DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-29-38 УДК 376
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Илья Рубэнович МЯСНИКОВ1-1, Елена Михайловна СТАРОБИНА2), Людмила Алексеевна КАРАСАЕВА3)
1)1 ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга»
194356, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Озерная, 92 E-mail: [email protected]
2) ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 195067, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, 50 E-mail: [email protected] 3) ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 194044, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 11/12
E-mail: [email protected]
Аннотация. Описаны основные компоненты, образующие доступную образовательную среду для инвалидов. На основании анализа нормативной правовой базы образования, социальной защиты и системы реабилитации инвалидов, а также теоретических, процессуальных и медико-экспертных основ инвалидности дана характеристика взаимосвязанных элементов доступности в системе профессионального образования инвалидов. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные акты, регулирующие обеспечение доступного образования и трудоустройства для инвалидов. Выявлено, что профессиональное образование инвалидов является одновременно составной частью системы профессиональной реабилитации инвалидов. Сделан акцент на том, что независимый образ жизни инвалидов должен обеспечиваться через доступность физического, социального, экономического и культурного окружения. Обозначена важность реабилитационного компонента доступной образовательной среды для инвалидов. Данный компонент включает в себя оказание помощи инвалиду в освоении им профессиональных образовательных программ, решение сопутствующих обучению проблем, формирование профессиональной, социальной и психологической зрелости инвалида. Отмечено значение технических средств реабилитации и архитектурно-планировочного аспекта в создании доступной образовательной среды для инвалидов. Учет всех необходимых компонентов позволит создать систему доступного и качественного профессионального образования для инвалидов.
Ключевые слова: образование; инвалиды; доступная среда; реабилитационный; трудоустройство
ВВЕДЕНИЕ
После ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (далее Конвенция) в государстве и обществе начались более активные законодательные и организационные преобразования, направленные на обеспечение инвалидам доступности услуг в реабилитации, образовании, тру-доустройстве1.
Для лиц, имеющих ограничения в здоровье, инвалидность определяется на основании положений приказа Минтруда РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н, объективно под-
1 Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/disability.shtml (дата обращения: 17.03.2018).
тверждающих нарушения функций организма от умеренной до значительной степени выраженности, обусловливающие ограничения жизнедеятельности (далее ОЖД) в самообслуживании, самостоятельном передвижении, ориентации, общении, контроле над своим поведением, обучении, трудовой дея-тельности2.
Внедряемая в России международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее
2 О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н. Доступ из СПС Гарант.
© Мясников И.Р., Старобина Е.М., Карасаева Л.А., 2018
29
МКФ), образование и занятость относит к главным сферам жизни, поэтому и современная политика государства направлена на обеспечение полноценного общего и профессионального образования инвалидов с целью дальнейшего включения их в трудовую деятельность3.
Общеизвестно, что основными характеристиками качества предоставления услуг является их доступность, своевременность и полнота предоставления в соответствии с кругом потребностей гражданина. Для инвалидов с разной степенью выраженности нарушений функций организма, имеющих положительный образовательный и профессионально-трудовой потенциал, вопросы доступности образовательных услуг в системе профессионального образования имеют первостепенное значение. Реализуемая в настоящее время государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 гг. направлена на обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству .
Существующая необходимость разработки системного подхода при создании доступного качественного профессионального образования инвалидам для построения дальнейшей профессиональной карьеры обусловила цель данного исследования.
Цель работы - структурный анализ компонентов доступной образовательной среды в системе профессионального образования инвалидов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использован метод контент-анализа основных законодательных актов, определяющих стратегические направления и действия при организации доступной обра-
3 Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Утверждена 22.05.2001 54-й сессией ассамблеи ВОЗ (резолюция WHA 54.21). URL: http://apps.who.int/ iris/bitstream/handle/10665/85930/9241545445_rus.pdf?se -quence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.03.2018).
4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011— 2020 годы: постановление Правительства РФ от
01.12.2015 № 1297. Доступ из СПС Гарант.
зовательной среды для инвалидов: Федеральных законов РФ, распоряжений Правительства РФ, приказов Минтруда России и Минобрнауки России в сфере образования, занятости и реабилитации инвалидов.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Систематизация принципов и обоснование подходов в построении доступной образовательной среды предопределяют раскрытие содержания данного термина. В наиболее общем понимании «образовательная среда» имеет два значения: а) комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности; б) совокупность социальных, экономических, культурных и иных обстоятельств, в которых совершается учебная деятельность [1]5.
Термин «доступная» среда содержательно определяется в законодательных актах Российской Федерации. Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой. Конвенция ООН о правах инвалидов дает широкую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «...важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами».
«Доступная образовательная среда» для инвалидов (ДОСИ) представляет систему взаимоувязанных компонентов реабилитаци-онно-образовательной направленности, обеспечивающих беспрепятственное получение инвалидами образования, включая нормативную правовую, теоретическую, медико-экспертную, реабилитационную, архитектурно-планировочную, процессуальную составляющие и технические средства реабилитации (рис. 1).
5 Образовательная среда. URL: https://pedagogical_ dictionary. academic .ru/2178/Образовательная_среда/ (дата обращения: 11.03.2018).
Рис. 1. Совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих доступную образовательную среду для инвалидов
Известно, что в основе организации любой системы лежит нормативное правовое обеспечение ее деятельности. Законодательные нормы международного, федерального и регионального уровней составляют нормативный правовой компонент в модели ДОСИ. Именно статья 9 «Доступность», статья 20 «Индивидуальная мобильность», статья 21 «Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации», статья 27 «Труд и занятость» и другие статьи Конвенции определяют международную стратегию в организации доступности для инвалидов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе образовании и занятости.
Положения статьи 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации», статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур» Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» раскрывают организацию доступности информации, объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур. Статья 19 «Образование инвалидов» определяет условия доступности общего и профессионального образования для инвалидов6.
Нормативный компонент организации ДОСИ в сфере образования основывается на закрепленных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормах и стандартах образования в РФ: федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), федеральных государственных
6 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Доступ из СПС Гарант.
требованиях (ФГТ)7. Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» определяет специальные условия, обеспечивающие доступность получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из норм главы 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» данного закона в соответствии с ФГТ, профессиональное образование для инвалидов должно быть вариативным по содержанию образовательных программ соответствующего уровня образования и сложности и направленности с учетом образовательных потребностей инвалидов. Инвалидам обеспечивается качественное профессиональное образование на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ. Результаты освоения программ профессионального образования соотносятся с соответствующими профессиональными стандартами (при их наличии) или в ФГОС включаются специальные требования. ФГОС профессионального образования разрабатываются по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования.
С целью обеспечения качества и доступности профессионального образования для инвалидов могут быть применены разные формы освоения учебной программы: очная, очно-заочная, форма семейного образования, форма самообразования.
Среди основных строительных норм и правил можно выделить Свод правил: СП 59.13330, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с изменениями на 10 февраля 2017 г.; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» и др.
Таким образом, законы, стандарты профессионального образования в РФ и стандарты организации доступности для инвалидов
7 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Доступ из СПС Гарант.
услуг и объектов в совокупности составляют нормативный правовой компонент ДОСИ.
Теоретический компонент ДОСИ учитывает особенности профессионального образования инвалидов. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «профессиональное образование -вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере». Особенность профессионального образования инвалидов (ПОИ) заключается в том, что оно является одновременно составной частью системы профессиональной реабилитации инвалидов (статья 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и включает две составляющие: базовую (нормативная база, совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и образовательных учреждений) и специальную, вариативную, которая имеет специфические атрибуты, связанные с медико-социальными характеристиками инвалидов, их потребностями, организационно-правовыми и региональными особенностями и т. д. [2; 3]. В период получения инвалидами профессионального образования должны быть решены вопросы профессиональной ориентации, трудовой подготовки и содействия в трудовом устройстве. В отличие от других студенту-инвалиду сложнее адаптироваться в социально-психологических и профессионально-производственных условиях, поэтому результаты трудоустройства напрямую зависят от качества профессиональной подготовки и уровня социальной адаптированности.
При формировании ДОСИ должны учитываться как международные принципы, провозглашенные в Конвенции, так и организационно-методические принципы реабилитации инвалидов.
В статье 26 «Абилитация и реабилитация» Конвенции акцентировано, что должны быть организованы комплексные реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере занятости и образования, таким образом, чтобы эти услуги и программы позволяли удовлетворить существующие образова-
тельные и социальные потребности инвалидов. Основными принципами Конвенции, призывающей к поощрению, защите и обеспечению полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также к поощрению уважения присущего им достоинства, являются: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Независимый образ жизни и всестороннее участие во всех аспектах жизни должны обеспечиваться через доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи, а также включать выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, и распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы. При этом имеется в виду обеспечение не только физической доступности объектов, но и предоставление различных видов услуг помощников и посредников, развитие других надлежащих форм оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающих им доступ к информации. Основными принципами выступают принцип универсального дизайна с учетом особых потребностей инвалидов. Универсальный дизайн предполагает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
ДОСИ должна учитывать также требования организационно-методических принципов профессионального образования: принцип равных возможностей; принцип доступ-
ности системы профессионального образования для всех, в том числе для лиц, имеющих разную тяжесть инвалидности; принцип многообразия с вариативностью и разнообразием программ и условий профессиональной подготовки; принцип открытости с организацией межведомственного взаимодействия учреждений реабилитации, образования, занятости, спорта, культуры; принцип целостности, определяющий организацию единого образовательного пространства (учреждений, кадров, технологий); принцип регионализации (подготовка инвалидов по широкому спектру специальностей и уровней, востребованных в регионе) [3]. Перечисленные принципы взаимосвязаны друг с другом и дополняют теоретическую основу ДОСИ.
Реабилитационный компонент ДОСИ обеспечивает оказание помощи инвалиду в освоении им профессиональных образовательных программ, в решении сопутствующих обучению проблем, формирование его профессиональной, социальной и психологической зрелости. Реабилитационная направленность при организации ДОСИ отражена в положениях статьи 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где изложено, что «...профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов».
Реабилитационный компонент профессионального образования инвалидов предполагает адаптацию образовательных программ, учебно-методической литературы, создание в профессиональной образовательной организации отдельного структурного подразделения, основной целью деятельности которого является обеспечение специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В задачи такого структурного подразделения входят проф-ориентационная работа с инвалидами, комплексное сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социально-культурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистан-
ционного обучения инвалидов, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здо-ровьесбережения включает организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение8.
Медико-экспертная составляющая ДОСИ определяется тем, что гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА). Поэтому индивидуальный подход в формировании ДОСИ должен базироваться на рекомендациях ИПРА. При проведении МСЭ инвалиду устанавливаются категории и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, что позволяет определять рамки доступности и разрабатывать мероприятия по их расширению путем компенсации ограничений жизнедеятельности .
В 2017 г. в ИПРА введен новый раздел «Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров», препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, включая образование. Поскольку исполнителем ИПРА по профессиональному образованию являются органы исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования, то на них возложена обязанность по созданию условий для доступности образовательных услуг с целью удовлетворения потребности инвалида в образовании. Органы исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования
8 Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса: письмо Минобрнау-ки РФ от 18.03.2014 № 06-281. Доступ из СПС Кон-сультантПлюс.
9 Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 № 486н. Доступ из СПС Гарант.
и образовательные организации обязаны предоставлять информацию об исполнении мероприятий в федеральные учреждения МСЭ. В статье 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяется ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к услугам и объектам социальной инфраструктуры.
Технические средства реабилитации как компонент ДОСИ. В разделе ИПРА «Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абили-тации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации» специалистами МСЭ прописываются все необходимые технические средства реабилитации (ТСР), предоставляемые инвалиду бесплатно. К ТСР относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. ТСР для инвалидов включают специальные средства для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты), специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь, специальные средства для передвижения (кресла-коляски). В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем за счет средств федерального бюджета10. К сожалению, федеральный перечень не в полной мере обеспечивает компенсацию ОЖД, необходимых для обучения инвалидов11. ТСР при наруше-
10 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Доступ из СПС Гарант.
11 Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду: утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. (с изм. на 18.11.2017). Доступ из СПС Гарант.
ниях опорно-двигательного аппарата - это трости опорные и тактильные, костыли, опоры, кресла-коляски с ручным приводом (активного типа), с электроприводом, малогабаритные, приспособления для предметов; при нарушениях зрения: специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения, собаки-проводники с комплектом снаряжения, брайлев-ский дисплей, программное обеспечение экранного доступа; при нарушениях слуха: сигнализаторы звука световые и вибрационные, слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, телефонные устройства с текстовым выходом, голосообразующие аппараты и т. д.
В 2018 г. Минтрудом России утверждена новая классификация технических средств реабилитации инвалидов12, в которую включен ряд ТСР для обеспечения выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами, имеющими «бессрочные» ИПРА.
Архитектурно-планировочный аспект
ДОСИ. Включение инвалидов всех категорий и тяжести инвалидности в образовательный процесс осуществляется в образовательных организациях с различной степенью архитектурно-планировочной доступности. Поэтому организация ДОСИ требует обеспечения внутриучрежденческой доступности в соответствии с действующими ГОСТами и нормативами. Приказ Минобрнауки России (по согласованию с Минтрудом России) «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере об-разования13. Условия доступности объектов включают:
12 Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н. Доступ из СПС Гарант.
13 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, включают требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения, в том числе доступность прилегающей к профессиональной образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека, наличие специальных мест в аудиториях профессиональной образовательной организации для инвалидов, оборудованных санитарно-гигиенических помещений для инвалидов, системой сигнализации и оповещения для инвалидов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для инвалидов
при этом необходимой помощи: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309. Доступ из СПС Гарант.
должно включать: звукоусиливающую аппаратуру, мультимедийные средства и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха; компьютерную технику, использующую систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения; компьютерную технику со специальным программным обеспечением, адаптированную для лиц с ограниченными возможностями здоровья, альтернативные устройства ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Процессуальный компонент ДОСИ обеспечивает единство реабилитационной и образовательной составляющей посредством применения специальных технологий для формирования ДОСИ - реабилитационно-образовательных, которые реализуются с учетом индивидуального реабилитационно-образовательного маршрута, разработанного с учетом ИПРА.
В реализации процессуального компонента ДОСИ важное место занимает кадровое обеспечение. Комплексность образовательного процесса и реабилитационного сопровождения обусловливает необходимость введения в штат профессиональных образовательных организаций должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения их обучения, а также при необходимости должностей сурдопеда-
гога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения. Необходима дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами обобщены и представлены основные компоненты, играющие приоритетные роли в организации ДОСИ. Учет необходимости и единства всех компонентов позволит организовать систему доступного и качественного профессионального образования инвалидов.
Список литературы
1. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 545-548.
2. Старобина Е.М.Реабилитационно-обра-зовательная среда как средство обеспечения доступности профессионального образования инвалидов // Развитие профессиональной компетентности специалистов в области реабилитации и образования инвалидов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ГБУПРЦ, 2012. С. 24-26.
3. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. М.: Интеллект-Центр, 2003. 162 с.
Поступила в редакцию 14.07.2018 г. Отрецензирована 15.08.2018 г. Принята в печать 17.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Мясников Илья Рубэнович, аспирант. Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Старобина Елена Михайловна, доктор педагогических наук, руководитель отдела профессиональной и психологической реабилитации и абилитации. Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Карасаева Людмила Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Мясников И.Р., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Мясников И.Р., Старобина Е.М., Карасаева Л.А. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 29-38. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-176-29-38.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-29-38
AN INTEGRATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF ACCESSIBLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES
Ilya Rubenovich MYASNIKOV1), Elena Mikhaylovna STAROBINA2), Lyudmila Alekseevna KARASAEVA3)
1 Institute of Special Pedagogy and Psychology named after Raoul Wallenberg 92 Bolshaya Ozernaya St., St. Petersburg 194356, Russian Federation E-mail: [email protected] 2) Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled named after G.A. Albrecht of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation 50 Bestuzhevskaya St., St. Petersburg 195067, Russian Federation E-mail: [email protected] 3) St. Petersburg Postgraduate Institute of Medical Experts of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation 11/12 Bolshoy Sampsoniyevskiy Ave., St. Petersburg 194044, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. We describe the main components that form an accessible educational environment for people with disabilities. Based on the analysis of the regulatory legal framework of education, social protection and rehabilitation of people with disabilities, as well as theoretical, procedural and medical-expert bases of disability, the characteristics of the interrelated elements of accessibility in the system of vocational education of people with disabilities is given. The main legal acts of the Russian Federation, as well as international acts regulating the provision of accessible education and employment for the disabled are considered. We reveal that vocational education of people with disabilities is at the same time an integral part of the system of vocational rehabilitation of disabled people. We also emphasize that the independent way of life of people with disabilities should be ensured through the accessibility of the physical, social, economic and cultural environment. The importance of the rehabilitation component of the accessible educational environment for the people with disabilities is highlighted. This component includes the provision of assistance to the disabled person in the development of professional educational programs, the solution of related learning problems, formation of professional, social and psychological maturity of the disabled person. The importance of technical means of rehabilitation and architectural and planning aspects in creating an accessible educational environment for the disabled is noted. Taking into account all the necessary components will allow to create a system of affordable and quality vocational education for people with disabilities.
Keywords: education; people with disabilities; accessible environment; rehabilitation; employment
References
1. Shcherbakova T.N. K voprosu o strukture obrazovatel'noy sredy uchebnykh uchrezhdeniy [On the issue of educational environment structure of educational institutions]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2012, no. 5, pp. 545-548. (In Russian).
2. Starobina E.M. Reabilitatsionno-obrazovatel'naya sreda kak sredstvo obespecheniya dostupnosti professional'nogo obrazovaniya invalidov [Rehabilitation and educational environment as a means for provision accessible vocational education for people with disabilities]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razvitie professional'noy kompetentnosti spetsialistov v oblasti reabilitatsii i obrazovaniya invalidov» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Specialists' Vocational Competence Development in the Sphere of Rehabilitation and Education of People with Disabilities"]. St. Petersburg, State Budgetary Institution Professional and Rehabilitation Center Publ., 2012, pp. 24-26. (In Russian).
3. Starobina E.M. Professional'noe obrazovanie invalidov [Vocational Education of People with Disabilities]. Moscow, Intellekt-Tsentr Publ., 2003, 162 p. (In Russian).
Received 14 July 2018 Reviewed 15 August 2018 Accepted for press 17 September 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Myasnikov Ilya Rubenovich, Post-Graduate Student. Institute of Special Pedagogy and Psychology named after Raoul Wallenberg, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Starobina Elena Mikhaylovna, Doctor of Pedagogy, Head of the Vocational and Psychological Rehabilitation and Inclusion Department. Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled named after G.A. Albrecht of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Karasaeva Lyudmila Alekseevna, Doctor of Medicine, Professor, Head of Healthcare Organization, Medical and Social Expertise and Rehabilitation Department. St. Petersburg Postgraduate Institute of Medical Experts of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected] For correspondence: Myasnikov I.R., e-mail: [email protected]
For citation
Myasnikov I.R., Starobina E.M., Karasaeva L.A. Kompleksniy podkhod v organizatsii dostupnoy obrazovatel'noy sredy dlya invalidov [An integrated approach to the organization of accessible educational environment for people with disabilities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 29-38. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-29-38. (In Russian, Abstr. in Engl.).