Формирование и развитие у педагогов общеобразовательной организации информационно-управленческой культуры
Сведения об авторах
Ведерникова Людмила Сергеевна - заместитель директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Кыштым
Каримова Наталья Григорьевна - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Кыштым
Information about authors Vedernikova L.S. - Deputy Director for Academic Work of Municipal Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
Karimova N.G. - Director of Municipal Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
УДК 37.018.46
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Е.В. Еремина, О.О. Ташкинова
В статье представлен опыт работы школы по организации работы в региональной информационной системе «Аттестация педагогических работников», который заложен в основу содержания программы стажировки «Содержательные аспекты технического и технологического сопровождения проведения процедуры аттестации педагогических работников».
Ключевые слова: информационная система «Аттестация педагогических работников», программа стажировки, аттестация педагогических работников, управление кадровым потенциалом, совершенствование процедуры аттестации педагогических работников.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют долгосрочные цели развития системы общего образования и повышают требования к уровню профессиональной педагогической деятельности.
Проблема совершенствования профессиональных компетентностей педагогических работников, необходимых для эффективного выполнения ими профессионально-
педагогических трудовых функций в настоящее время приобрела особую актуальность в условиях реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и введения профессиональных стандартов педагогических работников [1].
Профессиональные стандарты предназначены для установления единых требований к содержанию и качеству образовательной деятельности, являются сложным регулятором большого числа вопросов педагогической деятельности, одним из которых является аттестация педагогических работников, так как она играет значительную роль в развитии кадрового потенциала образовательной организации [3].
Одним из механизмов совершенствования процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Челябинской области на квалификационную категорию является региональная информационная система «Аттестация педагогических работников» (далее - ИС АПР).
Назначение ИС АПР заключается в накоплении, хранении, обработке и получении сведений о педагогических работниках, в том числе заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационной категории; программно-техническом сопровождении
процедуры аттестации педагогических работников, включая деятельность аттестационной комиссии и специалистов, привлеченных для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических
работников; формировании аналитической и статистической информации по результатам, для последующего принятия управленческих решений [2].
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Карабаша (далее - МКОУ СОШ №1) с 2017 по 2020 год являлась региональной инновационной площадкой (далее -РИП), которая работала над темой «Управление кадровым потенциалом на основе совершенствования процедуры аттестации педагогических работников». С 2020 года школа является опорной площадкой Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) по проблеме: «Процедура аттестации педагогических работников как средство повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов общеобразовательной организации».
Имея достаточный опыт работы в ИС АПР, командой МКОУ СОШ № 1 - опорной площадки была разработана программа стажировки: «Содержательные аспекты технического и технологического сопровождения проведения процедуры аттестации педагогических работников» (далее -программа) в рамках реализации дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов».
Программа стажировки была разработана с целью совершенствования у педагогических и руководящих работников информационно-управленческой культуры, с использованием потенциала ИС «Аттестация педагогических работников». Содержание программы знакомит слушателей с действующими нормативно-правовыми основами аттестации педагогических работников, а также формирует и совершенствует практические навыки работы в ИС АПР.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка
проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Порядок), оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка, а значит - объективная информация о результатах профессиональной деятельности педагога должна быть получена из компетентных и официальных источников. Получение информации о результатах профессиональной деятельности педагогов должно быть предусмотрено при формировании в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования [4, 5].
В рамках работы РИП и опорной площадки, командой МКОУ СОШ № 1 были разработаны и внедрены в практику локальные нормативные акты, позволяющие регламентировать деятельность педагогических и руководящих работников в ИС АПР, апробированы и отработаны механизмы работы с функциональными модулями ИС АПР в части: сопровождения процедуры проведения аттестации, проведения мониторинга контингента педагогических работников, формирования базы данных о профессиональной деятельности педагогических работников, получение объективной и достоверной информации о кадровых условиях реализации образовательных программ для принятия эффективных управленческих решений. Вследствии чего была актуализирована задача по разработке диагностического инструментария, который может использоваться для получения и систематизации сведений о профессиональной деятельности педагогического работника.
Программа стажировки представлена двумя взаимосвязанными разделами:
«Содержательные аспекты технического и технологического сопровождения проведения процедуры аттестации педагогических работников», содержание которого информирует о современных подходах к проведению процедуры аттестации, определяет место процедуры аттестации педагогических работников во внутренней системе оценки качества образования, раскрыва-
Организация работы школы в информационной системе «Аттестация педагогических работников»
ет содержание управления информационными системами и обеспечение информационной безопасности в образовательных организациях.
Изучение раздела «Прикладные аспекты технического и технологического обеспечения проведения процедуры аттестации педагогических работников», даёт возможность освоить практические вопросы по эксплуатации функциональных модулей ИС АПР, а также практическое решение вопросов управления информационной безопасностью в образовательной организации.
Тьюторами опорной площадки - педагогами МКОУ СОШ № 1 ведутся практические занятия со слушателями по темам программы стажировки «Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации как инструмент информационного обеспечения аттестации педагогических работников», «Потенциал информационных систем в оценке результативности работы педагога», «Аспекты защиты информации в образовательной организации при проведении аттестации педагогических работников».
При реализации тем программы стажировки тьюторы применяют интерактивные методы обучения, такие как: проектировочный семинар, семинар-практикум, коучинг и др., а также используют методические материалы, в качестве которых выступают локальные нормативные акты МКОУ СОШ № 1: Положение о ВСОКО, Модель ВСОКО, циклограмма; Регламент применения информационных систем для оценки результативности работы педагога; Положение об информационной политике; Положение о сайте; Положение о защите персональных данных; Регламент работы в ИС АПР; циклограмма выполнения работы в ИС АПР и др.
В перспективе планируется внедрение в практику работы опорной площадки и в содержании программы стажировки регламента работы в модуле «Обработка статистической информации, подготовка отчетов», отработка использование модуля «Мониторинг контингента педагогических работников» в управлении персоналом, регламентирование использования информационных систем для оценки результативности работ ы педагога в образовательной организации.
Команда опорной площадки готова транслировать опыт по техническим и технологическим вопросам обеспечения проведения процедуры аттестации с использованием ИС АПР.
Список литературы
1. Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов: доп. профессиональная программа (программа повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций / под ред. А. А. Барабаса - Челябинск : РЦОКИО, 2019 -146 с.
2. Информационная система процедуры аттестации педагогических работников: инструкции пользователей / авт.-сост.: О. А. Ильясова, Р. Ф. Аристова, О. О. Ташкинова - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 62 с.
3. Концепция обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов/ М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Т. А. Данельченко, А. Г. Обоскалов
- Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 111 с.
4. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по формированию и реализации внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности педагогов, претендующих на первую и высшую квалификационные категории / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Т. А. Данельченко. - Челябинск : РЦОКИО, 2018.
- 71 с.
5. Методические рекомендации по разработке инструментария оценки результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогов и по подготовке экспертных заключений по итогам аттестации (для экспертов, участвующих в аттестации педагогических работников) / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Т. А. Данельченко. - Челябинск : РЦОКИО, 2018.
- 64 с.
References
1. Attestatsiya pedagogicheskih rabotnikov kak mekhanizm sovershenstvovaniya ih professional'noj kompetentnosti v usloviyah vvedeniya professional'nyh standartov: dop. professional'naya programma (programma povysheniya kvalifikatsii dlya pedagogicheskih rabotnikov obrazovatel'nyh organizatsij / pod red. A. A. Barabasa - CHelyabinsk : RTSOKIO, 2019 - 146 s.
2. Informatsionnaya sistema protsedury attestatsii pedagogicheskih rabotnikov: instruktsii pol'zovatelej / avt.-sost.: O. A. Il'yasova, R. F. Aristova, O. O. Tashkinova - CHelyabinsk : RTSOKIO, 2019. - 62 s.
3. Kontseptsiya obnovleniya soderzhaniya protsedury attestatsii pedagogicheskih rabotnikov v tselyah ustanovleniya kvalifikatsionnoj kategorii v usloviyah primeneniya professional'nyh standartov/ M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov, T. A. Danel'chenko, A. G. Oboskalov - CHelyabinsk : RTSOKIO, 2017. - 111 s.
4. Metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizatsij po formirovaniyu i realizatsii vnutrennej sistemy otsenki kachestva obrazovaniya, obespechivayushchej nepreryvnyj monitoring urovnya professional'noj deyatel'nosti pedagogov, pretenduyushchih na pervuyu i vysshuyu kvalifikatsionnye kategorii / M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov, T. A. Danel'chenko. -
CHelyabinsk : RTSOKIO, 2018. - 71 s.
5. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke instrumentariya otsenki rezul'tatov professional'noj deyatel'nosti attestuemyh pedagogov i po podgotovke ekspertnyh zaklyuchenij po itogam attestatsii (dlya ekspertov, uchastvuyushchih v attestatsii pedagogicheskih rabotnikov) / M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov, T. A. Danel'chenko. -CHelyabinsk : RTSOKIO, 2018. - 64 s.
Сведения об авторах
Еремина Елена Владимировна - директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Карабаш
Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Yeremina E.V. - Director of Municipal State Education Institution «Secondary school № 1», Chelyabinsk region, Karabash
Tashkinova O.O. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk