УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/35-36/2012
^ Протасова людмила Геннадьевна
Доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой управления качеством
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-82
Управление качеством складской логистики
I Ключевые слова Щ Аннотация |
складскаялогистикл процесс управления качеством показатели качества требования несоответствия В статье определены требования к показателям качества складской логистики. На примере фирмы ООО «Компания Агророс» рассмотрены основные процессы и точки контроля качества, выявлены причины несоответствий и предложены мероприятия по улучшению ситуации.
^ королев Евгений Алексеевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-53 E-mail: [email protected]
^ ШУров виктор владимирович
Аспирант кафедры управления качеством
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-96-82 E-mail: [email protected]
В настоящее время вопросы повышения эффективности складской логистики достаточно широко обсуждаются в литературе [1-6].
Основной целью управления качеством в складской логистике является обеспечение сохранности и учета товарно-материальных ценностей, предотвращение несоответствий [7]. Наиболее распространенные проблемы качества на складах это: приемка некачественной продукции и сырья, отгрузка некачественной продукции потребителям, нарушение условий и сроков хранения, использование сырья и продукции с истекшим сроком годности, отгрузка потребителям ошибочных партий продукции и сырья и т.д.
Объектом исследования является предприятие ООО «Компания Агророс». Цель - улучшение качества складской логистики на предприятии. ООО «Компания Агророс» - одна из крупнейших компаний Уральского региона, занимающаяся поставкой сырья, прогрессивных кормовых добавок и ветеринарных препаратов для обеспечения производства комбикормов и повышения эффектив-
14
12
10
8
6
4
2
о
12
3 2
1 ш 2
—
</^
✓
ности сельскохозяйственных производителей.
Анализ поставщиков предприятия показывает, что большинство компаний находятся в Европе, а в России - всего одна, которая поставляет кормовые добавки (рис. 1). При анализе поставляемой продукции видно, что 13 компаний поставляют кормовые добавки, 6 компаний
- ветеринарные препараты (рис. 2).
Миссия предприятия - комплексное обеспечение сельхозтоваропроизводителя высококачественным сырьем, кормовыми добавками и ветеринарными препаратами, отвечающими самым современным требованиям и способствующими получению максимального экономического эффекта, а также содействие повышению квалификации зоотехнических и ветеринарных специалистов.
В складской логистике существуют следующие этапы деятельности: приемка материалов (продукции, сырья), проверка качества материалов (отбор проб, идентификация), хранение, отгрузка потребителям, возврат некачественных материалов от потребителя и утилизация.
Ж
&
■Г
Рис. 1. Структура поставщиков по странам
Рис. 2. Структура поставщиков по продукции
Managing the Quality of Warehouse Logistics
^ Lyudmila G. PRoTASoVA
Dr Sc., Prof., Head of Quality Management Dprt.
Urals State University of Economics 620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45 Phone: (343) 251-96-82
Причина несоответствий в складской логистике - большой поток материалов, проходящий ежедневно через склад при ограниченном количестве складских работников, которые должны быстро обработать: принять, проверить, отгрузить, передвинуть сотни, единиц хранения поддонов, упаковок и т.п.
На рис. 3 приведена древовидная диаграмма качества складской логистики, включающая показатели качества, которые должны соответствовать требованиям.
Первый показатель - единица и место хранения. Чтобы быстро найти продукцию для отгрузки, необходимо знать, где она находится. Единицей хранения может быть отдельная упаковка или поддон с несколькими упаковками; она обладает свойствами и подвергается транспортировке.
Место хранения - это ячейка, ящик и т.п., что обладает постоянным адресом и физическими границами. Единица хранения перемещается из одного места хранения в другое.
Второй показатель - статус. Единица хранения обычно находится в статусе «годен», «не годен», «в карантине». Статус позволяет визуально и виртуально (в базе данных, системе учета) обозначить свойства продукции для всех потенциальных пользователей и отделить места хранения для товаров, обладающих разными статусами.
После приемки продукция, принятая на склад и еще не проверенная, получает статус «карантин», что означает «нельзя использовать», «нельзя отгружать потребителю». Статус существует и на упаковке, и в системе учета. Для снижения вероятности ошибок вся продукция в статусе «карантин» хранится в специально выделенном месте. Физическое разделение позволяет избежать ошибочной отгрузки.
Продукция, прошедшая контроль качества, обозначается статусом «годен». Статус «годен» означает возможность отгрузки продукции потребителю. В компьютерных системах по определению нельзя отгружать со складов продукцию, не имеющую статуса «годен».
^ Yevgeny A. KoroLEV
Dr. Sc. (Ec.), Prof. of Management Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-53
E-mail: [email protected]
► Viktor V. SHURoV
Postgraduate of Quality Management Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-96-82
E-mail: [email protected]
Качество
складской
логистики
Единица и место хранения
Единица учета
Срок годности
Карантин
Статус Годен
Не годен
Партия
Серия
Key words
WAREHOUSE LOGISTICS QUALITY MANAGEMENT PROCESS QUALITY INDICATORS REQUIREMENTS DISCREPANCIES
Наименование
Номер партии
Номер упаковки
Статус
Дата отгрузки, приемки
Условия хранения
Поставщик
Качество поставки
Summary
The paper establishes requirements for quality indicators of warehouse logistics. On the example of OOO Agroros Company the basic processes and points of quality control are considered. The authors discover the causes of discrepancies and suggest actions for improving the situation.
Рис. 3. Показатели качества складской логистики
UPRAVLENETS/ 7-8/35-36/2012
УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/35-36/2012
Источники
1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. М.: Данилов и Ко, 2009.
2. Лукинский В.И. и др. Логистика в примерах и задачах. М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Чеботаев А.А., Чеботаев Д.А. Логистика: учебник. М.: Экономика, 2009.
4. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технология, управление и логистика: учеб.-практ. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.
5. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. М.: Альфа-Пресс, 200S.
6. Таран С.А. Как организовывать склад: практические рекомендации профессионала. М.: Альфа-Пресс, 200б.
7. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): учеб. для транспортных вузов I под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2003.
8. Стандарт ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования. М.: ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 2008.
9. Хайрулин С.А. Сертификация услуг товарного склада. Нормативные документы и комментарии. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
10. Эффективная логистика I Л.Б. Миро-тин, Ы.Э. Ташбаев, О.Г. Порошина. М.: Экзамен, 2003.
Показатели качества основных процессов
Процесс Показатели процессов
Приемка Объем продукции
Количество поставщиков
Количество неликвидной продукции
отгрузка Объем продукции
Количество клиентов в базе / процент работающих клиентов / процент потенциальных клиентов
Хранение Температура
Влажность
Утилизация Количество утилизированной продукции
Затраты на утилизацию
Продукция, не соответствующая требованиям к использованию, получает статус «не годен», что означает «не трогать!» Требования к хранению и отгрузке негодной продукции намного жестче.
Третий показатель - единица учета. Если единица хранения это упаковка, то более крупной единицей учета обычно является партия или серия. Партия состоит из упаковок, обладающих одинаковыми свойствами. На практике продукцию из партии проверяют выборочно, затем все упаковки партии получают единый статус.
Если часть партии не соответствует требованиям или теряет статус «годен», необходимо отделить эту часть как визуально - наклейки красного цвета, перемещение в место хранения бракованной продукции, так и в системе учета - деление на дочерние партии, изменение номера забракованной части партии.
Четвертый показатель - срок годности, в течение которого продукция обладает определенными свойствами, которые гарантируются производителем. Можно поделить сроки годности на две категории: дата, после которой продукция подлежит утилизации, и дата, после которой необходимо повторно проверить продукцию и установить новый срок годности. Срок годности тесно связан со статусом продукции. Продукция, срок годности которой завершился, автоматически переводится в статус «не годен» или «карантин», в зависимости от возможности новой проверки.
Пятый показатель - идентификация - минимальный набор сведений о продукции, который позволяет ее использовать: название продукции, номер партии, номер упаковки, статус, срок годности; могут добавляться название производителя и т.п. Как и в случае со
статусом, необходима двойная идентификация - визуальная (этикетка) и в системе учета.
Шестой показатель - прослеживае-мость. Для устранения причин несоответствий, претензий и своевременной изоляции проблемных партий необходимо обеспечить полную прослеживаемость движения единиц хранения. Возможность получить информацию о любой упаковке: дата поставки, наименование поставщика, качество поставки, место хранения, условия хранения, ее перемещения на складе, дата отгрузки, кто отгрузил, кто проверял правильность отгрузки.
Складская логистика ООО «Компания Агророс» складывается из следующих процессов:
• приемка ТМЦ и размещение их на складе;
• хранение ТМЦ;
• комплектация заказа;
• отгрузка ТМЦ;
• обработка счетов на оплату и формирование первичного отчета об отгрузке и приемке ТМЦ на склад.
Проанализируем данные по показателям процессов ООО «Компания Агророс» (см. таблицу).
При приемке товарно-материальных ценностей на склад осуществляются следующие мероприятия по обеспечению качества:
• своевременно поступает информация об ожидаемой поставке товара
- перечень товарных позиций, количество по каждой товарной позиции, срок поступления товара, наименования поставщиков, тип тары (короба, паллеты), информация о сопроводительной документации;
• определяется состав оборудования, необходимого для разгрузки;
• определяются потенциальные места хранения.
При приемке проверяют в первую очередь наличие следующих сопроводительных документов: товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, технического паспорта, сертификата соответствия, удостоверения качества, и их содержание на предмет соответствия договорам поставки (количество, ассортимент, упаковка). Если основные товарно-сопроводительные документы отсутствуют, то составляется акт о фактическом наличии продукции и подписывается обеими сторонами, участвующими в приемке. Если отсутствуют дополнительные документы, то делается соответствующая отметка в товарно-транспортной накладной.
Также проверяется наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя, их исправность, оттиски на них, исправность тары. В случае обнаружения внешних или внутренних механических или технологических повреждений транспортных средств, а также отсутствия или неисправности пломб делается отметка об этом в товарнотранспортной накладной либо составляется акт об осмотре состояния.
В процессе разгрузки одновременно проводят приемку по количеству поступившего товара. Подсчет ведется в единицах, указанных в товарно-сопроводительной документации. При обнаружении недостачи составляют акт о приемке продукции, в котором указывают: номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего товара, его общую стоимость, предполагаемые причины недостачи, лиц, участвующих в приемке, ставят их подписи и дату составления акта. Затем уведомляют поставщика о результатах приемки.
В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции по качеству проводится с применением сплошного или выборочного контроля. При обнаружении несоответствия качества поступившей продукции составляют акт, в котором указывается характер выявленных при приемке дефектов. Затем уведомляют поставщика.
Составляется претензия с целью допоставки товара должного качества или возмещения затрат. Указывается наименование и адрес предприятия, которому адресована претензия, номер партии товара, количество бракованного товара, стоимость бракованного товара, номер и дата акта о приемке продукции, содержание самого требования: допоставить товар взамен бракованного, оплатить стоимость бракованного товара или др.
В приложении к письму представляют копию акта о приемке, копию счета-фактуры, копию товарно-транспортной накладной, копию письма об уведомлении предприятия-поставщика. Претензионное письмо подписывается руководителем предприятия, указывается полное наименование предприятия и дата.
После завершения всех операций, связанных непосредственно с приемкой продукции, оформляют товар на хранение с занесением данных в информационную систему. Далее проводят операции по идентификации продукции и размещению ее на хранение.
На предприятии используется пал-летный способ хранения товара на стеллажах, что позволяет получить доступ к каждой единице хранения и обеспечивает возможность хранения товара в три яруса (с учетом высоты потолков склада).
Управление качеством - это совокупность мероприятий по выявлению и устранению причин возникновения несоответствий [8]. Для мониторинга несоответствий в компании используют следующую документацию: перечень неликвидной продукции; распоряжение на утилизацию; акт о расхождении количества/качества ТМЦ; данные о поставке ТМЦ клиентам.
В результате исследований были выявлены следующие несоответствия, %: нарушения упаковки - 44, расхождение по количеству/весу продукции - 22, недопоставка товара - 20.
Для повышения качества складской логистики на предприятии и оптимизации складских расходов предложены следующие мероприятия.
1. Провести АВС-анализ ТМЦ, хранящихся на складе, с целью сокращения единиц хранения и снижения трудозатрат.
2. Оптимизировать площади зон хранения/обработки продукции и подготовки заказов.
3. В условиях кризиса отказаться от практики хранения на складе брака и неликвидной продукции.
4. Сократить бумажный документооборот, использовать современные технологии штрих-кодирования и интегрировать информационную систему управления складом с информационной системой потребителей.
References
1. Gadzhinsky A.M. Logistics: textbook. Moscow: Danilov i K, 2009.
2. Lukinsky V.I. Logistics: examples and tasks. Moscow: Finansy i statistika, 2009.
3. Tchebotaev A.A., Tchebotaev D.A. Logistics: textbook. Moscow: Ekonomika, 2009.
4. Gadzhinsky A.M. Modern warehouse. Structure, technology, administration and logistics. Moscow: Prospect, 2007.
5. Dybskaya V.V. Warehouse logistics in practice. Moscow: Alfa-Press, 2005.
6. Taran S.A. How to organise a warehouse: practical advice of professionals. Moscow: Alfa-Press, 2006.
7. Integrated logistics of accumulating and distributing systems (warehouses, transport hubs, terminals): textbook for transport universities / ed. by L.B. Mirotin. Moscow: Ekza-men, 2003.
8. ISO 9001-2008. Quality management system. Requirements. Moscow, STANDARTIN-FORM, 2008.
9. Khayrulin S.A. Certification of commodity warehouse service. Laws and regulations and comments. Moscow: Standarty i kachestvo, 2002.
10. Efficient logistics / L.B. Mirotin, Y.E. Tashbaev, O.G. Poroshina. Moscow: Ekzamen, 2003.
UPRAVLENETS/ 7-8/35-36/2012