УДК 658.7
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЕМКИ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДАХ
© О.С. Прокофьева1, С.Л. Чикалина2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Организация работ по приемке продукции на склад — первый этап технологического процесса переработки поступивших товаров. Создано и проанализировано описание алгоритма этого важного этапа; представлены нормативно-правовые акты, регулирующие приемку продукции на складе, и определено соответствие им разработанного алгоритма. Ил. 1. Библиограф. 5 назв.
Ключевые слова: складской технологический процесс; организация приемки продукции; алгоритм проведения приемки продукции; нормативно-правовые акты.
GOODS ACCEPTANCE PROCEDURE ORGANIZATION IN WAREHOUSES O.S. Prokofieva, S.L. Chikalina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Organization of works on goods acceptance on storage is the first stage of the technological process of commodity processing. The authors develop and analyze the description of the algorithm of goods acceptance on storage, present normative legal acts regulating goods acceptance on storage and determine the conformity of the developed algorithm to the named regulatory acts. 1 figure. 5 sources.
Key words: warehouse technological process; organization of goods acceptance; algorithm of goods acceptance on storage; normative legal acts.
Принципиальная схема (перечень операций и последовательность их выполнения) складского технологического процесса характерна для большинства складов торговых и производственных компаний, а также складов логистических и транспортных операторов, за исключением объектов, использующих технологию кросс-докинга [5].
Типовой складской технологический процесс включает в себя следующий перечень операций, выполняемых в представленной последовательности:
• подготовка склада к приемке продукции;
• приемка продукции по количеству и качеству;
• разгрузка транспортных средств;
• идентификация поступившей продукции;
• размещение продукции на хранение;
• хранение продукции и внутренние перемещения;
• комплектация заказа;
• упаковка и маркировка заказа;
• отгрузка продукции.
Одна из основных операций, находящаяся в самом начале технологического процесса, - приемка продукции. Приемка продукции - это установление фактического количества, качества и комплектности товаров, а также определение отклонений и вызвав-
ших их причин. Процедура приемки является одним из ключевых элементов складского технологического процесса. От того, насколько эффективно она будет проведена, зависит выполнение других операций технологического цикла, а также потенциальные финансовые потери компании.
По результатам исследования организации приемки продукции, проведенного Центром логистического мониторинга [3] на складах 25 торговых и производственных компаний, были получены следующие результаты: на 60% складов допускались ошибки в приемке продукции по количеству (весу), которые приводили к отсутствию более 5% товаров, на 25% складов допускались ошибки, приводившие к 3%-ной недостаче и на 15% складов были допущены ошибки, приводившие менее чем к 2%-ной недостаче. На 70% складов низкая организация и технология приемки приводила к тому, что предприятия принимали на хранение и реализацию более 7% товарных позиций, которые не соответствовали товарной номенклатуре, определенной в договоре поставки, что в дальнейшем приводило к пересортировке. На большинстве складов (свыше 60%) осуществлялась приемка бракованной продукции (как с несоответствующими потребительскими свойствами, так и с нарушенной оригинальной
1Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89086460247, e-mail: [email protected]
Prokofieva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89086460247, e-mail: [email protected]
2Чикалина Светлана Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89027654741, e-mail: [email protected]
Chikalina Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89027654741, e-mail: [email protected]
упаковкой производителя), составляющей от 2 до 7% общего объема единовременной поставки.
Причинами данных результатов являются:
• отсутствие операций по подготовке склада к приемке продукции;
• неэффективная технология приемки продукции или ее отсутствие;
• отсутствие регламента (стандартов) проведения приемки продукции и порядка работы с контрагентами;
• передача управления и исполнения процесса приемки контроля входящего потока неквалифицированному операционному персоналу;
• отсутствие регулирования или недостаточное регулирование процедуры приемки продукции и порядка предъявления претензий в договорных отношениях сторон;
• отсутствие детального регулирования процедуры приемки продукции в гражданском законодательстве РФ.
Для решения проблем и задач, описанных выше, авторами предлагается создание и выполнение, по крайней мере, трех условий:
1. Выделение квалифицированного персонала для участия в приемке продукции.
2. Разработка и выполнение стандартного алгоритма приемки продукции.
3. Детальное регулирование условий приемки продукции и требований, предъявляемых к товару в договоре поставки, либо создание корпоративного стандарта (положения) о правилах приемки продукции.
Рассмотрим каждое из этих условий.
Первое условие, которое необходимо выполнить при организации приемки продукции, - это выделение квалифицированного персонала. Существует два подхода к выделению персонала, осуществляющего приемку продукции. Первый партионный: приемку осуществляют по партионному (либо сортовому) принципу, в соответствии с которым при приходе на склад соответствующей продукции выделяется тот персонал, который циклично, на постоянной основе, закреплен за обслуживанием определенной товарной категории, являющейся частью пришедшей партии. Как правило, указанные специалисты обеспечивают весь комплекс технологических операций с данной товарной категорией: приемку, идентификацию, размещение на хранение, комплектацию заказов, предпродажную подготовку, отгрузку. Данное разделение позволяет, во-первых, обеспечить достаточно высокий уровень знаний специалистам товарных свойств закрепленной за ними партии (товарной группы), что, в свою очередь, позволяет обратить внимание на потенциальные недостатки того или иного товара в ходе приемки. Во-вторых, одновременно с закреплением специалиста за определенной товарной группой, закрепляется за ним и ответственность за сохранность данной продукции в последующих стадиях технологического процесса. В-третьих, для небольших компаний данный подход позволяет сократить (либо упразднить) персонал, основной трудовой функцией которого яв-
ляется приемка продукции. Данный подход был успешно внедрен на многих складах многономенклатурных предприятий, где существует необходимость информированности персонала о свойствах продукции, требованиях к упаковке и практике работы с конкретными поставщиками.
Однако при внедрении данного подхода существует ряд недостатков. Во-первых, требуется, как правило, неспланированный перевод сотрудников, занятых на выполнении других технологических операций, на производство приемки продукции, что существенно задерживает выполнение более важных операций, снижает их качество. Во-вторых, при возникновении проблемы невыхода на работу сотрудников возникает ситуация, когда руководитель склада вынужден возлагать обслуживание определенной товарной группы на сотрудников, которые не имеют представления об ее свойствах и условиях работы с данными поставщиками (время, порядок, очередность приемки, разгрузки и пр.).
Второй способ выделения персонала для проведения приемки - квалификационный. При реализации данного способа выделяются специализированные сотрудники, которые занимаются только данной операцией, реже совмещают ее с другой максимально схожей функцией (контроль за отгрузками и пр.). При квалификационном разделении достигается высокая степень стандартизации выполнения всех технологических процедур приемки, однако снижается уровень знаний специалистов отдельных категорий товара, так как аналогичное количество продукции разделяется на меньшее количество служащих. При данном способе отсутствует необходимость резкой, неспланиро-ванной переброски других сотрудников на выполнение данных операций. Однако при таком способе выделения персонала ярко выделяется пиковость его загрузки. Основным периодом занятости является приход новой партии товара. После его приемки, в случае отсутствия закрепления за данными специалистами иной функции, они, как правило, бездействуют.
Второе условие, которое необходимо выполнить при организации приемки продукции - это разработка стандартного алгоритма. На рисунке представлен алгоритм проведения приемки продукции и смежных операций [5]. Рассмотрим каждый элемент данного алгоритма, применение которого позволяет сделать процесс приемки продукции более эффективным.
1. Проверка сопроводительной документации.
По прибытии транспортных средств на склад получателя в первую очередь проверяется наличие и соответствие оформления сопроводительных документов, а также их содержание на предмет соответствия условиям (количество, ассортимент, упаковка и т.д.), зафиксированным в договоре поставки. В случае отсутствия основных товарно-сопроводительных документов, при приемке продукции необходимо составить акт о фактическом наличии продукции, который подписывают обе стороны, участвующие в приемке. Если отсутствуют дополнительные документы, производится отметка в товарно-транспортной накладной. Однако при отказе от приемки поступившей партии
товаров без сопроводительных документов (либо при частичном их отсутствии) покупатель в соответствии со ст. 514 ГК РФ обязан обеспечить сохранность товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. В случае, если не существует возможности обеспечить сохранность продукции в собственных условиях, то передать товар на ответственное хранение сторонней организации без сопроводительных документов (либо с частично отсутствующими документами) весьма проблематично, особенно в том случае, когда поставка междугородняя или международная (то есть отсутствует возможность оперативного получения недостающих документов). Ни один склад ответственного хранения не примет на себя ответственность за хранение «бездокументарного» груза. В существующей практике предприятия находят только один выход из подобной ситуации: покупатель требует получение копий сопроводительных документов от поставщика с заверением их печатью собственной организации.
2. Проверка внешнего вида транспортного средства, пломб, соблюдения температурно-влажностного и иного режима хранения и транспортировки.
После проверки сопроводительных документов необходимо проверить наличие на транспортных средствах пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, состояние транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения внешних или внутренних механических либо технологических (например, нарушение температурного режима в рефрижераторе) повреждений транспортных средств, а также отсутствия или неисправности пломб, необходимо произвести отметку в товарно-транспортной накладной либо составить акт об осмотре состояния транспортных средств. Также, если существует возможность, рекомендуется сфотографировать явно видимые повреждения транспортных средств (производится ориентирующая, узловая и детальная фотосъемка). Ориентирующая фотосъемка применяется для запечатления объекта одновременно с окружающей обстановкой. Узловая фотосъемка используется для запечатления наиболее важных участков (всего транспортного средства либо крупных элементов - кабины водителя и пр.), позволяющих в дальнейшем определить причины повреждений. Детальная фотосъемка служит для запечатления внешних признаков конкретных повреждений.
3. Проверка количества поступившего товара.
Существует два вида приемки продукции: выборочная и сплошная. Применение выборочной приемки возможно в случаях прямого указания на это в условиях договора, либо если данное условие вытекает из обычаев делового оборота, сложившихся в данной отрасли. В противном случае покупатель обязан произвести сплошную приемку продукции, а в случае непроведения сплошной приемки, в последующем, при выявлении расхождения, покупатель лишается права на предъявление претензий к поставщику.
При обнаружении недостачи в соответствии со ст. 513 ГК РФ покупатель обязан «незамедлительно письменно уведомить поставщика» о выявленных
несоответствиях. Далее составляется акт о приемке продукции, в котором указывается, помимо обязательных общих реквизитов, номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего товара, его общая стоимость, причины недостачи, лица, участвующие в приемке, их подписи и дата составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, то несогласной стороне предоставляется право дополнительно зафиксировать в акте свое мнение.
После получения уведомления об обнаруженной недостаче, поставщик имеет право отправить для участия в дальнейшей приемке своего представителя, уполномочить получателя на приемку в одностороннем порядке, уполномочить на участие в приемке представителя общественности любого предприятия города либо эксперта соответствующей организации.
4. Приемка продукции по качеству и компактности.
В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции по качеству также может производиться с применением частичной или полной выборки товаров. При обнаружении несоответствия качества поступившей продукции получатель обязан приостановить дальнейшую приемку продукции и незамедлительно уведомить поставщика. После этого составляется акт, в котором указывается количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. В зависимости от решения поставщика дальнейшая приемка может производиться с участием представителя поставщика, с независимым экспертом, представителем общественности либо получателем в одностороннем порядке. После составления акта производится составление претензионного письма (с целью допоставки товара с должным качеством или возмещения в денежном эквиваленте), которое должно содержать:
• наименование предприятия, которому претензия адресуется, его адрес;
• указание партии товара;
• количество бракованного товара;
• стоимость бракованного товара;
• номер и дату акта о приемке продукции;
• содержание самого требования (допоставить товар взамен бракованного, оплатить стоимость бракованного товара и др.);
• в приложении к письму необходимо предоставить копию акта о приемке, копию счета-фактуры, копию товарно-транспортной накладной, копию письма об уведомлении предприятия-поставщика;
• в заключительной части претензионного письма указывается дата, подпись руководителя предприятия, полное наименование предприятия.
5. Скрытые недостатки продукции.
Скрытыми признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции приемки и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции. В связи с этим покупатель имеет право предъявления претензий поставщику на основании составленного акта о скрытых недостатках продукции в том случае,
lamnl
Транспорт
Алгоритм проведения приемки продукции и смежных операций
когда при проведении обычной для данного вида продукции приемки недостатки не могли быть обнаружены.
Возможность предъявления претензий по основанию обнаружения скрытых недостатков особенно важна для предприятий, которые в связи с физическими и технологическими особенностями продукции не могут проверить ее качество, не нарушив ее целостность либо потребительские свойства. Однако в настоящее время не существует нормативно-правового акта, который в полной мере регулировал бы порядок и сроки предъявления претензий по данному основанию. Регулирование данного вопроса предоставляется на усмотрение самих сторон в их договорных отношениях. Ранее положения п. 9 Инструкции П-7 [1] указывали на то, что «акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обна-
ружении недостатков, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки».
Третье условие, которое следует выполнять при организации приемки продукции - это изучение нормативно-правовых актов, регулирующих приемку продукции.
Как правило, механизм правового регулирования отношений, связанных с приемкой продукции, не зафиксирован в соглашениях сторон, что часто приводит к пассивности покупателя после неудовлетворения устной претензии и отказу от требований возмещения недопоставленной партии или возмещения по факту обнаружения скрытых недостатков продукции.
До 22 октября 1997 г. основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок приемки продукции, являлись Инструкция о приемке продукции
lui
Транспорт
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965г. № П-6, и по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7. Инструкции детально регулировали весь процесс приемки продукции, порядок и сроки составления актов и направления претензий, а также другие аспекты отношений. Несмотря на то что инструкции были разработаны и приняты в совершенно иной экономической системе, большая часть норм оставалась весьма актуальной. Однако в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14) [4] положения данных инструкций применяются только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
В настоящее время не принято ни одного нового нормативно-правового акта, который в полной мере регулировал бы процесс приемки продукции и связанные с ним отношения. Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 513 «Принятие товаров покупателем») лишь в общих чертах регулирует порядок приемки продукции.
В ряде случаев (при доставке грузов различными видами транспорта, в частности, железнодорожным и автомобильным) документами, частично регулирующими порядок приемки, являются: Устав железнодорожного транспорта РФ, Приказ МПС РФ от 18 июня
2003 г. № 45 «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Эти документы, регулируя правила составления актов и других документов, в то же время косвенно содержат и порядок проведения приемки, детально регулируют деятельность органов железнодорожного транспорта в данной части.
Новый Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта содержит нормы, которые существенным образом изменяют порядок приемки продукции от транспортных компаний. В частности, во второй главе Устава перевозки грузов зафиксирован следующий порядок приемки: «... Выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.» [5].
В заключение хотелось бы отметить, что выполнение рассмотренных в данной статье условий по процедуре приемки продукции на складах торговых и производственных компаний разрешает многие задачи и проблемы организации типового складского процесса за счет создания эффективного алгоритма оптимизации использования складских ресурсов и проведения последующих операций.
Статья поступила 06.11.2014 г.
Библиографический список
1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (Утверждена постановлением Госарбитража при СМ СССР от 25.04.66 № П-7 с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Госарбитража СССР от 29.12.73 № 81) [Электронный ресурс]. uRL: www. consultant. ru
2. Миротин Л.Б., Бульба А.В., Демин В.А. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Организация приемки продукции. М.: Центр логистического мониторинга, 2007.
4. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки». [Электронный ресурс]. URL: www. consultant. ru
5. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [Электронный ресурс]. URL: www. sudact. ru
УДК 656.13:658 (G75.S)
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ
Л
© Н.В.Тарханова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Разработана методика оценки транспортного спроса льготных категорий населения. Формирование транспортной подвижности происходит под комплексным влиянием множества разнообразных факторов, степень воздействия которых неодинакова и исследована недостаточно полно. Между тем, это ключевые исходные данные для оценки уровня удовлетворения потребности льготных категорий населения в услугах ГПТОП, организации требований к транспортной инфраструктуре и транспортной политике в целом. Табл. 3. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: оценка транспортного спроса; обследования пассажиропотоков; обследования транспортной подвижности; льготные категории пассажиров; транспортная подвижность.
1Тарханова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405135, e-mail: [email protected]
Tarkhanova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 405135, e-mail: [email protected]