УДК 658.15
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ОБРАТНОЙ КАЛЬКУЛЯЦИИ
А. Ф. ЧЕРНЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и менеджмента
E-mail: 2052@bk. ru Южно-Уральский государственный университет
О. А. АФОНИНА,
начальник бюро финансового анализа и планирования
E-mail: Xano4ka@yandex. ru Центральный научно-исследовательский институт химии и механики
В статье рассмотрены порядок и информационное обеспечение метода обратной калькуляции, используемого в условиях полной отчетности перед заказчиком за затраты, понесенные в рамках выполнения заказа, невозможности нецелевого использования средств, выделенных на заказ, а также невозможности повышения уровня валовой прибыли. Приведен порядок применения метода обратной калькуляции в системе формирования бюджета.
Ключевые слова: метод, обратная калькуляция, затраты, заказ, центр ответственности, учет, себестоимость.
1. Порядок и информационное обеспечение метода обратной калькуляции
агятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не подчиняется классическим схемам рыночных ний. Одной из отличительных особенностей финансово-экономических отношений предприятий ОПК является определение состава затрат по заказу исходя из известной заранее
себестоимости. Данный аспект связан с тем, что, выполняя государственные заказы, предприятие-исполнитель имеет дело с заранее заявленными ценой и уровнем рентабельности работы, которые не всегда отражают финансовые потребности предприятия.
Предприятия, являющиеся единственно возможными исполнителями государственного оборонного заказа, не имеют права отказаться от его выполнения. Вследствие этого они должны проводить мероприятия по формированию себестоимости продукции и ее составляющих исходя из заявленных государством величин, а также предпринимать шаги по доведению реального уровня рентабельности производства до величин, предписанных государством.
Среди современных методов калькуляции, которые призваны «работать» с заранее известной себестоимостью, можно выделить систему «тар-гет-костинг» и метод обратного списания.
По мнению Е. Грибкова [3], «таргет-костинг» применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. В основу его идеи положено понятие целевой себестоимости. «Таргет-костинг» рассматривает
себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт.
В своих трудах Е. Ю. Воронова [1] описывает применение метода обратного списания, используемого при системе «точно в срок», когда производственные затраты списываются в себестоимость выпускаемой продукции только при ее реализации, что позволяет избежать наличия остатков незавершенного производства и упростить бухгалтерский учет операций.
Однако методы обратного списания и «тар-гет-костинг» являются системами управления затратами и не раскрывают способы вычисления объема затрат, входящих в себестоимость продукции, также не отражают способы учета затрат.
В рамках работы предприятия ОПК необходим метод, отражающий особенности ценообразования государственного оборонного заказа и соответствующий требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий ОПК.
Для решения данной задачи авторами настоящей статьи разработаны методы учета затрат и калькуляции, изложенные в статьях [12-14].
Характерной особенностью, учета и калькуляции деятельности ОПК является обязательное представление полной информации о плановых и фактических затратах в рамках работы по государственному оборонному заказу перед заказчиком работ [12-14].
Таким образом, организации ОПК, занимающиеся выполнением государственного оборонного заказа, обязаны осуществлять учет работ по государственному контракту отдельно от прочей продукции, выпускаемой организацией, а также предоставлять сведения о всех понесенных затратах в рамках выполнения государственных контрактов на момент запроса от заказчика, т. е. вне зависимости от времени наступления бухгалтерского отчетного периода. В связи с необходимостью такого скрупулезного учета авторами данной статьи разработаны порядок применения разработанных методов учета затрат и калькуляции [12-14] и их информационное обеспечение.
Для решения финансово-экономических вопросов на исследуемом предприятии нами
разработана структура центров финансовой ответственности. Отметим, что штатная структура предприятия, а также прочие производственные факторы не всегда позволяют иметь в штате каждого центра финансовой ответственности сотрудника, отвечающего за экономическую составляющую работы. Разработанная структура ответственных за финансовую информацию, в том числе для обеспечения метода обратной калькуляции и сопряженного с ним учета затрат, позволяет решить эту проблему.
По нашему мнению, не всегда нужно «привязывать» центры финансовой ответственности к определенному подразделению. В разрабатываемой структуре центры финансовой ответственности прикреплены к управлениям (направлениям деятельности), в состав которых входит несколько подразделений. В ряде случаев, наоборот, в одном подразделении выделено несколько центров финансовой ответственности. К таким специфичным видам финансовой структуры можно отнести подразделения, занимающиеся различными видами деятельности, например выполняющие и государственный оборонный заказ, и гражданский. В этом случае целесообразно привязывать центры финансовой ответственности не к подразделению, а к виду деятельности.
В классическом понимании [2, 4] работники, ответственные за подачу информации, работают непосредственно в центре финансовой ответственности.
Большинство экономистов, например [2, 4], считают, что это должны быть руководители подразделений и/или экономисты, состоящие в штате центров и занимающиеся деятельностью этого подразделения. Однако в нашем случае модель финансовой структуры предполагает, что в ряде случаев ответственными являются не сотрудники подразделения, а работники экономической службы, находящейся вне этого подразделения. Для этих целей создается структура, штат которой состоит из нескольких экономистов, каждый из которых отвечает за бюджет определенного центра финансовой ответственности. В этом случае имеет место двойное разделение полномочий: экономист взаимодействует и с руководителем центра финансовой ответственности, и с руководителем финансовой службы.
Данная структура выгодна, когда цели, задачи и функции различных центров финансовой ответственности схожи. Такой подход удобен и тогда, когда в финансовом центре нет экономической составляющей или работники центра финансовой ответственности не имеют соответствующих экономических навыков.
В случае, когда на предприятии широко разветвлена структура финансовых центров и деятельность некоторых из них несущественна в общем объеме, экономист данной службы может вести два или более направлений видов деятельности.
Рассмотрим примеры организации работы сотрудников, ответственных за подачу информации в рамках центров финансовой ответственности (рис. 1).
Основным консолидирующим органом в данном случае является финансово-экономическое управление (ФЭУ) - центр финансовой ответственности 1 (ЦФО 1). В штате ФЭУ - четыре работника, курирующих деятельность центров финансовой ответственности.
Рассмотрим финансовую структуру подразделений, ответственных за подачу информации. Производственный центр 2 выполняет работы как оборонной, так и гражданской тематики.
Отличительные особенности работы каждого из направлений предполагают разделение центров финансовой ответственности (ЦФО 2.1 и ЦФО 2.2) по видам деятельности. В штате каждого из центров финансовой ответственности предусмотрен работник, отвечающий за информационное обеспечение ФЭУ.
Информация из ЦФО 2.1 поступает в ФЭУ работнику, отвечающему за деятельность в рамках оборонных заказов. Информация из ЦФО 2.2 поступает в ФЭУ работнику, отвечающему за выпуск гражданской продукции.
Производственный центр 2 является примером того, как разнонаправленные виды деятельности являются основанием для выделения в одном подразделении нескольких центров финансовой ответственности.
Производственный центр 3 ведет работу только в одном (военном) направлении и является примером классической модели центра финансовой ответственности, когда одно подразделение, ответственное за доходы и расходы, выделяют в отдельный центр финансовой ответственности.
Информация из производственного центра 3 поступает экономисту 1, ответственному за военное направление в ФЭУ.
Вспомогательное производство 6
Продукция для Продукция для других Продукция «на сторону» Продукция для
основного в спомогательных внутренних нужд
производства производств
ЦФО 6.1
Финансово-экономическое управление Экономист 4
ЦФО 1
ЦФО 6.1
Экономист 1. Военное направление Экономист 2. Экономист 3
Гражданская
продукция
ЦФО 2.1 | ЦФО 3.1 ЦФО 2.2 ЦФО 4.1 | ЦФО 5.1
Обеспечивающ ее управление 5
Административно-управленческая деятельность (е штате управления работник ЦФО отсутствует)
Производств енный центр 2
Военная продукция Гражданская продукция
ЦФО 2.1 ЦФО 2.2
Производств енный центр 3
Военная продукция
ЦФО 3.1
Обслуживающее управление 4
Социальные нужды предприятия
Услуги на сторону
(в штате управления работник ЦФО отсутствует)
Рис. 1. Структура центров финансовой ответственности предприятия ОПК
Проанализировав взаимодействие экономиста 1 с ЦФО 2.1 и ЦФО 3.1, можно сделать вывод, что центр финансовой ответственности не всегда нужно привязывать к конкретному подразделению, а целесообразнее осуществлять выделение центров исходя из направлений деятельности. Поэтому ЦФО 2.1 и ЦФО 3.1 возможно объединить в одно.
В случае если деятельность производственных центров 2 и 3 существенно различается с точки зрения экономической составляющей, возможно выделение в ФЭУ работников для каждого производства.
Деятельность обслуживающего управления 4 не связана с производством основного вида продукции, т. е. это подразделение представляет собой вариант обслуживающих производств и хозяйств.
Допустим, что деятельность данного управления направлена на оказание социальных услуг работникам предприятия и для внешних контрагентов, имеет небольшой объем и поэтому в штате отсутствует работник центра финансовой ответственности.
Тогда экономическую работу обслуживающего управления 4 осуществляет экономист ФЭУ совместно с руководителем обслуживающего управления 4.
Обеспечивающее управление 5 является административно-управленческим подразделением. Допустим, что экономист центра финансовой ответственности в штате не предусмотрен. В этом случае финансово-экономической работой может заниматься сотрудник ФЭУ совместно с руководителем управления 5.
В случае небольшой трудоемкости экономической работы по подразделениям 4 и 5 целесообразно обязать одного работника ФЭУ заниматься экономической деятельностью данных подразделений, учитывая мнения по специфике работы руководителей подразделений. По нашему мнению, данный подход возможен даже в случае, если деятельность подразделений 4 и 5 существенно различается.
В случае необходимости и когда это оправдано спецификой работы, можно рассмотреть варианты двойного подчинения экономиста 3 руководителю ФЭУ и руководителям обслуживающего и/или обеспечивающего подразделений.
Если вспомогательное производство 6 осуществляет широкий спектр работ и является типичным вспомогательным подразделением предприятий ОПК (деятельность вспомогательных подразделений ОПК описана в [12]) с большим количеством заказов, то в штате подразделения целесообразно предусмотреть работника центра финансовой ответственности. Вспомогательное подразделение ведет деятельность в разных направлениях, однако специфика работы в этих направлениях схожа, поэтому выделять несколько центров финансовой ответственности не требуется.
Информация из финансового центра 6 поступает работнику ФЭУ, ответственному за данный вид деятельности.
Рассмотренная в данном примере структура центров финансовой ответственности отражает типичные варианты разработанной финансовой структуры.
Данное взаимодействие работников центров финансовой ответственности позволяет оптимизировать информационный поток при методах учета затрат и обратной калькуляции.
В опубликованных нами статьях [12, 13] рассматривается метод обратной калькуляции и учет затрат при определении заказчиком цены работы на уникальную или инновационную продукцию. Основной формой выполнения такой работы является научно-исследовательская (НИР) или опытно-конструкторская разработка (ОКР). Основанием для выполнения такого вида работ или выпуска прочего вида продукции является контракт между заказчиком (государственным органом в случае выполнения государственного оборонного заказа) и головным исполнителем (организацией, ответственной за выполнение государственного оборонного заказа).
Авторами на типичном предприятии ОПК был разработан и апробирован алгоритм взаимодействия структурных подразделений и организации их документооборота. Данный алгоритм отражает порядок и информационное обеспечение процесса заключения государственного контракта при применении метода обратной калькуляции (рис. 2).
Проект контракта разрабатывает заказчик и направляет его на рассмотрение головному исполнителю заказа.
0
Начало
Проект контракта
Гол оенон исполнитель (пр едпрняше)
Пр о ект контракта
X
Производственныйцентр, отдел-исполнитель. ответственный за ЦФО
X Иформационный /X
—^г лист (пл. 1-7, А/
/ столбцы 2-4) //
Пр о ект контракта
ФЭУ, отдел-исполнителе экономист ЦФО
Расчет стоимости статей затрат и их обоснование
Расчет заложенного в начальной цене контракта фонда оплаты труда основных производственных рабочих обратным методом кальуляции
Расчет статей, зависимых от фонда оплаты труда основных произв о дств еных рабочих
Расчет прибыли и себестоимости
Ъ
Расчет статей, зависимых от фонда оплаты трудан цены контракта, исходя из реально необходимого фоцда оплаты труда
>
Заказчик
С
Конец
Рис. 2. Порядок и информационное обеспечение процесса заключения государственного контракта при применении метода обратной калькуляции
Основным исходным техническим документом для выполнения НИР (ОКР) является техническое задание на выполнение заказа, которое по содержанию должно соответствовать системе разработки и постановки продукции на производство военной техники, в состав которой входят ГОСТы с ограниченным доступом к информации [11].
Проект контракта, разработанный заказчиком, поступает на предприятие и направляется в производственный центр, ответственный за разработку данного направления производства, где определяется отдел, ответственный за выполнение заказа, и ответственный центр финансовой ответственности по данному направлению разработок.
Ответственный производственного центра представляет в ФЭУ проект контракта и информационный лист с указанием основания для формирования и заключения контракта, стоимости и сроков выполнения работы. Формат информационного листа обозначен в прилагаемой форме 1.
Данные, указанные в информационном листе, отражают допущения метода обратной калькуляции и учета затрат, приведенные в статье [12]. Основанием для включения указанной информации в информационный лист служат источники [5-8, 10]. Значение данных нормативных актов для представленных методов приведено в статьях [12-14].
Форма 1
Пример информационного листа по контракту
Номер пункта (последова - тельность заполнения) Номер столбца
1 2 3 4 5 6 7
Вид цены
Начальная цена контракта
Ответственный за подачу информации
Отдел-исполнитель Экономист центра финансовой ответственности
1 Фамилия, имя, отчество, должность, контактные данные работника центра финансовой ответственности отдела-исполнителя ФИО, должность, контактные данные экономиста центра финансовой ответственности
И. И. Иванов, начальник отдела № 1, тел. 1-11 П. П. Петров, ведущий экономист ЦФО 1, тел. 2-22
2 Наименование заказчика работ Шифр работы Этап Визы
Федеральное государственное унитарное предприятие «Заказчик» НИР «Пример» 1
3 Дата начала контракта Дата окончания контракта Цена контракта, тыс. руб.
01.01.2013 31.12.2013 31 000
4 Материалы и комплектующие
Наименование материалов и комплектующих Единица измерения Количество Цена единицы, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Обоснование стоимости
Пункт 1 тактико-технического (технического) задания
Сырье и материалы кг 10 150 1 500 Договор от 01.01.2013 № 1
Покупные комплектующие изделия шт. 1 230 230 Договор от 01.02.2013 № 2
Полуфабрикаты шт. 3 215 645 Наряд-заказ вспомогательного производства от 01.01.2013 № 4вп
Транспортно-заготови-тельные расходы шт. 1 37 37 Договор от 01.03.2013 № 5
Возвратные отходы - - - - -
Всего затрат по п. 1 тактико-технического (технического) задания за вычетом стоимости возвратных отходов 2 412
Пункт 2 тактико-технического (технического) задания
Сырье и материалы - - - - -
Покупные комплектующие изделия - - - - -
Всего затрат по п. 2 тактико-техниче ского (технического) задания
Итого затрат по статье - 2 412 -
Продолжение формы 1
5 Специальная и технологическая оснастка
Перечень спецоборудования Организа-ция-изго-товитель (поставщик) Количество, шт. Цена единицы, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Обоснование стоимости
Пункт 3 тактико-технического (технического) задания
Специальное оборудование 1 ООО «СТ» 2 360 720 Договор от 01.03.2013 № 6
Специальное оборудование 2 ООО «СТ» 3 95 285 Договор от 01.03.2013 № 6
Итого затрат по статье - 1 005 -
6 Затраты на соисполнителей составных частей
Наименование организации и предприятия -исполнителя составной части работы, ведомственная принадлежность и место расположения Срок начала исполнения Срок окончания исполнения Дата и номер договора Сумма, тыс. руб. Обоснование стоимости
Пункт 4 тактико-технического (технического) задания
Федеральное государственное унитарное предприятие «НИИ» 01.03.2013 31.11.2013 01.02.2013 № 7 560 Заключение комиссии по проведению торгов от 15.01.2013 № 1
Общество с ограниченной ответственностью «Соисполнитель» 01.03.2013 31.11.2013 01.02.2013 № 8 890 Заключение комиссии по проведению торгов от 15.01.2013 № 2
Итого затрат по статье - 1 450 -
7 Прочие затраты
Наименование затрат Срок начала исполнения Срок окончания исполнения Дата и номер договора при наличии Сумма, тыс. руб. Обоснование стоимости
Пункт 5 тактико-технического (технического) задания
Командировка 01.05.2013 10.05.2013 - 170 Смета от 01.01.2013 № 1
Итого затрат по статье - 170 -
11 Фонд оплаты труда основных производственных рабочих
16 Категория работников Численность исполнителей Количество человеко-месяцев, подлежащих обработке Средняя заработная плата в месяц, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Утвержденный норматив средней заработной платы, тыс. руб.
Научные работники 5 60 80 4 800
Научно-технический и научно-вспомогательный персонал 2 20 45 900
Производственные рабочие и ученики 1 5 35 175
Итого затрат по статье 69 5 875 69
Окончание формы 1
12 Социальные отчисления по основным производственным рабочим 1 774 Утвержденный норматив социальных отчислений - 30,2 %
13 Накладные расходы 10 046 Утвержденный норматив накладных расходов -171 %%
14 Себестоимость 22 732 -
15 Прибыль 3 539 Утвержденный процент рентабельности к базе - 20 %
10 Цена без налога на добавленную стоимость (НДС) 26 271 -
9 НДС 4 729 Ставка - 18%
8 Цена 31 000. -
В информационном листе ответственный производственного центра указывает:
1) наименование заказчика заказа;
2) шифр заказа;
3) этап;
4) сроки выполнения;
5) начальную цену контракта;
6) предложения по статье «Материалы и комплектующие» в рамках конкретного заказа:
- перечень необходимого сырья;
- перечень основных и вспомогательных материалов;
- перечень топлива, запасных частей;
- перечень покупных полуфабрикатов;
- перечень комплектующих и других изделий за вычетом возвратных отходов, возвратной тары, а также затрат на работы и услуги промышленного характера, выполняемые сторонними организациями;
7) предложения по статье «Специальная и технологическая оснастка для научных (экспериментальных) работ»;
8) перечень предприятий-соисполнителей, участвующих в выполнении заказа, с указанием наименования организаций и предприятий - исполнителей составной части, их ведомственную принадлежность и место расположения, ссылку на пункты тактико-технического (технического) задания, для выполнения которых привлекается исполнитель составной части, сроки исполнения (начало и окончание);
9) предложения по статье «Прочие затраты».
Данная информация указывается в пп. 1-7 столбцов 2-4 информационного листа.
Проект контракта и тактико-техническое (техническое) задание на выполнение работы направляются в соответствии с требованиями режима ограничения доступа к информации. Далее информация передается в соответствующий отдел ФЭУ ответственному за производственный центр экономисту.
В ФЭУ экономист, ответственный за работу с данным производственным центром (центром финансовой ответственности), осуществляет оформление, экономическое обоснование затрат по заказу и технико-экономическое сопровождение конкретной работы от момента поступления информационного листа до момента утверждения государственным заказчиком акта сдачи-приемки работы в целом.
Экономист, определив цену контракта без НДС, осуществляет расчет стоимости материальных статей затрат, их обоснование и договорное сопровождение (пп. 4-10 информационного листа). Как уже упоминалось в статье [13], форма расчета статей затрат специфична для каждого предприятия и не является предметом данного исследования.
Далее, используя метод обратной калькуляции (формулы (1) - (5) в статье [13]), осуществляется расчет стоимости статьи «Фонд оплаты труда основных производственных рабочих», заложенной в начальной цене контракта (п. 11 информационного листа).
На следующем этапе ответственный экономист осуществляет расчет статей, зависимых от фонда оплаты труда основных производственных рабочих, таких как:
- социальные отчисления от фонда оплаты труда основных производственных рабочих (п. 12 информационного листа);
- накладные расходы (п. 13 информационного листа).
Далее определяются себестоимость по заказу и прибыль (пп. 14, 15 информационного листа).
После осуществления всех необходимых операций экономист вносит информацию в информационный лист (пп. 1-15, столбцы 5-7) и направляет в центр финансовой ответственности.
Ответственный работник отдела-исполнителя применяет формулу (6) из статьи [13], исходя из которой определяется соотношение реально необходимого фонда оплаты труда основных производственных рабочих и фонда, предусмотренного начальной ценой контракта.
Если производственная необходимость в финансировании статьи «Фонд оплаты труда основных производственных рабочих» соответствует фонду оплаты труда, заложенному в начальной цене контракта, ответственный отдела-исполнителя готовит обоснование затрат на фонд оплаты труда, указывая численность и категории работников, необходимых для выполнения заказа, время работы в человеко-месяцах.
В случае если производственный фонд оплаты труда существенно отличается от стоимости данной статьи в начальной цене контракта, информация передается руководству производственного центра.
Руководитель производства выбирает вариант управленческого решения:
1) осуществить мероприятия по снижению производственных затрат, тем самым довести реальный фонд оплаты труда до заложенного в начальной цене контракта;
2) произвести мероприятия по изменению цены (согласно формуле (7) в статье [13]).
В случае принятия решения о снижении уровня затрат ответственный отдела-исполнителя производит корректировки предложений по затратам, вносит изменения в информационный лист и отправляет его на обработку экономисту ФЭУ.
Мероприятия по снижению производственных затрат осуществляются ответственным экономистом центра финансовой ответственности совместно с отделом - исполнителем работ, после чего повторяются шаги алгоритма до достижения необходимого размера фонда оплаты труда.
В случае принятия решения об изменении цены контракта в соответствии с производственными потребностями по статье «Фонд оплаты труда» предложения, внесенные в информационный лист (п. 16, столбцы 2-4), направляются экономисту, ответственному за данный производственный центр.
После этого на основе новых данных об объемах необходимых для выполнения заказов трудовых ресурсов ответственный экономист осуществляет расчет статей затрат, зависимых от фонда оплаты труда, и стоимости контракта на основе формулы (7) из статьи [13]. Далее он заполняет необходимые данные в информационном листе (пп. 8-16, столбцы 5-7 информационного листа).
Экономист ФЭУ оформляет контрактные документы в соответствии с действующим законодательством и требованиями заказчика. В этот комплект документов входят:
1) календарный план проведения НИР;
2) протокол согласования стоимости контракта;
3) пояснительная записка к протоколу согласования стоимости контракта;
4) структура стоимости контракта;
5) расшифровка (расчет) затрат по статье «Материалы и комплектующие» - оформляется совместно с ответственным отделом-исполнителем;
6) расшифровка (расчет) затрат по статье «Специальная и технологическая оснастка для научных (экспериментальных) работ»;
7) расшифровка (расчет) затрат на оплату труда основных производственных рабочих;
8) расшифровка (расчет) затрат по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями;
9) расшифровка (расчет) прочих прямых затрат;
10) кооперация исполнителей (представляется при наличии соисполнителей);
11) заключение военного представительства на проект стоимости контракта (при наличии);
12) прочие документы и расчеты в соответствии со спецификой государственного контракта.
Разработанный ФЭУ пакет документов подлежит согласованию со всеми заинтересованными структурными подразделениями и должностными лицами.
После согласования контрактные документы отправляются заказчику.
В случае необходимости изменения или перераспределения представленных заказчику затрат по структуре стоимости контракта в пределах выделенного объема финансирования на текущий период в процессе проведения работ, закупки материалов и специального оборудования, заключения договоров с исполнителями составных частей, прочих затрат стоимость заказа подлежит уточнению и осуществляются вышеизложенные шаги, вносятся соответствующие изменения в информационный лист.
Все дальнейшие изменения стоимости контракта, фактические и ожидаемые затраты вносятся соответствующими подразделениями и/или ответственными центров финансовой ответственности в
Информационное обеспечение учета з
информационный лист, изменяя соответствующие показатели и/или внося дополнительные блоки учета. При этом меняется показатель «Вид цены контракта», а также могут быть добавлены столбцы «Фактические затраты», «Ожидаемые затраты», «Помесячное распределение затрат» и пр.
Далее учет затрат ведется согласно методу, описанному в статье [13], с использованием бухгалтерских записей из табл. 2 статьи [13] на основании документационного и информационного обеспечения соответствующих ответственных подразделений.
Информационное обеспечение учета затрат по методу обратной калькуляции представлено в табл. 1.
Подписанный контракт и согласованная заказчиком цена работы являются основанием открытия заказа в бухгалтерской и управленческой программной среде. В бухгалтерскую и управленческую среду вносятся лимиты по статьям на основании информационного листа.
Далее на основании информации, представленной ответственным отделом-исполнителем, осуществляется отражение фактических затрат. Бухгалтерия самостоятельно осуществляет на-
Таблица 1
>ат при методе обратной калькуляции
Ответственное управление / Центр финансовой ответственности Информация/ документ Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Открытие наряда-заказа
Финансово-экономическое управление / Бухгалтерия Информационный лист Открыт наряд-заказ в управленческой и бухгалтерской среде - -
Финансово-экономическое управление / Бухгалтерия Информационный лист Внесены лимиты по статьям исходя из структуры стоимости государственного контракта
Отражение фактических затрат
Ответственный отдел Ведомость учета трудозатрат Отражены трудозатраты по данному заказу - -
Бухгалтерия Расчетная ведомость, рас-четно-платежная, платежная ведомости Начислена заработная плата 20 70, 97
Бухгалтерия Документы индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного и медицинского страхования Начислены социальные отчисления от заработной платы основных производственных рабочих 20 69, 97
Бухгалтерия Закрытие месяца, распределение косвенных расходов пропорционально выбранной базе распределения Распределены общехозяйственные и общепроизводственные накладные расходы 20 25, 26
Продолжение табл. 1
Ответственное управление / Центр финансовой Информация/ документ Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
ответственности Дебет Кредит
Ответственный отдел Товарная накладная, акт Отражены расходы на мате- 20 10, 21, 23,
выполненных работ, оказан- риалы, подготовку и освоение 43, 60, 71
ных услуг, авансовый отчет производства, специальную
и пр. и технологическую оснастку, специальные затраты, затраты на соисполнителей составных частей, прочие производственные и непроизводственные затраты
отражение ожидаемых фактических затрат
Ответственный отдел Информационный лист Сообщение о необходимости начисления ожидаемых затрат - -
Финансово-экономическое Информационный лист Расчет ожидаемых фактических - -
управление затрат
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Отражена заработная плата основных производственных рабочих 20 70, 97
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Отражены социальные отчисления от заработной платы основных производственных рабочих 20 69, 97
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Отражены общепроизводственные и общехозяйственные расходы 20 25, 26
Бухгалтерия Информационный лист, Отражены расходы на мате- 20 10, 21, 23,
бухгалтерская справка риалы, подготовку и освоение производства, специальную и технологическую оснастку, специальные затраты, затраты на соисполнителей составных частей, прочие производственные и внепроизводственные затраты 43, 60, 71
Бухгалтерия Информационный лист, Осуществлено уменьшение 10, 21, 20
бухгалтерская справка (сторно) расходов по корреспондирующим счетам на сумму ожидаемых затрат 23, 25, 26, 43, 60, 69, 70, 71, 97
Финансово-экономическое Отчет о фактических затра- Предоставление информации о - -
управление / Бухгалтерия тах фактических затратах по запросу заказчика
Закрытие отчетного периода. сторно всех ожидаемым затрат, отражение фактических затрат
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Корректировка заработной платы основных производственных рабочих 20 70, 97
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Корректировка социальных отчислений от заработной платы основных производственных рабочих 20 69, 97
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Корректировка накладных расходов 20 25, 26
Окончание табл. 1
Ответственное управление / Центр финансовой ответственности Информация/ документ Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Корректировка расходов на материалы, подготовку и освоение производства, специальную и технологическую оснастку, специальные затраты, на соисполнителей составных частей, прочие производственные и внепроизводственные затраты 20 10, 21, 23, 43, 60, 71
Бухгалтерия Информационный лист, бухгалтерская справка Сторно корреспондирующих счетов 10, 21, 23, 25, 26, 43, 60, 69, 70, 71, 97 20
отражение финансового результата
Ответственный отдел, бухгалтерия Информационный лист, акт приемки работ Отражение выручки согласно акту приемки выполненных работ 62 90-1
Ответственный отдел, бухгалтерия Информационный лист, акт приемки работ, бухгалтерская справка Сторно по затратам, не принятым заказчиком, согласно акту выполненных работ 20 10, 21, 23, 25, 26, 43, 60, 69, 70, 71, 97 или 91-2
Ответственный отдел, бухгалтерия Информационный лист, акт приемки работ, бухгалтерская справка Отражение себестоимости согласно заключению заказчика 90-2 20
Корректировка по результатам проверки фактических затрат заказчиком
Ответственный отдел, бухгалтерия Информационный лист, акт проверки фактических затрат, бухгалтерская справка Сторно по затратам, не принятым заказчиком, согласно акту проверки фактических затрат 20 10, 21, 23, 25, 26, 43, 60, 69, 70, 71, 97 или 91-2
Ответственный отдел, бухгалтерия Информационный лист, акт проверки фактических затрат, бухгалтерская справка Сторно себестоимости согласно акту проверки фактических затрат 91-2 90-2
Ответственный отдел, бухгалтерия Информационный лист, акт проверки фактических затрат, бухгалтерская справка Сторно выручки согласно акту проверки фактических затрат 62 90-1
Закрытие наряда-заказа
Ответственный отдел, ФЭУ, бухгалтерия Информационный лист, акт проверки фактических затрат Закрыт наряд-заказ в управленческой и бухгалтерской среде
числение затрат, необходимых при закрытии отчетного периода. При необходимости начисления ожидаемых фактических затрат на основании расчетных данных бухгалтерия вносит информацию в учетную программу.
Корректировки фактических затрат, а также сторно ожидаемых затрат осуществляются бух-
галтерией на основании данных, внесенных в информационный лист ответственным отделом-исполнителем, и подкрепляются первичными документами. Закрытие наряда-заказа осуществляется после его выполнения и осуществления последующей проверки фактических затрат заказчиком работ.
Практическим результатом данной разработки можно назвать оптимизацию информационного обеспечения процесса заключения контракта по государственному оборонному заказу, применения разработанных методов учета затрат и калькуляции [12-14].
Предложенный в настоящей статье формат информационного листа может использоваться не только как носитель информации об изменении состава затрат в рамках контракта, но и использоваться как модуль учета при разработке программного обеспечения для учета деятельности предприятия, т. е. является своеобразным каркасом для разработки системы управленческого учета и/или бюджетирования.
список литературы
1. Воронова Е. Ю. Калькуляция себестоимости методом обратного списания / Е. Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. 2007. № 8. Режим доступа: http://www. alt-x. narod. ru/DOC/8Proizv/ 0709ksm. htm.
2. Голов С. Ф. Управленческий учет / С. Ф. Голов. М.: Прогресс, 2006. 704 с.
3. Грибков Е. Методы учета затрат и расчета себестоимости / Е. Грибков // Экономика бизнеса. 2008. № 50 (9264). Режим доступа: http://www. eg-online. ru/article/51925/.
4. Кислов Д. В. Практические подходы к формированию бюджета / Д. В. Кислов. Режим доступа: http://www. elitarium. ru/2008/07/28/ podkhody_formirovanije_bjudzheta. html.
5. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
6. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.06.2005 № 94-ФЗ.
7. Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов
и производство которых осуществляется единственным производителем: приказ ФСТ России от 18.04.2008 № 118.
8. Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу: приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.
9. Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ: постановление Правительства от 04.10.1999 № 1116.
10. Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов // письмо Минэкономики России от 17.07.1995 № ИМ-663/02-93.
11. Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93 // приказ ВНИИстан-дарта от 09.07.1993 № 18.
12. Черненко А. Ф. Алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, использующих вспомогательные производства / А. Ф. Черненко, О. А. Афонина // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 4 (250). С. 2-11.
13. Черненко А. Ф. Обратная калькуляция и учет затрат на предприятиях оборонного промышленного комплекса / А. Ф. Черненко, О. А. Афонина // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 11 (257). С. 16-29.
14. Черненко А. Ф. Особенности и проблемы учета затрат и калькуляции на предприятиях оборонного промышленного комплекса / А. Ф. Черненко, О. А. Афонина // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 1 (7).
(Окончание следует)