Стратегия коучинга начинается с мобилизации внутреннего потенциала студентов и выходит на уровень актуализации их возможностей. Соответственно, в результате такой модели взаимодействия педагог, с одной стороны, повышает уровень мотивации и ответственности, как у себя самого, так и у сту-
дентов, помогает четко определить цели, создать план, вдохновляет и поддерживает на этапе его реализации, предоставляет обратную связь, а с другой - личность сама может разработать четкую и конкретную программу реализации планов, получить ощутимый результат своего коммуникативного развития.
Примечания
1 См.: Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2006.
2 См.: Александрова Е.А. Указ. соч.
3 См.: ЯкунинВ.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. 2-е изд. Спб., 2000. С. 123.
4 См.: Юсфин С.М. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 117-123.
5 См.: Юсфин С.М. Указ. соч.
6 См.: Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003. С.312.
7 Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. Ульяновск, 2004. С. 13.
8 См.: Зимняя И.А. Педагогическая психология. С. 315.
9 таН^о: [email protected].
10 Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестн. практической психологии образования. 2004. № 1. С. 46-49.
11 См.: http://www.job-today.ru/issue2/s14_00_5.htm.
12 См.: та^о: [email protected].
13 См.: http://www.lifecoach.ru.
14 http://coach-s.narod.ru/business26.html.
15 httр://www.bubnov.ru/news/142html.
УДК 372.2
Е.В. ЧЕРДЫНЦЕВА
Омский государственный педагогический университет, кафедра педагогики и психологии детства E-mail: [email protected]
Организация проектной деятельности в начальной школе
В статье раскрывается роль проектного обучения в реализации компетентностного подхода к образовательному процессу в начальной школе. Организация проектной деятельности младших школьников рассматривается как система, включающая базовый, продвинутый и творческий уровни. Педагогическое сопровождение поисково-творческой работы детей над проектом состоит в обеспечении их алгоритмом деятельности, а также в консультировании на каждом ее этапе.
Ключевые слова: проект, проектное обучение, проектная деятельность младших школьников, алгоритм проектной деятельности, уровни проектной деятельности.
E.V. CHERDYNZEVA The Organization of Project Activity in Primary School
The role of project studying in the realization of competent approach to the education process in primary school is described in the article. The organization of project activity of junior students is the regarded as a system including basic, advanced and creative levels. Teachers' accompaniment in searching and creative work of children over the project includes giving them the algorithm of activity and consulting them in every stage.
Key words: project studying; project activity of junior students; the algorithm of project activity; levels of project activity.
© Е.В. Чердынцева, 2009
В процессе модернизации отечественной
с истемы образования основной задачей педагогического процесса в начальной школе становится формирование у детей потребности и умений самостоятельно добывать знания, а также применять их в практической жизнедеятельности. Решению указанной задачи способствует использование в начальной школе технологии проектного обучения. Систематическое включение младших школьников в проектную деятельность обеспечивает формирование у них ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования1.
Методологическую основу проектного обучения составляют исследования американских педагогов Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, а также труды отечественных ученых А.П. Аношкина, В.С. Безруковой, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, А.М. Новикова, А.И. Савенкова,
A.А. Филимонова. В указанных работах раскрываются его концептуальные основы, принципы и этапы организации.
Согласно позиции А.П. Аношкина2,
B.С. Безруковой3, Е.С. Заир-Бек4, А.М. Новикова5 под проектным обучением следует понимать организованный педагогом процесс решения ребенком значимой проблемы с использованием разнообразных методов и средств, интегрированных знаний. при этом конечным результатом и основным продуктом дидактического взаимодействия является проект как реалистический замысел желаемого будущего в виде прообраза; идеальное описание будущего объекта или будущей деятельности.
Проектная деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию деятельности.
По мнению А.А. Филимонова6, сильные стороны технологии состоят в том, что в про-
цессе проектной деятельности дети глубоко и осознанно усваивают базовые знания, самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление, приобретают ключевые компетенции.
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибир-ская7 отмечают, что в процессе проектного обучения педагогу необходимо учитывать принципы прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития. Рассмотрим их подробнее. Принцип про-гностичности обусловлен самой природой проектирования. Необходимо ориентировать детей на предвидение будущего состояния создаваемого объекта как конечного результата проектной деятельности.
Принцип пошаговости предполагает формирование у детей адекватного представления об особенностях проектной деятельности, которая предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий, от него - к программе действий и ее реализации. При этом каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего. Принцип нормирования требует обязательности прохождения участниками всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур. Принцип обратной связи указывает на необходимость получения педагогом информации о результативности деятельности детей по окончании каждой проектной процедуры и ее коррекции.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности. Принцип саморазви-
тия предполагает, что решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Рассматривая проектную деятельность в начальной школе с учетом возрастных возможностей детей, С.И. Поздеева, Т.В. Кузнецова8, Н.Б. Полянина9, А.И. Савенков10 выделяют следующие особенности ее организации:
1) проблема проекта должна быть связана с областью познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
2) педагогу необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию у детей соответствующих способов деятельности;
3) проект младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
4) по объему он представляет собой мини-проект, по способу построения - «квазиисследовательский»;
5) проектная деятельность детей организуется в группах, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий.
В процессе организации проектной деятельности детей А.И. Савенков11 выделяет следующие этапы: постановка проблемы; выдвижение гипотетической идеи; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовка и защита итогового продукта. На каждом из них для развития у детей умений выделять проблемы, выдвигать гипотезы, осуществлять сбор, анализ и обобщение необходимой информации, делать выводы и умозаключения ученый предлагает использовать соответствующую систему упражнений.
В процессе организации проектной деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:
- проектировщик - проектирует основные вехи проектной деятельности учащихся до ее выполнения;
- фасилитатор-консультант - побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет умением задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает доброжелательную атмосферу, поощряя учеников выражать свое мнение;
- координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопостав-
ляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определяет очередность высказываний).
В том случае, если учащемуся требуются дополнительные знания или способы действий, учитель выступает в качестве мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Итак, во-первых, основу проектного обучения составляет организация педагогом поисково-творческой деятельности детей по решению практически или теоретически значимой для них проблемы. Во-вторых, проектная деятельность всегда имеет внешний и внутренний результаты. Первый можно увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Второй представляет собой уникальный опыт деятельности и является достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. В-третьих, эффективность проектной деятельности определяется сформированностью у детей комплекса соответствующих умений: прогностических, проективных, информационных, коммуникативных, организационных, рефлексивных. И в то же время работа над учебным проектом способствует формированию перечисленных умений. В-четвертых, работа младших школьников над проектом осуществляется в группах и предполагает педагогическое сопровождение.
Вышесказанное позволяет представить систему организации проектной деятельности младших школьников, включающую три взаимосвязанных уровня: базовый, продвинутый и творческий.
На базовом уровне целью является ознакомление детей с основами проектирования, формирование первоначальных проектировочных умений. При этом содержанием их деятельности является разработка групповых мини-проектов на учебных занятиях. Это может быть создание рассказов, сказок, памяток, опорных схем, игр на закрепление учебного материала и т.д. Взаимодействие педагога и учащихся включает следующие этапы: подготовительный, ориентационный, поисковый, аналитический.
На подготовительном этапе учитель вводит понятия «проектная деятельность», «проект»; представляет общую структуру проекта, организует деятельность детей по ее анализу. Учащиеся воспринимают и осмысливают полученную информацию, выделяют структурные компоненты проекта. Результат взаимо-
действия - формирование первоначальных представлений детей о процессе проектирования, о проекте как его конечном продукте.
На ориентационном этапе формулируется проблема, определяются возможные направления проектирования. Учащиеся ее осмысливают, осуществляют выбор личностно значимого направления проектной деятельности. Результат взаимодействия - формирование первоначальных представлений детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей ее разрешения.
На поисковом этапе педагог руководит взаимодействием младших школьников, оказывает помощь в определении шагов поиска. Учащиеся осуществляют поисково-творческую деятельность в избранном направлении. С целью оптимизации проектной деятельности детей целесообразно предложить им в качестве опоры следующий алгоритм:
1) проанализируйте интересующие вас проблемы;
2) выделите ту проблему, решение которой для вас сегодня наиболее важно;
3) сформулируйте проблему в виде вопроса;
4) представьте возможный результат вашей работы;
5) продумайте последовательность действий по достижению желаемого результата. Для этого ответьте на вопросы: с чего необходимо начать? что необходимо сделать дальше? что необходимо сделать на последнем этапе работы?
6) определите возможные источники поиска необходимой информации. Проконсультируйтесь в случае необходимости с учителем;
7) ссуществляйте деятельность по намеченному плану;
8) продумайте форму представления и защиты результата вашей работы;
9) проанализируйте свою деятельность: соответствует ли результат замыслу? что нового для себя узнали в процессе работы? чему научились? что было трудным? что оказалось легким? возможна ли дальнейшая работа над проектом? если да, то в каком направлении?
Результатомдидактического взаимодействия на данном этапе является формирование у младших школьников первоначальных проектировочных умений.
На аналитическом этапе учитель анализирует, оценивает и корректирует творческий поиск детей. Учащиеся осуществляют реф-
лексию созданного проекта и процесса проектирования. Результат взаимодействия -овладение детьми умением осуществлять рефлексию проектной деятельности.
На продвинутом уровне цель состоит в расширении и углублении знаний младших школьников о процессе проектирования, совершенствовании проектировочных умений. Содержанием их деятельности выступает создание группового проекта по изученному разделу какого-либо учебного предмета. Включению учащихся в проектно-исследо-вательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. Задача учителя - создать условия для проявления ими инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. При этом учитель выступает как помощник, индивидуальный консультант, сопровождающий собственный поиск детей12.
На подготовительном этапе учитель ставит перспективную учебную задачу, связанную с разработкой проекта, актуализирует представления учащихся о структуре проекта. Младшие школьники воспринимают и осмысливают учебную задачу, воспроизводят структурные компоненты проекта. Результат взаимодействия - создание мотивации детей к осуществлению проектной деятельности.
На ориентационном этапе педагог консультирует учащихся, как лучше сформулировать проблему и тематику будущего проекта. Они определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, осуществляют постановку цели и задач. Результат взаимодействия - начало поисково-творческой деятельности младших школьников по разрешению проблемы.
На поисковом этапе учитель консультирует учащихся по вопросам поиска и отбора научной информации, практического опыта, проектного замысла и возможным направлениям его реализации, а также по содержательной части проекта. Учащиеся осуществляют поиск, изучение научных источников и практического опыта, формулируют проектный замысел, представляют его теоретическое обоснование и технологическое описание. По окончании работы над проектом учитель рассказывает о процедуре его защиты. Учащиеся составляют и редактируют текст выступления на защите. Результат взаимодействия - создание проекта и его презентации.
На аналитическом этапе учащиеся осуществляют презентацию проектного замысла, отвечают на вопросы одноклассников и педагога. При этом происходит рефлексия процесса и результатов проектной деятельности. Учитель анализирует и оценивает процесс и результаты проектной деятельности детей, принимает участие в обсуждении и выставлении итоговой отметки. Оценка качества проектов осуществляется по следующим критериям:
- осмысление проблемы проекта и формулирование его цели;
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и интегрированных знаний, умений и навыков;
- степень осмысления использованной информации;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- прикладное значение полученных результатов.
Результат взаимодействия - подведение итогов и оценка проектной деятельности младших школьников. Можно привести примеры возможных тем проектов и их конечных результатов (табл. 1).
На творческом уровне цель состоит в
обобщении и систематизации знаний учащихся о процессе проектирования, применении проектировочных умений в нестандартной ситуации. Содержанием их деятельности является создание интегрированного проекта в рамках нескольких учебных дисциплин или в рамках системы воспитательной работы. Взаимодействие «учитель - учащиеся» организуется аналогично продвинутому уровню, при этом учащиеся проявляют большую степень самостоятельности на каждом из этапов работы над проектом. В качестве примера рассмотрим организацию деятельности детей над проектом по теме «Все течет, все изменяется». Проект носит исследовательский характер. В рамках данной работы объединяются знания, умения и способы деятельности детей из областей «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «История», «Информатика».
Отправным моментом проектной деятельности детей является постановка проблемного вопроса: может ли существовать мир без изменений? В процессе обсуждения данной проблемы учащиеся выдвигают различные гипотезы, в том числе и гипотезу о том, что изменения происходят везде: в природе, в литературе, в различных областях науки, искусстве. Затем определяется круг вопросов, на которые необходимо ответить для подтверждения данной гипотезы: какие изменения происходили и происходят в природе? как изменяется человек с течением времени? как человек преобразует окружающий мир? и др. На следующем этапе дети определяют возможные источники информации по
Таблица 1
Тематика проектов младших школьников на продвинутом уровне
Темы Практический результат
Если хочешь быть здоров Создание журнала «Здоровый образ жизни», содержащего практические рекомендации по укреплению здоровья детей
Я хочу, чтобы мой город был чистым! Разработка практических рекомендаций по улучшению экологической ситуации в родном городе
Пернатые друзья Создание клуба друзей птиц
Я - читатель Создание картотеки интересных детских книг и статей из журналов
Дар красноречия Создание учебника риторики для детей
Я пишу, мне пишут Создание практических рекомендаций по овладению культурой письменной речи
Мой бюджет Разработка плана расходования личных денежных средств на месяц
изучаемой проблеме: беседы со взрослыми, книги, наблюдения, опыты, Интернет. В процессе анализа и систематизации полученных сведений они находят ответы на вопросы. Затем оформляют результаты исследования в виде доклада, электронной презентации, статьи в школьном журнале и т.д. По завершении работы осуществляется публичная защита, в ходе которой педагог оценивает процесс и результаты совместной деятельности детей, а также осуществляется рефлексия деятельности участниками проекта. На данном уровне возможна также организация работы детей над проектами (табл. 2).
Резюмируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы:
1) применение технологии проектного обучения обеспечит реализацию компетен-
тностного подхода к образовательному процессу в начальной школе;
2) педагогическая ценность проектной деятельности состоит в обогащении субъективного опыта детей новыми знаниями и способами деятельности;
3) проектная деятельность детей должна носить системный характер, реализующийся на трех взаимосвязанных уровнях: базовом, продвинутом и творческом;
4) в качестве ориентировочной основы деятельности младших школьников целесообразно предложить им алгоритм работы над проектом;
5) педагогу необходимо осуществлять сопровождение поисково-творческой деятельности детей на каждом этапе работы над проектом.
Темы Практический результат
Чем живет планета Земля? Создание журнала «Вокруг света» о современных событиях и мировых проблемах
Люди мира и их открытия Создание презентации великих открытий
Я живу среди людей Создание свода правил взаимоотношений с близкими, со сверстниками, со взрослыми
Моя семья Создание генеалогического древа, презентация своей семьи
Мой досуг Разработка банка идей по интересному и полезному проведению детьми свободного времени, создание презентации своих увлечений, создание проекта детской комнаты отдыха
Какой я? Каким я могу стать? Создание детьми программ самовоспитания
Как научить себя учиться Создание сборника практических рекомендаций по самоорганизации детьми учебной деятельности
Школьный двор Создание проектов благоустройства пришкольной территории
Примечания
1 См.: Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт филосовско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4.
2 См.: АношкинА.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск, 2000.
3 См.: Безрукова В.С. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1995.
4 См.: Заир-БекЕ.С. Основы педагогического проектирования. Спб., 1995.
5 См.: НовиковА.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004.
6 См.: ФилимоновА.А., ГамВ.М. Организация проектной деятельности. Омск, 2005.
7 См.: Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2008.
8 См.: Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006. Вып. 10 (61).
9 См.: Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. Ростов н/Д, 2008.
10 См.: Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль, 2002.
11 См.: Савенков А.И. Указ. соч.
12 См.: Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность: сб. науч. ст. М., 2007. С. 298-308.
Таблица 2
Тематика проектов младших школьников на творческом уровне
УДК373
Э.А. ВИШНЯКОВА
Пятигорский государственный лингвистический университет, кафедра педагогики
E-mail: [email protected]
Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания
Вальдорфская педагогика представляет собой целостную систему, основанную на антропософской концепции Рудольфа Штайнера о человеке как высшем эволюционном продукте природы. Организованная в 1919 г в Штуттгарте (Германия), главным направлением своей деятельности школа считала поиск форм эмоционально-эстетического воспитания и обучения. В основе обучения лежало преподавание по «ритмам» и «циклам» детской жизни. Темперамент человека является одним из элементов его сущности, признаком индивидуальности, о чем свидетельствуют сангвинические, холерические, флегматические и меланхолические особенности проявления свойств личности. Исходя из этого, задача педагогов Вальдорфской школы состоит в том, чтобы точно определить, где в личности следует искать силы, поддерживающие жизнь и формирующие ее. Вальдорфская школа - это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах учащихся», что отличает ее от традиционной государственной. В Вальдорфской школе учащиеся развиваются согласно своим индивидуальным возможностям, учатся проявлять терпимость к иному мировоззрению и образу жизни. Вальдорфские педагоги решают задачу максимальной реализации генетического потенциала учащихся.
Ключевые слова: антропософская концепция Рудольфа Штайнера, здоровьесберегающие технологии.
E.A. VISHNYAKOVA Waldorf Education is a Pedagogy Based upon the Principles of Anthroposophy
Waldorf education is a pedagogy based upon the educational philosophy of Rudolf Steiner, the founder of anthroposophy. Rudolf Steiner wrote his first book on education, The Education of the Child, in 1907. The first school based upon these principles was opened in 1919 in response to a request by Emil Molt, the owner and managing director of the Waldorf-Astoria Cigarette Company in Stuttgart, Germany. This is the source of the name Waldorf, which is now trademarked for use in association with the educational method.
Both historically and philosophically, Waldorf education grows out of anthroposophy's view of child development, which stands as the basis for the educational theory, methodology of teaching and curriculum. Waldorf pedagogics see that the teacher has "a sacred task in helping each child's soul and spirit grow".
Waldorf teachers use the concept of the four temperaments to help interpret, understand and relate to the behaviour and personalities of children under their tutelage. The temperaments, choleric, phlegmatic, melancholic, and sanguine, are thought to express four basic personality types, each possessing its own fundamental way of regarding and interacting with the world.
Some Waldorf methods have also been adopted by teachers in both public/state and other private schools.
Key words: anthroposophy's view of child development, the educational philosophy of Rudolf Steiner
Во второй половине XIX в. в Западной Европе произошли значительные политико-экономические и социокультурные преобразования, повлиявшие на становление национальных систем образования и интенсивное развитие педагогической мысли. Во многих странах были проведены прогрессивные реформы школы.
Школа в Вальдорфе (Германия), организованная в 1919 г. Р. Штайнером, главным направлением своей деятельности считала поиск форм эмоционально-эстетического воспитания и обучения. Целью школы являлось «художественное воспитание» в противовес «мировоззренческому». Работа строилась на персональном подходе и индивидуальных требованиях к учащимся. В нравственном воспитании на первый план
выдвигалось пробуждение воображения и фантазии как противоядие от детской ожесточенности. В основе обучения лежало преподавание по «ритмам» и «циклам» детской жизни. Опыт этой школы был широко известен: по ее образцу Вальдорфские школы были организованы во многих странах мира.
Рудольф Штайнер (1861-1925) являлся одним из наиболее прогрессивных реформаторов немецкой школы периода Веймарской республики. Философ, социолог, педагог, естествоиспытатель, химик, математик, архитектор, скульптор, художник и поэт, он являлся издателем естественно-научных трудов Г. Гете. Автор ряда работ в области философии, он создал новое направление в ней - антропософию (мудрость о человеке), разработал ее методы. Антропософия явля-
© Э.А. Вишнякова, 2009