А. В. Максимов
A. V. Maksimov
о ö
3
Внесение изменений в действующую нормативно-правовую
базу как элемент модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации в Российской Федерации
Modification of operating Standard and Legal Base as an Element of Modernization of the Mechanism of Providing Disabled People Technical Means of Rehabilitation in the Russian Federation
Maksimov Aleksey Vladimirovich
North-West Institute of Management branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Head of legal department PhD in philosophical sciences [email protected]
Максимов Алексей Владимирович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Начальник юридического отдела Кандидат философских наук [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
социальное обеспечение, инвалиды, технические средства реабилитации, реабилитационный сертификат, целевая социальная выплата
KEY WORDS
Social security, disabled people, technical means of rehabilitation, rehabilitation certificate, target social payment.
РЕФЕРАТ
Статья посвящена аспектам совершенствования действующего российского законодательства, регулирующего механизм обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также отдельных категорий лиц из числа ветеранов — протезами (кроме зубных протезов). Предлагается минимизировать существующие административные процедуры, заменить избыточные и крайне не эффективные административные механизмы государственного контроля рыночными механизмами.
Содержащиеся в статье конкретные предложения по оптимизации действующего законодательства для предлагаемого внедрения в практику реабилитационного сертификата и целевой социальной выплаты направлены на повышение доступности и качества предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации, избавление от излишних административных барьеров. На практике встает вопрос об использовании инноваций в процессе производства технических средств реабилитации и обеспечения ими инвалидов. Можно констатировать, что, в целом, все эти меры направлены на усиление социальной защищенности инвалидов.
ABSTRACT
The article is devoted to aspects of improvement of the existing Russian legislation adjusting the mechanism of providing disabled people with technical means of rehabilitation, and o also separate categories of persons from among veterans — artificial limbs (except dentures). It is offered to minimize existing administrative procedures, to replace superfluous and extremely not effective administrative mechanisms of the state control with market mechanisms.
Specific proposals containing in the article on optimization of the current legislation for offered introduction in practice of the rehabilitation certificate and target social payment are directed on increase of availability and the quality, technical means of rehabilitation provided to disabled people, disposal of excessive administrative barriers. In practice there is a question of use of innovations in the course of production of technical means of rehabilitation and providing disabled people with them. It is possible to note that as a whole, all these measures are directed on strengthening of social security of disabled people.
©
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны1. 25 октября 2012 г. для России вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 г. В целях приведения национального законодательства в соответствие с Конвенцией проводится работа по разработке и внедрению правовых норм, обеспечивающих реализацию прав инвалидов в различных сферах.
Одним из направлений социальной политики, проводимой в Российской Федерации, является реабилитация инвалидов (детей-инвалидов) и обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Правовая регламентация указанной деятельности имеет не только теоретическое, но и существенное практическое значение. Эффективное правовое регулирование в социальной сфере крайне необходимо, так как его отсутствие приводит к социальной нестабильности в обществе. В настоящее время государство гарантирует данным группам лиц за счет средств федерального бюджета получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных
1 Доступная среда: Государственная программа Российской Федерации на 2011— 2015 гг. / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р.
соответствующим федеральным пе-речнем2.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу, являются: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ряд подзаконных актов Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как отмечено в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», эффективность функционирования системы реабилитации инвалидов остается низкой, нормативные правовые акты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, как по горизонтали, так и по вертикали во взаимоотношениях организаций федерального и регионального подчинения. В результате остаются низкими уровень и качество предоставления инвалидам соответствующих государственных услуг. Правовые, организационные и финансовые механизмы обеспечения техническими средствами
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 4. Ст. 453. 2010. № 47. Ст. 6186.
з реабилитации нередко приводят к приобретению инвалидами изделий низко-0 го качества, которые нуждаются в ча-£ стом ремонте или замене, не учитывают ^ особые потребности инвалидов, огра-° ничивают их мобильность, не обеспечи-о вая эффективной реабилитации, при д этом способствуют неоправданному ро-ш сту бюджетных расходов на эти цели1. Мониторинг ситуации с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации указывает на устойчивую тенденцию нарастания претензий к качеству протезно-ортопедических изделий. В числе основных из них называются следующие претензии:
• непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия;
• отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов;
• длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации;
• недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида;
• низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное из-делие2.
1 Доступная среда: Государственная программа Российской Федерации на 2011— 2015 гг. / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р.
2 Анализ возможностей совершенствова-
ния правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов / Божков И. А., Дикаев С. У.,
Как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, гарантируется каждому социальное обеспечение в случае инвалидности. Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения3.
В настоящее время задача, на наш взгляд, состоит не просто в защите интересов и прав инвалидов, а в создании такой правовой модели, которая обеспечивала бы соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон — инвалидов, государственных органов, бизнеса.
Действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации представлена в схеме 1.
Анализ действующей конструкции правового регулирования вызван необходимостью ввести новые механизмы и методы регулирования сферы обеспечения инвалидов качественными техническими средствами реабилитации, в том числе введением принципа саморегулирования в указанной области и отмены существующих бюрократических барьеров, показавших свою неэффективность. Логичным шагом в этом направлении было бы введение в практику реабилитационного сертификата и целевой социальной выплаты.
Нам представляется, что необходимо освободить территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации от несвойственных им функций (как страховщика по двум видам обязательного социального страхования) и установить для инвалидов и
Максимов А. В., Севастьянов М. А. // Юридическая мысль. 2013. № 1 (75). С. 59-64.
3 Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 г. № 20-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. № 6-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 г. № 13-П.
о ©
Схема 1. Система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
отдельных категорий граждан из числа ветеранов право на получение напрямую реабилитационного сертификата, оформленного специалистами бюро медико-социальной экспертизы (имеющими специальное образование и необходимую квалификацию) и целевой социальной выплаты.
В этой связи следует наделить бюро медико-социальной экспертизы полномочиями по оформлению и выдаче указанным категориям лиц реабилитационных сертификатов. Порядок их оформления, выдачи, определения размера и финансирования, а также порядок выпуска, выдачи и погашения реабилитационных сертификатов правильнее будет возложить на Правительство Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Кроме того, необходимо закрепить соответствующие полномочия по организации и контролю по перечислению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов за счет средств
субсидий из федерального бюджета целевой социальной выплаты, перечисляемой на социальную карту, за уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит использовать эти карты на всей территории Российской Федерации.
Предлагаемая модернизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты представлена в схеме 2.
В части совершенствования законодательства и в целом модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации можно предложить следующие меры. 1. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании реабилитационных сертификатов или за счет средств целевой социальной выплаты в порядке, определяемом Правительством Российской
о ©
о
ш
ш
О
и перечисление целевой социальной выплаты
Схема 2. Модернизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации
Федерации. Порядок предоставления технических средств реабилитации застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Фондом социального страхования Российской Федерации.
2. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов (за исключением застрахованных лиц вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Финансирование расходных обязательств по обеспечению застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций на осуществле-
ние уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты и порядок представления отчетов об осуществлении уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Обеспечение инвалидов лечебно-тренировочным протезом при первичном протезировании предлагается осуществлять при наличии заключения врачебной комиссии медицинского учреждения на основании реабилитационного сертификата.
6. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее — заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
7. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется на всей территории Российской Федерации путем предъявления инвалидом (ветераном) или его законным представителем реабилитационного сертификата на получение технического средства реабилитации (изделия) в организации, обеспечивающие техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющиеся членами саморегулируемой организации. Указанные организации обязаны иметь необходимое оборудование для работы с пластиковой социальной картой.
8. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены (нормативные сроки пользования) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования осуществляется организациями, обеспечивающими техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющимися членами саморегулируемой организации. Стоимость такого ремонта входит в стоимость реабилитационного сертификата и дополнительной оплате не подлежит.
9. Досрочная замена технического средства реабилитации (изделия)в пери-
од его нормативного срока пользо- з вания в случае возникновения форс- сь мажорных обстоятельств (стихийное ^ бедствие, хищение и т. д.), подтверж- £ даемых документально, а также из- ^ менений антропометрических пара- ° метров инвалида или течения его о болезни, подтверждаемых заключе- ^ нием федерального государственного ш учреждения медико-социальной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном для их получения. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия), пришедшего в негодность в результате нарушений инвалидом (ветераном) требований инструкции производителя или иного небрежного обращения, осуществляется за счет собственных средств инвалида (ветерана). 10. Замена технического средства реабилитации (изделия) осуществляется по истечении установленного нормативного срока пользования по решению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида (ветерана) на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления. Замена технических средств реабилитации(изделий)осуществля-ется в порядке, установленном для их получения.
Предлагаемые новые способы обеспечения инвалидов существующими видами технических средств реабилитации представлены в табл. 1.
Реабилитационный сертификат
1. Реабилитационный сертификат является именным документом, подтверждающим право инвалида (ребенка-инвалида) на обеспечение отдельными видами технических средств реабилитации.
2. Форма реабилитационного сертификата, правила его оформления и по-
Таблица 1
Виды технических средств реабилитации и способы их обеспечения
№ п/п Виды технических средств реабилитации Способы обеспечения техническими средствами реабилитации
1 Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) Обеспечение осуществляется инвалидом (законным представителем ребенка-инвалида) самостоятельно за счет средств целевой социальной выплаты
2 Абсорбирующее белье, подгузники
3 Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни
4 Противопролежневые матрацы и подушки
5 Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами
6 Телефонные устройства с текстовым выходом
7 Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом
8 Сигнализаторы звука световые и вибрационные
9 Ортопедическая обувь
10 Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения
11 Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления
12 Специальная одежда
13 Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов
14 Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные Обеспечение осуществляется инвалидом (законным представителем ребенка-инвалида) на основании реабилитационного сертификата
15 Кресла-стулья с санитарным оснащением
16 Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы
17 Голосообразующие аппараты
18 Собаки-проводники с комплектом снаряжения
рядок обеспечения бланками реабилитационных сертификатов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, их учета и хранения утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Изготовление бланков реабилитационных сертификатов обеспечивает Министерство труда и социальной защиты РФ.
3. Бланки реабилитационных сертификатов направляются предприятием-изготовителем в федеральное государственное бюджетное учреждение «Фе-
деральное бюро медико-социальной экспертизы» (далее — Федеральное бюро медико-социальной экспертизы) в соответствии с заявкой Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, формируемой на основании отчетов-заявок на получение бланков реабилитационных сертификатов, передаваемых главными бюро медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы на соответствующий квартал года.
4. Реабилитационный сертификат состоит из двух частей:
• первая часть — корешок реабилитационного сертификата, предназначенный для подтверждения выдачи реабилитационного сертификата;
• вторая часть — реабилитационный сертификат, предназначенный для предъявления в организации, предоставляющие инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и являющиеся членами саморегулируемой организации, и последующей его оплаты указанным организациям уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Реабилитационные сертификаты являются документами строгой отчетности. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны вести строгий количественный учет реабилитационных сертификатов. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет контроль за организацией учета и хранения бланков реабилитационных сертификатов в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.
6. Срок действия реабилитационного сертификата устанавливается в один год со дня его выдачи и указывается в самом сертификате. Действие реабилитационного сертификата прекращается по истечении установленного срока действия, а также с момента смерти инвалида (ребенка-инвалида).
7. Реабилитационный сертификат, корешок реабилитационного сертификата одновременно заполняются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при предъявлении инвалидом паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации, в установлен-
ных случаях — заключения врачебной з комиссии медицинского учреждения, сь или при предъявлении ветераном па- ^ спорта и заключения об обеспечении £ протезом, протезно-ортопедическими ^ изделиями, выдаваемыми врачебными ° комиссиями медицинских учреждений, о оказывающих лечебно-профилактиче- ^ скую помощь ветеранам. ш
8. При рассмотрении заявления о выдаче реабилитационного сертификата федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах. Указанные запросы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы подлежат рассмотрению соответствующими органами в 14-дневный срок с даты их поступления.
Реабилитационный сертификат выдается:
• инвалиду — федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства одновременно с выдачей индивидуальной программы реабилитации инвалида;
• ветерану — федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства по заявлению его либо лица, представляющего в установленном порядке его интересы.
При последующих обращениях в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы реабилитационный сертификат выдается по заявлению инвалида либо лица, представляющего в установленном порядке его интересы.
Стоимость реабилитационных сертификатов на предоставление конкретного вида технического средства реабилитации (изделия) указывается в самом реабилитационном сертификате и определяется Министерством труда и социальной защиты Российской
з Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Фе-0 дерации.
£ Перечисление средств из федераль-^ ного бюджета в бюджет субъекта Россий-° ской Федерации, а также перечисление о средств в размере суммы, указанной в д реабилитационном сертификате уполно-ш моченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, путем перечисления денежных средств на расчетный счет организациям, обеспечивающим техническими средствами реабилитации на основании реабилитационного сертификата, производится в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.
Заявление на получение реабилитационного сертификата может подаваться инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим в установленном порядке его интересы непосредственно в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида (ветерана) или через многофункциональный центр.
Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы рассматривает заявление в 10-дневный срок с даты его поступления и высылает (выдает) инвалиду (ветерану) реабилитационный сертификат.
Целевая социальная выплата
1. Назначение указанной выплаты производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
2. Целевая социальная выплата направляется на финансирование предоставления инвалиду отдельных видов технических средств реабилитации. Целевая социальная выплата выплачивается в размере и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Средства указанной в настоящей статье выплаты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
4. Перечисление инвалиду целевой социальной выплаты осуществляется на пластиковую социальную карту.
5. Средства целевой социальной выплаты, причитающиеся инвалиду и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.
6. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Перевод денежных средств при предоставлении специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), абсорбирующего белья, подгузников осуществляется равными долями поквартально. Все неизрасходованные по состоянию на последний день текущего квартала денежные средства отзываются. Перевод денежных средств на следующий квартал производится не позднее, чем за 5 календарных дней до окончания текущего квартала. При первичном обращении заявителя в текущем квартале размер целевой социальной выплаты рассчитывается исходя из количества календарных дней, оставшихся до конца квартала со дня обращения. Перевод денежных средств при предоставлении иных технических средств реабилитации (протезно-ортопедических изделий), предо-
ставляемых за счет средств целевой социальной выплаты, осуществляется в соответствии с нормативными сроками пользования или в случае их досрочной замены. Средства на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета субъекту Российской Федерации и направляются на:
• оплату стоимости реабилитационного сертификата организациям, предоставляющим инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и являющимся членами саморегулируемой организации;
• оплату инвалидам стоимости технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезно-ортопедических изделий, приобретаемых за счет средств целевой социальной выплаты;
• оплату проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую предъявляется реабилитационный сертификат, и обратно, а также лица, сопровождающего инвалида (ветерана);
• оплату расходов на проживание инвалида (ветерана), сопровождающего лица в случае изготовления технических средств реабилитации, протезов (кроме зубных протезов) в амбулаторных условиях.
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Субвен-
ции зачисляются в установленном для з исполнения федерального бюджета по- сь рядке на счета бюджетов субъектов Рос- ^ сийской Федерации, открытые в органах £ федерального казначейства. ^
Целевая социальная выплата назна- ° чается решением уполномоченного ис- о полнительного органа государственной ^ власти субъекта Российской Федерации ш по месту жительства инвалида (ветерана) в размере нормативов финансирования на основании представленного заявления на перечисление целевой социальной выплаты на социальную карту. Перечисление целевой социальной выплаты инвалиду (ветерану) осуществляется путем перечисления средств на пластиковую социальную карту заявителя (обеспечение карты оформляется в виде отзывного аккредитива).
Организации, предоставляющие инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и (или) за счет средств целевой социальной выплаты и являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны иметь на пунктах обслуживания необходимое банковское оборудование и терминал для самостоятельного оформления документов, подтверждающих получение технических средств реабилитации (изделий).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации — на реализацию мер по финансированию предоставления инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из чис-
з ла ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических из-0 делий на основании реабилитационных £ сертификатов и (или) за счет средств ^ целевой социальной выплаты. ° Уполномоченный исполнительный ор-о ган государственной власти субъекта д Российской Федерации перечисляет ор-ш ганизациям, предоставляющим инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и являющимся членами саморегулируемой организации, средства на оплату стоимости реабилитационного сертификата при предъявлении этими организациями оригинала реабилитационного сертификата.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сводит полученные от субъектов Российской Федерации бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на финансирование расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты, выделенных на соответствующий квартал. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежемесячно направляет субъектам Российской Федерации средства на обеспечение финансовых расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты.
Субъекты Российской Федерации представляют Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации сведения о количестве инвалидов,
которым предоставлены технические средства реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и за счет средств целевой социальной выплаты, о количестве отдельных категорий граждан из числа ветеранов, которым предоставлены протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационных сертификатов и за счет средств целевой социальной выплаты за предыдущий месяц.
Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.
Думается, что предлагаемая правовая конструкция расширит возможности распорядиться средствами наиболее эффективным и рациональным способом с учетом интересов указанной группы населения.
Внедрение новых методов обеспечения техническими средствами реабилитации путем реализации предлагаемых правовых норм связано с повышением качества социальной защиты рассматриваемой группы населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, предоставления инвалидам социальных услуг на всей территории Российской Федерации.
В результате предлагаемых изменений законодательства устанавливаются об-
щие принципы содействия инвалидам в наиболее полном осуществлении своих прав, в том числе в свободе делать собственный выбор, вовлеченности в принятие решений относительно программы реабилитации, которая их прямо касается, приводит к усилению принципа адресности реабилитации, повышению ее эффективности, созданию необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг для рассматриваемой группы населения Российской Федерации. Переход на новую систему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации потребует изменения, признания утратившими силу или принятия действующих актов федерального законодательства.
Представляется, что внесение предложенных выше поправок в действующее
российское законодательство в целях з совершенствования правовых, органи- ^ зационных и финансовых механизмов § обеспечения инвалидов техническими £ средствами реабилитации повысит эф- ^ фективность расходования средств фе- ° дерального бюджета, ликвидирует ад- о министративные барьеры, обеспечит ^ равенство инвалидов и отдельных кате- ш горий граждан из числа ветеранов на О получение мер социальной поддержки, гарантированных государством.
Предлагаемые и рассмотренные в настоящей статье правовые новации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации служат источником для научного осмысления путей дальнейшей оптимизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации.