книги, кубик-рубик с брайлевскими метками, шахматы, шашки, мобильные телефоны для слепых, читающая машина «ИНФА-100», компьютеры в комплекте с брайлевской строкой и специальным брайлевским принтером, программа речевого доступа к экранной информации, фотокамера для незрячих «Гаджет».
Таким образом, анализ ассортимента технических средств реабилитации для детского населения
Work organization of rental centers with technical means of rehabilitation
for disabled and disabled children
показал довольно небольшой набор ТСР для этой категории населения. По всей вероятности, это и является причиной относительно небольшого количества центров проката ТСР для детей-инвалидов.
За рубежом, в европейских странах центры проката ТСР предлагают туристам- инвалидам различные ТСР. Например, в агентстве Accessible Prague можно взять в аренду компактный и разборный четырехколесный электроскутер.
Заключение. Технические средства реабилитации (ТСР) являются важнейшим компонентом системы социально-медицинской реабилитации. Большое количество центров проката ТСР во всей Российской Федерации обусловлено нуждаемостью инвалидов (детей-инвалидов) и лиц пожилого возраста во временном обеспечении ТСР. Прокат ТСР - программа оперативного обеспечения инвалидов, детей инвалидов, в том числе детей от 0 до 3-х лет техническими средствами реабилитации. Повсеместное внедрение центров проката ТСР должно быть закреплено нормативными документами, которые регламентировали бы этот процесс. Ограниченность перечня предоставляемых технических средств реабилитации по Федеральному списку требует расширения перечня ТСР, находящихся в центрах проката. Необходимость создания в Российской Федерации системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии определяется социально-экономическими условиями современной жизни и их последствиями для населения, политикой государства по отноше-
нию к детям с проблемами развития. В связи с этим, одной из задач на современном этапе развития общества является создание на базе отделений ранней помощи (кабинетов) открытия центров проката специальных изделий и технических средств реабилитации для детей от 0-до 3-х лет, которыми родители, опекуны могут воспользоваться при комплексной коррекции нарушений, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Услуга по временному обеспечению техническими средствами реабилитации востребована инвалидами, маломобильной группой населения, родителями детей-инвалидов. Преимуществом сервиса «Центр проката технических средств реабилитации», именно государственной организации, является адресность, доступность.
Выводы
1. Работа центров проката ТСР должна быть закреплена унифицированным нормативным документам, который регламентировал бы этот процесс.
2. Необходима разработка и принятие на Федеральном уровне единого Положения о работе центра проката ТСР, типового договора с гражданами, нуждающимися в ТСР.
3. Необходима разработка базового ассортимента ТСР для всех категорий инвалидов, детей-инвалидов, включая детей от 0 до 3-х лет.
4. Регионы самостоятельно должны определять стоимость проката ТСР.
Литература
1. Щукин Н.Н., Хмелевская О.Г., Капитоненко Н.А. Проблемы и их решение в организации обеспечения тех-
ническими средствами реабилитации инвалидов в Хабаровском крае // Дальневосточный медицинский журнал. 2010. № 1. С. 112-114.
2. Владимирова О.Н., Корюков А.А., Орешков А.Б., Андриевская А.О., Николаев В.Ф. Организация реабилитации и абилитации инвалидов с последствиями болезней опорно-двигательной системы в Российской Федерации // Гений ортопедии. 2016. № 4. С. 62-66. DOI: 10.18019/1028-4427.
3. Лукьянова И.Е. Научное обоснование современной реабилитационной помощи лицам с ограничениями жизнедеятельности: Автореф. ... д-ра мед. наук. М., 2009, 50 с.
4. Пузин С.Н., Шевченко С.Б., Диделев А.В., и др. Модернизация процесса реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности при обеспечении их техническими средствами реабилитации // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2016. № 4. С. 5-11.
5. Пузин С.Н., Меметов С.С., Шургая М.А. и др. Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Т. 19. 2016. № 1. С. 4-7. DOI: 10.18821/1560-95-37.
6. Кузнецова И.И., Парпура И.Б., Смушкина Н.Е. и др. Оценка эффективности обеспечения инвалидов Свердловской области техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями на основании проведенного анкетирования инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Т. 19. 2016. № 1. с. 37-39. DOI: 10.18821/1560-9537.
2018 Vol. 12 Iss. 2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Организация работы центров проката технических средств реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
7. Божков И.А., Бронников В.А., Севастьянов М.А. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации: достоинства, недостатки, пути совершенствования // Социальное и пенсионное право. 2013. № 2. С. 25-30.
8. Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В. и др. Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов // Юридическая мысль. 2013. № 1. С. 59-64.
9. Лысенко А., Саньял А. Развитие системы реабилитации инвалидов в условиях рыночных отношений,
Научно-методическое пособие. М.: Изд-во «Папирус», 2009. 87 с.
10. Севастьянов М.А., Божков И.А., Бронников В.А., Современная Российская модель обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и перспективы ее совершенствования // Исследования социальной политики. Т. 11. 2013. № 2, С. 273-283.
11. Максимов А.В. Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу как элемент модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2013. № 9. С. 140-151.
12. Демина Э.Н. Технические средства реабилитации. СПб.: Lambert Akademic Publishing; 2014. 70 с.
References
1. Shchukin N.N., Hmelevskaya O.G., Kapitonenko N.A., Problems and their resolutions in organizing provision of disabled with technical means of rehabilitation in the Khabarovsk region. Dal'nevostochnyj medicinskij zhurnal, no. 1, 2010, pp. 112-114. (In Russ.)
2. Vladimirova O.N., Koryukov A.A., Oreshkov A.B., Andrievskaya A.O., Nikolaev V.F., Organization of rehabilita-
tion and habilitation programs for persons with disabilities due to musculoskeletal disorders in the Russian Federation. Genij ortopedii, no. 4, 2016, pp. 62-66. DOI: 10.18019/1028-4427. (In Russ.)
3. Luk'yanova I.E., Scientific substantiation of modern rehabilitation assistance to persons with disabilities: Doctor of medical science' thesis. Moscow, 2009, 50 p. (In Russ.)
4. Puzin S.N., SHevchenko S.B., Didelev A.V., et al., Modernization of the rehabilitation process of disabled people with providing technical means of rehabilitation. Vestnik Vserossijskogo obshchestva specialistov po mediko-social'nojehkspertize, reabilitaciiireabilitacionnojindustrii, no. 4, 2016, pp. 5-11. (In Russ.)
5. Puzin S.N., Memetov S.S., Shurgaya M.A. et al., Aspects of rehabilitation and habilitation of disabled persons in
modern times. Mediko-social'naya ehkspertizai reabilitaciya, vol. 19, no. 1, 2016, pp. 4-7. DOI: 10.18821/156095-37. (In Russ.)
6. Kuznecova I.I., Parpura I.B., Smushkina N.E. et al., Assessment of efficiency of providing disabled people of the
Sverdlovsk region with technical means of rehabilitation and prosthetic and orthopedic products on the basis of the carried-out questioning of disabled people. Mediko-social'naya ehkspertiza i reabilitaciya, vol. 19, no. 1, 2016, pp. 37-39. DOI: 10.18821/1560-9537. (In Russ.)
7. Bozhkov I.A., Bronnikov V.A., Sevast'yanov M.A., Provision of technical means of rehabilitation to invalids: mer-
its, drawbacks, ways of improvement. Social'noe ipensionnoepravo, no. 2, 2013, pp. 25-30. (In Russ.)
8. Bozhkov I.A., Dikaev S.U., Maksimov A.V. et al., Analysis of possibilities to improve the legal regulation of the technical means of rehabilitation of Federation to the International Convention on the rights of persons with disabilities disabled persons in connection with the signature and ratification by the Russian. Yuridicheskaya mysl', no. 1, 2013, pp. 59-64. (In Russ.)
9. Lysenko A., San'yal A., Development of the rehabilitation system of disabled people in market conditions: scien-
tific and methodological manual. Moscow: Izdatel'stvo «Papirus», 2009, 87p. (In Russ.)
10. Sevastianov M.A., Bozhkov I.A., Bronnikov V.A., The modern Russian model of providing the persons with disabilities the devices of rehabilitation and its prospects for improvement. Issledovaniya social'nojpolitiki, vol. 11, no. 2, 2013, pp. 273-283. (In Russ.)
11. Maksimov A.V., Modification of operating Standard and Legal Base as an Element of Modernization of the Mechanism of Providing Disabled People Technical Means of Rehabilitation in the Russian Federation. Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie, no. 9, 2013, pp. 140-151. (In Russ.)
12. Demina E.N., Technical means of rehabilitation. St. Petersburg.: Lambert Akademic Publishing, 2014, 70 p. (In Russ.)
СЕРВИС peus 2018 Tom 12 №2
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
www.philosoph.rj