УДК 4Р М.К. УМАРОВА
ББК 81.2Р.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В системе профессиональной подготовки будущих учителей русского языка в педвузах важное место занимает педагогическая практика, направленная на реализацию педагогических знаний, умений и навыков студентов и совершенствование педагогического мастерства будущих педагогов.
Следует подчеркнуть, что педагогическая практика в силу своей динамичности и постоянной реорганизации согласно требованиям, быстроменяющимся изменениям в системе образования, что естественно, влияет на все действующие структуры, в особенности образовательные, разработана не в достаточной степени. В связи с этим возникают проблемы по формированию профессиональной компетенции будущих педагогов, требующие глубокого и всестороннего рассмотрения.
В учебных планах для специальности «учитель русского языка и литературы» в условиях кредитной системы обучения педагогическая практика предусмотрена на 3 и 4-х курсах. Одним из существенных вопросов совершенствования содержания педагогического образования является вопрос о педагогической практике, о её характере, объеме, сроках проведения, о её соотношении с получаемыми теоретическими знаниями.
Педагогическую практику нельзя понимать лишь как следующую за теоретическим изучением практическую отработку педагогического умения. Она формирует у студентов целостное представление о сущности профессиональной деятельности педагога и поэтому требует понимания её во всей полноте педагогической профессии и эффективного выполнения функций как психолого-педагогических, так и образовательно-воспитательных, на основе которых выявляются нижеследующие специфические педагогические задачи в период практики:
-совершенствование умений и навыков, полученных в процессе приобретения теоретических знаний, способности самосовершенствования и применения накопленного опыта в практической деятельности;
-развитие профессиональной эрудиции, расширение спектора знаний по психолого-педагогическим дисциплинам;
-изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
-совершенствование творческого мышления, создание предпосылок и развитие индивидуального стиля и исследовательского подхода к педагогической деятельности;
-наблюдение и анализ деятельности учителей русского языка, выявление положительных и отрицательных элементов в практике их работы;
-понимание роли и значимости психолого-педагогических знаний в педагогической деятельности, определение авторских педагогических программ ведущих учителей;
-творческий подход к изучению и внедрению интерактивных методов обучения; стремление к созданию авторской программы педагогических действий;
-развитие умения использования информационно-коммуникативных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе;
-педагогическое наблюдение за школьникамих, выявление их способностей, мотивов общения и учебной деятельности, проектирование и конструирование их обучения и воспитания;
-планирование и организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, включение их в активную общественно трудовую, культурно-художественную, творческую, спортивную, научную деятельность;
-организация сплоченного ученического коллектива, привлечение их к общению, взаимопониманию и налаживание жизнедеятельности отдельной личности, малых групп, коллективов, классов, отрядов, кружков, секций и т.д., которые составляют основное содержание деятельности классного руководителя;
-организация и осуществление взаимодействия с семьями, трудовыми коллективами, общественностью и населением;
Необходимость формирования общекультурной и профессиональной компетенции будущих специалистов обусловила соответствующие преобразования в формах, методах и средствах учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах. Особое место в решении определенных задач принадлежит педагогической практике, которая основана на следующих основополагающих принципах:
-принцип развития и формирования личности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей личности учащихся, соответствие учебно-воспитательного процесса природе ученика и закономерностям окружающей среды.
- осознание уникальности и своеобразие личности учащихся, его социально-нравственная ценность и значимость в обществе;
- гуманизация общения и межличностных отношений;
- единство общечеловеческих ценностей с культурой и этническими традициями в воспитании и обучении ребенка;
- сотрудничество и взаимопонимание;
- принцип гуманизации процесса образования и воспитания учащихся;
- принцип дифференциации и индивидуализации педагогического процесса;
- создание активной общественно-социальной среды педагогической деятельности, т.е. средовой подход;
- педагогическое воздействие, основанное на рациональной и оптимальной организации учебно-воспитательной деятельности;
- принцип эстетизации социума;
Необходимо отметить, что в период педагогической практики деятельность студентов факультета русской филологии должна быть направлена на формирование специфического комплекса умений, составляющих основу формирования профессиональной компетенции будущих учителей, таких как конструктивные коммуникативные, учебнофганизаторские и научно- исследовательские умения. Конструктивные умения:
- выявление и определение конкретных педагогических задач с учетом психолого-физиологических, индивидуальных и возрастных особенностей своих учеников и социально-психологической атмосфери социума;
- анализ и педагогически обоснованный выбор оптимальных форм, средств и методов учебно-воспитательной работы,
- моделирование системы методов диагностики уровня воспитанности и развития своих учащихся;
- наблюдение, анализ и моделирование педагогического процесса на основе психолого-педагогических и дидактических аспектов.
- определение эффективных форм, средств и методов внеучебной воспитательной работы с учетом специфики и особенностей различных типов образовательных учреждений;
- изучение и моделирование учебно-воспитательной деятельности классного руководителя, наставника;
- моделирование форм и методов дифференцированной и индивидуальной работы с учениками и их родителями;
- проектирование индивидуальной и коллективной учебно-воспитательнуюой работы в ученическом коллективе, различных кружках, клубном объединении по интересам и других внешкольных мероприятиях;
- моделирование поурочных и тематических мероприятий в виде конспектов, сценариев, проектирование ситуаций и прогнозирование результатов;
- проектирование собственной педагогической деятельности, на основе самоанализа и адекватной самооценки;
- проектирование, обоснованный отбор и применение оптимальных методов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса адекватно поставленным задачам, выявление ошибок, причин и путей их устранения;
Коммуникативные умения:
- использование разнообразных, эффективных форм и методов педагогического общения с учениками, их родителями, коллегами в целях создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- построение деловых, личных и конструктивных отношений со всеми лицами, принимающими участие в воспитании и обучении школьников;
- развитие чувства уважения, понимания и сопереживания учащихся, родителей, коллег;
- совершенствование умений и навыков педагогического общения;
- формирование и развитие личных способностей к педагогической рефлексии как педагогически значимого качества педагога;
- умение строить с учениками отношения, основанные на гуманистических принципах, находить и обосновывать личную позицию;
- владение личными чувствами, эмоциями и поведением;
- построение межличностных отношений с различными категориями людей;
- умение мотивировать поведение, деятельность и отношение в коллективе;
- раскрытие сущности культуры межличностного отношения и её значимости в обществе. Учебно-организаторские умения:
- создание сплоченного, дружественного ученического коллектива;
- организация и ведение дифференцированной и индивидуальной работы с отдельными учениками и коллективом класса;
- организация и проведение разнообразных воспитательных мероприятий с ученическими коллективами в процессе внеклассных и внешкольных работ;
- создание организация в группах, классе дружеских отношений, атмосферы взаимопонимания и уважения;
Научно-исследовательские умения:
- изучение личности школьника и коллектива класса с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода;
- изучение и анализ школьнуюой документации;
- изучение и творческое осмысление передового педагогического опыта ведущих учителей и новаторов;
- изучение психологических аспектов педагогической деятельности;
- изучение литературы и сбор материалов по теме исследования, накопление эмпирического материала, проведение опытно-экспериментальной работы, оформление выпускной или дипломной работы.
Наше исследование показывает, что в формировании профессиональной компетенции будущих учителей русского языка в процессе педагогической практики важную роль играет выполнение учебно-исследовательской работы. Участие в научно-исследовательской работе
кафедр и лабораторий, в научных студенческих кружках позволяет студентам включиться в процесс научного творчества. Особая роль в развитии творческих способностей у студентов отводится педагогической практике.В процессе педагогической практики студенты выполняют следующие виды учебно-исследовательской работы, которые способствуют формированию у них профессиональной компетенции.
- наблюдение и систематический анализ уроков и внеклассных мероприятий проводимых учителями школы, а также студентами - практикантами и фиксация результатов в дневнике;
- организация и проведение самостоятельного научного исследования и оформление результатов в виде докладов для выступления на научных конференциях студентов, курсовой и выпускной дипломной работы;
- выполнение и завершение практикантом творческого индивидуального задания учебно-исследовательского характера к конференции, посвященной итогам педагогической практики будущих учителей;
- сбор и изготовление учебно-методических и дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения, раздаточного материала для методического кабинета и кафедр.
В процессе педагогической практики создаются благоприятные условия для формирования профессионально значимых коммуникативных качеств, которые являются базовыми компонентами профессиональной компетентности будущих учителей русского языка:
- желание привлечь коллег, учащихся и их родителей к общению;
- умение устанавливать коммуникативные связи с различными группами людей;
- умение выражать чувства доброжелательности, выдержки, отзывчивости и внимательности к окружающим;
- умение создавать благоприятную оптимистическую, привлекающую среду при контакте с людьми;
- умение сдерживать эмоции;
- умение наблюдать и анализировать поведение окружающих, способность узнавать намерения и настроение людей и разбираться во взаимоотношениях других людей, умение налаживать их взаимодействие и взаимопонимание;
- наличие таких качеств как ответственность, добропорядочность, аккуратность, пунктуальность, собранность, усидчивость, терпимость, исполнительность;
- умение слушать, учитывать мнение других, обладать умениями и навыками ведения беседы, владееть жестами, мимикой и культурой речи;
- знание психологии и поведения своих учащихся и окружающих людей, постоянная работа над развитием памяти, логического мышления и др.
Организация и проведение пробных уроков является важнейшим компонентом педагогической практики будущих учителей русского языка. Умелая организация работы студентов в процессе педагогической практики способствует приобретению ими опыта планирования, организации, проведения и анализа собственной профессиональной деятельности, в частности:
- определения конкретных целей и задач обучения, воспитания и развития личности учащегося с учетом требований программ, а также их возрастных и индивидуальных особенностей;
- выбора оптимальных форм, методов, средств организации учебно-познавательной и воспитательной деятельности учащихся;
- организации учебно-познавательной и воспитательной деятельности учащихся;
- создания благоприятной коммуникативной среды в отношениях с детьми, учителями и родителями учащихся;
-анализа личной деятельности и деятельности учителя русского языка, классного руководителя, и студентов- практикантов.
Аналитическое мастерство учителя, его способность к рефлексии собственной деятельности является важным компонентом профессиональной компетенции. Учителю, как творческой личности, очень важна сформированность его умений анализа профессиональной деятельности.
Исходным положением творчества в любом виде деятельности, в особенности педагогической, является информация о сформированности профессиональных качеств и способностей учителя. А такую информацию можно получить с помощью анализа деятельности. Будущий учитель должен уметь анализировать деятельность учителей школы, свою деятельность, и в первую очередь основную её форму при организации обучения - урок.
В новых государственных образовательных стандартах общеобразовательной школы предъявляются новые требования к структуре и типам урока и его анализа. В ходе подготовительного этапа студенты получают информацию о видах, структуре, содержании и способах проведения и оформления результатов анализа учебно-воспитательной работы. В процессе проведения практических занятий они приобретают первичный опыт аналитической деятельности. В этот период студенты пользуются рекомендательными материалами в виде памятки студенту-практиканту, схемой анализа урока, внеурочных занятий по предмету и внеклассных воспитательных мероприятий. Все это способствует осуществлению студентом рефлексии собственной педагогической деятельности. Так, студенты-практиканты знакомятся с различными видами анализа урока, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий: краткий, структурный, аспектный, системный и полный.
Полный анализ урока - это система действий, включающих оценку намеченных целей и задач урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия, содержание и виды учебно-познавательной, практической и воспитательной деятельности учащихся по таким параметрам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, воспитанности, общего и психологического развития личности школьника. Реализация педагогических принципов и результативность проведенного мероприятия.
Полный анализ уроков включает следующие конструктивные элементы:
- дидактические, воспитательные и развивающие цели и задачи урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия (краткий оценочный анализ).
- содержание урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия.
- методы организации совместной деятельности учащихся и учителя в процессе учебно-воспитательной работы.
- формы организации учебно-воспитательной деятельности учащихся.
- результативность проведенного урока, занятия и мероприятия.
- практическая направленность урока, внеурочного занятия и воспитательного мероприятия.
- организация самостоятельной работы учащихся как эффективной формы учебно-познавательной деятельности.
- приучение учащихся к выполнению универсальных учебных действий на каждом этапе учебно-воспитательного мероприятия.
- формирование базовых компонентов прфессиональной компетентности.
- структура урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия.
- оценка педагогической техники учителя и воспитателя, его педагогического стиля.
- создание благоприятного психологического климата и предметно-развивающей среды.
Краткий анализ предусматривает выявление соответствия поставленных целей, задач и
полученный результат с прогнозированным.
Структурный анализ предусматривает определение логической последовательности и взаимосвязи структурных компонентов учебно-воспитательного мероприятия и выявляет его доминирующие этапы.
Системный анализ включает в себя все компоненты учебно-воспитательного процесса: проектирование, конструирование, организацию, управление, контроляь и оценку результатов.
Аспектный анализ предусматривает анализ одного из аспектов учебно-воспитательного процесса.
Для организации и проведения анализа урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия предлагается выполнять следующие действия:
1. Предварительная работа по подготовке к посещению урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия и их анализу:
-определение цели и задачи посещения урока, внеклассного занятия и внеклассного мероприятия;
-определение вида анализа посещаемого мероприятия в соответствии с целью; -изучение особенности классного коллектива и отдельных учащихся;
-изучение и анализ содержания учебно-воспитательного материала в соответствии с программой обучения и воспитания, а также методическими материалами мероприятий; -конкретизирование типа, вида, цели и задач посещаемого мероприятия; -предварительное продумывание содержательного материала с целью определения системы вопросов, которые помогут раскрыть сущность темы мероприятия (рациональность отбора содержания, эффективность выбранных методов, обеспечение учебной мотивации, обеспечение рефлексии);
-разработатка эффективной формы оформления материалов анализа мероприятия.
2. При анализе урока, внеурочного занятия и внеклассного мероприятия необходимо акцентировать внимание на достижения педагога, на положительные результаты, на сильные стороны его деятельности
3. Особо отметить проявления творческого поиска в деятельности учителя, инновации и побуждать педагога к самосовершенствованию.
4. Оценить целесообразность примененных приемов и методов работы в данных условиях.
5. Замечания и рекомендации педагогу должны быть четко сформулированы и внесены в записи по итогам анализа урока.
Для обеспечения эффективности формирования профессиональной компетентности будущих учителей русского языка и литературы процессе педагогической практики, мы предлагаем несколько направлений деятельности студентов-практикантов: -мотивация и стимулирование углубленного изучения молодыми учителями теоретических основ педагогической деятельности;
-совершенствование и повышение уровня психолого-педагогической подготовки молодых учителей;
-совершенствование и повышение уровня дидактической и методической подготовки; -развитие профессионально значимых умений и навыков по организации и ведения педагогического процесса;
-усвоение и развитие коммуникативных умений и навыков; -усвоение форм и методики научно-исследовательской работы;
-формирование и развитие опыта работы в коллективе и умение стать его активным членом; -усвоение и развитие научного стиля речи;
-совершенствование корпоративных норм поведения и личного примера.
Научно обоснованная диагностика уровня сформированности профессиональной компетенции будущих специалистов русской филологии в процессе педагогической практики включала в себя следующую систему действий:
-определение уровня научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки;
-изучение личностных и деловых качеств практикантов;
-анализ и оценка социально-психологических и профессионально-педагогических установок;
-определение результатов педагогических воздействий на учащихся и способов взаимодействия с ними и применяемых разнообразных форм и методов учебно-воспитательной деятельности;
-определение степени целеустремленности и заинтересованности в педагогической деятельности и ее конечных результатах;
-выявление и оценка особенностей профессиональной мотивации и компетенции будущих педагогов.
Педагогическая практика проходит в условиях реальной педагогической действительности, но все же имеет учебный характер, в процессе которого формируется система педагогических умений, создавющая объективные условия и как субъект инновационной деятельности. Учитывая эти обстоятельства, к их числу можно отнести следующие условия:
-содержание учебно-воспитательного процесса, направленное на совершенствование профессиональной подготовки будущего педагога;
-единство, преемственность, систематичность и взаимосвязь учебных и практических сторон профессионально-педагогической подготовки будущих учителей;
-педагогическая нацеленность на профессиональную подготовку будущего учителя. Основу комплексной системы формирования профессиональной компетенции будущих педагогов в период прохождения педагогической практики, на наш взгляд, должны представлять следующие качества:
-индивидуальная высокая осмысленность жизни и значимости выбранной специальности; -чувство и понимание человеческой ценности и неповторимости каждого индивида; -эмоциональная устойчивость и выдержка;
-активность и выраженный волевой потенциал и ориентированность в экстремальных условиях и в непредвиденных обстоятельствах;
-чувство товарищества и способность к сопереживанию, сближению.
В ходе нашего исследования выявлено, что от отношения практикантов к своим обязанностям и педагогическому опыту завысит от эффективности формирования их профессиональной компетентности.
На заключительном этапе практики подводятся итоги и анализируются результаты, делаются выводы. Необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с усовершенствованием системы педагогических кадров, их профессиональной компетентности, помимо конференций, широкое применение получили круглые столы, мастер-классы, творческие мастерские и т.д., где на конкретных примерах проверяются эффективность применения полученных знаний на практике. Разнообразие видов практики создает базу профессиональной деятельности с непрерывным академическими образованием, что является составной частью в системе подготовки будущих специалистов педагогического профиля.
Как мы указывали выше, педагогическая практика отличается своим комплексным характером, в ходе которого соединяются, интегрируются и синтезируются все знания о личности ученика, учителя, учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, проведенное исследование дает возможность нам определить нижеследующие принципы и считать их основными принципами формирования профессиональной компетенции будущих педагогов в период прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах:
1. Индивидуальный подход. Данный принцип осуществляется в процессе педагогической практики с учетом специфики и характера выполняемой учебно-воспитательной работы, уровня подготовки и опыта профессиональной деятельности будущего педагога;
2. Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативности практикантов. В содержание этого принципа входят: организация работы, имеющей вариативные части в процессе практики, стимулирование и поощрение самостоятельного поиска и творческой самореализации, использование интерактивных методов и информационных технологий, анализ и использование новой и дополнительной литературы, взаимопомощи, взаимного анализа и оценки практикантами учебно-воспитательной деятельности своих товарищей;
3. Обратная связь. Принцип обратной связи требует ознакомить практикантов с результатами экспертных оценок их педагогической деятельности, обсудить и донести до них мнение и заключение методистов, руководителей практики и учителей школ, организовать коллективное, обобщающее мнение и выводы о роли и значении практики и ее перспективах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
2. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды/ В.А.Демин// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. № 4. - С. 34-42.
3. Зимняя, И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Педагогическая психология. Учебник 21 века/И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2006. - 384 с.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. № 5. С.34 - 42.
5. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.
6. Монахов, В.М. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В.М.Монахов, Д.А.Власов, Е.В. Вересова - Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 92 с.
7. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы / А.В. Хуторской //Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
REFERENCES:
1. Vvedenski, V. N. Modeling professional competency of pedagogue./ V.N. Vvedenski// Pedagogy-2003 # 10 P. 51-55
2. Demin, V.A. Professional competency of a professional: notion and deduction/ V.A. Demin// Standards and monitoring in education. 2004. № 4. - p. 34-42.
3. Zimnya, I.A. Educational activity of educational institution. Pedagogical psychology. Textbook of 21 century/ I.A. Zimnya- M: Logos, 2006-348
4. Zimnya, I A. Key competency and the new paradigm of education/ I A. Zimnya highet education today - 2003 . № 5. P.34 - 42.
5. Lukyanova , M.A. Psychological and pedagogical competency of a teacher/ M.I. Lukyanova// Pedagogy 2001. - №10. - P. 56-61
6. Monahov, V. M. competency approach in pedagogical education/ V. M. Monahov, D.A. Vlasov, E.V. Veresova- Published by RSPU anmed after A.I. Gertz - 2004, -92 p
7. Pedagogical skills and pedagogical technology: course book/ under edition of L.K. Grebenkina, L.A. Boikova. 3 rd edition M: Russian pedagogical society, 2001-256 p
8. Hutorski, A. V. Key components as an individual oriented paradigm/ A.V. Hutorski// Narodnoe obrazovanie-2003. - № 2. - P. 58-64.
Педагогическая практика - важное условие формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка
Ключевые слова: студент, студент-практикант, педагогическая практика, профессиональные умения, профессиональная компетентность.
Педагогическая практика занимает особое место в системе профессиональной подготовки будущих учителей русского языка в вузах Таджикистана. В силу своей динамичности и постоянной реорганизации согласно требованиям, быстроменяющимся изменениям в системе образования, она влияет на все действующие структуры личности будущего педагога. Однако в научной литературе недостаточно исследований, посвященных комплексному изучению проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе педагогической практики. В данной статье определена сущность специфических педагогических задач, которые предстоит решать в период педагогической практики. Разработаны основополагающие принципы, способствующие решению задач по формированию профессиональной компетенции будущих учителей русского языка и литературы.
Определены содержание и структура специфического комплекса умений, составляющих основу формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка и литературы.
Разработаны основные принципы формирования профессиональной компетенции будущих педагогов в период прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах:
индивидуальный подход, сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативности практикантов и обратная связь.
Результаты исследования расширяют знания о возможностях педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущих учителей русского языка.
Pedagogical practice important condition shaping to professional competency of the Future teachers of the russian language
Keywords: the student, the student-trainee, pedagogical practice, professional skills, professional competent.
The Pedagogical practice occupies the special place in system of the training of the future teachers of the russian language in pedagogical university. On the strength of its dinamics and constant reorganization at the request quickly changes to system of the formation, she influences upon all acting structures to personalities of the future teacher. However in scientific literature not it is enough studies, denoted complex study of the problem of the shaping professional competency in process pedagogical practical persons. In given article is determined essence of the specific pedagogical problems, which there is solve at period pedagogical practical persons. It Is Designed background principles promoting decision of the certain problems on shaping the professional competency of the future teachers of the russian language and literature.
The Certain contents and structure of the specific complex of the skills forming central to shaping the professional competency of the future teachers of the russian language and literature: constructive skills (11), communication skills (10), scholastic-organizational skills (4) and research skills (5).
Emphasizing important role of the execution scholastic-exploratory work student in shaping the professional competency of the future teachers at period pedagogical practical persons, in work is determined system of the tasks of the research nature.
System of the tasks is offered In article on shaping analytical skill teacher and development of his(its) abilities to reflexive own activity, considering these quality by important component to professional competency. It Is Described constructive elements to analytical activity of the teacher of the russian language. It Is Offered scientifically motivated diagnostics level formed professional competency future specialist to russian philology.
The Designed cardinal principles of the shaping to professional competency future teacher at period of the passing pedagogical practical persons in general school: the individual approach, combination pedagogical managament with development of independance and initiative trainee and feedback.
The Study has shown that using the diagnostic methodses promoted the reception all-round and reliable information on level formed beside student base to professional competency that confirms efficiency of the proposed methods, which can be recommended for using in practical person of the work pedagogical high school.
The Results of the study increase the knowledge's about possibility pedagogical practical persons in shaping professional competency future teachers of the russian language.
Сведения об авторе:
Умарова Матлуба Каюмовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республики Таджикистан, г. Худжанд); E-mail:maya-196309@mail.ru
Information about the author:
Umarova Matluba Kaiumovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher of the Department pedagogic under Khujand State University named after academician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand)E-mail:maya-196309@mail.ru