5. Соловьева, В.В. Инновационные технологии обучения студентов на кафедре глазных болезней/ В.В. Соловьева, В.П. Маценко, А.А. Худоногов // Инновационные технологии обучения в ИГМУ: материалы учебно-методической конференции. - Иркутск, 2006. - С.149-151.
УДК 616:611.018
© А.Е. Апрелев, И.И. Каган, В.И. Ким, 2014
А.Е. Апрелев, И.И. Каган, В.И. Ким ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОФТАЛЬМОХИРУРГИИ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ УРОВНЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ГБОУВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург
В статье представлен новаторский опыт Оренбургской государственной медицинской академии в преподавании и отработке практических навыков при обучении по специальности «Офтальмология» на последипломном уровне. Программа цикла включает следующие теоретические и практические разделы: топография глазницы; клиническая анатомия глаза и его дренажных систем; основы микрохирургических оперативных вмешательств в офтальмологии; устройство операционного микроскопа, настройка и правила работы; микрохирургический инструментарий; организация работы хирургической бригады (хирурга, ассистента); способы разъединения и соединения тканей; техника наложения узлового и непрерывного швов; оперативное лечение глаукомы; операции при катаракте; техника выполнения оперативных приемов. Интегрирование образовательной деятельности кафедр офтальмологии, оперативной хирургии и клинической анатомии и НИИ микрохирургии и клинической анатомии в проведении цикла практической подготовки по офтальмохирургии для интернов и ординаторов по специальности «Офтальмология» занимает значимое место в совершенствовании последипломной практической подготовки врачей-офтальмологов.
Ключевые слова: практическая подготовка, офтальмохирургия.
A.E. Aprelev, I.I. Kagan, V.I. Kim ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN OPHTHALMOLOGY ON THE POSTGRADUATE LEVEL IN THE ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY
This paper presents an innovative experience of the Orenburg State Medical Academy in teaching and practical training in the specialty "Ophthalmology" at the postgraduate level. The program of the cycle includes the following theoretical and practical sections: Orbit topography, Clinical anatomy of the eye and its drainage systems, Basics microsurgical operative interventions in ophthalmology, Operating microscope, its management and working rules, Microsurgical instruments, Organization of the work of the surgical team (surgeon , assistant), Methods of tissue separation and connection, Technique of overlay node and continuous seams, Surgical treatment of glaucoma, Cataract surgery, Surgical techniques. Integration of educational activities of the department of ophthalmology, department of Surgery and Clinical Anatomy and Research Institute of Microsurgery and clinical anatomy in conducting practical training cycle for ophthalmic surgery for interns and residents in "Ophthalmology" occupies a significant place in the improvement of postgraduate practical training of ophthalmologists.
Key words: practical training, ophthalmosurgery.
В настоящее время при подготовке по специальности «Офтальмология» большое внимание уделяется отработке практических навыков, особенно на последипломном уровне. Это объясняется возрастанием требований к офтальмологам, умением оказания хирургической помощи пациентам, в том числе и на микрохирургическом уровне.
Использование симуляционных методов в хирургической подготовке на этапе последипломного образования ординаторов и интернов по специальности «Офтальмология» продиктовано необходимостью соответствия требованиям безопасности допуска их к осуществлению медицинской помощи пациентам. В связи с высокой сложностью анатомии и функционирования органа зрения применение фантомов, тренажеров и симуляторов практически невозможно. Заслуживает большего внимания использование в отработке
микрохирургических навыков нативных препаратов глазного яблока животных, а не искусственных материалов, обычно используемых в симуляторах по микрохирургической технике. При этом становится необходимым существенное повышение предшествующей и сопровождающей роли теоретической подготовки обучаемых. Учебный процесс нуждается в эффективном междисциплинарном подходе, организации взаимодействия кафедральных коллективов, использовании комплекса образовательных методик, совместной работе преподавателей с высокой теоретической и клинической компетентностью, соответствующем материально-техническом обеспечении.
Кафедра офтальмологии Оренбургской государственной медицинской академии, интегрируя образовательный процесс с кафедрой оперативной хирургии и клинической
анатомии, имеет значительный опыт в практической подготовке по офтальмохирургии на последипломном этапе образования. Оренбургская государственная медицинская академия в течение ряда лет осуществляет преподавание клинической анатомии и оперативной хирургии на факультете последипломного образования (ФПДО), на циклах занятий с врачами-интернами и клиническими ординаторами хирургического, акушерско-гинекологического и офтальмологического профилей.
Рис. 1. Коллектив кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии и внутривузовского научно-исследовательского
института микрохирургии и клинической анатомии
Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии, сотрудничая с внутриву-зовским научно-исследовательским институтом микрохирургии и клинической анатомии (директор - заслуженный деятель наук РФ, профессор И.И. Каган), располагает техническими возможностями для проведения практической подготовки офтальмологов по микрохирургии, что обуславливается наличием индивидуальных рабочих мест обучаемых, включая два операционных зала с соответствующим оборудованием НИИ микрохирургии и клинической анатомии (12 операционных микроскопов, наборы микрохирургического инструментария и расходных материалов). Оборудование приобретено за счет гран-товых научных исследований.
Необходимость повышения хирургической подготовки врачей-офтальмологов и имеющаяся учебно-методическая и материально-техническая база в результате интегрированной деятельности кафедры офтальмологии и кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии позволили создать симу-ляционный цикл по микрохирургической технике оперирования в офтальмологии. Представленный цикл занятий является составной частью плана прохождения интернатуры и ординатуры по специальности «Офтальмология».
Программа цикла включает следующие теоретические и практические разделы: топография глазницы; клиническая анатомия глаза и его дренажных систем; основы микрохирургических оперативных вмешательств в офтальмологии; устройство операционного микроскопа, настройка и правила работы; микрохирургический инструментарий; организация работы хирургической бригады (хирурга, ассистента); способы разъединения и соединения тканей; техника наложения узлового и непрерывного швов; оперативное лечение глаукомы; операции при катаракте; техника выполнения оперативных приемов.
Теоретическая подготовка на базе кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии включает цикл лекций по топографии глазницы, клинической анатомии органа зрения и дренажных систем глаза. На кафедре офтальмологии лекционный курс посвящен организационным и техническим основам микрохирургии, микрохирургическим способам лечения катаракты и глаукомы.
Рис. 2. Занятия на симуляционном цикле
Симуляционный цикл включает практические занятия, содержательной стороной которых являются: основы оперативных вмешательств в офтальмологии, устройство операционного микроскопа, настройка и правила работы, микрохирургический инструментарий, организация работы хирургической бригады (хирурга, ассистента), способы разъединения и соединения тканей, техника разъединения тканей, техника операций при глаукоме и катаракте.
Рис. 3. Самостоятельная работа обучаемых на оборудованном рабочем месте
Самостоятельная работа обучаемых проходит на рабочем месте, оснащенном операционным оборудованием, операционным микроскопом, микрохирургическим инструментарием. В качестве симуляционного объекта для освоения техники микрохирургического оперирования и ряда офтальмологических операций используются суправитальные препараты глазных яблок животных (свиней). Предусмотрено как освоение микрохирургической техники отдельных приемов, так и многократное самостоятельное выполнение изучаемых операций.
Существенными факторами повышения эффективности преподавания являются: использование в преподавании оригинального учебного материала, адаптированного к соответствующему этапу последипломного образования, конкретной специальности обучаемых, региональной специфике практического здравоохранения, представленного в виде трех монографий по анатомии органа зрения; использование результатов научно-практических исследований кафедр в педагогическом процессе по вопросам микрохирур-
гии и микрохирургической анатомии органа зрения.
Представленный симуляционный цикл успешно применяется в образовательном процессе в течение двух последних лет. Это позволило значительно улучшить теоретическую и практическую подготовку врачей-офтальмологов. Несмотря на большие материальные вложения на создание материальной базы для проведения цикла, текущие затраты на расходные материалы минимальны.
Таким образом, интеграция работы кафедр офтальмологии, оперативной хирургии и клинической анатомии ОрГМА, включающая специфику учебных дисциплин, клиническую направленность научных исследований, наличие квалифицированных научно-педагогических кадров, соответствующего оборудования специализированных подразделений кафедр и института микрохирургии и клинической анатомии, организационного и методического обеспечения, является эффективным инструментом совершенствования последипломной практической подготовки врачей-офтальмологов.
Сведения об авторах статьи: Апрелев Александр Евгеньевич - д.м.н., доцент, зав. кафедрой глазных болезней ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. [email protected].
Каган Илья Иосифович - д.м.н., директор НИИ микрохирургии и клинической анатомии, профессор кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. Тел./факс: 8(3532) 77-93-86. E-mail: [email protected].
Ким Валерий Иргюнович - д.м.н., доцент, профессор кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. Тел./факс: 8(3532) 77-93-86. E-mail: [email protected].