A.B. Иванова*
Организация работы по предупреждению, раскрытию и расследованию терроризма
Говоря о деятельности по предупреждению терроризма, следует отметить, что в соответствии с п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел России, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, МВД России участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, обеспечению безопасности Российской Федерации.
Основной объем работы по предупреждению преступлений, связанных с проявлением терроризма, осуществляет милиция, которая проводит целый комплекс мер и мероприятий на разных уровнях, с помощью различных средств и методов. Одним из направлений этой борьбы является предупреждение террористических актов. Среди служб органов внутренних дел важная роль в предупреждении преступлений, связанных с терроризмом, отводится криминальной милиции, которая, используя присущие ей формы и методы оперативнорозыскной деятельности, имеет возможность получить важную информацию для разработки и принятия скоординированных с другими подразделениями профилактических мер воздействия. В частности, сотрудники уголовного розыска во взаимодействии с работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью осуществляют сбор, анализ и учет оперативной и иной информации о преступных группировках и лицах, склонных к совершению террористических актов, а также объектах с наибольшей степенью вероятности их уничтожения общеопасным способом.
Общеизвестно, что при подготовке к террористическому акту преступники приобретают оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства и иные предметы, необходимые для совершения террористического акта; ведут наблюдение за охраной объекта покушения, чтобы выбрать момент, наиболее удобный для совершения преступления. В этой связи крайне важно, чтобы на этой стадии приготовления к террористическому акту был принят комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий для задержания и привлечения, виновных к уголовной ответственности.
Кроме того, большое значение в предупреждении данных преступлений играют превентивные меры по исключению возможности совершения актов терроризма. Для этого, к примеру, используется комплекс оперативных и технических мероприятий на объектах воздушного транспорта, в первую очередь путем организации надлежащей системы досмотра пассажиров. В этой связи немалый вклад в предотвращение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористическими актами, вносят органы внутренних дел на транспорте.
Практика убедительно подтверждает правильность принимаемых МВД России управленческих решений по задействованию значительных сил и средств на наиболее приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности. Одним из таких направлений является борьба с терроризмом. Полагаем, что при правильной организации работы сотрудников при проведении широкомасштабной операции возможно оказать реальное противодействие терроризму.
Важное значение в борьбе с терроризмом имеет ее информационное обеспечение. В этой связи представляется необходимым решить вопрос о предоставлении возможности доступа оперативного состава органов внутренних дел к базе данных о лицах, представляющих оперативный интерес по делам о терроризме, которая имеется в ФСБ.
По нашему мнению, в настоящее время созрели объективные предпосылки для принятия законодательного решения о создании межведомственного единого банка данных:
- о членах организованных преступных группировок, в т.ч. созданных по этническому признаку;
- о лицах, склонных с созданию организованных преступных сообществ, совершению террористических актов, (в частности, имеющих навыки в изготовлении взрывных устройств,
* Кандидат юридических наук.
7 1
Ьв
гъ
съ
I
?
а
*
I
3
<\>
съ
*
iS
X
S
сь
•§
съ
S
3
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
а также доступ к ним, в т.ч. склонных к совершению преступлений с применением взрывных устройств).
Эти данные целесообразно использовать для осуществления совместных оперативнопрофилактических и розыскных мероприятий по пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению рассматриваемых правонарушений.
Определенные шаги в этом направлении (хотя и на межведомственном уровне) уже имеются. Так, МВД России, ФСБ, ФПС России подготовили и направили на места совместное Указание от 19 февраля 2000г. № 1/7349/6/5/-574 об организации обмена информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций, преступных групп и сообществ.
Данным Указанием в субъектах РФ в рамках работы образованных при них межведомственных оперативных штабов по координации мер по борьбе с терроризмом предусмотрено организовать обмен информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических и экстремистских организаций, преступных групп и сообществ, действующих на территории Российской Федерации. На основе анализа имеющейся информации предполагается планировать и проводить совместные конкретные мероприятия по нейтрализации данных преступных формирований.
Следует отметить, что в условиях Северо-Кавказского региона, в котором отмечается высокая миграция населения, сконцентрированы тысячи беженцев, на его территорию активно просачивается наемники-террористы из числа иностранцев. Большое значение для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых этой категорией граждан, имеют дактилоскопические учеты.
В то же время нельзя не отметить существующий пробел в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», в соответствии с которым указанные выше лица не подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, поскольку в п. «и» ст. 9 названного Закона говорится об иностранных гражданах и лицах без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поиска убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.
Поэтому предлагается внести в ст. 9 указанного выше Федерального закона дополнение об обязательной государственной дактилоскопической регистрации граждан при массовой их миграции, иностранных граждан и беженцев, находящихся на территории Российской Федерации в условиях угрозы безопасности и при чрезвычайных ситуациях.
В развитие указанного выше предложения мы не исключаем возможность создания в Северо-Кавказском регионе (в порядке эксперимента) универсальной локальной системы информации о населении, которая должна формироваться из базы данных налоговых, таможенное органов, пограничной, паспортно-визовой, миграционной служб, органов социального обеспечения, служб страховых компаний, органов здравоохранения, военкоматов, аэропортов и т.п.
Данная система в первую очередь должна выполнять в качестве главной функции обеспечение социального контроля за обстановкой, а вместе с тем розыска без вести пропавших граждан. Разумеется, такая система может быть успешно использована правоохранительными органами в раскрытии и расследовании преступлений. Аналогичные системы созданы и функционируют в ряде зарубежных стран, причем уже на межгосударственном уровне.
При раскрытии и расследовании терроризма возрастает роль и значение криминалистических учетов. В частности, оперативно-справочные учеты содержат информацию об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и другом вооружении, которая используется в целях обеспечения его розыска, установления принадлежности выявленного вооружения и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
В ГИЦ МВД России учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных «Оружие». Учету подлежит оружие, имеющее индивидуальный номер, присвоенный организацией-изготовителем или при регистрации его в подразделениях разрешительной системы, утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение: боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и
спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей; гранатометы; огнеметы; ствольные и реактивные артиллерийские системы; газовое оружие; боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер; приспособления специальные (например, НРС-2 - нож разведчика стреляющий и др.). По этому учету проводятся проверки практически по каждому третьему уголовному делу, из них в каждом четвертом случае — с положительным результатом.
Помимо проверки изъятого оружия по номерам по учетам региональных ИЦ и ГИЦ МВД России (по системе «Оружие»), следователь с учетом обстоятельств дела может направлять запросы в Национальное центральное бюро Интерпола в России (по оружию, боеприпасам, взрывным устройствам и взрывчатым веществам иностранного производства); в Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны РФ (по боевому ручному стрелковому огнестрельному оружию, гранатам, минам и инженерным боеприпасам), в подразделения 8-го Главного управления МВД России - по отечественному боевому стрелковому, охотничьему и газовому оружию, а также оружию, собранному из заводских деталей, не прошедших окончательных технологических операций (в случаях, когда есть основания полагать, что хищения совершены с заводов-изготовителей, а также для установления каналов поступления оружия в незаконный оборот); в региональные подразделения лицензионно-разрешительной работы ОВД - по огнестрельному гражданскому и охотничьему, а также газовому оружию для установления владельцев оружия и наличия лицензий, и в Государственное учреждение «Экспертнокриминалистический центр МВД России» - о применении взрывных устройств, аналогичных изъятым или обнаруженным.
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что далеко не каждое преступление можно раскрыть, проводя только следственные действия, без взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных служб. Особенно актуальна проблема такого взаимодействия при расследовании уголовных дел о терроризме с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств, поскольку преступники, опасаясь разоблачения, принимают соответствующие меры по противодействию расследованию.
Как свидетельствует практика, по делам рассматриваемой категории наиболее эффективной является такая организационная форма взаимодействия следователей с оперативными подразделениями, как следственно-оперативная группа (СОГ), деятельность которой регламентируется Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной приказом МВД России от 20 июня 1996 г. № 334.
Из существующих четырех видов СОГ - дежурной (формируется при дежурной части и обеспечивает немедленное реагирование на сообщение о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам»), целевой (создается для раскрытия и расследования конкретного преступления), специализированной (создается для раскрытия и расследования определенной категории преступлений) и совместной (бригада, в которую по согласованию могут включать сотрудников органов прокуратуры, ФСБ) - по делам о терроризме наиболее эффективным является третий вид, т.е. специализированные следственно-оперативные группы. Особенно часто такие СОГ создаются в регионах, где рассматриваемые преступления являются наиболее распространенными.
В состав данных СОГ включаются следователи, оперативные работники уголовного розыска, специализирующиеся на раскрытии и расследовании преступлений, связанных с терроризмом, участковые уполномоченные милиции, соответствующие специалисты и иные сотрудники.
В рамках взаимодействия большое значение имеет использование следователем оперативной информации, добытой оперативным сотрудником при проведении оперативнорозыскных мероприятий, направленных на установление причастных к терроризму лиц. Важно, чтобы сотрудник, получивший эту информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомил с нею следователя. Безусловно, следователь не должен ждать, пока ему предоставят такую информацию. Для обеспечения результативности работы при реализации материалов оперативно-розыскной деятельности ему следует проявлять инициативу в их изучении с соблюдением требований нормативных правовых актов.
Ьв
гъ
съ
1
?
а
*
I
§
<\>
съ
*
§
X
S
сь
•§
съ
S
3
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
Для того чтобы тактически грамотно реализовать эти материалы о готовящихся или совершенных террористических актах, а также лицах, их совершивших, следователь при получении такой информации совместно с оперативным сотрудником должен:
а) до возбуждения уголовного дела:
- тщательно ее проанализировать, оценить и решить вопрос о формах и способах ее проверки;
- по результатам анализа определить перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- обсудить перечень вопросов, подлежащих выяснению с использованием оперативнорозыскных методов и средств;
б) после возбуждения уголовного дела:
- составить согласованный план первоначальных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;
- обсудить результаты выполнения неотложных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, разработать дополнительный план названных действий и мероприятий;
- осуществлять обмен текущей информацией о результатах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Расследование рассматриваемых нами преступлений, тесно связано с оперативнорозыскной деятельностью. Формы взаимодействия следователя и оперативных служб могут быть как процессуальными, так и организационными, причем они так тесно связаны между собой, что иногда выступают в обеих ипостасях. Кратко и достаточно условно их можно распределить следующим образом:
- процессуальные формы - это поручения и указания следователя органам дознания о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; оказание следователям содействия в расследовании преступлений; уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер;
- организационные формы - это создание и деятельность следственно-оперативных групп; совместное и согласованное планирование; взаимная информация.
Следует отметить, что с учетом складывающейся оперативной обстановки с терроризмом в главных следственных управлениях, следственных управлениях (отделах) при МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также в следственных аппаратах крупных городов могут создаваться специализированные следственные подразделения по расследованию преступлений данной категории, а также может быть введена соответствующая специализация следователей и оперативных сотрудников.
Следует отметить, что многие сотрудники органов внутренних дел, привлекаемые к работе «по горячим следам» для раскрытия террористических актов, порой не знают, с чего начать, чем им конкретно заниматься при проведении неотложных следственно-оперативных мероприятий, не владеют тактикой и методикой их производства. Отсюда и конечный результат.
В этой связи полагаем целесообразным организовать более тесное сотрудничество между сотрудниками органов внутренних дел, ФСБ и прокуратуры, ввести в практику такую прогрессивную форму организации работы, как проведение в регионах совместных занятий со следователями, оперативными работниками названных правоохранительных органов по тактике и методике проведения неотложных следственно-оперативных мероприятий по раскрытию и расследованию террористических актов, связанных с применением взрывных устройств, и профилактике данных преступлений.
По нашему мнению, такие мероприятия будут способствовать повышению профессионализма сотрудников, осуществляющих деятельность по предупреждению, раскрытию и расследованию рассматриваемого вида преступлений.
Во-первых, установится более тесный и деловой контакт между сотрудниками названных ведомств;
во-вторых, после соответствующей подготовки в необходимых случаях их можно будет включать в состав совместных бригад и СОГ;
в-третьих, накопленный опыт они могут использовать в своей повседневной работе по иным делам, в т.ч. связанным с незаконным оборотом оружия и взрывных устройств.
Кроме того, целесообразно организовать регулярные (например, один раз в год) совместные тренировки (учебные игры) по отработке действий каждого привлеченного к работе на первоначальном этапе раскрытия преступления сотрудника.
Нельзя не упомянуть о проблемах, которые возникают в связи с введением в действие нового УПК РФ с 1 июля 2002 г. Дело в том, что ранее в соответствии с УПК РСФСР 1960 г. терроризм (ст. 205 УК РФ) был отнесен к исключительной подследственности следователей органов ФСБ России. Однако в соответствии с УПК РФ, расследование данных преступлений также должны осуществлять и следователи органов внутренних дел, которые не имеют достаточного опыта самостоятельного проведения в полном объеме предварительного следствия по делам данной категории, и следователи прокуратуры.
При этом возникает резонный вопрос: по каким критериям будет определяться орган, следователь которого должен выехать на осмотр конкретного места преступления, возбудить и расследовать уголовное дело о терроризме. Складывается такая ситуация, когда между сотрудниками ФСБ и МВД России могут возникнуть споры по поводу принятия к своему производству конкретного дела данной категории, поскольку диспозиция ст. 205 УК РФ содержит единую цель совершения такого преступления (нарушение общественной безопасности, устрашения населения и др.), которая расширительному толкованию не подлежит и не может служить основанием для определения подследственности. К тому же непосредственно после совершения взрыва или поджога нередко невозможно установить мотив совершения террористического акта.
В этой связи представляется целесообразным МВД, ФСБ и Генпрокуратуре России разработать и утвердить совместную инструкцию о порядке взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с терроризмом, в которой предусмотреть критерии для определения подследственности.
О.А. Картохина*
Особенности производства обыска жилища при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
При расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, одним из важных и обязательных следственных действий является обыск жилища.
Анализируя нормы уголовно-процессуального законодательства и существующие позиции ученых, можно сформулировать следующее определение обыска: это следственное действие, заключающееся в обследовании различных мест либо лиц, содержащее элементы принуждения, проводимое уполномоченным на то должностным лицом в целях отыскания, изъятия и фиксации предметов, документов или ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела, а равно в целях обнаружения разыскиваемых лиц или трупов.
Исходя из цели обыска, на наш взгляд, задачами данного следственного действия по данной категории уголовных дел являются:
1) отыскание и изъятие предметов, которые могут иметь значение вещественного доказательства:
- непосредственно:
а) наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров;
Ьв
ГЪ
СЪ
І
Я
*
£
*
I
<\>
съ
*
8
я
сь
•§
съ
Я
3
съ
съ
Я
І
* Заместитель начальника кафедры практической юриспруденции в области раскрытия и расследования преступлений Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, капитан милиции.