ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УЧЕТНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ, КАЧЕСТВУ И КОМПЛЕКТНОСТИ
И. Н. КОСТЮКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Д. В. ЛУГОВСКОЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Кубанский государственный университет
В практической работе бухгалтеров возникает множество ситуаций, когда трудно найти правильное решение. При этом Минфин России, как правило, «включает в свои документы только общие правила без учета отраслевой специфики» [1, с. 3]. Одной из таких областей по праву считается бухгалтерский учет в торговле, а одним из вопросов, требующих особого внимания и тщательной регламентации на уровне внутренних организационно-распорядительных документов и договоров с контрагентами, — учет приемки товаров.
Приемка товаров по количеству предусматривает сверку фактического наличия ценностей с данными сопроводительных и расчетных документов, а при приемке по качеству и комплектности — соответствие требованиям к качеству, установленным законодательством и (или) соглашением сторон.
Приемка товаров на складе покупателя производится кладовщиком на основании товарно-сопроводительных документов. Он принимает затаренные ящики, мешки, тюки, товары по количеству мест и весу брутто каждого места, сверяя фактический вес с данными спецификаций, приложенных к товарно-транспортной (транспортной железнодорожной) накладной. В случае если это предусмотрено стандартами, техническими условиями или договором, возможна выборочная проверка количества поступивших товарно-материальных ценностей с распространением ее результатов на всю партию [4].
При отсутствии расхождений в весе брутто оформление приемки товаров производится в соответствии с принятым способом складского учета товаров, предусмотренным учетной политикой торговой организации.
При сортовом или оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе производится вскрытие мест и проверка содержимого в соответствии с упаковочным ярлыком или кипной картой.
При партионном способе товары в упаковке (ящиках, кипах) укладываются в штабель раздельно по партиям. Каждой партии присваивается номер на основании счетов поставщиков с приложенными к ним копиями упаковочных ярлыков (кипных карт).
Приемка товаров, поступивших в исправной таре, по качеству, количеству и весу нетто, как правило, осуществляется на складе покупателя.
Приемка по количеству и качеству производится на основании расчетных и сопроводительных документов поставщика (счетов-фактур, спецификаций, описей, упаковочных ярлыков и др.). При отсутствии документов или некоторых из них составляется акт о фактическом наличии продукции (товаров) и акт о фактическом качестве и комплектности продукции (товаров) с указанием недостающих документов [6, 5].
При установлении расхождений в ассортименте или количестве единиц товаров с сопроводи-
тельными документами поставщика приемка приостанавливается, факт несоответствия актируется и вызывается представитель поставщика.
Если при приемке товаров установлено несоответствие веса брутто весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах, покупатель не должен вскрывать тару и упаковку. Он также вправе приостановить приемку, если при правильности веса брутто выявляется недостача товаров по весу нетто или количества товарных единиц в отдельных местах. Тара, упаковка вскрытых мест и товары, находящиеся внутри них, сохраняются для предъявления вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю поставщика. При неявке последнего приемка производится в одностороннем порядке [6]. Приемка возобновляется со вскрытием всех мест, упаковок и проверкой содержимого по количеству единиц и ассортименту.
По результатам работы комиссии оформляется акт о приемке продукции (товаров). В нем приводится наименование покупателя (получателя), составившего акт, время начала и окончания приемки, наименование и адрес поставщика (отправителя), номер счета и товарно-транспортной накладной, время отправления и прибытия товаров, условия их хранения на складе получателя, состояние тары и упаковки, вес каждого места, наличие упаковочных ярлыков, количество и ассортимент товаров по счету и фактически, выявленные излишек, недостача или порча. В акте комиссия приводит заключение о причинах и месте образования недостачи, порчи или излишка. На основании акта составляется претензия поставщику или перевозчику.
К акту прилагают следующие документы:
— копии сопроводительных документов или сличительной ведомости;
— упаковочные ярлыки (кипные карты и пр.), вложенные в каждое тарное место;
— квитанции станции назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась;
— пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
— подлинный транспортный документ (накладная, коносамент);
— документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;
— ранее составленный акт о выявленной недостаче;
— документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество товаров определялось путем взвешивания или обмера;
— другие документы, свидетельствующие о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты и др.) [6].
Общие требования к качеству и безопасности продукции (товаров) определены законодательством. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде [3].
Целью государственного регулирования и стандартизации в данной области определено обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, подтверждения соответствия продукции (работ, услуг). Подтверждение соответствия необходимо для:
— удостоверения соответствия продукции, процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, использования и утилизации техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
— содействия потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
— обеспечения условий свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международного сотрудничества [3].
В соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями утверждены технические регламенты, определяющие требования к качеству и безопасности отдельных товаров (работ, услуг). В частности, они содержат требования к безопасности сырья и продуктов переработки, режимам хранения, перевозки и реализации, информации для потребителей. Кроме того, технические регламенты устанавливают требования к маркировке и упаковке, которые необходимо знать материально ответственным лицам, осуществляющим приемку товаров в организациях торговли.
Перечислим основные технические регламенты, утвержденные российским законодательством и Таможенным союзом, действующие на территории РФ:
1) технические регламенты Таможенного союза:
— О безопасности упаковки;
— О безопасности пиротехнических изделий;
— О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков;
— О безопасности игрушек;
— О безопасности парфюмерно-косметической продукции;
— О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту;
— О безопасности зерна;
— О безопасности продукции легкой промышленности;
— О безопасности колесных транспортных средств;
— О безопасности средств индивидуальной защиты;
— О безопасности пищевой продукции;
— Пищевая продукция в части ее маркировки;
— Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;
— Технический регламент на масложировую продукцию;
— О безопасности мебельной продукции;
— О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания;
— Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств;
2) технические регламенты Российской Федерации:
— технический регламент на молоко и молочную продукцию;
— технический регламент на табачную продукцию;
— О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.
Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции (товаров) осуществляется на стадии ее обращения.
Главная цель технических регламентов, принятых в отношении продукции (товаров), — не допустить их продажу без информации о подтверждении ее соответствия требованиям, установленным Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) [2].
Соответствие подтверждают:
— знак обращения на рынке — обозначение, информирующее потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
— знак соответствия — обозначение, информирующее потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Знак соответствия на продукции гарантирует потребителю надлежащее качество и безопасность товара.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное — в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ (ст. 20 Закон № 184-ФЗ).
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе производителя путем заключения договора между ним и органом сертификации. Сертифицированная продукция может маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Обязательная сертификация проводится в случаях, установленных техническими регламентами, и исключительно на соответствие их требованиям. Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Сертификат соответствия и декларация о соответствии содержат:
— наименование и местонахождение заявителя;
— наименование и местонахождение изготовителя;
— информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую его идентифицировать;
— наименование технического регламента;
— сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
— срок действия декларации (сертификата) и др. [3].
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждены постановлением Правительства РФ от 01. 12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертифика-
ции, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [4].
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак наносится заявителем (изготовителем) в информационных целях любым удобным способом. Так, например, производитель молочной, мас-ложировой и соковой продукции обязан предоставить покупателю декларацию о соответствии или сертификат соответствия, содержащие указание о соответствии такой продукции техническому регламенту. На табачную продукцию предоставляется исключительно декларация о соответствии.
К товарно-сопроводительным документам прилагаются заверенные копии деклараций о соответствии или сертификатов соответствия, в которых указываются сроки действия и органы, их выдавшие. Копии сертификатов соответствия могут быть заверены только печатью производителя или органа сертификации. Организации торговли не вправе заверять копии сертификатов.
Также изготовитель (продавец) обязан предоставить покупателю новой соковой продукции и продукции детского питания копии свидетельств об их государственной регистрации.
Помимо этого предоставляются сертификаты качества на каждую партию товаров, подлежащих обязательной сертификации, подтверждающие их качество и безопасность для здоровья (например, ветеринарный сертификат, санитарный сертификат, гигиенический сертификат и др.). Обязательной сертификации подлежат продовольственные товары, парфюмерия, косметические и моющие средства, шампуни, ясельная и детская одежда, товары народного потребления, имеющие контакт с незащищенными частями тела человека, и т. д. [4].
Наличие перечисленных деклараций и сертификатов служит непременным условием функционирования торговой организации, поскольку на нее возложена ответственность за качество продаваемых товаров. Напомним, что в соответствии со ст. 14 Закона № 2300-1 потребитель вправе по выбору потребовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, от продавца или изготовителя.
Приемка товаров по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, которыми может быть разрешена выборочная (частичная) проверка
с распространением ее результатов на всю партию ценностей [5].
Приемка товаров по качеству может осуществляться по данным сопроводительных документов либо путем сравнения ее внешнего вида, маркировки, упаковки и других с образцами (эталонами), предоставленными поставщиком.
Сопроводительными документами служат технический паспорт, сертификат качества, удостоверение о качестве, спецификация и др. При их отсутствии составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товаров, в котором указываются отсутствующие документы.
Приемка осуществляется, как правило, на складе получателя в следующие сроки (если иное не предусмотрено договором):
— при иногородней поставке — не позднее 20 дн., а скоропортящихся товаров — не позднее 24 ч после выдачи товаров перевозчиком или поступления их на склад покупателя при доставке товаров поставщиком или самовывозом;
— при одногородней поставке — не позднее 10 дн., а скоропортящихся товаров — не позднее 24 ч после поступления их на склад покупателя [5].
Поступившие от поставщика товарно-материальные ценности приходуются в день их поступления, а если это невозможно (по причине вызова представителя поставщика или эксперта, проверки цены, качества, количества и т. п.), в товарном отчете (ф. № ТОРГ-29) за строкой «Итого по приходу» производится запись о поступлении ценностей с указанием поставщика, стоимости товаров и причин невозможности их принятия к учету.
Упаковка товаров должна обеспечивать их безопасность и неизменность идентификационных признаков при обращении в течение установленного срока годности (пищевой продукции) и срока хранения (непищевой продукции). Материалы упаковки, контактирующей с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям безопасности, предусмотренным соответствующими техническими регламентами. При обнаружении повреждения потребительской упаковки пищевая продукция должна быть незамедлительно изъята из обращения.
Проверка качества и комплектности товаров, поступивших в таре, производится при ее вскрытии, но не позднее установленных сроков приемки. Товары, поступившие в таре и имеющие гарантийные сроки службы или хранения, подлежат проверке по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков [5].
Торговые организации вправе независимо от проверки качества товаров, произведенной при приемке, актировать производственные дефекты, если они будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при их продаже в течение четырех месяцев после получения. Акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение пяти дней с момента их обнаружения, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров на склад покупателя (грузополучателя), если иные сроки не установлены соглашением сторон. Если скрытые недостатки товаров могут быть обнаружены лишь в процессе их обработки (предпродажной подготовки), производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее четырех месяцев со дня получения товаров предприятием, обнаружившим недостатки [5].
Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров. При этом скрытыми признаются недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида ценностей проверке и выявлены лишь в процессе их использования и хранения [5].
Торговые организации, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального изготовителя (грузоотправителя), производят приемку по качеству и комплектности в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при получении продукции в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи (течь, бой и т. п.). Такие товары хранятся в условиях, обеспечивающих сохранность качества и комплектность [5].
Приемка товаров производится уполномоченными руководителем организации-покупателя (грузополучателя) лицами. При приемке доверенное лицо (экспедитор) прежде всего сверяет соответствие наименования товаров на упаковке или листе-вкладыше данным сопроводительной документации. Так, например, техническим регламентом на молоко и молочную продукцию предусмотрено более ста ее наименований, такие как молочный напиток, молочный продукт, моло-косодержащий продукт и т. д. [7]. Технический регламент на масложировую продукцию аналогичным образом определяет категории маслосодержащих продуктов и требования к ним [8].
Производитель обязан указать на маркировке достоверную информацию о наименовании, составе и качественных характеристиках продукции. Например, на потребительской упаковке пищевой масложировой продукции должна содержаться следующая информация:
— наименование в соответствии с техническим регламентом;
— наименование и место нахождения изготовителя (с указанием страны-изготовителя) или адрес уполномоченной в РФ организации;
— масса нетто и (или) объем; состав (в порядке уменьшения массовых долей ингредиентов с указанием пищевых и биологически активных добавок, витаминов, микронутриентов, ароматизаторов, компонентов из генно-инженерно-модифициро-ванных организмов);
— пищевая ценность (энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов в 100 гр (мл) съедобной части продукта);
— срок годности;
— наименования технического регламента и национального стандарта или технической документации, которые содержат идентификационные признаки продукции и в соответствии с которыми она изготовлена;
— подтверждение соответствия требованиям соответствующего технического регламента [8].
Обязанности по доведению такой информации о товарах возложены на продавца (организацию розничной торговли). В случае если информация, содержащаяся на этикетках, не соответствует наименованию продукции или недостоверна, продукция подлежит отзыву.
Идентификация продукции (товаров) в целях установления ее принадлежности к сфере действия соответствующего технического регламента проводится путем:
— визуального сравнения наименования продукции (товаров), нанесенного на упаковку, с наименованием по техническому регламенту — для продукции в потребительской упаковке;
— визуального сравнения наименования продукции (товаров), указанного в товарно-сопроводительных документах, с наименованием по техническому регламенту — для продукции в иной упаковке;
— визуального сравнения наименования продукции (товаров), содержащегося в информации изготовителя или продавца, с наименованием по техническому регламенту — для продукции личных подсобных хозяйств [8].
Идентификация продукции (товаров) необходима для обеспечения достоверности учетных данных, контроля за сохранностью ценностей, своевременного выявления ошибок и недостач, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Торговая организация обязана:
— создать условия правильной и своевременной приемки товаров, обеспечивающие их сохранность, предотвращение порчи и смешения с другими однородными товарами;
— контролировать исправность средств испытания и измерения, посредством которых определяется качество товаров, а также своевременность их проверки в установленном порядке;
— обеспечить соблюдение действующих правил приемки товаров по качеству и комплектности;
— осуществлять систематический контроль за работой лиц, на которых возложена приемка товаров и предупреждать нарушения установленных правил приемки.
В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности и маркировки полученных товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, покупатель (грузополучатель) приостанавливает приемку и составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2), в котором указывает количество осмотренных товарно-материальных ценностей и характер выявленных при приемке дефектов. Акт составляется только на товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по качеству и комплектности с данными сопроводительных документов, производится отметка: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Для участия в продолжении приемки товаров и составления акта покупатель вызывает представителя иногороднего поставщика, если это предусмотрено условиями поставки. Вызов представителя одногороднего поставщика в любом случае обязателен. По вызову покупателя представитель одногороднего поставщика должен явиться не позднее, чем на следующий день, а для приемки скоропортящихся товаров — в течение четырех часов с момента получения вызова. Иногородний поставщик обязан не позднее следующего после по-
лучения вызова дня сообщить, будет ли направлен представитель для участия в проверке. Он обязан явиться в трехдневный срок. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право покупателю осуществить приемку товаров до истечения установленного срока явки представителя поставщика.
В случае неявки представителя поставщика в установленный срок и в случаях, когда его вызов необязателен, приемка производится с участием эксперта. Приемка товаров может быть произведена покупателем в одностороннем порядке, если поставщик дал на это согласие [5].
В случаях, когда действующими правилами или договором для определения качества товаров предусмотрен отбор образцов (проб), он производится комиссией, опечатывающей (пломбирующей) их и снабжающей этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе. При этом составляется акт об отборе образцов (проб), в котором указываются:
— время и место составления акта;
— наименование получателя товаров, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);
— наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;
— номер и дата счета-фактуры и накладной, по которым получены ценности;
— количество мест и вес товаров, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;
— указание о том, что образцы (пробы) отобраны в установленном порядке, со ссылкой на номер документа и дату;
— снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные стандартами или техническими условиями;
— опечатаны или опломбированы образцы (пробы) и др. [5].
Один из образцов (проб) передается на хранение покупателю, а второй вместе с актом направляется поставщику. При необходимости отбираются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на анализ в лаборатории, о чем делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб).
По результатам приемки составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученных товарно-материальных ценностей. Акт должен быть составлен в день окончания приемки. В нем указываются:
— наименование покупателя и его адрес;
— номер и дата акта;
— место и время начала и окончания приемки;
— должности, фамилии и инициалы лиц, принимавших участие в приемке и в составлении акта;
— наименования и адреса изготовителя (грузоотправителя);
—дата и номер договора на поставку товаров, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество товаров;
— дата прибытия товаров на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза, время доставки ценностей на склад получателя;
— номер и дата коммерческого акта, если таковой был составлен;
— транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
— количество (вес), наименование и перечень предъявленных к осмотру и фактически проверенных ценностей с выделением забракованных с описанием выявленных недостатков;
— количество некомплектных товаров и перечень недостающих частей, узлов и деталей;
— заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения и др. [5].
К акту прилагаются:
— документы изготовителя (грузоотправителя), удостоверяющие качество и комплектность товаров;
— упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность товаров;
— транспортный документ (накладная, коносамент);
— документ, удостоверяющий полномочия представителя грузоотправителя, вызванного для участия в приемке;
— акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб);
— другие документы, свидетельствующие о причинах порчи (ухудшения) качества товаров или их некомплектности (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов данные о льдоснабжении, температурном режиме, ведомости подачи и уборки вагонов и др.).
Акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товарно-материальных ценностей подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации-покупателя в трехдневный срок. Он используется для составления претензии поставщику (перевозчику).
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-матери-
альных ценностей (ф. № ТОРГ-2) утверждается руководителем торговой организации.
Если ненадлежащее качество товаров обнаружено потребителем после покупки в магазинах розничной торговли, то вместо акта, устанавливающего ненадлежащее качество и комплектность товаров, торговые организации представляют изготовителю (грузоотправителю):
— заявление потребителя об обмене (замене) товара и заключение торговой организации с указанием его наименования, изготовителя (грузоотправителя), цены, характера недостатков и причин их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта или возврата стоимости товара; документы, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;
— расписку потребителя об обмене (замене) товара или о возврате уплаченных за него денежных средств.
В приемном акте, составленном с участием представителя поставщика, фиксируются отклонения по количеству (излишки или недостача), а также выявленное несоответствие качества, брак и бой товаров. Комиссия дает заключение о причинах недостачи, излишков, боя и брака ценностей.
Покупатель вправе отказаться от исполнения договора в случае поставки товаров, если их качество не соответствует стандартам, техническим условиям и иной документации, а также образцам (эталонам).
В случае поставки товаров более низкого сорта (качества), чем предусмотрено договором, но соответствующих стандартам, техническим условиям и иным установленным требованиям, покупатель вправе оплатить товары по цене соответствующего сорта. Если же товары оплачены полностью, покупатель вправе в претензионном порядке требовать возврата излишне уплаченных сумм.
Обнаруженные при приемке дефекты подлежат устранению продавцом по требованию покупателя в сроки, установленные соглашением сторон. Наличие дефектов должно быть подтверждено актом приемки товаров по качеству [5].
Претензия составляется в двух экземплярах и высылается поставщику (транспортной организации). В случаях, предусмотренных договором, к претензии прилагаются акт об уничтожении скоропортящихся товаров, акт о сдаче товаров в утиль и иные документы об использовании ценностей на месте в соответствии с их фактическим качеством.
Список литературы
1. Костюкова И. Н., Луговской Д. В. Документальное оформление и бухгалтерский учет товаров:
задачи и тесты. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. 283 с.
2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1.
3. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
4. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии: постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.
5. Об утверждении Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления по качеству: постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-7.
6. Об утверждении Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству: постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6.
7. Технический регламент на масложировую продукцию: Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ.
8. Технический регламент на молоко и молочную продукцию: Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ.
Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, юристов, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!
Журнал «Бухгалтер и закон»
ISSN 2079-6773
Выпускается с 1999 года. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 60 - 68 с. Периодичность - 1 раз в 3 месяца.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34127 47697 83846
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fln-izdat.ru