Научная статья на тему 'Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия'

Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАКТИКА / МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL EDUCATION / MAGISTRACY / NETWORK INTERACTION / PRACTICE / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

Обобщается опыт моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия, накопленный в Московском городском педагогическом университете. Характеризуются концептуальные аспекты моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов на примере образовательного модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе». Модуль соответствует задачам разработки и апробации программ профессиональной (педагогической) магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях; усиления связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога, сформулированным в Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема выявления ключевых регулятивов, значимых организационных аспектов, ценностных приоритетов технологического обеспечения процесса педагогического образования. Эту проблему нельзя считать решенной - зачастую попытки обозначения факторов, определяющих эффективность организации педагогического образования, носят бессистемный, эклектичный характер. Однако важность продолжения таких изысканий не вызывает сомнений. В исследовании описываются актуальность модели (на основе результатов подготовительного этапа апробации), цели и задачи, структура и содержание, принципы и этапы, условия реализации, кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение профессионально-ориентированной практики в условиях сетевого взаимодействия. Модель может служить ориентиром и практическим пособием для всех участников подготовки и проведения профессионально-ориентированной практики. С накоплением нового организационного опыта в ходе реализации модели возможны внесения в нее необходимых поправок, нацеленных на повышение качества профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEEPENED PRO-ORIENTED PRACTICE OF UNDERGRADUATES OF DIRECTION OF PREPARATION “PEDAGOGICAL EDUCATION” IN TERMS OF NET INTERACTION

The experience of modeling of the profound professional practice of undergraduates of the direction of preparation “Pedagogical education” in the conditions of network interaction which is saved up at the Moscow city teacher training university is generalized. Conceptual aspects of modeling of the profound professional focused practice of undergraduates on the example of the educational module “Design of Educational Activity at the Main School” are characterized. The module corresponds to problems of development and approbation of programs of a professional (pedagogical) magistracy with the built-in long-term practical training in the educational organizations; strengthening of communication of all components of the content of preparation (subject, psychology and pedagogical, information and technical) with practical professional tasks of the teacher, formulated in the Concept of support of development (modernization) of pedagogical education. In the circumstances special relevance is gained by a problem of identification of key regulative, significant organizational aspects, valuable priorities of technological support of process of pedagogical education. This problem can't be considered solved often attempts of designation of the factors defining efficiency of the organization of pedagogical education have unsystematic, eclectic character. However, importance of continuation of such researches doesn't raise doubts. In article relevance of model (on the basis of results of a preparatory stage of approbation), the purposes and tasks, structure and the contents, the principles and stages, realization conditions, personnel, material and information support of the professional focused practice in the conditions of network interaction is described. The model can serve as a reference point and a practical grant for all participants of preparation and carrying out the professional focused practice. With accumulation of new organizational experience in the course of realization of model entering into it of the necessary amendments aimed at improvement of quality of the professional focused practice of undergraduates of the direction of preparation “Pedagogical education” is possible.

Текст научной работы на тему «Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.1

МОДЕЛЬ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© Евгений Анатольевич АЛИСОВ

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории педагогики, заместитель директора Института педагогики и психологии образования по научной работе, e-mail: evgenii.alisov@mail.ru

Обобщается опыт моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия, накопленный в Московском городском педагогическом университете. Характеризуются концептуальные аспекты моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов на примере образовательного модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе». Модуль соответствует задачам разработки и апробации программ профессиональной (педагогической) магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях; усиления связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога, сформулированным в Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема выявления ключевых регулятивов, значимых организационных аспектов, ценностных приоритетов технологического обеспечения процесса педагогического образования. Эту проблему нельзя считать решенной -зачастую попытки обозначения факторов, определяющих эффективность организации педагогического образования, носят бессистемный, эклектичный характер. Однако важность продолжения таких изысканий не вызывает сомнений. В исследовании описываются актуальность модели (на основе результатов подготовительного этапа апробации), цели и задачи, структура и содержание, принципы и этапы, условия реализации, кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение профессионально-ориентированной практики в условиях сетевого взаимодействия. Модель может служить ориентиром и практическим пособием для всех участников подготовки и проведения профессионально-ориентированной практики. С накоплением нового организационного опыта в ходе реализации модели возможны внесения в нее необходимых поправок, нацеленных на повышение качества профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова: педагогическое образование; магистратура; сетевое взаимодействие; практика; модель.

Многочисленные опросы преподавателей, а также отзывы выпускников педагогических программ свидетельствуют о недостаточной практической подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [1; 2]. «Отсутствие решения этой проблемы ставит под сомнение вопрос о выполнении кадровых требований к реализации ООП общего образования и превращает программы подготовки педагогов из профессиональных,

т. е. готовящих к профессиональной деятельности, в программы продолженного общего образования, не ориентированные на подготовку к профессии» [3, с. 51]. Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового учителя, представляющего собой активную личность, способную самостоятельно определять и реализовывать цели, выходящие за пределы стандартных требований.

Условия эффективности реализации современного высшего педагогического образования сопоставимы с основными тенденциями функционирования мирового образовательного процесса, но имеют свою выраженную специфику ввиду принципиальных особенностей профессиональной деятельности педагога. Одним из таких условий выступает сетевое взаимодействие высшей школы с другими общественными институтами и структурами [4; 5].

Принцип сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, предполагает углубленную профессионально-ориентированную практику студентов; выступает ведущим в контексте апробации экспериментальных модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры, осуществляемой в Московском городском педагогическом университете. Остановимся подробнее на концептуальных аспектах моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в рамках модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе».

Актуальность модели углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в рамках модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» (на основе результатов подготовительного этапа апробации) обусловливается необходимостью повышения уровня практической подготовки магистрантов в области проектирования образовательной деятельности в основной школе, связанной с:

1) усилением глобальной конкуренции, основанной на востребованности образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладают конструктивностью и динамизмом, а также чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое и культурное процветание;

2) резким повышением роли инновационных процессов в образовании, акцентирующих необходимость развития у магистрантов практических умений инновационного проектирования образовательной деятель-

ности в современных условиях, готовности к выполнению профессиональных обязанностей в области инновационной педагогической деятельности;

3) возрастанием значения подготовки будущих магистров к организации и внедрению проектных видов и форм деятельности школ и субъектов образовательного пространства, нормативно-правовому обеспечению развития системы на основе согласования целей личности (обучающихся, педагогов, родителей) с целями общественного развития.

Цели профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия:

- приобретение опыта проектировочной деятельности, необходимого для проектирования образовательной деятельности в основной школе;

- овладение основными проектировочными умениями педагогической деятельности учителя основного общего образования и формирование профессиональных черт личности учителя;

- выработка навыков самостоятельного проектирования учебных занятий по предмету;

- овладение умениями практического применения знаний в области формирования универсальных учебных действий в основной школе;

- овладение навыками самостоятельного выявления универсальных учебных действий в содержании предметных линий;

- овладение умениями практического применения знаний в области методики проектирования образовательных систем;

- овладение навыками самостоятельного осуществления проектировочной деятельности в образовательной организации;

- овладение умениями практического применения знаний в области формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

- накопление потенциала педагогических технологий, создание полноценных условий для психологически комфортного, безопасного сотрудничества субъектов образовательной среды;

- формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранного профиля подготовки, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам;

- формирование готовности к осуществлению социально-педагогической поддержки подростков.

Задачи профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия:

- применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов педагогического проектирования;

- овладение основными видами и формами проектировочной деятельности, профессиональными умениями и навыками, формирование профессионально-личностных качеств педагога;

- изучение передового педагогического опыта в области педагогического проектирования;

- развитие и воспитание устойчивого интереса к педагогическому проектированию;

- выработка творческого, исследовательского подхода к педагогическому проектированию;

- формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля проектировочной деятельности, соответствующей особенностям и профессиональной деятельности;

- развитие способностей решать прикладные задачи формирования универсальных учебных действий с использованием современных технологий;

- практическое знакомство с современными методами формирования универсальных учебных действий в основной школе;

- развитие способностей решать прикладные задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды с использованием современных технологий;

- практическое знакомство с современными методами формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

- применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов организации социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста;

- изучение передового педагогического опыта в области организации социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста.

Структура и содержание углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия. Принципы и этапы реализации углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия.

Практика проводится в три этапа.

Первый этап - учебная концентрированная практика (ориентировочный блок): проводится до изучения практико-ориентирован-ной части теоретического обучения дисциплинам модуля.

Второй этап - педагогическая рассредоточенная практика (формирующий и корректирующий блоки): проводится одновременно с изучением практико-ориентированной части теоретического обучения.

Третий этап - производственная концентрированная практика (функциональный блок): проводится на завершающем этапе изучения дисциплин модуля.

В зависимости от этапа практики магистрант на базе образовательной организации -стажировочной площадке - осуществляет действия (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, разрабатывает учебно-методические и дидактические материалы, участвует в учебно-воспитательном процессе, проводит занятия и др.), необходимые для выполнения заданий, разработанных для модуля по каждой из образовательных дисциплин.

По результатам каждого из этапов практик, а также по ее итогам оформляется отчет о результатах работы.

Содержание углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия подразумевает осуществление ими следующих видов деятельности:

- характеристику образовательной организации;

- изучение основных направлений деятельности образовательной организации;

- выявление специфики проектировочной деятельности учителя основного общего образования в образовательной организации;

- изучение методической основы педагогического проектирования образовательного процесса в образовательной организации;

- изучение технологической основы педагогического проектирования образова-

тельного процесса в образовательной организации;

- оценку перспектив и потенциала реализации педагогических проектов в образовательной организации;

- проектирование системы обучающей деятельности учителя основного общего образования;

- проектирование системы воспитательной деятельности учителя основного общего образования;

- проектирование системы развивающей деятельности учителя основного общего образования.

Условия реализации углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия; кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение.

Критериями отбора общеобразовательных организаций сетевого взаимодействия в рамках модуля выступают:

- обладание школой образцами тех трудовых действий, которые необходимо будет сформировать у будущего магистра в рамках решения профессиональных задач или долгосрочной учебно-производственной практики;

- наличие необходимой материально-технической базы;

- укомплектованность кадрами с высоким уровнем профессиональной квалификации;

- наличие квалифицированных специалистов, готовых к организации и сопровождению дистанционного обучения;

- высокий уровень мотивации руководящих и педагогических работников к обеспечению эффективности проектирования образовательного процесса, решению современных образовательно-развивающих задач;

- наличие опыта успешного проектирования образовательной деятельности в основной школе.

Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия являются:

- наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;

- договорные формы правоотношений между участниками сети;

- экономическая эффективность сетевого взаимодействия;

- общее информационное пространство, интернет-сайты субъектов сетевого взаимодействия, позволяющие: предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам Сети, иметь информацию о деятельности других участников Сети;

- управление организацией сетевого взаимодействия.

Правовой основой сетевого взаимодействия выступают договоры гражданско-правового характера между участниками Сети. При заключении договоров образовательные организации становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Организация сетевого взаимодействия с общеобразовательной организацией строится на принципах школьно-университетского партнерства. Формой реализации сетевого взаимодействия в процессе освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» выступают стажи-ровочные площадки, организуемые на базах образовательных организаций (школ), отвечающих вышеприведенным критериям отбора общеобразовательных организаций сетевого взаимодействия в рамках модуля и необходимым условиям организации сетевого взаимодействия.

Основная цель стажировочной площадки освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» -создание магистрантами (стажерами) проекта инновационной образовательной среды, предоставляющей обучающимся возможность проявлять личностную активность, побуждающей их инициативу, помогающей становлению их учебной самостоятельности. Достижение основной цели стажировочной площадки подразумевает инициативную разработку магистрантами (командой проектировщиков) пакета предложений конкретных аспектов модернизации, оптимизации отдельных направлений образовательной деятельности организации за счет реализации педагогически обоснованных (на основании всестороннего качественного анализа особенностей образовательной деятельности в основной школе) качественных инновационных преобразований.

Работа стажировочных площадок освоения модуля «Проектирование образователь-

ной деятельности в основной школе» организуется в соответствии с принципами сетевого взаимодействия, что позволяет:

- выявить проблемы и затруднения магистрантов, возникающие в ходе практики взаимодействия с субъектами реально функционирующего образовательного процесса в основной школе;

- обеспечить становление адекватной профессиональной позиции магистранта (не позиции «потребителя» готового организационно-методического продукта, а позиции его активного, творческого проектировщика);

- активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями, знаниями магистрантов и представителей профессионального педагогического сообщества.

Для координации деятельности стажиро-вочной площадки освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» создается Совет стажиро-вочной площадки. Для оказания помощи в организации работы назначается научный консультант из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров (кандидатов или докторов педагогических наук). Научный консультант обеспечивает информационные условия для тиражирования опыта посредством сетевого взаимодействия стажировочной площадки, базовых, опорных организаций и широкой практики проектирования образовательной деятельности в основной школе.

Сотрудники стажировочной площадки:

- организуют занятия по конкретным темам образовательной программы;

- участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки;

- осуществляют тьюторское сопровождение магистрантов (стажеров) [6; 7].

Стажировочная площадка обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта путем организации различных форм социально-педагогического взаимодействия (конференции и видеоконференции, «круглые столы», семинары-практикумы, мастер-классы, консультирование, творческие мастерские и другие мероприятия).

По результатам работы стажировочной площадки проводится мониторинг. Мониторинг результатов реализации мероприятий стажировочной площадки организуется путем сбора, обработки, анализа статистиче-

ской, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов.

Технология учета сформированности в ходе реализации сетевого взаимодействия, компетенций будущих магистров в электронном портфолио предполагает соблюдение принципов использования портфолио развития [8]. Портфолио развития содержит различные работы обучающегося по определенной дисциплине, группе схожих дисциплин или все работы за определенный период, позволяет проследить динамику развития обучающегося, процесс формирования компетенций.

Портфолио должен включать все материалы, которые иллюстрируют достижения магистранта при изучении дисциплин модуля (как положительные, так и отрицательные). Это могут быть не только отчеты о проектах и решениях ситуационных задач, но и результаты письменных работ, черновики, т. е. вся информация, которая позволит охарактеризовать обучающегося и оценить уровень сформированности компетенций в сфере проектирования образовательного процесса в основной школе. Портфолио должен отражать все этапы обучения дисциплинам модуля, позволять контролировать процесс обучения, определять, насколько обучающийся владеет специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, характеризовать его личностные качества и отношение к работе, тем самым позволяя оценить сформированность как когнитивной, так и личностной составляющих компетенций.

Организация теоретического обобщения итогов практической части изучаемого в процессе сетевого взаимодействия модуля предполагает задействование методов объяснения, сопоставления, формулировку выводов в соответствии с конкретными полученными заданиями по проектированию образовательной деятельности в основной школе.

Квалификационными требованиями к педагогу-супервизору базы практики являются:

- наличие высшего образования по профилю;

- наличие практического опыта деятельности (не менее 5 лет);

- повышение квалификации (за последние 3 года);

- наличие опыта подготовки участников олимпиад, конкурсов и т. д.;

- наличие опыта подготовки и организации олимпиад, конкурсов и т. д.;

- публикации за последние 3 года (по проблеме изучения).

Функциональными требованиями к педагогу-супервизору базы практики являются:

- разработка и согласование с координатором практики от университета учебно-методической документации (программа практики с указанием задач профессионального модуля и соотносимых с ними профессиональных компетенций и трудовых действий, содержание и планируемые результаты практики; формы оформления заданий по практике; контрольно-измерительные материалы по оценке сформированности профессиональных компетенций и трудовых действий и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знакомство практикантов с образовательной организацией;

- проведение инструктажа по охране труда и контроль за соблюдением правил техники безопасности и правил внутреннего распорядка, установленных в организации;

- составление совместно с обучающимся и координатором практики от университета индивидуального плана с поэтапным формированием профессиональных трудовых действий («смотрю - повторяю - делаю»);

- демонстрация профессиональных трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога и содержанием модуля;

- обеспечение необходимых условий для формирования профессиональных компетенций и отработки профессиональных трудовых действий;

- регулярное консультирование практикантов по вопросам выполнения трудовых действий, предусмотренных программой практики и содержанием модуля;

- анализ и оценивание уровня сформи-рованности трудового действия и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержанием модуля;

- составление письменного отзыва о результатах практической подготовки обучающегося к выполнению профессиональных трудовых действий и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями

профессионального стандарта и содержанием модуля с качественной и количественной оценкой;

- внесение предложений по совершенствованию организации и содержания практической подготовки обучающихся.

Обязанности руководителя практики от УСП:

- обеспечение планирования, организации и учета результатов практики;

- контроль реализации плана-графика проведения практики;

- контроль выполнения сроков сдачи отчетных материалов по результатам прохождения практики;

- помощь в устанавлении связи со ста-жировочными площадками (базами практики), распределение магистрантов по местам практики;

- внесение предложений по совершенствованию организационно-содержательной составляющей практики;

- консультирование педагогов-супервизоров, учителей (воспитателей) и администрацию ОО - стажировочных площадок -по вопросам организации и содержания практики;

- анализ вместе с преподавателями дисциплин по предметам модуля отчетной документации магистрантов;

- организация подведения итогов практики;

- участие в обсуждении итоговой оценки по педагогической практике.

Модель углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в рамках модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» предполагает:

- соответствие требованиям ФГОС ВО (ФГОС ВО 3+) и Профессионального стандарта [9-11];

- встроенный характер долгосрочной практической стажировки;

- усиление связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами.

В целом, разработанная модель претендует на:

- интеграцию результатов ФГОС ВО и Профессионального стандарта по схеме: функция - действие - компетенция (знание,

умение, владение) - обобщенный (интегрированный) результат;

- вариативность содержания;

- полноценную реализацию принципов сетевого взаимодействия.

Внедрение модели углубленной профессионально-ориентированной практики создает предпосылки для формирования непрерывно развивающейся среды практики и позволяет целенаправленно разрабатывать и корректировать процесс индивидуального личностно-профессионального становления магистра, соответствующий современным вызовам, запросам и требованиям развития основного общего образования. Успешное воплощение модели в реалии современного образовательного процесса высшей школы возможно лишь при условии интеграции усилий всех сторон, заинтересованных в высокопрофессионально подготовленных к успешной работе выпускников университета: ППС вуза, руководителей и организаторов практики, сотрудников образовательных организаций, работодателей и магистрантов.

1. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 14. Вып. 24 / под ред.

B.С. Собкина. М., 2010.

2. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Технология развития метакомпетенций аспирантов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 9 (125).

C. 102-110.

3. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41-57.

4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105-126.

5. Алисов Е.А. Современные ориентиры повышения эффективности реализации высшего педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сборник научных статей 5 Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т. / под общ. ред. Н.Е. Мажара. Смоленск, 2014. Т. 2. С. 184-187.

6. Рябинина Н.П. Технологии индивидуализации тьюторского сопровождения в педагогическом вузе. URL: http://www.rusnauka.com/ 33_DWS_2013/Pedagogica/2_150019.doc.htm (дата обращения: 15.10.2014).

7. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смо-лик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». Москва; Тверь, 2012.

8. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 201-238.

9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 14.01.2010 г. № 35 URL: http://umd.udsu.ru/FGOS_VPO/FGOS_ fail/080500.htm (дата обращения: 15.10.2014).

10. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.10.2014).

11. Ямбург Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Новая газета. 2012. 1 октября.

1. Sotsiologiya obrazovaniya. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. T. 14. Vyp. 24 / pod red. V.S. Sobkina. M., 2010.

2. Sharshov I.A., Makarova L.N. Tekhnologiya razvitiya metakompetentsiy aspirantov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 9 (125). S. 102-110.

3. Margolis A.A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 41-57.

4. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogi-cheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 105-126.

5. Alisov E.A. Sovremennye orientiry povysheniya effektivnosti realizatsii vysshego pedagogi-cheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: sbornik nauchnykh statey 5 Vserossiyskoy nauchno-

prakticheskoy konferentsii: v 2 t. / pod obshch. red. N.E. Mazhara. Smolensk, 2014. T. 2. S. 184-187.

6. Ryabinina N.P. Tekhnologii individualizatsii t'yutorskogo soprovozhdeniya v pedagogi-cheskom vuze. URL: http://www.rusnauka.com/ 33_DWS_2013/Pedagogica/2_150019.doc.htm (data obrashcheniya: 15.10.2014).

7. Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smo-lik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Profes-siya «t'yutor». Moskva; Tver', 2012.

8. Novikova T.G., Pinskaya M.A., Prutchenkov A.S., Fedotova E.E. Portfolio v zarubezhnoy obrazovatel'noy praktike // Voprosy obrazovaniya. 2004. № 3. S. 201-238.

9. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie

(kvalifikatsiya (stepen') "magistr"): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14.01.2010 g. № 35 URL: http://umd.udsu. ru/FGOS_VPO/FGOS_fail/080500.htm (data obrashcheniya: 15.10.2014).

10. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'): profes-sional'nyy standart. URL: http://www. rosmin-trud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (data obrashcheniya: 15.10.2014).

11. Yamburg E.A. Zachem nuzhen professional'nyy standart uchitelya? // Novaya gazeta. 2012. 1 oktyabrya.

nocTynnna b pega^Hro 6.11.2014 r.

UDC 378.1

MODEL OF DEEPENED PRO-ORIENTED PRACTICE OF UNDERGRADUATES OF DIRECTION OF PREPARATION "PEDAGOGICAL EDUCATION" IN TERMS OF NET INTERACTION

Evgeny Anatolyevich ALISOV, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor, Theory and History of Pedagogy Department Professor, Theory and History of Pedagogy Department Head's Deputy at Scientific work, e-mail: evgenii.alisov@mail.ru

The experience of modeling of the profound professional practice of undergraduates of the direction of preparation "P e-dagogical education" in the conditions of network interaction which is saved up at the Moscow city teacher training university is generalized. Conceptual aspects of modeling of the profound professional focused practice of undergraduates on the example of the educational module "Design of Educational Activity at the Main School" are characterized. The module co r-responds to problems of development and approbation of programs of a professional (pedagogical) magistracy with the built-in long-term practical training in the educational organizations; strengthening of communication of all components of the content of preparation (subject, psychology and pedagogical, information and technical) with practical professional tasks of the teacher, formulated in the Concept of support of development (modernization) of pedagogical education. In the circumstances special relevance is gained by a problem of identification of key regulative, significant organizational aspects, valuable priorities of technological support of process of pedagogical education. This problem can't be considered solved - often attempts of designation of the factors defining efficiency of the organization of pedagogical education have unsystematic, eclectic character. However, importance of continuation of such researches doesn't raise doubts. In article relevance of model (on the basis of results of a preparatory stage of approbation), the purposes and tasks, structure and the contents, the principles and stages, realization conditions, personnel, material and information support of the professional focused practice in the conditions of network interaction is described. The model can serve as a reference point and a practical grant for all participants of preparation and carrying out the professional focused practice. With accumulation of new organizational experience in the course of realization of model entering into it of the necessary amendments aimed at improvement of quality of the professional focused practice of undergraduates of the direction of preparation "Pedagogical education" is possible.

Key words: pedagogical education; magistracy; network interaction; practice; model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.