Организация образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности
Реброва
Татьяна Сергеевна,
кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования МОУ «Лицей № 3», г. Волгоград
Из материала статьи читатели узнают о том, как может быть организован образовательный процесс на основе исследовательской деятельности учащихся, каким образом реализуются инновационные проекты и профильное обучение в МОУ «Лицей № 3» города Волгограда. Инновационная деятельность лицея направлена на развитие творческого потенциала воспитанников, их способности к самосовершенствованию, оказание им помощи в профессиональном самоопределении, в выборе ими собственного жизненного пути.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для их решения учителям необходимо отойти от прежней системы трансляции знаний и строить образовательный процесс, ориентируясь на следующие задачи:
1) обучение детей тому, как использовать свои опыт, знания, умения и личностные качества для решения конкретных проблем;
2) формирование умения находить путь от научного описания к ориентации в конкретных явлениях;
3) создание таких условий для обучающихся, когда они будут не накапливать знания, а учиться добывать информацию, анализировать и использовать ее.
Следовательно, общеобразовательная школа должна всеми силами и средствами способствовать развитию у детей потребности в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании, реализуемой в умениях добывать знания, строить позитивные взаимоотношения, быть готовыми к принятию различных точек зрения и взглядов.
В современной школе значительное место должна занимать исследовательская и поисковая деятельность учителей и обучающихся.
Реброва Татьяна Сергеевна
Школьные программы настолько перегружены фактологическим материалом, что не хватает учебного времени для активной поисковой деятельности учащихся. В то же время существуют такие виды деятельности, в которых индивидуальность школьников, их интеллектуальный, творческий потенциал раскрываются с максимальной полнотой, - проектная и исследовательская.
По оценкам преподавателей, школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.
Благодаря участию в данной деятельности подростки учатся самостоятельно добывать знания, овладевают навыками самоорганизации и самообразования (формируется адекватная самооценка), речевой культурой (искусствомнаписания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервью и другими формами коммуникативного взаимодействия); приобретают опыт создания материалов для представления результатов исследования (компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов).
Исследовательская деятельность усиливает эффективность усвоения учебного материалы как в аспекте содержания информации, так и системности. Она создает условия для развития внутрипредметных и междисциплинарных связей.
В ходе исследований и проектирования школьники изучают предметный материал избирательно и осмысленно, они активны в постановке и достижении целей. Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца.
Педагог строить своё управление исследовательской деятельности учащихся не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», на которых он в результате активной самостоятельной работы мог бы выводить свои решения. Такого рода управление деятельностью другого человека называют рефлексивным управлением.
Следовательно, включение проектного и исследовательского направления в учебно-воспитательный процесс в школе -актуальный, перспективный, результативный и очень непростой путь достижения образовательных целей. Он требует создания специальных условий для начинающих исследователей. Переход к профильному обучению обеспечивает создание возможностей для дифференциации содержания обучения и построения индивидуальных образовательных программ.
МОУ«Лицей № 3» г. Волгограда-это школаразвития и внедрения новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Инновационная деятельность в лицее ведется с 2000 года и включает следующие основные элементы:
1) разработка и реализация общественно значимых инновационных проектов и программ развития школы в области управления качеством образования;
2) реализация профильного обучения на старшей ступени общего образования;
3) осуществление учебно-исследовательской деятельности. В нашем лицее создана и апробируется образовательная
программа (см. схему), в которой исследовательская деятельность обучающихся выступает в качестве основы интеграции базового и дополнительного образования, учебного и каникулярного времени, образовательного и воспитательного процесса. Элементы исследовательской деятельности включены в преподавание предметов базисного компонента, реализуются в рамках дополнительного образования, являются основой элективных курсов.
Исследовательская деятельность непрерывно ведётся с пятого класса (в лицее вторая и третья ступень обучения), к концу обучения возрастая по объёму и степени сложности. В старших классах учитывается избранная специализация (гуманитарный, естественно-научный, физико-математический, химико-математический профили), и исследовательская деятельность приобретает черты научного поиска и прикладной характер.
Традиционно выделяют несколько уровней учебно-исследовательской деятельности учащихся:
I уровень - репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров знаний;
II уровень - эмпирико-практический, включающий усложнённый элемент прохождения через экскурсии, коллекционирование, экспонирование и т.д.;
III уровень - исследовательский, экспериментальный, включающий ещё более усложнённый элемент прохождения обучающегося через спецкурсы, спецсеминары, творческие и научные лаборатории;
IV уровень - творческий, продуктивно-деятельностный, включающий самый сложный элемент прохождения обучаю-
Реброва Татьяна Сергеевна
щегося через систему НОУ, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей.
Наиболее интересной и результативной, на наш взгляд, является организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках программы «Надежда XXI века», инициатором разработки которой является директор нашего лицея, заслуженный учитель РФ Елизавета Васильевна Романова, координатором реализации - заместитель директора по научно-методической работе Ольга Михайловна Новрузова.
В основе программы лежат концептуальные положения общей теории одаренности, Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, подпрограмма «Одаренные дети» и опыт работы по развитию творческих способностей учащихся разных школ России.
Цель программы: разработать систему работы с одаренными детьми, обеспечивающей развитие потребности в интеллектуальном саморазвитии, способностей, специальных предметных знаний и ключевых компетентностей. Задачи:
1. Создание оптимальных условий для выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями.
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми в лицее.
3. Объединение усилий ученых, педагогов лицея по формированию устойчивых навыков у детей, желающих заниматься учебно-исследовательской и проектной деятельностью.
4. Оказание консультативной помощи педагогам, работающим с одаренными детьми.
Особенности организации образовательного процесса в лицее:
1) при изучении ряда предметов класс делится на подгруппы;
2) уроки по одному и тому же предмету в разных группах ведут несколько учителей, использующих каждый свои педагогические технологии и приёмы, имеющих различный стиль преподавания;
3) создание образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности позволяет решить проблему профильного обучения.
Исследовательская деятельность, положенная в основу учебного процесса, дает ученикам стимул к творчеству, поиску, а участие в конференциях, ознакомление с работами сверстников способствуют расширению кругозора, инициируют желание пробовать свои силы в различных областях знаний.
Возможность формировать собственную траекторию обучения позволяет сделать образовательную среду комфортной для всех участников процесса.
Методическая служба является одним из самых важных элементов общей управленческой системы лицея и обеспечивает режим развития и освоения инноваций. Объект управления -совместная научно-исследовательская деятельность учителей и учеников. Функциональные роли основных структурных подразделений методической службы распределены следующим образом:
Педагогический совет лицея во главе с директором и научно-методический совет (НМС), состоящий из руководителей кафедр и методических объединений и возглавляемый заместителем директора по научно-методической работе, являются «мозговым центром», инициирующим и определяющим выбор новшества и стратегии его внедрения. Члены педагогического и научно-методического советов принимают решения о необходимости и возможности реализации нового проекта, координируют работу служб и структур, задействованных в процессе, на основе анализа результатов контроля принимают решение о судьбе нововведения.
В состав инициативной (временной) творческой группы входятучителя, которые первыми восприняли новые идеи, чуть раньше других приступили к освоению новшества в разных модулях. Ее задачи - изучение проблемы, отслеживание результативности работы, пропаганда итогов и выработка рекомендаций для педагогов школы.
Особую роль играют методические кафедры, в функции которых входит анализ процесса и результатов любой инновационной деятельности, проводимой в лицее и в рамках кафедры; организация и проведение исследований учащихся членами кафедры, руководство исследованиями; разработка методического инструментария в целях повышения эффективности проводимых нововведений; установление и развитие творческих связей и контактов как внутри школы, так и вне ее, в интересах совершенствования своей работы.
Руководитель кафедры привлекает всех учителей к опытно-экспериментальной и исследовательской работе, участвует в организации экспертизы деятельности учителей, классных руководителей, кафедр, создает перспективный план работы своей кафедры, в котором обязательно учтено планирование организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и учителей.
Общее руководство совместной научно-исследовательской деятельностью учащихся и педагогов осуществляет НМС через систему вышеописанных структур методической службы. Руководство учебными исследованиями в каждом модуле реализуется через объединения школьников: класс, груп-
Реброва Татьяна Сергеевна
пу, кружок, Школу юного исследователя, школьное научное общество учащихся во главе с Советом НОУ. Коллективное руководство школьным научным обществом учащихся 8-10-х классов и малым научным обществом учеников 5-7-х классов осуществляется НМС через Совет НОУ. Индивидуальными исследовательскими проектами учащихся руководят отдельные педагоги.
Обучение лицеистов началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной должен быть урок, так как здесь закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного восприятия набора готовых знаний к обучению способам их получения.
Логическим продолжением урочной деятельности является внеурочная работа, тесно связанная с изучаемым предметом, но выходящая за рамки базового школьного расписания (творческие и нестандартные уроки, конкурсы, предметные олимпиады, предметные недели, урочно-внеурочная исследовательская и проектная деятельность). Внеурочная работа позволяет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся, пробудить в них стремление к более глубокому изучению предмета, способствует формированию информационных навыков, коммуникабельности, большей самостоятельности в выборе путей и методов поиска.
В лицее традиционно проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, ежегодные научно-практические конференции обучающихся, выставки детского творчества, соревнования, смотры, конкурсы, каждое лето работает школьный интеллектуальный лагерь «Эрудит».
Научно-практическая конференция в лицее включает следующие направления:
1. Гуманитарное (английский язык, история Отечества, педагогика, правоведение, социология, экономическая теория и практика).
2. Естественно-научное (математика, социальная и прикладная экология, химия).
Инженерно-техническое (информатика и вычислительная техника).
Медицина и здоровье (здоровый образ жизни, медицинская биология, психология).
В конференции принимают участие лицеисты, выполнившие оригинальные исследования и проекты. По всем направлениям формируются экспертные комиссии изучителей.
Конференция проходит в форме конкурса. Авторы лучших работ награждаются дипломами победителей и участников.
Экспертная оценка каждой работы осуществляется по следующим критериям:
3.
4.
1) актуальностьтемы;
2) постановка цели и задач;
3) структура работы;
4) изучение литературы по теме;
5) глубина анализа, методология;
6) исследовательский характер работы, личный вклад в нее автора;
7) новизна и практическая значимость;
8) научное оформление (литература, цитирование);
9) защита, качество доклада, компетентность докладчика при обсуждении работы.
По отзывам экспертных комиссий, большинство сделанных докладов отличается глубиной и содержательностью, их авторы показывают высокую эрудицию и компетентность в вопросах, касающихся тем их докладов.
Профильное обучение в лицее реализуется через систему развития исследовательской компетентности учащихся, в основе которой лежат следующие компоненты:
1. Мотивационно-целевой (для чего необходимо формирование исследовательской компетентности? как сформировать мотивационную готовность к учебно-исследовательской деятельности?) предполагает определение целей развития исследовательской компетентности, создание условий для этого развития, формирование мотивационной готовности обучающихся профильных классов к освоению учебно-исследовательской деятельности и осознанию ее важности.
2. Содержательный (чему необходимо научить?) является ведущим в системе развития исследовательской компетентности и заключается во введении в вариативную часть учебного плана профильного обучения исследовательского компонента.
3. Процессуально-технологический (как сформировать исследовательскую компетентность?) определяет организационные формы и методы работы с учениками профильных классов; включает научно-методическое сопровождение формирующего процесса.
4. Критериально-оценочный (как оценить уровень сформированное™ исследовательской компетентности?) включает разработку критериев сформированное™ исследовательской компетентности, а также выявление степени удовлетворенности участников эксперимента процессом учебно-исследовательской деятельности.
С целью обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимым для осуществления исследования, в составе учебного плана нами разработана авторская программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности». Предлагаемый курс объемом 34 часа учебного времени
Реброва Татьяна Сергеевна
2)
создан для обучающихся предпрофильных и профильных классов физико-математического, химико-математического и гуманитарного профиля.
В условиях профильного обучения нами используется рейтинговая система, которая основывается на оценке всех видов учебной деятельности лицеистов:
1) рейтинг академической успеваемости (по итогам полугодия);
«портфолио» (накопительная система учета самых разнообразных достижений: успешное участие в семинарских занятиях, исследовательских и практических работах, научно-практических конференциях и других видах деятельности).
Основными перспективными направлениями экспериментальной работы по совершенствованию системы профильного обучения являются: 1) научно-методическое сопровождение;
совершенствование форм и методов реализации профильного обучения;
разработка и осуществление учебных проектов; совершенствование обучающихся и педагогов в области исследовательской деятельности.
Профильное обучение облегчает выбор дальнейшего пути, предоставляет возможность самоопределения. Если сегодняшний ученик профильного класса, успешно овладевший необходимыми умениями и навыками, системой ценностей и отношений, в будущем станет исследователем, обеспечивающим воспроизводство культурного потенциала и ускорение научно-технического прогресса, - значит, одна из важнейших задач школы выполнена. СШ]
2)
3)
4)