Научная статья на тему 'Организация профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки "педагогическое образование"'

Организация профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки "педагогическое образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONALLY-ORIENTED PRACTICE / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / MASTER''S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна

В статье представлены содержательно-процессуальные аспекты организации профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее организации в педагогическом вузе (организация профессионально-ориентированной практики в логике компетентностно-деятельностного подхода и учета модульного принципа построения основной профессиональной образовательной программы магистратуры, использование практико-ориентированных и интерактивных форм взаимодействия субъектов образовательных отношений). Раскрывается целевое назначение различных видов практик (учебно-ознакомительной, учебной и производственной) в профессиональной подготовке магистрантов педагогического образования. Подтверждается успешность использования модульного принципа построения ОПОП, обеспечивающего сочетание изучения теоретических разделов модуля с системой профессионально-ориентированных практик. В основе организации профессионально-ориентированной практики лежит идея построения многопозиционной системы отношений между субъектами образовательных отношений. Инновационность организации профессионально-ориентированной практики обеспечивается участием общеобразовательной организации как равного и важного партнера вуза при подготовке будущего педагога в рамках сетевого взаимодействия. Особая роль в данном аспекте отводится супервизору, который не только демонстрирует образцы профессиональных действий; помогает магистранту при планировании способов самостоятельного выполнения трудовых действий, но и осуществляет контроль за деятельностью магистранта с последующим обсуждением ее результативности; участвует в оценке уровня освоения образовательных результатов студентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED PRACTICE OF STUDENTS OF DIRECTION OF PREPARATION "PEDAGOGICAL EDUCATION"

The article presents the substantive and procedural aspects of the organization of professionally oriented practice of students of direction of preparation "Pedagogical education", highlighted the pedagogical conditions providing efficiency of its organization at the pedagogical University (organization of professionally oriented practice in the logic of the competence-activity approach and consideration of the modular approach of the basic professional educational program of a magistracy, the use of practice-oriented and interactive forms of interaction of subjects of educational relations). Reveals the purpose of different types of practices (study, training and internship) in professional training of masters of pedagogical education. Evidenced by the successful use of modular basic professional educational program, providing a combination of theoretical sections of a module professionally-oriented practices. The basis for the organization of professionally oriented practice lies the idea of building a multi-positional system of relations between subjects of educational relations. The innovativeness of the organization of professionally oriented practice is ensured by the participation of educational organizations as equal and important partner of the University in preparing future teachers by providing network communications. A special role in this aspect is given to the supervisor who not only shows samples of professional activities; helps the student when planning methods of self-execution of labor operations, but also oversees the activities of a student, followed by a discussion of its effectiveness; participates in the evaluation of the level of mastering the educational outcomes of a student.

Текст научной работы на тему «Организация профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки "педагогическое образование"»

педагогические Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна

науки ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ...

УДК 378.147.88

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2017

Горшенина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Неясова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (430008, Россия, Саранск, ул. Рабочая, 38, e-mail: 25909101@mail.ru)

Аннотация. В статье представлены содержательно-процессуальные аспекты организации профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее организации в педагогическом вузе (организация профессионально-ориентированной практики в логике компетентностно-деятельностного подхода и учета модульного принципа построения основной профессиональной образовательной программы магистратуры, использование практико-ориентированных и интерактивных форм взаимодействия субъектов образовательных отношений). Раскрывается целевое назначение различных видов практик (учебно-ознакомительной, учебной и производственной) в профессиональной подготовке магистрантов педагогического образования. Подтверждается успешность использования модульного принципа построения ОПОП, обеспечивающего сочетание изучения теоретических разделов модуля с системой профессионально-ориентированных практик. В основе организации профессионально-ориентированной практики лежит идея построения многопозиционной системы отношений между субъектами образовательных отношений. Инновационность организации профессионально-ориентированной практики обеспечивается участием общеобразовательной организации как равного и важного партнера вуза при подготовке будущего педагога в рамках сетевого взаимодействия. Особая роль в данном аспекте отводится супервизору, который не только демонстрирует образцы профессиональных действий; помогает магистранту при планировании способов самостоятельного выполнения трудовых действий, но и осуществляет контроль за деятельностью магистранта с последующим обсуждением ее результативности; участвует в оценке уровня освоения образовательных результатов студентом.

Ключевые слова: педагогическое образование, магистратура, профессионально-ориентированная практика, сетевое взаимодействие.

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED PRACTICE OF STUDENTS OF DIRECTION OF PREPARATION «PEDAGOGICAL EDUCATION»

© 2017

Gorshenina Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogics, associate professor Neyasova Irina Alexsandrovna, candidate of pedagogics, associate professor Mordovian State Pedagogical Institute after M.E. Evseviev (430008, Russia, Saransk, Working Street, 38, e-mail: 25909101@mail.ru)

Abstract. The article presents the substantive and procedural aspects of the organization of professionally oriented practice of students of direction of preparation "Pedagogical education", highlighted the pedagogical conditions providing efficiency of its organization at the pedagogical University (organization of professionally oriented practice in the logic of the competence-activity approach and consideration of the modular approach of the basic professional educational program of a magistracy, the use of practice-oriented and interactive forms of interaction of subjects of educational relations). Reveals the purpose of different types of practices (study, training and internship) in professional training of masters of pedagogical education. Evidenced by the successful use of modular basic professional educational program, providing a combination of theoretical sections of a module professionally-oriented practices. The basis for the organization of professionally oriented practice lies the idea of building a multi-positional system of relations between subjects of educational relations. The innova-tiveness of the organization of professionally oriented practice is ensured by the participation of educational organizations as equal and important partner of the University in preparing future teachers by providing network communications. A special role in this aspect is given to the supervisor who not only shows samples of professional activities; helps the student when planning methods of self-execution of labor operations, but also oversees the activities of a student, followed by a discussion of its effectiveness; participates in the evaluation of the level of mastering the educational outcomes of a student.

Keywords: teacher education, master's degree, professionally-oriented practice, networking.

Ориентиры современной системы российского образования определяют новые требования к уровню профессиональной подготовки педагогических работников. Сегодня востребованным выступает педагог, умеющий самостоятельно решать поставленные перед ним профессиональные задачи, способный к творческому преобразованию действительности, саморазвитию и самосовершенствованию. В условиях инновационных преобразований меняется стратегия подготовки будущих педагогов, что ведет к качественным изменениям в содержании и организации образовательного процесса в педагогических вузах. Особое внимание уделяется проблемам организации профессионально-ориентированной практики в магистратуре.

Анализ научной литературы по проблемам организации практики в педагогических вузах свидетельствует о том, что в исследованиях освещаются вопросы профессионального самоопределения студентов в период практики (К. М. Дурай-Новакова, Г. Н. Меженцева и др.); проблемы формирования личности будущего педагога в рамках практики (А. Ф. Линенко, Л. А. Трепоухова, Г. Н. Швецова и др.). В рамках модернизации педагоги-

ческого образования представлены модели углубленной профессионально-ориентированной практики в условиях сетевого взаимодействия (А. А. Марголис [1, 2], В. А. Гуружапов [3], Е. Н. Землянская [4], М. Я. Ситченко [4], Е. А. Алисов [5] и др.)

Необходимость инновационного подхода к организации практик магистрантов педагогического образования обусловлена рядом новых федеральных программно-целевых документов и нормативных актов, разработанных в последние годы и направленных на обеспечение повышения профессионального уровня педагогических работников (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г. [6]; Федеральный государственный образовательный стандартавысшего образования; Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфе-редошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерстватруда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [7] и др.).

Профессионально-ориентированная практика явля-

Gorshenina Svetlana Nikolaevna, Neyasova Irina Alexsandrovna

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED PRACTICE ..

pedagogical sciences

ется обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы магистратуры и представляет собой «вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на усиление практической направленности программ магистратуры на основе сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями, формирование компетенций и трудовых действий обучающихся и их мотивационно-профессиональной сферы» [4].

Организация профессионально-ориентированной практики осуществлялась в рамках участия ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева» в проекте по модернизации педагогического образования (Ф-135.056 «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» (координатор проекта - зав. кафедрой доктор педагогических наук, профессор Т. И. Шукшина) [8,9,10,11].

Как отмечается в исследовании Е. Н. Землянской, М. Я. Ситченко основные позиции организации профессионально-ориентированной практики заключаются в структурировании данного вида деятельности в логике компетентностно-деятельностного подхода и учета модульного принципа построения основной профессиональной образовательной программы магистратуры.

Реализация модульного принципа построения ОПОП обеспечивает сочетание практико-ориентированного изучения теоретических разделов модуля с системой встроенных и концентрированных практик.

Встроенная практика отвечает общему замыслу модульной программы подготовки магистрантов, содержание ее соответствует теме и функциональной структуре каждого модуля. Замысел встроенности состоит не только в том, что задания практики непосредственно определяются теоретическим разделом модуля, но и в том, что они выполняются в реальном учебном процессе образовательной организации. Концентрированная практика включена в каждый учебный семестр с отрывом от учебных занятий, имеет разные виды (учебная и производственная) и содержание, соотнесенное с темами модулей и динамикой профессионального развития магистрантов. Концентрированная практика в содержательном аспекте не дублирует отдельные встроенные практики, а обобщает, углубляет на новом уровне сформированные профессиональные компетенции и трудовые функции магистрантов.

Основной профессиональной образовательной программой предусмотрены следующие виды практик: учебно-ознакомительная, учебная и производственная. Следуя логике построения ОПОП магистратуры можно выделить целевую направленность каждого вида практик.

Учебно-ознакомительная практика предшествует теоретическому обучению и осуществляется концентрированным способом. Основной целью учебно-ознакомительной практики является формирование комплекса компетенций необходимых для вхождения обучающихся в содержательную и функциональную проблематику образовательного модуля. Основной задачей данного вида практики является постановка проблемы, решение которой затруднено магистрантами по причине недостаточного уровня теоретических знаний, что позволяет замотивировать студентов к освоению содержания теоретических разделов модуля.

Учебная (педагогическая) практика включается в период теоретического обучения и реализуется по рассредоточенному типу. Данная практика нацелена на повышение профессионально-педагогической и методической культуры магистранта, способствует становлению его мотивационно-профессиональной позиции и активизации научно-исследовательской деятельности в области образования.

Производственная практика проводится по концентрированному типу. Производственные практики направленны на организацию освоения целостной профессиональной деятельности в соответствии с целями программы на одной из баз, организованные на принципах школьно-университетского партнерства в условиях супервизии со стороны опытных педагогов образовательной организации. Данный вид практики призван осуществлять рефлексивный анализ инновационного опыта, развивать профессиональную компетентность в области проектирования и реализации конкретных практических ситуаций деятельности педагога, творчески решать профессионально-прикладные и научно-педагогические проблемы. Данный вид практики проводится с отрывом от обучения в вузе.

Таким образом, в рамках каждого вида практики магистрант на базе общеобразовательной организации -стажировочной площадке выполняет различные виды заданий (анализ индивидуальных психолого-педагогических ситуаций, разбор наиболее сложных случаев в интервизорских группах и на супервизии, включенное наблюдение за деятельностью педагога-супервизора, осуществление собственных профессиональных проб, реализацию педагогических технологий, используемых в деятельности педагога, включение групповые занятия-дискуссии и др.), целевые ориентиры которых заданы содержанием модуля.

Расширению потенциала практической подготовки в рамках профессионально-ориентированной практики способствует организация сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Сегодня вопросами сетевого взаимодействия в образовании занимаются такие исследователи как Л. К. Гребенкина [12], Н. А. Копылова [12], А. М. Лобок [13], А. И. Рытов [14], Н. В. Рябова [15], А. С. Сиденко [16], В. А. Стародубцев [17], В. В. Анненков [17], Е. А. Вос-трикова[17], С. П. Анисимова [18], В. П. Демкин[18], Г. В. Майер [18], Г. В. Можаева [18], И. Э. Кондракова [19] и др.

А. И. Адамский определил «образовательную сеть» как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта [20].

В нашем понимании сетевое взаимодействие это совместная деятельность образовательных организаций разных типов, в результате которой обучающиеся эффективно осваивают основные профессиональные образовательные программы магистратуры с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. Организация сетевого взаимодействия предусматривает сочетание теоретических и практических форм обучения: - в стенах вуза - занятия лекционного и практического типа; научно-практические семинары и конференции с участием научных работников, преподавателей, работодателей и учителей-практиков; - в инфосреде - занятия, семинары или самостоятельная работа; - на базе общеобразовательных школ (стажировочных площадок) - прохождение различных видов практики, выполнение наблюдений, лабораторных и аналитических работ, подготовка и реализация проектов, выполнение научно- исследовательских работ.

Необходимо отметить, что общеобразовательные организации являются важным источником практического знания, без которого подготовить будущего педагога к профессиональной деятельности невозможно. В рам-

педагогические науки

Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ...

ках организации профессионально-ориентированной практики важно рассматривать общеобразовательную организацию как равного и важного партнера вуза при подготовке будущего педагога, который может и способен взять на себя ответственность за формирование у выпускников трудовых функций и профессиональных действий.

В основе организации профессионально-ориентированной практики лежит идея построения многопозиционной системы отношений между участниками образовательного процесса. Большую роль в организации профессионально-ориентированной практики на стажи-ровочной площадке в условиях сетевого взаимодействия играет супервизор. Супервизия - наблюдение и помощь (обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок и др.) более опытного коллеги (учителя) за работой начинающего педагога.

В процессе организации профессионально-ориентированной практики супервизор обеспечивает знакомство магистрантов с образовательной организацией; оказывает помощь магистранту при вхождении в профессиональное сообщество; демонстрирует образцы профессиональных действий; помогает магистранту при планировании способов самостоятельного выполнения трудовых действий; осуществляет контроль за выполнением профессионального действия магистрантом с последующим обсуждением его результативности; участвует в оценке уровня освоения образовательных результатов магистранта, при этом объектом независимой оценки выступает деятельность магистрантов в период практики и подготовленные ими образовательные продукты [4, 5].

Успешность в формировании трудовых действий в рамках организации профессионально-ориентированных практик в условиях сетевого взаимодействия обеспечивается посредством использования интерактивных форм организации взаимодействия субъектов образовательных отношений. Среди них можно выделить проведение мастер-классов, организация и проведение проблемных педагогических семинаров для студентов, проведение круглых столов с участием администрации, учителей школ, педагогов вуза и родительской общественности, проектирование и моделирование традиционных и инновационных форм, методов и технологий обучения, воспитания и развития обучающихся (проекты уроков/занятий, система оценки образовательных результатов, комплексы дидактических средств, материалов и т.д.), траекторий личностного и профессионального развития обучающихся и др.

Таким образом, организация профессионально-ориентированной практики усиливая практико-ориенти-рованный контент, обеспечивает повышение уровня практической подготовки магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование, создает условия для проведения и научно-педагогического исследования. Для эффективности организации профессионально-ориентированной практики необходимо соблюдение ряда педагогических условий (реализация модульного принципа построения ОПОП, организация профессионально-ориентированной практики в условиях сетевого взаимодействия, использование практико-ориентиро-ванных и интерактивных форм взаимодействия субъектов образовательных отношений).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. -Режим доступа: http://psyedu.rU/journal/2014/2/Margolis. рЫт1

2. Марголис А. А. Проблемы и перспективы разви-

тия педагогического образования в РФ / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19.

- № 3. - С. 41-57.

3. Гуружапов В. А. Проектирование модели практи-ко-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования / В. А. Гуружапов, А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.143-159.

4. Землянская, Е. Н. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов психолого-педагогического образования / Е. Н. Землянская, Я. М. Ситченко // Преподаватель XXI века. - 2015. - №1 (2). - С.107-138.

5. Алисов, Е. А. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов «Педагогическое образование» условиях сетевого взаимодействия / Е. А. Алисов // Вестник ТГУ. - 2015. - № 9 (141). - С. 38-45

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 No 203-ФЗ) [Электрон-ный ресурс]. -URL : http://base.consultant.rU/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=LAW;n=163560;fld=34;dst=4294967295;rnd=0.324 9852804001421fr om=140174-0.

7. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - URL : http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129

8. Кадакин В. В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 - С. 93-98.

9. Буянова И. Б. Модульный подход к построению основной образовательной программы подготовки учителей в соответствии с профессиональным стандартом / И. Б. Буянова // Гуманитарные науки и образование.

- 2015. - № 3 - С. 81-85.

10. Шукшина Т. И. Практико-ориентированная подготовка магистров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / Т. И. Шукшина, И. Б. Буянова, С. Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2. - С. 79-85.

11. Шукшина Т. И. Содержательные и процессуально-технологические аспекты подготовки магистров в педагогическом вузе / Т. И. Шукшина, Т. В. Татьянина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3 (15).

- С. 52-59.

12. Гребенкина Л. К. Модели сетевого взаимодействия на примере кафедры педагогики и педа- гоги-ческих технологий РГУ имени С. А. Есенина / Л. К. Гребенкина, Н. А. Копылова // Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л. К. Гребенкиной. - Рязань, 2013. - С. 38-42.

13. Лобок А. М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия / А. М. Лобок // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 93-101.

14. Рытов А. И. Модель образовательной сети и механизмы взаимодействия / А. И. Рытов // Управление образованием. - 2013. - № 2. - С. 51-55

15. Рябова Н. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как необходимое условие подготовки педагогических кадров / Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3. - С.107-112.

16. Сиденко А. С. Сетевое взаимодействие для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов / А. С. Сиденко // Управление образованием. - 2013.

- № 2. - С. 44-50.

Gorshenina Svetlana Nikolaevna, Neyasova Irina Alexsandrovna

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED PRACTICE ..

pedagogical sciences

17. Стародубцев В. А. Проектирование сетевых взаимодействий педагогов / В. А. Стародубцев, В. В. Анненков, Е. А. Вострикова // Школьные технологии. -2013. - № 2. - С. 123-128.

18. Анисимова С.П. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде (Опыт Томского государственного университета) / С. П. Анисимова, В. П. Демкин, Т. В Майер, Г. В. Можаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2005. - № 2. - С. 78-86.

19. Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие: механизмы реализации образовательной политики / И. Э. Кондракова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 3. - С. 29-32.

20. Адамский А. И. Сетевое партнерство в образовании / А. И. Адамский. - М. : Эврика, 2004. - 144 с.

Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я Яковлева» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»).

Статья поступила в редакцию 21.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.