obrazovaniya / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]. - Moskva : Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» - 2019. - 343 s. - ISBN 978-5-75981990-5
4. Uvarov, A. YU. Na puti k tsifrovoj transformatsii shkoly / A. YU. Uvarov. - Moskva : Obrazovanie i Informatika. - 2018. - 120 s. - ISBN 978-5-906721-12-9. 3
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 17.12.2010 №1897 (red. ot 11.12.2020) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
_1 1 0255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445c f314/ (data obrashcheniya: 15.09.2021).
Сведения об авторе
Сальникова Елена Александровна - директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.В. Курчатова», Челябинская обл., г. Сим
Information about author
Salnikova E.A. - Director of Municipal State Educational Institution «Secondary School № 1 named in honor of I.V. Kurchatov», Chelyabinsk region, Sim
УДК 371.12
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.С. Ведерникова, Н.Г. Каримова
Представлены подходы к формированию у мационно-коммуникационной инфраструктуры
педагогов информационно-управленческой региональной системы образования, одним из
культуры, рассмотрен механизм осуществления компонентов которой является информационно-
методической работы в школе с целью развития и управленческая культура педагога [3, 4]. Ее
совершенствования цифровых компетенций формирование и развитие у педагогов общеобра-
педагогических работников. зовательной организации является одной из
В статье сделан акцент на практическую ключевых задач, стоящих перед методической
значимость системной работы по формированию службой школы, осуществляющей свою деятель-
информационно-управленческой культуры ность в условиях цифровой образовательной
педагога на уровне общеобразовательной орга- среды [5].
низации. Описание подходов к выполнению этой
основной задачи - предмет рассмотрения данной
Ключевые слова: информационно- статьи.
управленческая культура, непрерывное педагоги- Учитывая, что для формирования и развития
ческое образование, цифровые компетенции информационно-управленческой культуры
педагога, педагогический опыт. педагогических работников школы в условиях
цифровой образовательной среды на этапе
Достижение качества образования, соотве- цифровой трансформации образования необхо-
тствующего современным требованиям, в димо совершенствовать различные группы
системе образования Челябинской области компетентностей (правовая, психолого-
невозможно без участия всех заинтересованных педагогическая, коммуникативная и методичес-
сторон, но прежде всего, представителей профес- кая), особое место среди которых отводится
сионального педагогического сообщества, ИКТ-компетентности, мы выстроили определен-
осуществляющих свою деятельность в условиях ную систему работы с коллективом [1, 6]. В
функционирования и развития целостной инфор- основе этой работы лежит реализация идеи
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 73
непрерывного педагогического образования как мобильного, гибкого инструмента профессионального развития педагога, направленного на оперативное и динамичное совершенствование цифровой компетентности и необходимых цифровых навыков каждого педагога в условиях стремительного развития цифровых технологий [2].
Система работы с педагогическим коллективом включает определенные компоненты: формирование и развитие цифровых компетенций педагога; представление педагогического опыта. Охарактеризуем каждый из них.
Формирование и развитие цифровых компетенций педагога. Работа в данном направлении осуществляется на основе анализа анкеты, разработанной специалистами аналитического центра НАФИ, о готовности педагогов к применению цифровых технологий в образовательном процессе и их цифровой грамотности, и заполненной педагогами школы [9]. Цифровые компетенции сгруппированы по шести блокам: профессиональные обязанности; цифровые ресурсы, их отбор создание и адаптация цифровых ресурсов, управление, защита и обмен ими; преподавание, руководство учебным процессом, совместное обучение; оценка обучающихся; расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе: обеспечение всех обучающихся доступом к цифровым устройствам, дифференциация и персонализация, вовлечение учащихся в активную деятельность; развитие цифровой грамотности обучающихся.
Результаты, полученные в ходе изучения анкет, и определения уровня цифровой грамотности педагогов, позволяют увидеть не только успешность каждого педагога, но и выявить его профессиональные затруднения. Так, например, в ходе проведенного исследования выяснилось, что педагогическому коллективу школы необходимо дополнительное развитие таких ИКТ-компетенций как обучение возможностям цифрового общения с обучающимися и коллегами, развитие навыков обмена и создания материалов с учителями в облачных системах, углубление знаний о способах защиты информации, оценка достоверности информации и выявление
ложной или предвзятой информации, творческое использования цифровых технологий для решения учебных задач и использование цифровых инструментов для оценки и отслеживания прогресса обучающихся и необходимости их дополнительной поддержки.
Данный анализ становится основой формирования и формулирования образовательного запроса педагогических работников.
Учитывая уровень готовности коллег к применению цифровых технологий в образовательном процессе, их предпочтения и потенциальные возможности, а также ресурсы школы, разрабатывается траектория развития как педагогического коллектива, так и каждого педагога. Первоосновой всей деятельности в данном направлении становится методическая тема школы. Именно она определяет содержание обучения педагогического коллектива на рабочем месте и вне его.
Школьная модель обучения педагогического коллектива вне рабочего места включает внешнее обучение. Традиционно, это курсы повышения квалификации на базе государственных организаций дополнительного профессионального образования. К формам внутреннего обучения можно отнести педагогические советы, методические семинары, фестиваль открытых уроков, мастер-классы и так далее, а также самообразование, реализуемое каждым педагогическим работником в рамках своей темы самообразования через такие виды деятельности, как работа с методической, педагогической, предметной литературой, посещение семинаров, конференций, занятий коллег, участие в инновационной деятельности образовательной организации.
Следствием обучения на рабочем месте и вне его, а также итогом самообразования являются общешкольные и индивидуальные педагогические проекты. Работа над проектом и в проекте -это уникальный опыт, который складывается из находок педагогов, интересных открытий, творческих решений. Порой это выстраивается в целую систему работы учителя.
Представление опыта своей работы является важной составляющей деятельности любого педагога. Накопление опыта, практика его
применения в образовательной деятельности напрямую должно быть связано, на наш взгляд, с его обобщением. Речь идет о том, что учитель воспринимает опыт как результат анализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности, обобщение опыта представляет собой авторскую систему работы, направленную на преодоление определенных трудностей и продуктивное решение проблем обучения и воспитания, совершенствование педагогической практики [7]. Именно трансляция результатов работы коллектива в целом и каждого его сотрудника в отдельности, тоже есть компонент системы методической работы школы. При этом, мы считаем, что одним из существенных условий распространения опыта учителей, должно быть педагогическое общение не только на уровне школы, но и на муниципальном, региональном уровнях, а также с использованием возможностей сети Интернет.
В качестве примера, иллюстрирующего практическую реализацию системы работы с педагогическим коллективом по формированию информационно-управленческой культуры педагога, представим материалы работы школы в 2020-2021 учебном году.
Итак, в 2020-2021 учебном году коллектив МОУ «СОШ № 1» г. Кыштыма работал над методической темой «Цифровые учебно-методические материалы и цифровое оценивание».
Формой внешнего обучения стали курсы повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РЦОКИО по программе: «Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды», в рамках которых 100% педагогических и руководящих работников школы изучили нормативные, методологические, психолого-педагогические, содержательные аспекты работы учителя в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Внутреннее обучение было организовано через такую форму методической работы как «Школа профессионального мастерства». В течение трех недель учителя всех школьных методических объединений принимали участие в
педагогическом совете «Цифровая трансформация образования: понятие, основные направления, условия осуществления и перспективы», в методическом семинаре «Цифровые учебно-методические материалы и цифровое оценивание» и смотре педагогических идей «Развитие цифровой инфраструктуры образовательной организации (практики из опыта работы)».
Следует обратить внимание, что в рамках смотра педагогических идей учителя представили общешкольные и индивидуальные педагогические проекты. Было реализовано два общешкольных проекта «Технология организации и проведения онлайн-проектов воспитательной направленности» и «Технологии организации и проведения цифрового оценивания в работе учителя».
Творческие способности, искусство нестандартно мыслить, воображение, исследовательский подход к решению педагогических задач, были продемонстрированы в ходе презентации педагогами своих индивидуальных педагогических проектов: «Сервисы и инструменты для оценивания устных опросов», «Сервисы и инструменты для оценивания проектной деятельности обучающихся», «Средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся», «Виртуальные лаборатории по математике», «Популярные сервисы для изучения английского языка с нуля», «Цифровое пианино на уроках музыки как образовательный ресурс».
Эффективной, на наш взгляд, коммуникативной площадкой по трансляции идей в области применения цифровых учебно-методических материалов, организации и проведения цифрового оценивания стал Единый муниципальный методический день, в рамках которого 20% педагогических работников нашей школы представили свой опыт работы коллегам из других образовательных организаций Кыштым-ского городского округа.
Накопленный коллективом опыт стал содержательной основой разработанной командой педагогических работников МОУ «СОШ № 1» г. Кыштыма программы стажировки «Содержательные и прикладные аспекты формирования информационно-управленческой культуры
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
75
педагога в условиях цифровой образовательной среды» (программа повышения квалификации «Формирование информационно-
управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды», реализуемая ГБУ ДПО РЦОКИО) [8].
Тематика занятий раскрывает нормативно-правовые основания формирования информационно-управленческой культуры педагога в условиях цифровой образовательной среды, методологические основы и организационно-управленческие механизмы осуществления данного процесса. Слушателям предлагается материал о цифровом портфолио учителя, об организации проектной деятельности обучающихся посредством модуля «Сетевой Город. Образование» ГИС «Образование в Челябинской области», о соблюдении педагогом кибергигиены при организации образовательной деятельности и о технологиях работы с электронными текстами на учебных занятиях.
Учителями школы были разработаны методические материалы (технологические карты, презентации, практические работы, опросники), которые тоже стали частью программы стажировки.
Итоги работы творческой группы по проблеме применения педагогами образовательных платформ и сервисов для организации и ведения внеурочной деятельности были представлены коллегам области в апреле 2021 года в рамках их обучения по программе повышения квалификации «Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды», реализуемой ГБУ ДПО РЦОКИО.
Еще одним способом обобщения, распространения и трансляции своего профессионального опыта в условиях цифровой образовательной среды являются сетевые сообщества педагогов, которые помогают педагогам в удобное время посредством Интернета общаться со своими коллегами и единомышленниками из разных регионов. Сегодня педагоги школы являются участниками таких интерактивных педагогичес-
ких сообществ, как «ПЕДСОВЕТ», «ЗАВУЧ.ИНФО», «ПроШколу.ру», «Образовательная социальная сеть nsportal.ru», «Сетевые сообщества учителей» (сайт Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования).
Таким образом, показатели развития информационно-управленческой культуры педагога, методическая тема школы, обучение педагогического коллектива на рабочем месте и вне его, разработка и реализация общешкольных и индивидуальных педагогических проектов, участие в них, авторская работа учителя, трансляция опыта работы коллектива в целом и каждого его сотрудника в отдельности позволяют создать в школе условия, направленные не только на формирование информационно-управленческой культуры педагога, но и на всестороннее развитие его компетентности и профессионального мастерства, а также на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, в конечном же счете, на улучшение качества и эффективности образовательной деятельности учащихся.
Список литературы
1. Карагозов, С. Д. На пути к модели цифровой школы / С. Д. Карагозов, А. Ю. Уваров, Н. И. Рыжова // Информатика и образование. -2018. - № 7. - С.4-15.
2. Колыхматов, В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод. пособие / В. И. Колых-матов. - Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 135 с.
3. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. - Челябинск: РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5-906934-42-0
4. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. N° 03/3669). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
5. Обеспечение реализации модели компетенций в области информационной политики в
системе образования Челябинской области: (Chelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -
модельные решения: сборник инструктивно- Chelyabinsk: RCOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 978-5-
методических материалов [В 2-х ч.]. Ч.1 I 906934-42-0
А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и 4. Koncepciya informacionnoj politiki v sisteme
др.]. - Челябинск: PЦOKИO, 2021. - 154 с. - ISBN obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti (Prikaz
978-5-906934-48-2 (ч.1) Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj
6. Уваров, А. Ю. Hа пути к цифровой транс- oblasti ot 18.12.2018 g. № 03I3669). - URL: формации школы I А. Ю. Уваров. - Москва : https:IIrcokio.ruIfilesIuploadIoibIconcept.pdf (data Oбразование и Информатика, 2018. - 120 с. - obrashcheniya: 11.11.2021).
ISBN 978-5-906721-12-9 5. Obespechenie realizacii modeli kompetencij v
7. Федоров, И. В. Методические рекоменда- oblasti informacionnoj politiki v sisteme ции по выявлению, обобщению и распростране- obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti: model'nye нию эффективного педагогического опыта Текст: resheniya: sbornik instruktivno-metodicheskih электронный I И. В. Федоров, O. В. Сурикова. - materialov [V 2-h ch.]. Ch.1 I A. A. Barabas, Минск: АПД 2018. - 69 с. - - 1 электрон. опт. Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovyh [i dr.]. -диск (CD-ROM). -Системные требования: IBM- Chelyabinsk: RCOKIO, 2021. - 154 s. - ISBN 978-5-совместимый компьютер, OЗУ 512 МБ, CD- 906934-48-2 (ch.1)
ROM, экран 1024X768, Windows XPIVista/7I8, 6. Uvarov, A. Yu. Na puti k cifrovoj transformacii
Adobe Reader. - ISBN 978-985-495-463-9 shkoly I A. Yu. Uvarov. - Moskva : Obrazovanie i
8. Формирование информационно- Informatika, 2018. - 120 s. - ISBN 978-5-906721-управленческой культуры педагога образователь- 12-9
ной организации в условиях цифровой образова- 7. Fedorov, I. V. Metodicheskie rekomendacii po
тельной среды: дополнительная профессиональ- vyyavleniyu, obobshcheniyu i rasprostraneniyu
ная программа (программа повышения квалифи- effektivnogo pedagogicheskogo opyta Tekst:
кации) для педагогических работников общеоб- elektronnyj I I. V. Fedorov, O. V. Surikova. - Minsk:
разовательных организаций I под ред. APO , 201 8. - 69 s. — 1 elektron. opt. disk (CD-
А. А. Барабаса - Челябинск: PЦOKИO, 2020. - ROM). -Sistemnye trebovaniya: IBM-sovmestimyj
72 с. komp'yuter, OZU 512 MB, CD-ROM, ekran
9. Цифровая грамотность российских педаго- 1024H768, Windows XPIVistaI7I8, Adobe Reader. -гов. Готовность к использованию цифровых ISBN 978-985-495-463-9
технологий в учебном процессе: результаты 8. Formirovanie informacionno-upravlencheskoj
социологического исследования аналитического kul'tury pedagoga obrazovatel'noj organizacii v
центра HАФИ I Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Байму- usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy:
ратова, O. А. Зайцева [и др.]; аналитический dopolnitel'naya professional'naya programma
центр ^КАФК - Москва: Издательство ^ИАФИ, (programma povysheniya kvalifikacii) dlya
2019. - 84 с. - ISBN 978-5-9909956-5-9 pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatel'nyh
organizacij I pod red. A. A. Barabasa - Chelyabinsk:
References RCOKIO, 2020. - 72 s.
1. Karagozov, S. D. Na puti k modeli cifrovoj 9. Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. shkoly I S. D. Karagozov, A. Yu. Uvarov, N. I. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologij v Ryzhova II Informatika i obrazovanie. - 2018. - J№7. - uchebnom processe: rezul'taty sociologicheskogo S.4-15. issledovaniya analiticheskogo centra NAFI I
2. Kolyhmatov, V. I. Professional'noe razvitie T. A. Ajmaletdinov, L. R. Bajmuratova, pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya: O. A. Zajceva [i dr.]; analiticheskij centr NAFI. -ucheb-metod. posobie I V. I. Kolyhmatov. - Sankt- Moskva: Izdatel'stvo NAFI, 2019. - 84 s. - ISBN Peterburg: GAOU DPO «LOIRO», 2020. - 135 s. 978-5-9909956-5-9
3. Koncepciya (obnovlennaya) regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya
Шучно-методическое обеспечение оценки качества образования 77
Сведения об авторах
Ведерникова Людмила Сергеевна - заместитель директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Кыштым
Каримова Наталья Григорьевна - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Кыштым
Information about authors Vedernikova L.S. - Deputy Director for Academic Work of Municipal Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
Karimova N.G. - Director of Municipal Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
УДК 37.018.46
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Е.В. Еремина, О.О. Ташкинова
В статье представлен опыт работы школы по организации работы в региональной информационной системе «Аттестация педагогических работников», который заложен в основу содержания программы стажировки «Содержательные аспекты технического и технологического сопровождения проведения процедуры аттестации педагогических работников».
Ключевые слова: информационная система «Аттестация педагогических работников», программа стажировки, аттестация педагогических работников, управление кадровым потенциалом, совершенствование процедуры аттестации педагогических работников.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют долгосрочные цели развития системы общего образования и повышают требования к уровню профессиональной педагогической деятельности.
Проблема совершенствования профессиональных компетентностей педагогических работников, необходимых для эффективного выполнения ими профессионально-
педагогических трудовых функций в настоящее время приобрела особую актуальность в условиях реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и введения профессиональных стандартов педагогических работников [1].
Профессиональные стандарты предназначены для установления единых требований к содержанию и качеству образовательной деятельности, являются сложным регулятором большого числа вопросов педагогической деятельности, одним из которых является аттестация педагогических работников, так как она играет значительную роль в развитии кадрового потенциала образовательной организации [3].
Одним из механизмов совершенствования процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Челябинской области на квалификационную категорию является региональная информационная система «Аттестация педагогических работников» (далее - ИС АПР).
Назначение ИС АПР заключается в накоплении, хранении, обработке и получении сведений о педагогических работниках, в том числе заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационной категории; программно-техническом сопровождении
процедуры аттестации педагогических работников, включая деятельность аттестационной комиссии и специалистов, привлеченных для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических