Научная статья на тему 'Состояние и перспективы образования в городе Сургуте детей с ограниченными возможностями здоровья'

Состояние и перспективы образования в городе Сургуте детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSION / INTEGRATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / DIFFERENTIATED EDUCATION / SPECIAL EDUCATION / CORRECTION AND DEVELOPMENT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатая Ольга Фёдоровна

На современном этапе в России произошло переосмысление стратегии развития системы специального образования наряду с дифференцированным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное и инклюзивное образование. В статье представлены разные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Сургуте, обозначены позитивные изменения, проблемы и необходимые условия для повышения эффективности работы, направленной на их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CITY OF SURGUT

Modern Russia has reconsidered its special education system development strategy: integrated and inclusive education is being applied alongside with the differentiated education of children with disabilities. The article presents different approaches to training and education of the students with disparities in the city of Surgut; it indicates positive changes, challenges and the required conditions to increase the efficiency of their social adaptation and integration.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы образования в городе Сургуте детей с ограниченными возможностями здоровья»

ББК 74.30 YAK 376.1

О.Ф. БОГАТАЯ

O.F. BOGATAYA

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE STATE AND PROSPECTS OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CITY OF SURGUT

На современном этапе в России произошло переосмысление стратегии развития системы специального образования - наряду с дифференцированным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное и инклюзивное образование. В статье представлены разные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Сургуте, обозначены позитивные изменения, проблемы и необходимые условия для повышения эффективности работы, направленной на их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Modern Russia has reconsidered its special education system development strategy: integrated and inclusive education is being applied alongside with the differentiated education of children with disabilities. The article presents different approaches to training and education of the students with disparities in the city of Surgut; it indicates positive changes, challenges and the required conditions to increase the efficiency of their social adaptation and integration.

Ключевые слова: инклюзия, интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное образование, специальное образование, коррекционно-развивающее обучение.

Key words: inclusion, integration, children with disabilities, differentiated education, special education, correction and development training.

Современный этап развития системы специального образования характеризуется реформированием и ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, относящегося к категории детей, объединённых понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Целью исследования является анализ состояния и перспектив образования детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Сургуте.

Задачи исследования:

1) изучить современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в России и городе Сургуте;

2) выявить состояние образования детей со специальными образовательными потребностями в городе Сургуте и проблемы организации инклюзивного образования;

3) рассмотреть предпосылки и перспективы создания специальных образовательных условий для инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города.

Дифференцированная система специального коррекционного образования, созданная в России в 60 - 70-е гг. XX века, представляет собой чёткую технологию работы с тем или иным нарушением. Данная система, обоснованная теоретически и методологически, многократно оправдала себя на практике.

Модернизация системы специального образования предполагает дополнение её структурными элементами - интегрированным и инклюзивным образованием. Интеграция и инклюзия рассматриваются как закономерный этап развития системы специального образования, связанный с изменением отношения общества и государства к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая и образование.

Внедрение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России произошло в начале 90-х годов ХХ столетия и закреплено на законодательном уровне - возможность открывать специальные (коррекционные) классы I - VIII видов на базе общеобразовательных школ, при соблюдении всех необходимых условий: кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении. В письме Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [3] представлены разные модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) посредством функционирования класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении для лиц, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья;

2) посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования;

3)посредством совместного обучения (воспитания) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии лиц с различными видами отклонений в развитии (в том числе с сочетанием различных отклонений в развитии).

Отечественная концепция интегрированного обучения построена на трёх основных принципах: интеграция через раннюю коррекцию; интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку; интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы. Интегрированный в общеобразовательную среду ребёнок остаётся под её патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, либо обязательно получает коррекционную помощь, обучаясь в обычном классе (группе). Интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Возможность такой интеграции - большой шаг в направлении к инклюзии.

Инклюзивный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в системе общего образования является одним из самых острых и дискуссионных вопросов современного этапа развития отечественной системы специального образования.

В городе Сургуте, как в России и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, реализуются разные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре неуклонно возрастает численность детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в округе проживают более 8,5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 - 18 лет, в том числе более 4,5 тыс. детей-инвалидов. В 2011 году 3575 детей школьного возраста получают специальные образовательные услуги, из них - 2050 детей обучаются в 19 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, 1525 - в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных учреждений.

В городе Сургуте проживают около 70 тысяч детей, из них - более двух тысяч детей с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья, в том числе - 750 детей-инвалидов.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется, в основном, по двум направлениям: дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и интегрированное обучение в специальных (коррекционных) классах (дошкольных группах) муниципальных общеобразовательных учреждений, а также формируется опыт инклюзивного образования.

Направление детей в систему общего или специального образования города Сургута осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК).

Специалисты ПМПК в процессе комплексного консультативно-диагностического обследования выявляют причины и формы отклонений в развитии, определяют индивидуальный образовательный маршрут, соответствующий уровню развития ребёнка и его потенциальным возможностям.

В задачи ПМПК входит не только вывод детей ограниченными возможностями здоровья в систему специального образования, решение вопроса о возможности их интеграции или инклюзии в общеобразовательную школу, но и определение способов и средств комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям в образовательном учреждении.

Деятельность ПМПК позволяет совместно с образовательными и воспитательными учреждениями решать вопросы:

- предупреждения отклонений в развитии детей;

- выбора индивидуального образовательного маршрута;

- сопровождения ребёнка в образовательном пространстве;

- преодоления затруднений в учёбе;

- решения проблем личностного развития;

- профориентации.

Ежегодно диагностическое обследование проходят более 1000 детей, отмечается увеличение числа детей, которым необходимо создавать специальные образовательные условия (рис. 1).

□ Обследовано П Из них направлено в коррекционные школы

Рис. 1. Динамика численности детей, обследованных в психолого-медико-педагогической комиссии

Дифференцированное обучение неслышащих детей, детей с тяжёлыми нарушениями слуха и детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

- Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, V вида;

- Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;

- Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углубленной трудовой подготовкой».

Эти дети нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, у них, наряду с общими образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального образования.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях города для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье создана система интегрированного образования.

В дошкольных образовательных учреждениях функционируют 126 групп компенсирующего назначения (22% от общего числа групп), в которых воспитывается 2100 детей. Это группы для часто и длительно болеющих детей, детей «группы риска по туберкулёзу» (1562 воспитанника) и 45 групп компенсирующего назначения (538 человек) для детей с нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью (рис. 2).

□ часто и длительно болеющих Игруппы риска по туберкулезу

□ с нарушениями зрения Пс умственной отсталостью ■ с задержкой психического развития пс нарушениями речи

Рис. 2. Количество и виды групп компенсирующего назначения в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях

С 2004 года функционирует группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов, создание которой позволило включить в образовательный процесс детей со сложной структурой дефекта, ранее считавшихся необучае-мыми (с диагнозом: ранний детский аутизм, детский церебральный паралич в сочетании с нарушением зрения и слуха тяжёлой степени и др.).

Несмотря на увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в настоящее время 273 ребёнка состоят в очереди на получение мест в группы компенсирующей направленности) открытие данных групп не предоставляется возможным из-за большой очерёдности детей в общеобразовательные группы.

Исследования зарубежных и российских ученых позволяют сделать вывод о том, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реабилитацию ребёнка, в результате которой более половины детей смогут обучаться в системе массового, а не специального образования.

Результаты выпуска детей из групп компенсирующего назначения по окончании срока коррекционной работы

Мониторинг коррекционно-развивающей работы при выпускнике детей из групп компенсирующей направленности (рис. 3) убедительно доказывает, что ранняя комплексная коррекционная помощь открывает многим детям с сохранными интеллектуальными предпосылками путь в общую систему дошкольного и школьного образования. В результате своевременной коррекционно-развивающей работы более 50 процентов детей с задержкой психического развития и от 80 до 98 процентов выпускников логопедических групп по заключению ПМПК направляются в общеобразовательные группы, классы (рис 3).

Рис. 3. Динамика результатов коррекционно-развивающего обучения (при выпуске детей из групп компенсирующей направленности), (%)

В муниципальных общеобразовательных учреждениях города для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют классы коррекционно-развивающего обучения.

Цель организации таких классов - создание в общеобразовательных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и состоянием здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Изучая динамику комплектования классов коррекционно-развивающего обучения (рис. 4) можно отметить, что число школ, открывающих такие классы, и количество классов снизилось, не открыты классы компенсирующего обучения, которые в соответствии с Положением о классах компенсирующего обучения, утверждённым приказам департамента образования и науки Администрации города Сургута от 13.09.2002 года № 430 [2], образовательные учреждения могут открывать на начальной ступени обучения.

□ Классы компенсирующего обучения

■ Специальные (коррекционные) классы

□ Количество образовательных учреждений

Рис. 4. Динамика комплектования классов коррекционно-развивающего обучения

Снижение количества классов коррекционно-развивающего обучения обусловлено как положительными факторами (ранняя диагностика отклонений в развитии детей, своевременное качественное оказание комплексной помощи детям дошкольного возраста, комплектование классов строго в соответствии с нормативно-правовыми документами), так и отсутствием специальных образовательных условий для организации работы данных классов.

Основной причиной уменьшения числа классов коррекционно-разви-вающего обучения в последние годы является снижение финансового обеспечения общеобразовательных учреждений в связи с переходом на выделение субвенций на каждого обучающегося. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 февраля 2009 года [1] на ребёнка, обучающегося в общеобразовательном классе, выделяются субвенции в соответствии со ступенями обучения: I ступень обучения (начальные классы) - 54 633 рубля, II ступень (среднее звено) - 53 370 рублей, III ступень (старшие классы) - 55 512 рублей в год; на обучающегося в специальном (коррекционном) классе - 65 031 рубль в год на всех ступенях обучения. Меньшая нормативная наполняемость специальных (коррекционных) классов (от 9 до 12 детей) в два раза уменьшает суммарный размер субвенции на класс. Однако финансовые затраты на обеспечение функционирования данных классов в 2,5 - 3 раза выше по сравнению с общеобразовательными классами, так как возникает необходимость оплачивать работу специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога-дефектолога), воспитателей групп продлённого дня, проведение дополнительных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Таким образом, функционирование специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях требует финансирования по значительно повышенным нормативам.

В 2011/2012 учебном году доля специальных (коррекционных) классов составляет менее 3% от общего числа классов в общеобразовательных учреждениях города.

В тоже время можно отметить расширение специальных образовательных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 5).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

jj

-2-_i Л.

2010 год 2011 год

□ I вид (для неслышащих детей)

■ IV вид (для слабовидящих детей)

□ VI вид (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

□ VII вид (для детей с расстройством школьных навыков)

Рис. 5. Сеть специальных (коррекционных) классов в муниципальной системе образования города Сургута

Созданы классы I вида для неслышащих детей, IV вида для слабовидящих детей, VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, VII вида для детей с задержкой психического развития.

В городе Сургуте наибольшее количество детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития. Обучение их организовано в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразо-

вательных школ. Зачисление в такие классы осуществляется по направлению департамента образования Администрации города Сургута, на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей). Наполняемость классов - 9 - 12 человек. Обучение осуществляется в соответствии с Положением о специальных (коррекционных) классах VII вида для детей с задержкой психического развития, утверждённым приказом департамента образования и науки Администрации города Сургута от 13.09.2002 г. № 430 [2]. На начальной ступени обучение осуществляется по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения, на средней ступени - по типовым программам и учебникам для общеобразовательных учреждений. В классах работают, как правило, высококвалифицированные педагоги, для которых главная задача - рационализация обучения, использование скрытых резервов в структурировании содержания учебного материала и методике обучения. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках. Коррекция индивидуальных недостатков проводится учителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

По окончании 4-го класса и переводе в среднее звено все обучающиеся проходят обследование в ПМПК. На основании мониторинга выпускной диагностики можно констатировать, что только 10 - 20% выпускников 4-х специальных (коррекционных) классов VII вида направлены на обучение в общеобразовательные классы; стабильно высокое число выпускников, которым необходимо продолжать обучение в классах для детей с задержкой психического развития по 9-ый класс; также отмечается выявление обучающихся, которым, по заключению ПМПК, рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида для умственно отсталых детей (рис. 6).

Рис. 6. Динамика результатов коррекционно-развивающей работы (при выпуске обучающихся из специальных (коррекционных) классов VII вида

Основными причинами низкой результативности коррекционно-разви-вающей работы в специальных (коррекционных) классах VII вида являются:

- сложные органические и неврологические заболевания обучающихся (задержка психического развития церебрально-органического генеза, пограничная интеллектуальная недостаточность);

- позднее выявление и направление в ПМПК обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вследствие чего они не проходят полный курс коррекции;

- недостаточная специальная подготовка педагогов, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения;

- нежелание родителей обучать детей в системе коррекционно-разви-вающего образования.

Отказ родителей от перевода детей в специальный (коррекционный) класс или школу в связи с неготовностью объективно оценить проблемы своих детей или из-за отсутствия специальных образовательных учреждений по месту жительства, игнорирование рекомендаций ПМПК и школы, лишает обучающихся возможности получать необходимую коррекционную помощь.

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [4] специальные (коррекционные) классы открываются на начальной ступени обучения, преимущественно 1-ый, 2-ой, в исключительном порядке - 3-ий класс.

В системе образования города наблюдается иная картина: ежегодно в 5 - 8-е специальные (коррекционные) классы VII вида зачисляются от 17% до 24% подростков с задержкой психического развития и пограничной интеллектуальной недостаточностью. Несвоевременное направление обучающихся в ПМПК, несогласие родителей, отсутствие необходимой кор-рекционной помощи приводит к тому, что у подростков, кроме слабой успеваемости и неудовлетворительных отметок по нескольким предметам, отсутствует положительная устойчивая мотивация к учебной деятельности, возникают серьёзные проблемы в общении с родителями и учителями, отклонения в поведении. Эти подростки находятся в «группе риска» по отказу от обучения, бродяжничеству и, возможно, по безнадзорности и правонарушениям. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь. После обследования в ПМПК подростки направляются в специальные (коррекционные) классы VII вида по 9-ый класс. При успешной сдаче выпускных экзаменов получают аттестат установленного образца. Большинство выпускников продолжают обучение в профессиональных училищах, вечерних школах, техникумах.

Таким образом, в муниципальной системе образования города Сургута реализуется первая модель интеграции - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных учреждений.

Ежегодно более 200 детей-инвалидов (слабослышащие дети, дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют или близки к возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со сверстниками, обучаются в общеобразовательных классах школ города (рис. 7), т. е. реализуется вторая модель интеграции - совместное обучение (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) общеобразовательного учреждения.

Рис 7. Динамика численности детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях

Образование детей-инвалидов организовано в вариативных формах с учётом заболеваний и медицинских рекомендаций, осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение. Комплексный подход в решении проблем ребёнка осуществляют специалисты различных моделей служб сопровождения в общеобразовательных учреждениях (службы ППМС сопровождения, службы здоровья, службы сопровождения образовательного процесса, психологические службы) и специалисты учреждений дополнительного образования детей. Специалисты системы сопровождения осуществляют индивидуально-ориентированное и системно-ориентированное сопровождение развития детей-инвалидов. Формы сопровождения каждый специалист определяет в зависимости от проблем ребёнка, условий работы и уровня квалификации.

Такая организация обучения детей-инвалидов является элементом инклюзивного образования. Однако условия в школах лишь частично обеспечивают коррекцию, компенсацию и развитие детей-инвалидов. Невозможность организации на достаточном уровне коррекционной поддержки не позволяет максимально реализовать реабилитационный потенциал ребёнка, интегрированного в массовую школу, что создаёт для него серьёзные проблемы в получении полноценного образования наравне с одноклассниками.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость модернизации системы образования, важность развития инклюзивного образования и изменения образовательных условий для успешной социализации детей инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является эффективным средством социальной адаптации в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей.

В настоящее время в городе Сургуте проводятся операции по установке кохлеарных имплантов неслышащим детям. В связи с этим возникла необходимость создания условий для инклюзивного образования детей дошкольного возраста со слуховой депривацией после операции кохлеарной имплантации.

В 2009/2010 учебном году в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида II категории № 11 «Машенька» открыта группа инклюзивной направленности, которую посещают четверо детей со слуховой депривацией после операции кохлеар-ной имплантации и 12 детей без нарушений в развитии.

Цель работы в данной группе - создание равных стартовых возможностей для подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. Основная задача педагогов - создание единого детского коллектива, воспитание у детей уважительного отношения друг к другу, формирование навыков общения друг с другом и со взрослыми. Содержание образовательного процесса в группе осуществляется по программе дошкольного образовательного учреждения и специально разработанной индивидуальной (коррекционной) программе в зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения каждого ребёнка. Для обучения детей разговорной речи введены 0,5 ставки сурдопедагога, предусмотрено логопедическое, психологическое и медико-социальное сопровождение детей. В процесс инклюзии вовлечены родители детей. Для всех педагогов образовательного учреждения проведён обучающий семинар, педагоги данной группы прошли курсы повышения квалификации по

вопросам инклюзивного образования. Установлено взаимодействие с Сургутским центром сурдологии и протезирования по реализации программы обучения детей со слуховой депривацией после операции кохлеарной инплан-тации. Предусмотрено проведение рубежной диагностики развития детей специалистами ПМПК, а также оказание методической помощи участникам образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. е. в муниципальной системе образования города Сургута формируется опыт организации инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно отметить позитивные изменения в организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Сургуте:

- функционирует постоянно действующая психолого-медико-педагогическая комиссия;

- разработаны нормативные документы муниципального уровня, регламентирующие организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организовано интегрированное обучение детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью в специальных (коррекционных) классах (группах) образовательных учреждений;

- разработана и внедрена система обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий;

- осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей;

- созданы условия для реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства, физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;

- осуществляется подготовка и переподготовка специалистов (олигоф-ренопедагог, учитель-логопед, педагог-дефектолог) в Сургутском государственном педагогическом университете.

В тоже время остаются нерешёнными проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья как на Российском, так и на муниципальном уровнях:

- не принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)»;

- не достаточно развита система выявления отклонений в развитии детей раннего возраста и оказания им своевременной помощи;

- нет разработанных и апробированных технологий и программ инклюзивного обучения;

- не осуществляется финансирование сопровождающих услуг;

- отсутствует специальное образование у большинства педагогов, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения и классах инклюзивной направленности;

- низкая педагогическая компетентность и информированность родителей (законных представителей) о закономерностях физиологического и психологического развития ребёнка, отклонениях в развитии, перспектив специального образования;

- материально-техническая база общеобразовательных учреждений не в полной мере обеспечивает необходимые условия для обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствование системы специального образования детерминирует необходимость внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

Для повышения эффективности обучения и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования г. Сургута необходимо:

- совершенствование системы ранней диагностики отклонений в развитии детей, проведения своевременной и качественной коррекционно-развивающей работы;

- рационализация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, дошкольных групп компенсирующей направленности;

- создание в образовательных учреждениях всех ступеней, типов и видов безбарьерной среды для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

- введение в штатное расписание общеобразовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, воспитатели) и медицинских работников;

- обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения;

- создание условий для профессионального самоопределения и профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с применением информационных образовательных технологий;

- осуществление непрерывного повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогов;

- создание и обновление материально-технической и учебно-методической базы образовательных учреждений, осуществляющих обучение и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;

- активизация информационно-просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, включение родителей данной категории детей в систему образования через организацию консультаций, тренингов, родительского всеобуча, совместного проведения мероприятий, дополнительных услуг.

Рассматривая интеграцию в общество как конечную цель обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оптимальным вариантом образования данной категории детей в настоящее время является сохранение эффективно работающих специальных (коррекционных) образовательных учреждений, развитие системы интегрированного образования, введение инклюзивного образования.

Такой подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья позволит предупредить появление дальнейших отклонений в развитии, скорригировать нарушения, снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня общего развития, образования, социальной интеграции, поможет решать задачу осмысления ценностей жизни, реализовать право чувствовать себя полноценным членом общества, способным к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.

Литература

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 февраля 2009 года «Об установлении нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на реализацию основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dumahmao.ru/zclass/thesociallegisla-йопа!/ formationandscience/formationandscience_264.html

2. Коррекционно-развивающее обучение в муниципальной системе образования г. Сургута : метод. рекомендации по сопров. детей с огран. возм. здоровья [Текст] / О.Ф. Богатая, И.В. [и др.]. - Сургут : Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования», 2008. - 100 с.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://cpprik.ru/index.php/2010-06-07-16-30-53

4. Психолого-медико-педагогическая консультация : метод. рекомендации [Текст] / науч. ред. Л.М. Шипицина. - 2-е изд., доп. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.