ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ КАЗНАЧЕЙСКИМИ ОРГАНАМИ
А. Ю. ФЕДОРОВА, Н. И. ДОРОЖКИНА, Р. Ю. ЧЕРКАШНЕВ
В данной статье основное внимание уделяется рассмотрению особенностей организации исполнения бюджета и процесса его кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства. Раскрыты основные принципы, лежащие в основе процесса исполнения бюджетов, особенности исполнения бюджета по доходам и расходам. Выделены возможные варианты кассового обслуживания, определенные порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также основные причины, определяющие данный выбор. Рассмотрены основные виды платежных документов, используемые в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов. Выявлены проблемы, возникающие в процессе кассового обслуживания исполнения областного бюджета. Дается оценка процессу кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальными органами Федерального казначейства в Тамбовской области. Раскрыта роль процесса кассового обслуживания исполнения областного бюджета в социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова: асимметрия, межбюджетные отношения, межбюджетное регулирование.
Исполнение бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти и местного самоуправления. Исполнение бюджета представляет собой довольно сложный процесс, в ходе которого происходит доведение установленных лимитов бюджетных обязательств до получателей, зачисление на единый счет полученных доходов, а также расходование средств на утвержденные цели в соответствующих объемах. Данный процесс начинается с момента утверждения закона или решения о бюджете и продолжается в течение всего финансового года.
Важнейшей процедурой после принятия закона (решения) о бюджете является составление сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом и доводится до главных распорядителей средств бюджета. На ее основе происходит распределение бюджетных ассигнований между ГРБС в соответствии с бюджетной классификацией.
Далее ГРБС составляют бюджетные росписи по получателям бюджетных средств, подведомственным им, по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации.
Через орган, исполняющий бюджет (орган Федерального казначейства), до ПБС доводятся лимиты бюджетных обязательств, т. е. максимальная сумма расходования бюджетных средств по конкретным кодам бюджетной классификации.
Законодательно установлены принципы исполнения бюджета. К ним относятся:
- принцип единства кассы, означающий, что все средства бюджета находятся на одном счете и все расходы осуществляются с этого же счета. Главным преимуществом данного принципа является повышение контроля за направлениями расходования бюджетных средств;
- принцип подведомственности расходов, означающий, что расходование бюджетных средств осуществляется бюджетополучателем в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств;
- принцип прозрачности, означающий, что операции исполнения бюджета осуществляются по конкретным кодам бюджетной классификации, а, следовательно, их можно контролировать и проверять [4].
Главная роль в процессе исполнения бюджета принадлежит Федеральному казначейству и его территориальным органам регионального уровня (Управлениям Федерального казначейства) и выражается в осуществлении следующих задач:
- учет поступлений и распределение их по уровням бюджетной системы РФ (исполнение доходной части бюджета);
- исполнение расходной части бюджета;
- кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ или местных бюджетов;
- составление отчетности по исполнению бюджета [2].
Особенностью исполнения бюджета по доходам является то, что налоговые и неналоговые доходы на единый счет поступают ежедневно, и некоторых случаях производится возврат излишне уплаченных сумм налогов, поэтому при исполнении доходной части бюджета необходим эффективный контроль со стороны органов Федерального казначейства.
Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что все расходы должны осуществляться в пределах доведенных до получателя лимитов бюджетных обязательств по каждой статье расхода и только в пределах фактического наличия средств на счете бюджета [2].
При исполнении бюджета основной его частью является кассовое обслуживание.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов согласно бюджетному кодексу РФ (БК РФ) имеет несколько обособленное положение в процессе исполнения бюджетов, полномочия по осуществлению которого возложены на Федеральное казначейство [1].
Под кассовым обслуживанием исполнения бюджета подразумевается учет и проведение операций по кассовым поступлениям средств в бюджет и кассовым выплатам их из бюджета на единых счетах Федерального казначейства. Единые счета Федерального казначейства могут быть открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации [1].
В ходе кассового обслуживания исполнения бюджетов финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами или иные участники бюджетного процесса осуществляют управление средствами на единых счетах бюджетов.
На основании платежных документов, представленных клиентами (участниками бюджетного процесса и неучастниками бюджетного процесса) в орган Федерального казначейства, в пределах фактического наличия свободного остатка лимитов бюджетных обязательств, учтенных на их лицевых счетах органом Федерального казначейства осуществляются кассовые выплаты из бюджета.
К участникам бюджетного процесса относятся:
- главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), т. е. орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом;
- распорядитель бюджетных средств (РБС) т. е. территориальный орган государственной вла-
сти, имеющий в своем подчинении казенные учреждения;
- получатель бюджетных средств (ПБС), в том числе и казенные учреждения;
- главный администратор доходов бюджета (ГАДБ);
- администратор доходов бюджета (АДБ);
- финансовый орган.
К неучастникам бюджетного процесса относят:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения [1].
Для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета используются коды бюджетной классификации Российской Федерации (перечень главных распорядителей, целевых статей и видов расходов регионального бюджета устанавливает соответствующий финансовый орган с учетом отдельных требований Минфина РФ).
Органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории в соответствии с регламентом о порядке обмена документами формы информации установлены порядком кассового обслуживания (приказ ФК № 8н) [3].
Пункт 2.2.1 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н, предусматривает следующие варианты кассового обслуживания:
1) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу - используют 28 субъектов РФ;
2) с открытием в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ лицевых счетов участникам бюджетного процесса уровня субъекта РФ - используют 36 субъектов РФ;
3) смешанный вариант кассового обслуживания - когда открыт лицевой счет бюджета финансовому органу и лицевые счета отдельным участникам бюджетного процесса, например, по
учету целевых межбюджетных трансфертов) -используют 19 субъектов РФ [3].
Выбор того или иного варианта кассового обслуживания зависит от множества причин, например, от количества участников бюджетного процесса, обслуживаемых органом Федерального
казначейства или от технических возможностей конкретного органа ФК по обслуживанию большого количества лицевых счетов.
Соотношение выбранных вариантов на региональном и местном уровне представлено на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ в 2012 г. (по состоянию на 1 января 2013 г.)
По состоянию на 1 января 2013 г. на территории субъектов РФ находятся 23133 муниципальных образования.
Количество муниципальных образований, администрациями которых выбран порядок кассового обслуживания исполнения местного бюджета (рис. 2):
- с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу - 8699 муниципальных образований;
- с открытием в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ лицевых счетов участникам бюджетного процесса уровня субъекта РФ - 10517 муниципальных образований;
- применяют смешанный вариант кассового обслуживания - 3914 муниципальных образований.
Органами Федерального казначейства проводится кассовое обслуживание исполнения:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов РФ;
- местных бюджетов.
С 1 сентября 2013 г. органами Федерального казначейства выполняется кассовое обслуживание бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальные фонды обязательного медицинского страхования) [6]. С 1 января 2014 г. планируется перевод на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионный фонд, Фонд соци-
ального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
При кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ информационный обмен между участниками бюджетного про-
цесса (клиентами) и органами Федерального казначейства ведется в электронном виде на основании заключенного между ними соглашения об обмене электронными документами.
^ с открытием лицевого счета бюджета
финансовому органу ы с открытием лицевых счетов в соответствии с Соглашением -1 с применением смешанного варианта кассового обслуживания
Рис. 2. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований в 2012 г. (по состоянию на 1 января 2013 г.)
Для осуществления кассовых выплат с ЕКС получатели средств бюджета (клиенты органов Федерального казначейства) представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы:
1. Заявку на кассовый расход (код формы 0531801).
2. Сокращенную заявку на кассовый расход (код формы 0531851).
Клиент может предоставлять в орган Федерального казначейства для оплаты своих обязательств сокращенную заявку на кассовый расход при соблюдении следующих условий:
- оплата денежного обязательства осуществляется по бюджетному обязательству в валюте РФ;
- оплата денежного обязательства осуществляется только по одному коду бюджетной классификации РФ;
- возникновение денежного обязательства подтверждается только одним документом-основанием.
3. Сводную заявку на кассовый расход (код формы 0531860) [3].
Сводная заявка используется при уплате налогов.
Она предоставляется клиентом в орган ФК при следующих условиях:
- если оплата денежного обязательства осуществляется по бюджетному обязательству в валюте РФ;
- если оплата денежного обязательства осуществляется по одному коду бюджетной классификации РФ, одному налогу (платежу) по всем обособленным (структурным) подразделениям клиента.
4. Заявку на получение наличных денег (код формы 0531802).
5. Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы 0531844).
6. Заявку на возврат (код формы 0531803).
Наиболее часто используется первый вид заявок - заявка на кассовый расход, так как она является универсальной и в ней могут быть указаны сразу несколько кодов бюджетной классификации в рамках одного бюджетного обязательства.
Федеральное казначейство либо орган Федерального казначейства (в зависимости от уровня) проверяет правильность формирования предоставленной клиентом заявки на наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом, а также их соответствие друг другу, реестровым записям Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
В рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов органы Федерального казначейства осуществляют открытие и ведение лицевых счетов участников бюджетного процесса (своих клиентов).
В дальнейшем, при получении заявок на кассовый расход от клиента, именно с этих лицевых счетов производится списание денежных средств, а также на них происходит зачисление денежных средств при их возврате.
В Тамбовской области кассовое обслуживание исполнения областного и местных бюджетов осуществляется УФК по Тамбовской области. При этом все функции по исполнению и кассовому обслуживанию бюджетов городов и районов переданы территориальным отделам УФК (бывшие Отделения Федерального казначейства, преобразованные в 2011 г. в рамках модернизации казначейской системы) [5].
Все отделы УФК прямым или косвенным образом связаны с проведением кассового обслуживания исполнения бюджета.
При проведении кассового обслуживания УФК по Тамбовской области выбрало вариант с заключением Соглашения с Администрацией Тамбовской области и открыло лицевые счета всем участникам бюджетного процесса. Исследование показывает, что данный вариант является наиболее трудоемким в связи с необходимостью ведения огромного количества лицевых счетов (в УФК для участников бюджетного процесса по областному бюджету в настоящее время открыто около тысячи счетов).
Кассовое обслуживание в УФК по Тамбовской области ведется в электронном виде. Клиен-
ты передают заявки и получают выписки с лицевых счетов через СЭД или СУФД, а УФК осуществляет свои функции через Автоматизированную систему Федерального казначейства (АСФК). То есть, обмен данными на бумажных носителях не используется, что может говорить о проблеме нерационального использования времени. Выписки с лицевого счета, доводимые до клиентов после проведения кассовых выплат, должны направляться клиенту в более короткие сроки. Этого можно достичь путем сокращения времени проведения некоторых других операций, так как деятельность УФК прежде всего должна быть направлена на благо его клиентов, а своевременное получение данных об остатках ЛБО на лицевом счете является для участника бюджетного процесса необходимостью.
Основной бюджетной отчетностью по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Тамбовской области выступают баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета и консолидированный отчет о поступлениях и выбытиях (в части областного бюджета).
По балансу по операциям кассового обслуживания важнейшими показателями выступают общая сумма обязательств и финансовый результат, влияющие на итог баланса, который значительно увеличился и в 2011, и в 2012 гг., а это означает, что оборот по операциям кассового обслуживания областного бюджета возрос.
Суммы поступлений от доходов областного бюджета в период 2011-2012 гг. консолидированного отчета о кассовых поступлениях и выбытиях выросли, причем в большей степени поступление доходов обеспечивается безвозмездными поступлениями. Выбытия на расходы также выросли, в особенности в части таких социально-значимых направлений, как национальная экономика, здравоохранение, образование, социальная политика, которые занимают наибольшие доли в сумме всех производимых расходов областным бюджетом. Необходимо отметить, что областной бюджет в 2011 и 2012 г. исполняется с профицитом, за счет которого финансируются ранее заимствованные источники финансирования дефицита.
Таким образом, можно отметить, что процесс кассового обслуживания исполнения бюджетов является центральным звеном в процессе исполнения бюджета, от результативности протекания которого зависит экономическое положение Тамбовской области, достигается соотношение поступлений и выбытий, что позволяет органам власти проводить эффективную экономическую и социальную политику, нацеленную на достиже-
ние всех запланированных государственных программ.
Литература
1. Бюджетный кодекс РФ. URL: www.info-law.ru
2. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 гг. URL: http://www.kremlin.ru
3. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н1. URL: http://base.garant.ru
4. Самойлова С. С., Гордон М. Б. Современные тенденции формирования межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов РФ // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.
5. Чернышова О. Н. Переход к программно-целевому принципу планирования бюджетных расходов в субъектах РФ: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 7.
6. Шепелев О. М., Сутягин В. Ю. Влияние иностранных инвестиций в российскую экономику // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.
* * *
ORGANIZATION OF PROCESS OF CASH SERVICE OF PERFORMANCE OF BUDGETS TREASURY BODIES
A. Yu. Fedorova, N. I. Dorozhkina, R. Yu. Cherkashnev
In this article the main attention is paid to consideration of features of the organization of budget performance and process of cash service of budget performance by territorial bodies of Federal Treasury. The basic principles which are cornerstone of process of performance of budgets, features of budget performance according to the income and expenses are opened. The possible options of cash service determined by order of cash service of performance of the federal budget, budgets of subjects of the Russian Federation and local budgets, and also the main reasons defining this choice are allocated. The main types of payment documents used in the course of cash service of performance of budgets are considered. The problems arising in the course of cash service of performance of the regional budget are revealed. The assessment is given to process of cash service of performance of budgets by territorial bodies of Federal Treasury in the Tambov region. The role of process of cash service of performance of the regional budget in social and economic development of the region is opened.
Key words: asymmetry, interbudgetary relations, interbudgetary regulation.