ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 658.15
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ОБРАТНОЙ КАЛЬКУЛЯЦИИ
А. Ф. ЧЕРНЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и менеджмента
E-mail: 2052@bk. ru Южно-Уральский государственный университет
О. А. АФОНИНА,
начальник бюро финансового анализа и планирования
E-mail: Xano4ka@yandex. ru Центральный научно-исследовательский институт химии и механики
*
В статье рассмотрены порядок и информационное обеспечение метода обратной калькуляции, используемого в условиях полной отчетности перед заказчиком за затраты, понесенные в рамках выполнения заказа, невозможности нецелевого использования средств, выделенных на заказ, а также невозможности повышения уровня валовой прибыли. Приведен порядок применения метода обратной калькуляции в системе формирования бюджета.
Ключевые слова: метод, обратная калькуляция, затраты, заказ, центр ответственности, учет, себестоимость.
2. Метод обратной калькуляции в системе бюджетирования
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [5] головной исполнитель:
* Окончание. Начало см. в журнале «Международный бухгалтерский учет». 2013. № 25 (271).
- при формировании, уточнении государственного оборонного заказа обосновывает с участием исполнителей цену на продукцию, возможные сроки и порядок формирования ее поставок;
- обеспечивает соответствие продукции по государственному оборонному заказу обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;
- обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу;
- обеспечивает осуществление государственным заказчиком и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, контроля за исполнением государственного контракта.
Исходя из вышеперечисленного, исполнитель государственного оборонного заказа должен применять инструменты для осуществления мониторинга и контроля выполнения финансово-хозяйственных операций в рамках государственного ассигнования. Одним из таких инструментов является система бюджетирования.
Специфика работы предприятий ОПК с учетом особенностей метода обратной калькуляции отражается в формировании системы бюджетирования организаций ОПК.
Для предприятий ОПК характерно противоположное ресурсному принципу формирование бюджетной модели. В случае снижения уровня фактических затрат относительно плановых в составе стоимости контракта уровень прибыли также снижается, а значит, уменьшается выручка, рассчитанная как сумма фактических прибыли и себестоимости. Этот принцип влияет на формирование бюджетной системы предприятий ОПК.
Если в ходе исполнения бюджетов ресурсная и затратная части бюджетной системы оказываются ниже запланированной, финансовые показатели деятельности также подвергаются корректировке.
Существует и обратная связь - в случае изменения объема портфеля заказов все зависящие элементы системы бюджетирования также подвергаются корректировке. В случае увеличения объемов портфеля заказов предприятие либо должно освоить большее количество средств, либо в случае необходимости и возможности экономии откорректировать финансово-экономические показатели формирования стоимости контракта, т. е. снизить объем портфеля заказов до уровня, при котором затраты становятся максимально окупаемыми. При снижении портфеля заказов затратные бюджеты корректируются в сторону уменьшения, либо осуществляется покрытие дефицита средств за счет внутренних резервов предприятия.
К финансово-экономическим нормативам предприятия согласно [7, 8, 10] относятся:
- средний уровень заработной платы основных производственных рабочих;
- плановый норматив социальных отчислений от основной заработной платы основных производственных рабочих;
- плановый уровень процента накладных расходов относительно фонда оплаты труда основных производственных рабочих;
- процент рентабельности.
В процессе утверждения нормативов также утверждается плановый объем сметы накладных расходов организации.
Таким образом, при разработке бюджетной системы предприятия ОПК необходимо учесть следующие отличительные особенности:
- ресурсная часть бюджетной системы планируется в первую очередь на основании планируемого к получению портфеля заказов, основную часть которого составляет государственный оборонный заказ;
- бюджеты статей затрат по основной деятельности должны отражать экономические нормативы для расчета стоимости статей затрат. Это означает, что соотношение бюджета социальных отчислений и бюджета фонда оплаты труда основных производственных рабочих должно соответствовать нормативному проценту социальных отчислений, утвержденному на данном предприятии. Соотношение бюджета накладных расходов к бюджету фонда оплаты труда основных производственных рабочих должно соответствовать нормативному проценту накладных расходов, утвержденному на данном предприятии. Процент рентабельности, исходя из планируемой чистой прибыли по основной деятельности, также должен соответствовать утвержденному нормативу;
- бюджеты предприятия ОПК должны обладать гибкой структурой и подвергаются корректировке исходя из изменения объема портфеля заказов, который зависит от объема получаемой выручки;
- максимально выгодные для предприятия финансовые показатели достигаются в случае, когда объем портфеля заказов отражает максимально необходимые и минимально возможные для предприятия затраты. В противном случае происходит снижение уровня прибыли;
- бюджетная система должна осуществлять отслеживание своевременного выполнения заказов и определение набранного объема выполненных работ.
В проведенном исследовании разработан алгоритм формирования системы затратных бюд-
жетов предприятия ОПК с учетом применения метода обратной калькуляции [13] и вышеуказанных особенностей.
Расчет всех указанных ниже величин производится в денежном выражении.
Первым шагом построения системы затратных бюджетов является определение объемов портфеля заказов на планируемый год, который включает контракты по государственному оборонному заказу и прочие виды продукции (работ, услуг).
Расчет объема портфеля заказов рассчитывается как совокупность заказов оборонного назначения и прочих контрактов предприятия на планируемый год. При этом на этапе первоначального планирования расчет ведется исходя из начальных цен контракта. В случае изменения стоимости контракта объем портфеля заказов подлежит корректировке.
С учетом изложенного объем портфеля заказов имеет следующий вид:
1 1
Ч=172,
где - портфель заказов предприятия на планируемый год без НДС;
п - количество государственных оборонных заказов;
2' - начальная цена контракта на планируемый год без НДС (согласно формулам (1) и (2) в статье [13]);
т - количество гражданских договоров;
- цена договора гражданского характера на планируемый год без НДС. Совокупный объем портфеля заказов включает показатели, заложенные в начальной цене государственных контрактов. К портфелю заказов также добавляется стоимость гражданских договоров. Стоимость продукции по гражданским договорам определяется предприятием на основе внутренней политики предприятия и предусмотренных нормативов для выполнения гражданских заказов на планируемый год.
Формула портфеля заказов имеет следующий
вид:
2й = X + к1Х1 + к2Х1 + Y + + кз(Х + кХ + ВД, (1)
где Х1 - совокупный объем фонда оплаты труда основных производственных рабочих;
к1 - процент социальных отчислений от фонда оплаты труда основных производственных рабочих;
к1Х1 - совокупный объем социальных отчислений от фонда оплаты труда основных производственных рабочих; к2 - процент накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных) от фонда оплаты труда основных производственных рабочих;
к2Х1 - совокупный объем накладных расходов;
Y - совокупный объем затрат на материалы, подготовку и освоение производства, специальную и технологическую оснастку, специальные затраты, затраты на соисполнителей составных частей, прочие производственные и внепроизводственные затраты; к3 - процент рентабельности; к3(Х1 + к1Х1 + к2Х1) - совокупная валовая прибыль.
При этом формулы согласно [13] имеют следующий вид:
1 1 Х1 =Е х1+Е х1,
(2)
Y = 1У + 1 У,
где х1 - фонд оплаты труда основных производственных рабочих по отдельно взятому контракту;
у - затраты на материалы, подготовку и освоение производства, специальную и технологическую оснастку, специальные затраты, прочие производственные и внепроизводственные затраты по отдельно взятому контракту. Таким образом, совокупный объем по статьям равен сумме затрат каждого контракта по данной статье.
Для предприятий ОПК утверждается программа деятельности, в рамках которой определяются объемы производства (выручки), валовой прибыли и чистой прибыли, а также ряд других показателей. Поэтому минимальный объем портфеля заказов исчисляется исходя из показателей, определенных программой деятельности предприятия на планируемый год [9].
Далее предприятие ОПК определяет совокупный объем производства на планируемый год,
п
т
который оно должно выполнить для покрытия собственных затрат и получения нормативной валовой прибыли. Совокупный объем производства, необходимый на планируемый год, включает [9, 13]:
а) среднегодовой объем фонда оплаты труда основных производственных рабочих, необходимый по штатному расписанию на планируемый год;
б) объем социальных отчислений от фонда оплаты труда основных производственных рабочих, необходимый на планируемый год;
в) объем сметы накладных расходов, необходимый на планируемый год;
г) совокупный объем затрат на материалы, подготовку и освоение производства, специальную и технологическую оснастку, специальные затраты, затраты на соисполнителей составных частей, прочие производственные и внепроизводс-твенные затраты исходя из необходимого годового объема производства;
д) валовую прибыль предприятия на планируемый год.
Формула совокупного объема производства имеет следующий вид:
^а = Х2 + К1 + К2 + У + K3, где - необходимый производственный объем;
Х2 - необходимый фонд оплаты труда основных производственных рабочих по штатному расписанию;
К - объем социальных отчислений от необходимого фонда оплаты труда основных производственных рабочих; К2 - планируемый объем накладных расходов исходя из производственных потребностей предприятия;
К3 - планируемый объем валовой прибыли по основной деятельности. Далее объем производства соотносится с планом предприятия по участию в государственном оборонном заказе и прочих государственных программах по формуле
Л = -а . (3)
Хп
Данное соотношение наглядно показывает: 1) какая доля необходимого производственного объема окупается средствами, заложенными в планируемом государственном портфеле заказов;
2) какие дальнейшие действия необходимо предпринять предприятию-исполнителю в случае отклонения. Многолетний опыт работы на предприятиях ОПК позволяет рекомендовать эти действия в соответствии с табл. 2.
В случае равенства показателей и Хд^ или их близком соотношении (критерий погрешности определяется предприятием), т. е. при Л = 1, предприятие осуществляет формирование сводного бюджета доходов и расходов.
Если необходимый объем производства выше плановых объемов по участию в государственных контрактах, необходимо осуществить мероприятия по выравниванию объемов путем:
а) сокращения объемов затрат;
б) заключения дополнительных государственных или гражданских контрактов.
Если выполнение данных мероприятий невозможно, происходит покрытие затрат за счет собственной прибыли предприятия.
Если необходимый объем производства ниже планов по участию в государственных программах, это может свидетельствовать:
а) о недостаточном объеме трудовых ресурсов, т. е. необходимы мероприятия по привлечению основных производственных рабочих;
б) о возможностях увеличения затрат на накладные расходы.
Если количество трудовых и материальных ресурсов достаточно для выполнения государственных заказов, масса накладных расходов максимально удовлетворяет потребности предприятия и является минимально возможной с точки зрения обоснованности затрат, это говорит о вероятности уменьшения планового объема
Таблица 2
Действия исполнителя государственного оборонного контракта в зависимости от соотношения (3)
Значение Л Действие исполнителя
Л = 1 Формирование бюджета доходов и расходов
Л > 1 1. Сокращение объемов затрат. 2. Заключение дополнительных государственных или гражданских контрактов
Л < 1 1. Привлечение основных производственных рабочих. 2. Увеличение затрат на накладные расходы
портфеля заказов путем снижения норматива накладных расходов.
Необходимость выравнивания объемов производства в соответствии с объемами по участию в государственных заказах является отличительной чертой бюджетной системы организации ОПК.
Учитывая, что для предприятий ОПК утверждается объем производства (или выручки) и валовой прибыли на планируемый год, организация ОПК не имеет возможности отказаться от выполнения мероприятий по выравниванию объемов при А > 1 и осуществить покрытие производственных затрат за счет собственных средств.
Как уже упоминалось, предприятие не может получить валовой прибыли и выручки по заказам выше установленных программой деятельности предприятия нормативов, в связи с чем предусмотрены мероприятия, рекомендуемые к выполнению в случае А < 1.
После начала отчетного года и заключения контрактов по государственным оборонным заказам также должна происходить вышеуказанная корректировка объемов производства для достижения в конце года заявленного равенства объемов.
Далее информация о стоимости контракта поступает в бюджет доходов и расходов. На различных этапах ценообразования, описанных в [12, 13], происходит корректировка стоимости статей затрат по контрактам.
В рамках исследуемого авторами типичного предприятия ОПК для осуществления корректирующих мероприятий в бюджете доходов и расходов по стоимости статей контракта используется алгоритм, представленный на рис. 2.
На основе данных бюджета доходов и расходов формируется прогнозный отчет о финансовых результатах предприятия. При этом минимальный объем финансовых результатов определен программой деятельности предприятия ОПК.
В рамках бюджета доходов и расходов определяется совокупный объем по каждой из статей затрат.
Совокупный объем по каждой из статей затрат определяет массу средств, которую предприятие может потратить на соответствующий вид расходов, не исказив равенства производственного объема и объема портфеля заказов и достигнув
максимально возможных показателей, утвержденных программой деятельности.
При этом объем на материальные затраты, комплектующие и соисполнителей составных частей должен быть минимально возможным согласно [6].
Рентабельность по гражданской продукции может быть выше утвержденного норматива, но не может быть ниже, так как в этом случае снижается совокупный процент рентабельности по предприятию.
С учетом данных условий в рамках бюджетной системы должна исполняться следующая система соотношений:
KX1 =KV
kJCx=KT (4)
Y —> min,
къ (Xx + k^ + k^) > Ky
До конца бюджетного периода допускается превышение совокупных объемов статей затрат над необходимым производственным объемом.
Это говорит о наличии определенного запаса средств, заложенного в контрактах, для покрытия расходов предприятия.
К концу года данное превышение должно быть локализовано за счет перераспределения средств по статьям методом обратной калькуляции. В противном случае снижение уровня фактических затрат над плановыми (как совокупных, так и по отдельным контрактам) влечет за собой снижение объемов портфеля заказов [13].
В этом случае формула (4) приобретает следующий вид:
Хх>Х2 к]Х]>К]. к2Х}>К2. Y —> min,
къ (Хх + к^ + М^) > Ку
Если необходимые производственные затраты выше средств, предусмотренных по статьям затрат в контрактах предприятия, необходимо осуществлять мероприятия по снижению уровня производственных затрат и заключать дополнительные заказы.
Еще одним условием эффективного функционирования бюджетной системы является соблю-
дение утвержденных финансово-экономических нормативов.
Очевидно, что достижение нормативных процентов социальных отчислений, накладных расходов и рентабельности в рамках одного контракта достигается при соблюдении данных нормативов и при соотношении соответствующих ресурсных бюджетов.
Формула соотношения бюджетов имеет следующий вид:
Кх!Хг = кх, IХ0 —
К3/(Х2 + К1+К2) = ку
При этом допускается неравенство каждого из показателей в начале отчетного периода. К концу отчетного года неравенство должно быть минимальным. В противном случае фактические коэффициенты нормативных значений будут отличны от плановых (утвержденных) отдельно по каждому виду продукции, что влечет за собой изменение цены контрактов и выявление недобросовестного планирования (необоснованности затрат) по предприятию в целом.
Исходя из изложенного, бюджетная система предприятия ОПК должна:
1) осуществлять мониторинг объемов ресурсных бюджетов и бюджетов прямых затрат;
2) готовить платформу для принятия решений по корректирующим мероприятиям объемов ресурсных бюджетов и бюджетов прямых затрат для достижения утвержденных показателей объемов производства, валовой и чистой прибылей;
3) осуществлять мониторинг фактических коэффициентов нормативных показателей;
4) готовить платформу для принятия решений по корректировке ресурсных бюджетов и бюджетов прямых затрат для достижения утвержденных финансово-экономических нормативов социальных отчислений, процента накладных расходов и рентабельности;
5) осуществлять мониторинг набранных объемов портфеля заказов и предупреждать о недостаточности средств для покрытия затратных бюджетов.
Опыт авторов в области бюджетирования предприятий ОПК позволяет утверждать, что разработанная модель формирования затратных бюджетов учитывает все вышеизложенные необходимые аспекты.
Схема разработанной модели бюджетной системы представлена на рис. 3.
В данной статье особое внимание уделено бюджету доходов и расходов как основному элементу затратного планирования. Опыт авторов по работе с системой бюджетирования на типичном предприятии ОПК позволил сформировать модель бюджета доходов и расходов, обеспечивающую требуемый законодательством контроль за выполнением государственного оборонного заказа. Данная бюджетная модель отражает специфику отрасли предприятий ОПК, т.е. основана на использовании метода обратной калькуляции и метода учета затрат [ 13].
Из-за специфики предприятий ОПК (указанной в [12-14]) невозможно использовать стандартные шаблоны бюджета доходов и расходов, поэтому необходимо осуществить самостоятельную разработку форм бюджета.
При подготовке схемы формирования бюджета доходов и расходов учтены следующие требования к бюджету, которые отражают специфику исследуемого вида экономической деятельности и конкретного предприятия:
1) формат бюджета доходов и расходов является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающей соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период, однако консолидированная часть бюджета доходов и расходов должна отражать прогнозный отчет о финансовых результатах;
2) бюджет доходов и расходов на предприятии ОПК является неотъемлемым элементом бюджетирования. Это связано с тем, что в условиях плановой экономики прогнозирование финансового результата деятельности является обязательным условием работы;
3) бюджет доходов и расходов должен отражать деятельность предприятия в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности (ЦФО);
4) этапом среднесрочного (оперативного) планирования является год;
5) этапом краткосрочного планирования является месяц;
6) в связи с осуществлением на предприятии работ в рамках государственного оборонного заказа
С Начало
Ухе ержденные
объемы прои зв о д ств а, валовой, чистой прибылей
Ж
Контракты по го сударств енн ому оборонному заказу
Договоры на продукцию гражданского
Н ео бхо димьжй
объем
1. Привлечение основных произв од ств снных рабочих.
2. Увеличение затрат на накладные расходы
Прогнозный
отчет о финансовых результатах
тг
д=1
Бюджет доходов и расходов
1. С охрахцени е о оьемов затрат.
2. Заключение
д оп олнительных г о сударсхв еныых или гражданских контрактов
Бюджет финансовых результатов
Бюджет выпуска готовой продукции
Бюджет н езав ершенн ого произв о д ств а
Налоговый бюджет
Н орматив рентабельности
Н орматив сони алъных отчислений
Норматив накладных расходов
..онеи
Ресурсн ъг й бюджет
Бюджет фонда оплаты труда
Бюджет социальных выплат
Бюджеты затрат на материалы, подготовкун о своенне пр анзвод ства, специальную н т ехно лагич ескую оснастку, специальные затраты, затраты на соисполнителей составных частей, прочие производственные н виепроизводствеыиые затраты
Смета н акл адных расходов
Рис. 3. Модель бюджетной системы предприятия ОПК
на период больше года в бюджете возможно присоединение блока долгосрочного планирования;
7) в связи с применением системы корректировки цены на продукцию, а также оперативного внесения новых договоров (заказов) по основной и прочей деятельности в бюджете учтена функция оперативной коррекции плана, т. е. изменения плановых значений на последующие планируемые месяцы после сбора фактических данных по текущему месяцу, а также внесение дополнительных единиц учета заказов и корректировка начальной стоимости контракта;
8) предусмотрен план-факторный анализ по долгосрочному и среднесрочному периоду;
9) в связи с оперативной корректировкой данных в бюджете помесячный план-факторный анализ не предусмотрен. Однако в случае необходимости возможны корректировка и принятие модели помесячного отражения данных «план/ факт».
После определения требований к бюджету доходов и расходов согласно требованиям системы бюджетирования переходим к этапу отображения плановых значений.
Планирование предусмотренных в бюджете доходов и расходов ресурсов осуществляется согласно нескольким вариантам:
1) способ, основанный на равномерном помесячном распределении затрат с дальнейшей корректировкой оставшихся планируемых месяцев плана после сбора факта за прошедшие месяцы (таким образом отражаются, например, плановые показатели по статье «Фонд оплаты труда основных производственных рабочих»);
2) планирование на основании прогноза платежей, что предполагает помесячное распределение средств исходя из бюджета движения денежных средств или бюджета платежей, на основе которых формируются прогнозные статьи (например, таким образом отражаются плановые показатели по статьям, отражающим затраты на материалы и комплектующие);
3) планирование на основании договорных материалов. Помесячное распределение затрат осуществляется согласно условиям договора или технико-экономического обоснования. В этом случае план на месяц по каждой статье проставляется в зависимости от условий договора (например, в
каком месяце планируемого периода будет отражена «Выручка»);
4) планирование на основании специфики работы. Помесячное распределение затрат осуществляется согласно сложившимся правилам работы в случае, если выпускается идентичная продукция или производственный цикл выпускаемой продукции является постоянным (например, таким образом определяется, в каком месяце отразить затраты по статье «Затраты на специальную и технологическую оснастку»). Этот способ требует предварительного сбора информации о полученном опыте или участия в планировании представителей производственных ЦФО.
Все вышеизложенные способы использованы в предлагаемой модели бюджета доходов и расходов, где описана методика их использования.
Предложенная модель бюджета доходов и расходов разработана с помощью программной среды MS Excel. Данное программное обеспечение отличается простотой использования, что дает возможность применять его работниками, не имеющими навыков работы со специализированными программными продуктами, автоматизирующими бюджетный процесс. В случае необходимости данная бюджетная форма может быть транспонирована для выбранного программного обеспечения. Представленная в данной статье бюджетная модель была взята за основу при внедрении системы 1С «Консолидация». Для осуществления процесса бюджетирования в рамках типичного предприятия ОПК был использован следующий алгоритм.
1. Разработка унифицированного блока (УБ) учета информации. Данный блок разработан для учета информации по одному заказу и/или виду доходов/расходов в рамках системы бюджетирования.
2. Внесение информации о составе статей стоимости заказа или видов доходов/расходов в унифицированные блоки.
3. Осуществление планирования на заданный период времени.
4. Обработка необходимого отчета из бухгалтерской программной среды для дальнейшей автоматизации сбора фактических данных.
5. Сбор фактических данных.
6. Группировка заказов по заданному критерию.
7. Формирование сводного бюджета доходов и расходов.
Рассмотрим подробнее данный алгоритм осуществления бюджетирования в рамках метода обратной калькуляции и сопряженного с ним учета затрат.
В рассматриваемой методике разработки формы бюджета доходов и расходов использованы следующие условные обозначения:
- текущий период планирования - год основного планирования;
- период, предшествующий текущему, - год перед текущим периодом планирования;
- период, следующий за текущим, - год, следующий за текущим периодом планирования;
- наряд-заказ - бухгалтерский и управленческий блок учета информации, в рамках которого учитываются данные по одному контракту, наряд-заказу присваивается уникальный номер;
- номер наряд-заказа. Позаказная система учета в любой программной среде предполагает обработку данных, которую удобнее производить, когда в качестве уникального обозначения объекта учета используются цифровое обозначение или артикул. Присвоенный номер может быть многозначным и нести определенного рода информацию каждым рядом чисел;
- шифр заказа - наименование работы, услуг, договора в рамках одного наряд-заказа. Это уникальное обозначение объекта учета, отражающее все реквизиты, которые могут понадобиться в случае выборки объекта учета среди множества. В качестве наименования работы могут использоваться номер договора, название выпускаемой продукции, вид деятельности, по которому происходит бюджетирование, или определенный шифр. Наименование работы используется для облегчения обработки информации пользователем, чтобы не запоминать нумерации работ (номер наряд-заказа).
Рассмотрим подробнее алгоритм формирования бюджета доходов и расходов с помощью разработанных унифицированных блоков (рис. 4).
1. Разработка унифицированного блока (поля занесения информации об одном заказе в бюджетной системе) учета информации. Вид унифицированного блока и формулы MS Excel, применяемые для его заполнения, представлены
в форме 2. Унифицированный блок является элементом системы бюджета доходов и расходов. Данный унифицированный блок учета договоров компании может использоваться для учета как основной, так и вспомогательной деятельности, а также для учета прочих доходов и расходов компании.
2. Внесение информации о составе статей стоимости заказа или видов доходов/расходов в унифицированные блоки. В унифицированный блок вносится следующая информация:
а) наименование заказчика;
б) номер заказа;
в) шифр заказа;
г) срок начала, окончания заказа;
д) вид договора (П - планируемый, З - заключенный, В - выполненный);
е) наименование статьи затрат, соответствующее статьям справочника счета 20 (в случае отражения затрат по основному производству) или счета 23 (в случае отражения затрат по вспомогательному производству);
ж) план финансирования, выделенный на заказ по соответствующим статьям;
з) данные о фактических затратах за период, предшествующий планируемому году. Фактические затраты за предшествующий период по данной работе вносятся по статьям затрат по данной работе;
и) объем финансирования по статьям структуры цены на текущий год;
к) плановые затраты на последующие месяцы и фактические затраты за прошедшие месяцы.
В проведенном исследовании информация вносится на основе данных из информационного листа (ИЛ), порядок работы с которым представлен выше.
3. Планирование на заданный период времени. В унифицированный блок вносится информация по статьям, планируемым на текущий период. Помесячное распределение по статьям осуществляется по принципам:
- равномерного распределения с начала действия работы и до ее окончания;
- отсутствия плана по статье, если в предыдущем периоде был перерасход средств;
- корректировки плана с учетом фактических затрат за предыдущие месяцы.
^ Начало ^
Присвоение доп. признака
1
Фактические ОСВ
_Бюджет по осноЕнай деятельности: ЦФО 1плп11Ф0 2_
УБ по заказу 1
7
Планирование покаждой статье
Фактические
данныепо каждой статье
Шанирование по каждой статье
Фактические
данные по каждой статье
Итоговый олок по ЦФО 1 илиЦФО 2
Бюджет по прочей деятельности: ЦФОЗ ИЛ по заказу 3 ^^ ^ ИЛ по заказу 4
Ж.
УБпо заказу 3
7
7
УБ по заказу 4
Пт анир ование по каждой статье
Фактические
данные по каждой статье
Планирование по каждой статье
Фактические
данные по каждой статье
/
доходое и расходоЕ
ИЛ по виду доходов ирасходов1
Ж
ИЛ по виду доходов ирасходов2
УБпо виду доходов
ирасходов1 —
Ж
7
УБпо виду доходов ирасходов2
Итоговый блок по виду прочих доходов и расходов
Рис. 4. Алгоритм формирования сводного бюджета доходов и расходов (лист 1)
•О
Отчете финансовых
результатах -
ЦФ01
Выручка ЦФ02
ЦФОЗ
ЦФ01
Выручка без НДС ЦФ02
ЦФОЗ
ЦФ01
Прибыль ЦФ02
ЦФОЗ
ЦФ01
Себестоимость ЦФ02
ЦФОЗ
ЦФ01
р Затраты ЦФ02
t; о ЦФОЗ
к и rd Фонд оплаты труда основных производственных рабочих ЦФ01
S ЦФ02
О ЦФОЗ
о к Социальные отчисления по основным производственным рабочим ЦФ01
И ЦФ02
а? N t; 2 — ЦФОЗ
ЦФ01
Накладные расходы ЦФ02
ЦФОЗ
Материалы, подготовка и освоение ЦФ01
ЦФ02
производства ЦФОЗ
ЦФ01
Специальная и технологическая оснастка ЦФ02
ЦФОЗ
ЦФ01
Соисполнители составных частей ЦФ02
ЦФОЗ
Прочие производственные и ЦФ01
ЦФ02
внепроизводственные затраты ЦФОЗ
Конец
Рис. 4. Алгоритм формирования сводного бюджета доходов и расходов (лист 2)
4. Обработка необходимого отчета из бухгалтерской программной среды для дальнейшей автоматизации сбора фактических данных. Для сбора фактических данных анализируется оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) по необходимым счетам за каждый месяц планирования. Далее ОСВ дополняется признаками, необходимыми для осуществления сбора факта. После осуществления сбора фактических данных в бюджетной модели подводятся итоги по каждому виду деятельности и проводятся мероприятия по анализу собранных данных.
5. Сбор фактических данных. Для осуществления сбора фактических данных из программного продукта, предназначенного для бухгалтерского учета, предлагаем использовать ОСВ соответствующего счета за отчетный месяц в формате MS Excel. При разработанной аналитической системе учета затрат субконто справочников возможно использовать данный вид отчета для внесения фактических данных в бюджетную систему. В данном исследовании специально не указан вид программного продукта, предназначенного для осуществления бухгалтерского учета, так как в рассматриваемом случае это не влияет на вид бюджета доходов и расходов. Единственным требованием к программному продукту является возможность импорта данных в MS Excel. Для осуществления
сбора фактических данных по статьям структуры стоимости контракта производится автоматизированная проверка диапазона данных из О СВ. В случае совпадения в диапазоне указанной статьи затрат, номера наряд-заказа и указанного месяца в бюджет проставляются искомые данные. В противном случае проставляется нулевое значение.
6. Группировка заказов по заданному критерию. После того как в бюджет доходов и расходов внесены все необходимые заказы, следует осуществить подведение итогов по видам деятельности и отдельным ЦФО. Необходимо отметить, что для оптимизации конкретных целей компании целесообразно разделять бюджеты по каждому ЦФО. После подведения итогов по каждому ЦФО возможно осуществление консолидации в общий бюджет доходов и расходов, который является прогнозной формой отчета о финансовых результатах. Подведение итогов по выбранному направлению осуществлено в итоговом блоке. Итоговый блок представлен в форме 2.
Если необходимо подвести итоги по дополнительным критериям, возможно введение дополнительного итогового блока.
Данный итоговый блок используется в случае, если виды итогов фиксированы и не требуется постоянного подведения итогов по различным параметрам.
После осуществления группировки данных в итоговом блоке осуществляется переход к сбору данных в сводном бюджете доходов и расходов.
7. Формирование сводного бюджета доходов и расходов.
Сводный бюджет доходов и расходов представляет собой консолидацию итоговой информации по унифицированным блокам.
Сводный бюджет доходов и расходов отражает информацию не только по отдельным ЦФО, но и в целом по предприятию.
Поэтому заключительным этапом сбора информации в сводный бюджет доходов и расходов является интеграция в систему бюджета прочих доходов и расходов и бюджета налоговых обязательств и активов.
Бюджет прочих доходов и расходов разрабатывается с помощью вышеописанных унифицированных блоков, где в зависимости от специфики предприятия изменяется набор статей затрат, а
вместо названий договоров можно использовать наименование видов доходов.
Сбор фактических данных в бюджет доходов и расходов по прочей деятельности осуществляется по тому же принципу, что и сбор фактических данных по основной деятельности.
Планирование бюджета налоговых обязательств предлагается осуществить по аналогичному принципу.
После внесения в сводный бюджет доходов и расходов всех составляющих на основе сводной части возможно построить бюджеты затрат и прочие бюджеты более низких уровней. Для этого достаточно с помощью соответствующих автоматизированных функций осуществить выборку необходимой статьи затрат.
В этом случае в бюджете доходов и расходов будет отражена информация о средствах, выделенных по данной статье в разрезе всех ЦФО и видов деятельности.
Подобная выборка возможна по всем параметрам, внесенным в бюджет доходов и расходов как в горизонтальном, так и в вертикальном варианте.
В свернутом виде бюджет доходов полностью совпадает с формой «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности и не несет дополнительной информации по отдельным видам деятельности.
В данной статье представлена система бюджетирования предприятий ОПК, для которой характерно противоположное ресурсному принципу формирование бюджетной модели.
Разработанная бюджетная система позволяет формировать объемы ресурсных бюджетов в зависимости от заранее известного объема портфеля заказов, осуществлять мониторинг соблюдения утвержденных заказчиком финансово-экономических нормативов (процент накладных расходов, социальных отчислений, уровень рентабельности, объем производства, валовая и чистая прибыли).
Предложенный алгоритм формирования бюджета доходов и расходов на базе стандартного программного обеспечения отражает функциональность и практичность разработанной бюджетной модели и может быть использован как самостоятельный бюджетный блок или основа для разработки форм бюджетной системы в соответствующем программном поле.
Форма 2
Унифицированный и итоговый блоки учета информации для бюджетной системы предприятия ОПК
№ А В С Б Е F
1 Ячейка В1 - последнее ДД. ММ. ДД. ММ. ДД. ММ. Ячейки D1 и Е1 на
число предыдущего года. ГГГГ ГГГГ ГГГГ начало и конец текущего
2 Используется при сборе факта за предыдущий год =СЕГОДНЯ () Название ЦФО года, используются для прогноза плана
3 Заказчик Номер наряд- Шифр темы Срок начала Срок оконча- Наименование статьи (по
4 заказа работ ния работ структуре цены)
5 Ячейка для ввода данных Ячейка для Ячейка для ДД. ММ. ДД. ММ. Выручка
(Заказчик 1, 2, Прочие, ввода данных ввода данных ГГГГ ГГГГ
Другие услуги)
6 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке НДС
сверху сверху сверху сверху
7 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Прибыль
сверху сверху сверху сверху
8 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Себестоимость
сверху сверху сверху сверху
9 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Затраты
сверху сверху сверху сверху
10 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Фонд оплаты труда
сверху сверху сверху сверху основных производственных рабочих
11 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Социальные отчисления
сверху сверху сверху сверху по основным производственным рабочим
12 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Накладные расходы
сверху сверху сверху сверху
13 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Материалы, подготовка и
сверху сверху сверху сверху освоение производства
14 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Специальная и техноло-
сверху сверху сверху сверху гическая оснастка
15 Равно ячейке сверху Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Равно ячейке Прочие производствен-
сверху сверху сверху сверху ные и внепроизводствен-ные затраты
16
17 Итого Итого Итого Итого Итого Выручка
18 Итого Итого Итого Итого Итого НДС
19 Итого Итого Итого Итого Итого Прибыль
20 Итого Итого Итого Итого Итого Себестоимость
21 Итого Итого Итого Итого Итого Затраты
22 Итого Итого Итого Итого Итого Фонд оплаты труда основных производственных рабочих
23 Итого Итого Итого Итого Итого Социальные отчисления по основным производственным рабочим
24 Итого Итого Итого Итого Итого Накладные расходы
25 Итого Итого Итого Итого Итого Материалы, подготовка и освоение производства
26 Итого Итого Итого Итого Итого Специальная и технологическая оснастка
27 Итого Итого Итого Итого Итого Прочие производственные и внепроизводствен-ные затраты
Продолжение формы 2
№ G Н I I
1 - - - -
2 - - - -
3 4 Вид договора План на этап Факт предыдущего года План текущего года
5 П/З/В Ячейка для ввода данных Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ (ГОД ($Е5) =ГОД ($Е$1);$Н5;0)
6 Равно ячейке сверху =Н5*коэффициент НДС Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ (ГОД ($Е5) =ГОД ($Е$1);$Н5;0)
7 Равно ячейке сверху = (Н10+Ш1+Ш2) коэффициент рентабельности Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ (ГОД ($Е7) =ГОД ($Е$1);$Н7;0)
8 Равно ячейке сверху =Н5-Н7-Н6=Н9 Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ (ГОД ($Е8) =ГОД ($Е$1);$Н8;0)
9 Равно ячейке сверху =Н5-Н7-Н6=Н9 Ячейка для ввода данных =СУММ (Л0:Л5)
10 Равно ячейке сверху = ((Н5/1+коэффициент НДС) -Н13-Н14-Н15) / (совокупный коэффициент) Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ ((H10-I10-W10) >=0; (Ш0-П0-Ш0);0)
11 Равно ячейке сверху =Н10*коэффициент социальных отчислений Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ ((H11-Ш-W11) >=0; (H11-Ш-W11);0)
12 Равно ячейке сверху =Н10* коэффициент накладных расходов Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ ((Н12-П2-Ш2) >=0; (H12-I12-W12);0)
13 Равно ячейке сверху Ячейка для ввода данных Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ ((H13-I13-W13) >=0; (Н13-Ш-Ш3);0)
14 Равно ячейке сверху Ячейка для ввода данных Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ ((H14-I14-W14) >=0; (Н14-П4-Ш4);0)
15 Равно ячейке сверху Ячейка для ввода данных Ячейка для ввода данных =ЕСЛИ ((H15-I15-W15) >=0; (H15-I15-W15);0)
16
17 27 Ячейки с Н17 - Н32 до Z17 -Z32. Формула суммирует значения по столбцу с заданным в столбце F критерием =СУММЕСЛИ №$5^$16^17;Н$5:Н$16)
Продолжение формы 2
№ К L м N о р д R S Т и V
1 ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ
2 Ячейки К1^1,М1,№,01, Р1^1Д1^1,Т1,Ш^1. Первые числа месяцев, распределение плана и расчет количества месяцев в заказе. Ячейки К4^4,М4,№,04, Р4^4Д4^4,Т4,и4^4. Последние числа месяцев, распределение плана и расчет количества месяцев в заказе.
3 План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт План/ факт
4 ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ
5 =ЕСЛИ (ГОД ($Е5) =ГОД (К$4);ЕСЛИ (МЕСЯЦ (К$4) =МЕСЯЦ ($Е5);^ F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F5;факт!$A$9:$A$67;$C5;факт!$ БН5;0);0) =СУММЕСЛИМН (факт!$ В$9:$В$67;МЕСЯЦ (К$4))
6 =ЕСЛИ (ГОД ($Е6) =ГОД (К$4);ЕСЛИ (МЕСЯЦ (К$4) =МЕСЯЦ ($Е6);$Н6;0);0) =СУММЕСЛИМН (факт!$ F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F6;факт!$A$9:$A$67;$C6;факт!$B$9:$B$67;МЕСЯЦ (К$4))
7 =ЕСЛИ (ГОД ($Е7) =ГОД (К$4);ЕСЛИ (МЕСЯЦ (К$4) =МЕСЯЦ ($Е7);$Н7;0);0) =СУММЕСЛИМН (факт!$ F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F7;факт!$A$9:$A$67;$C7;факт!$B$9:$B$67;МЕСЯЦ (К$4))
Продолжение формы 2
№ К LM N о рд RS Т UV
8 =ЕСЛИ (ГОД ($Е8) =ГОД (К$4);ЕСЛИ (МЕСЯЦ (К$4) =МЕСЯЦ ($Е8);$Н8;0);0) =СУММЕСЛИМН (факт!$ F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F8;факт!$A$9:$A$67;$C8;факт!$B$9:$B$67;МЕСЯЦ (К$4))
9 =СУММ (К10:К15)
10 =ЕСЛИ ($Е10<К$4;» Х»; (ЕСЛИ ($Е10<=$Е$1; ($Л0/МЕСЯЦ ($Е10-К$1)); ($Л0/МЕСЯЦ ($Е$1-К$1))))) =СУММЕСЛИМН (факт№$9даб7;факт!$С$9:$С$67^Ш;факт!$А$9:$А$67;$СШ;факт!$В$9:$В$67;МЕС ЯЦ (К$4))
11 =ЕСЛИ ($Е11<К$4;» Х»; (ЕСЛИ ($Е11<=$Е$1; ($Л1/МЕСЯЦ ($Е11-К$1)); ($Л1/МЕСЯЦ ($Е$1-К$1))))) =СУММЕСЛИМН (факт!$F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F11;факт!$A$9:$A$67;$C11;факт!$B$9:$B$67;МЕС ЯЦ (К$4))
12 =ЕСЛИ ($Е12<К$4;» Х»; (ЕСЛИ ($Е12<=$Е$1; ($Л2/МЕСЯЦ ($Е12-К$1)); ($Л2/МЕСЯЦ ($Е$1-К$1))))) =СУММЕСЛИМН (факт!$F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F12;факт!$A$9:$A$67;$C12;факт!$B$9:$B$67;МЕС ЯЦ (К$4))
13 =ЕСЛИ ($Е13<К$4;» Х»; (ЕСЛИ ($Е13<=$Е$1; ($Л3/МЕСЯЦ ($Е13-К$1)); ($Л3/МЕСЯЦ ($Е$1-К$1))))) =СУММЕСЛИМН (факт!$F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F13;факт!$A$9:$A$67;$C13;факт!$B$9:$B$67;МЕС ЯЦ (К$4))
14 =ЕСЛИ (ГОД ($Е14) =ГОД (К$4);ЕСЛИ (МЕСЯЦ (К$4) =МЕСЯЦ ($Е14);$Н14-$114;0);0) =СУММЕСЛИМН (факт!$F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F14;факт!$A$9:$A$67;$C14;факт!$B$9:$B$67;МЕСЯЦ (К$4))
15 =ЕСЛИ ($Е15<К$4;» Х»; (ЕСЛИ ($Е15<=$Е$1; ($Л5/МЕСЯЦ ($Е15-К$1)); ($Л5/МЕСЯЦ ($Е$1-К$1))))) =СУММЕСЛИМН (факт!$F$9:$F$67;факт!$C$9:$C$67;$F15;факт!$A$9:$A$67;$C15;факт!$B$9:$B$67;МЕС ЯЦ (К$4))
16
17...27 = СУММЕСЛИ ($F$5:$F$16;$F17;H$5:H$16)
Продолжение формы 2
№ W X У Z
1 ...3 План Факт нарастающим итогом Ожидаемые данные (план + факт) Ожидаемые данные (план + факт)
4 года, следующего за текущим текущего года текущего года года, следующего за текущим годом
5 =ЕСЛИ (ГОД ($Е5) =ГОД (W$4);$H5;0) =СУММЕСЛИ ($К$3^$3;» Факт»;К5^5) =СУММ (К5^5) =ЕСЛИ (((H5-I5-Y5) >0); ЕСЛИ (ГОД ($Е5) =ГОД (Z$4); (H5-I5-Y5);0);0)
6 =ЕСЛИ (ГОД ($Е6) =ГОД (W$4);$H6;0) =СУММЕСЛИ ($К$3^$3;» Факт»;K6:V6) =СУММ (K6:V6) =ЕСЛИ (((Н6-16^6) >0); ЕСЛИ (ГОД ($Е6) =ГОД (Z$4); (H6-I6-Y6);0);0)
7 =ЕСЛИ (ГОД ($Е7) =ГОД ^$4);$Н7;0) =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;K7:V7) =СУММ (К7^7) =ЕСЛИ (((H7-I7-Y7) >0); ЕСЛИ (ГОД ($Е7) =ГОД ^$4); (H7-I7-Y7);0);0)
8 =ЕСЛИ (ГОД ($Е8) =ГОД (W$4);I9+СУММ (K9:V9) +W9;0) =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;K8:V8) =СУММ (K8:V8) =ЕСЛИ (((H8-I8-Y8) >0); ЕСЛИ (ГОД ($Е8) =ГОД (Z$4); (Н8-18^8);0);0)
9 =СУММ (W10: W15) =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;К9^9) =СУММ (K9:V9) =ЕСЛИ (((H9-I9-Y9) >0);ЕСЛИ (ГОД ($Е9) =ГОД (Z$4); (H9-I9-Y9);0);0)
10 Ячейка для ввода данных =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;K10:V10) =СУММ (K10:V10) =ЕСЛИ (((Н10-П0^10) >0); ЕСЛИ (ГОД ($Е10) =ГОД (Z$4); (Н10-110-Y10);0);0)
11 Ячейка для ввода данных =СУММЕСЛИ ($К$3^$3;» Факт»;K11:V11) =СУММ (K11:V11) =ЕСЛИ (((Н11-П1^11) >0); ЕСЛИ (ГОД ($Е11) =ГОД (Z$4); (H11-Ш-Y11);0);0)
Окончание формы 2
№ W X Y Z
12 Ячейка для ввода данных =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факг»;К12^12) =СУММ (K12:V12) =ЕСЛИ (((H12-I12-Y12) >0); ЕСЛИ (ГОД ($E12) =ГОД (Z$4); (H12-I12-Y12);0);0)
13 Ячейка для ввода данных =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;К13^13) =СУММ (K13:V13) =ЕСЛИ (((H13-I13-Y13) >0); ЕСЛИ (ГОД ($E13) =ГОД (Z$4); (H13-I13-Y13);0);0)
14 Ячейка для ввода данных =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;К14^14) =СУММ (K14:V14) =ЕСЛИ (((H14-I14-Y14) >0); ЕСЛИ (ГОД ($E14) =ГОД (Z$4); (H14-I14-Y14);0);0)
15 Ячейка для ввода данных =СУММЕСЛИ ($K$3:$V$3;» Факт»;К15^15) =СУММ (K15:V15) =ЕСЛИ (((H15-I15-Y15) >0); ЕСЛИ (ГОД ($E15) =ГОД (Z$4); (H15-I15-Y15);0);0)
16
17 27 =СУММЕСЛИ ($F$5:$F$16;$F17;H$5:H$16)
Список литературы
1. Воронова Е. Ю. Калькуляция себестоимости методом обратного списания / Е. Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. 2007. N° 8. Режим доступа: http:// www.alt-x.narod. ru/DOC/8Proizv/0709ksm. htm.
2 . Голов С. Ф. Управленческий учет / С. Ф. Голов. М.: Прогресс, 2006. 704 с.
3. Грибков Е. Методы учета затрат и расчета себестоимости / Е. Грибков // Экономика бизнеса. 2008. № 50 (9264). Режим доступа: http://www. egonline. ru/article/51925/.
4 . Кислов Д. В. Практические подходы к формированию бюджета / Д. В. Кислов. Режим доступа: http://www. elitarium. ru/2008/07/28/podkhody_ formirovanije_bjudzheta. html.
5. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
6. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.06.2005 № 94-ФЗ.
7. Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем: приказ ФСТ России от 18.04.2008 № 118.
8. Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу: приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.
9. Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ: постановление Правительства от 04.10.1999 № 1116.
10. Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов // письмо Минэкономики России от 17.07.1995 № ИМ-663/02-93.
11. Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93 // приказ ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18.
12 . Черненко А. Ф. Алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, использующих вспомогательные производства/А. Ф. Черненко, О. А. Афонина// Международный бухгалтерский учет. 2013. № 4 (250). С. 2-11.
13 . Черненко А. Ф. Обратная калькуляция и учет затрат на предприятиях оборонного промышленного комплекса / А. Ф. Черненко, О. А. Афонина // Международный бухгалтерский учет. 2013 . № 11 (257). С. 16-29.
14 . Черненко А. Ф. Особенности и проблемы учета затрат и калькуляции на предприятиях оборонного промышленного комплекса / А. Ф. Черненко, О. А. Афонина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. № 1 (7).