П. Н. Осипов, А. В. Якубова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК С ПОЗИЦИИ
ОСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ, СОПУТСТВУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Ключевые слова: профессиональное образование, производственные практики, квалификация, сопутствующие
специальности.
В статье предлагается новая система организации производственных практик на факультете пищевой инженерии с позиции освоения студентами квалификаций, сопутствующих получаемой ими специальности.
Key words: vocational education, industrial practices, qualification, attended specialty.
There is proposed a new system of organization of production practices at the Department of Food Engineering in the article. It is shown through mastering skills, taking qualification, receiving attended specialty by the students.
В ранее опубликованной статье [1], основанной на результатах специального исследования, нами были показаны особенности профессионального самоопределения студентов -будущих инженеров пищевой и перерабатывающей промышленности. Доказано, что процесс профессионального самоопределения не может быть эффективным без практического обучения. Производственная практика - логическое продолжение профессионального обучения. В процессе практики закрепляются и совершенствуются профессиональные знания и умения; используются воспитательные
возможности высокой организации труда, повышается ответственность за качество конечной продукции; развивается экономическое мышление и т.д. Поэтому одним из эффективных средств профессионального самоопределения студентов является введение в учебный процесс и организация новой системы производственных практик.
Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена ещё и результатами контент-анализа «Вестника Казанского технологического университета» за четыре последних года (более 50 номеров), которые показали, что его авторы неоправданно мало внимания уделяют практической подготовке студентов. Достаточно сказать, что на эту тему была опубликована всего лишь одна небольшая (две страницы) статья [2]. Косвенно упоминалось о практических занятиях студентов (в одном абзаце) как о форме обучения в современном техническом вузе [3]. Попытаемся восполнить этот пробел, обратившись к опыту организации производственных практик на
факультете пищевой инженерии с позиции освоения квалификаций, сопутствующих
специальности
Система практик для специальности
«Пищевая инженерия малых предприятий»
построена с учетом того, что сфера деятельности будущего инженера лежит в области не только переработки сырья, но и в создании сопутствующих предприятий питания. Последнее важно, поскольку конечный продукт определяет культуру и качество
производства. Таким образом, освоение студентами сопутствующих инженерной деятельности квалификаций, в том числе рабочих, обеспечивает непрерывную профилизацию.
Что для этого необходимо? В учебный план вводится шесть видов практик, часть из которых должна проходить без отрыва от основного учебного процесса. В результате прохождения каждой из практик предусматриваются контрольные точки, в ходе выполнения которых студент
подтверждает приобретение определенных знаний, умений, навыков. Статус, который занимает студент на практике, мы условно назвали квалификацией, а виды выполняемой деятельности - функциями. Схема проста. Всего восемь квалификаций, которые студент приобретает поэтапно в процессе прохождения различных видов практик. Для каждой практики составляется тематический план,
выполняя который студент получает оценку
(таблица 1).
Первая практика является учебноознакомительной. Студенты проходят ее на первом курсе вместо традиционной внутривузовской практики, ее продолжительность составляет шесть рабочих дней, что соответствует тридцати шести часам. Учебно-ознакомительная практика является первой ступенью изучения технологии и оборудования производства продуктов питания. На период её прохождения перед студентом ставятся следующие задачи:
• освоить нормы и правила санитарии и техники безопасности при производстве продуктов питания (1 час);
• освоить прием нескольких видов сырья согласно ГОСТам по органолептическим показателям (11 часов);
• освоить требования к условиям хранения сырья, характеристики помещения хранения, оборудования, совместимость продуктов при хранении (3 часа);
• ознакомиться с процессами и операциями первичной обработки и подготовки сырья и полуфабрикатов к производству (21 час).
Таблица 1 - Система практик для проектно-деятельностной модели подготовки инженера по специальности «Пищевая инженерия малых предприятий»
№ п/п Стандартная практика Новые виды практики Осваиваемая функция Виды отчета Оценка Квалифи- кация
1 Внутри- вузовская Учебно- ознакомитель- ная Работник пищевого цеха, кухонный работник Учет выполнения графика зачет
2 Учебно- ознакомитель- ная Первая производствен- ная Помощник мастера цеха, помощник технолога, помощник повара Текстовый отчет Зачет, рейтинг
3 Производст- венная Вторая производствен- ная Мастер цеха, технолог, повар, зав. производством, калькулятор Курсовая работа- реферат, презентация изделия Зачет, рейтинг Мастер цеха, техно-лог, повар
4 Менеджерская Официант, бармен, бухгалтер Бизнес-план Зачет, рейтинг
5 Научного мониторинга Экскурсии на ведущие предприятия Выполнение графика посещения
6а Преддиплом- ная Проектно- иновационная Освоение передовых технологий, новой продукции Сбор материала для дипломной работы Этот вид практики предназначен для студентов с высокой рейтинговой оценкой предыдущих практик
6б Преддиплом- ная Преддипломная Традиционный подход
На втором курсе студент проходит первую производственную практику, продолжительность которой составляет две недели. Практикант осваивает при этом функции помощника повара, мастера цеха, технолога (таблица 2). Контролем прохождения является текстовый отчет,
предусмотренный тематическим планом практики, по выполнению которого ставится зачет по рейтинговой системе.
На третьем курсе в процессе второй производственной практики студент осваивает функции повара, калькулятора, мастера цеха,
заведующего производством и технолога. Этот вид практики предполагает выполнение курсовой работы-реферата с презентацией изделия. После выполнения плана студенту ставится зачет по рейтинговой системе оценок.
Следующие два вида практик, планируемые в седьмом и восьмом семестрах обучения, -менеджерская и научного мониторинга - имеют экономическую направленность, что особенно
важно для обучающихся по специальности
«Пищевая инженерия малых предприятий». В ходе прохождения менеджерской практики осваиваются
функции официанта, бармена и бухгалтера, причем ведение бухгалтерии занимает большую часть плана, и соответственно времени практики. Общая продолжительность этого этапа - три недели. Отчет по практике представляется в виде проекта бизнес-плана организации с последующей его защитой.
Практика научного мониторинга предполагает экскурсии на ведущие предприятия отрасли. Контроль - выполнение графика посещения организаций. Предполагается посещение не менее трех предприятий.
Наконец, преддипломная практика имеет две разновидности в зависимости от желания и способностей студента. Это проектно-
инновационная практика и обычная преддипломная. Последняя предполагает традиционный подход к этому виду практики. Первая же - освоение передовых технологий и оборудования производства продуктов питания, а также новой продукции. Проектно-инновационная практика предназначена для студентов с высокой рейтинговой оценкой предыдущих практик, её продолжительность составляет шесть недель.
Таким образом, студенты проходят все этапы производственного цикла, выполняя функции от простого рабочего до руководителя малого пищевого предприятия. Основным замыслом здесь является перенос значительной части процесса обучения на территорию предприятия. Студент находится в реальных условиях конкретного предприятия, осваивает современное оборудование
и технологии, участвует в выпуске реальной продукции, в производственных отношениях. При таком обучении необходимость корректировки содержания теоретической подготовки осознается уже в процессе учебы, а не после того, как студент заканчивает вуз.
Таблица 2 - Функции, выполняемые практикантом в зависимости от квалификации
Квалификация Функции
Кухонный работник 1) прием и хранение сырья; 2) первичная обработка сырья; 3) подготовка сырья к производству.
Помощник повара 1) приготовление заготовок; 2) выполнение простейших операций производства продуктов.
Официант-бармен-кассир 1) владение технологией обслуживания, подачи блюд и напитков; 2) использование кассового аппарата; 3) заполнение кассовой книги.
Повар 1) приготовление и оформление салатов и холодных закусок; 2) приготовление и оформление горячих закусок; 3) приготовление и оформление первых блюд; 4) приготовление и оформление гарниров; 5) приготовление и оформление вторых блюд; 6) приготовление и оформление мучных изделий; 7) приготовление и оформление кондитерских изделий и десертов.
Технолог 1) контроль качества сырья, заготовок и готовой продукцией; 2) проверка и корректировка технологических параметров процесса производства; 3) разработка «новых» блюд.
Зав. производством -калькулятор 1) калькуляция блюд; 2) учет «остатков»; 3) ведение документации;
Бухгалтер В вариативной части учебного плана 1) учет труда и заработной платы; 2) учет основных средств; 3) учет затрат на производство и реализацию; 4) учет ценных бумаг; 5) налогообложение; 6) правовые основы; 7) отчетность.
Руководитель В вариативной части учебного плана 1) организация производства (документооборот, кадры, распределение обязанностей и т.д.); 2) контроль технологии производства; 3) контроль бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 4) «открытие дела с «нуля» (регистрационные, учредительные, разрешающие документы, бизнес-план, инвестиции).
В процессе работы у студента возникает ряд осмысленных вопросов, которые он может обсудить на теоретических занятиях с преподавателем. Процесс адаптации на
производстве в такой ситуации проходит наиболее безболезненно. Молодой человек видит реальные результаты своего труда, осознает свою производственную значимость, приобретает
уверенность, ориентируется в производственных отношениях, проходит социализацию. У него появляется стремление к карьерному росту, возникает желание к дальнейшему
профессиональному развитию.
Обучающиеся по обычной системе студенты третьего курса на первоначальном этапе имеют достаточно низкую мотивацию и учатся не осознанно, при выходе на заводскую практику у них меняется представление о профессии, происходит
переоценка своих возможностей, повышается мотивация.
Студенты четвертого курса достаточно комфортно чувствуют себя на производстве, хорошо представляют свою будущую профессию и знают необходимые требования к своей специальности, которым они должны соответствовать.
Выпускники таких групп ощущают себя востребованными, уверенными специалистами,
которые умеют регулировать свою образовательную и производственную деятельность. 80% таких
студентов работают в качестве дублеров техников, мастеров, технологов на штатных оплачиваемых должностях и непосредственно участвуют в организации и управлении производственной деятельностью, 76% из них изъявляют желание продолжить работу на базовом предприятии. При
такой системе обучения значительно выше и успеваемость студентов.
Таким образом, с одной стороны, внедрение новой системы производственных практик стимулирует первоначальный профессиональный интерес студентов к выбранной деятельности, помогает студентам утвердиться в правильности своего выбора, нацеливает на более серьезное и глубокое, изучение предметов общепро-
фессионального и специального циклов. Выпускник специальности «Пищевая инженерия малых предприятий» будет значительно лучше адаптирован к производственной деятельности.
С другой стороны, в условиях рыночной экономики тесная связь с предприятиями и целевая подготовка специалистов по их заказам -существенный фактор развития ресурсного обеспечения учебного заведения. Предприятия должны понимать, что уровень эффективности производства напрямую связан с качеством рабочей силы и ее мотивацией на профессиональную карьеру. И, конечно, в такой ситуации, вложение
средств в профессиональную подготовку становится выгодным для всех инвесторов, обеспечивая им успех и конкуренцию.
Литература
1. Осипов, П.Н. Особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой промышленности / П.Н.Осипов, А.В.Якубова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15, №4. - С.211-213.
2. Абдуллин, И. А. Производственная практика студентов как составная часть учебного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов / И.А. Абдуллин, В.А. Злобин, Г.В. Афанасьев, Н.И. Лаптев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №21. -С.246-247.
3. Зарипов, Р.Н. Формы и методы преподавания в современном техническом вузе / Р.Н.Зарипов, И.Р.Зарипова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. -Т.14, №23. - С.304-313.
4. Зернова, И.Р. Основные формы учебновоспитательного процесса в вузе / И.Р.Зернова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9. - С.689-694.
© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected], А. В .Якубова -асп. КНИТУ.