ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 371 Д. А. ДЫРДИН
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЦЕЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Рассмотрены аспекты инновационной деятельности многопрофильного университетского лицея г. Дгшитровграда как фактора адаптации учеников к условиям непрерывного образования и запросам современного общества.
Ключевые слова: качество образования, компетентность, современные педагогические технологии, коммуникативные навыки, информационно-аналитическая служба, развитие личности.
Время убеждает нас в том, что в современных условиях внедрение инновации в любой отрасли является необходимым моментом развития и достижения прогнозируемых результатов в жизни общества. Педагогика в этом смысле - не исключение. Поиск и внедрение инновационных технологий в образовании не самоцель, а одно из важнейших условий развития образовательного учреждения в целом и индивидуальных возможностей ученика, успешности его социализации и адаптации в условиях современной жизни.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Социуму (высшим учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Актуальным стал вопрос коммуникативной компетентности учителя. В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор её поиска. Коммуникация предполагает обмен различного
Дырдин Д. А., 2010
рода информацией, знаниями, навыками и умениями в школьной среде. В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор её поиска. В лицее начинают активно развиваться такие специфические методы подготовки учеников, обладающих коммуникативными способностями, коммуникативными умениями, как эвристический подход, имитационно-модели-рующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.
Для педагогического коллектива многопрофильного университетского лицея г. Димитров-г'фада целенаправленное и постоянное внедрение инновационных идей и технологий в образовательный процесс явилось основным направлением развития. Педагогический коллектив сосредоточил свои усилия на формировании ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной сферах. Результатом этой многолетней работы явилось создание морально-ценностных установок, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, будущей учебной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям школьников, организация совместной творческой работы, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
Однако наряду с достигнутыми успехами появились проблемы, требующие повседневного внимания к ходу инновационных процессов в лицее:
- повышение профессионального мастерства учителей, необходимого для совершенствования
содержания и технологии образования, и на этой основе повышения его качества;
- создание информационной службы, обеспечивающей выявление положительных и негативных факторов, оказывающих влияние на конечные результаты деятельности лицея;
- овладение механизмами разработки сметы доходов и расходов, ведение самостоятельной финансовой хозяйственной деятельности, привлечение внебюджетных средств на развитие лицея, на поддержку инновационных процессов.
Подготовка учителей к научно-методической и исследовательской работе, повышению педагогической компетентности может быть успешной только при системной работе, при творческом подходе к анализу и планированию.
Систему работы с учителем по формированию компетентности в инновационной сфере мы построили посредством программы научно-
методической исследовательской работы (приведём некоторые этапы).
Такие мероприятия, как семинары, программы педагогических инициатив, конкурсы открытых уроков, выставки-ярмарки педагогических работ позволяют увидеть россыпи методических находок в условиях новых требований к предмету, способствуют методической и поисковой активности, взаимному обмену инновационными технологиями.
Таким образом, опыт работы лицея в режиме развития показывает, что организация инновационной деятельности педагогического коллектива - это не дань моде, а необходимость, норма, без которой невозможно развитие педагога, ученика, образования в целом.
Вся образовательная программа лицея, как образовательного учреждения повышенного уровня, построена на новых исследованиях,
№ Мероприятия, основные направления инновационной деятельности лицея Сроки Цель
1. Педсовет: Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как условие повышения качества образования сентябрь Акцентировать внимание коллектива на развитии инновационных инициатив в рамках проблемной темы лицея
2. Педсовет: Педагогическое руководство научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках программы научного ученического общества «Эврика» февраль Активизировать индивидуальную работу с учащимися как одного из условий обеспечения различных траекторий получения качественного образования и развития одарённости
Л Месячник новых педагогических инициатив. 1. Обучающий семинар. Сущность современного образования с позиции акмеологии. Акмеологическне технологии саморазвития и успеха ученика и учителя лицея ноябрь Ознакомить учителей с новыми направлениями, инновациями в образовании. Расширить знания о новых педагогических технологиях, направленных на повышение качества образования и пелагогичес- ж кой культуры учителя
4. 2. Семинар. Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства лицея январь Ознакомить учителей с формой и методикой организации поисково-исследо-вательской работы. Познакомить с основными требованиями к обобщению и оформлению материалов из опыта работы учителей, подготовка материалов к публикации
5. -Открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках программы инновационных инициатив январь февраль Представить инновационные подходы в образовательном процессе на примерах открытых уроков и внеклассных мероприятий. Стимулировать инициативу педагогов
6. Открытое заседание МО учителей русского языка февраль Представить умение и заинтересованность учителей создавать инновационную сферу, способствующую повышению педагогической компетентности учителя
связанных с развитием личности лицеиста и качеством образования.
В результате участия учителей в программе научно-исследовательской работы выросла их творческая активность, I фофессиональная компетентность, участие в издательской деятельности на региональном и федеральном уровнях.
В 2006-2010 годы в сборниках регионального и федерального уровней опубликовано более 20 статей учителей лицея на различные темы педагогических исследований.
В целях проведения качественного анализа урока, уровня обученности и обучаемости, предметно-познавательного интереса, качества обучения лицеистов создана информационно-аналитическая служба лицея, состоящая из творческих лабораторий учителей-предметников, психологической службы, администрации лицея. Служба разрабатывает, формирует и проводит необходимые диагностики образовательного процесса (различных аспектов), готовит анализ, даёт необходимые рекомендации и консультации всем участникам образовательного процесса.
Для лицея в течение многих лет внедрение инновационных идей и технологий в образовательный процесс является основным мотивом его развития как образовательного учреждения повышенного типа.
Каждый учитель определяет свою методическую тему для индивидуального участия в исследовании единой лицейской темы: «Личностное развитие учащихся в учебном процессе как показатель качества образования: методический, управленческий и воспитательный аспекты».
Методическая тема уроков свидетельствует об инновационной заинтересованности педагогов, эффективном использовании таких педагогических технологий, как проблемное обучение, блочно-модульное обучение и других.
Работа учителя над проблемой личностного развития учащихся в процессе обучения помогает овладевать ему эффективными технологиями развития личности учащихся в учебном процессе, умениями конструировать урок, в котором ученик становится субъектом своего образования, а учитель - организатором управления развития ученика. В этом плане большой материал накоплен в виде разработок конспектов уроков, авторских программ (всего разработано 17 авторских программ). В них подчеркивается возможность и необходимость сделать учебный процесс управляемым в аспекте
личностного развития учащихся и повышения качества образования в лицее.
В результате исследовательской инновационной деятельности заметно выросла профессиональная компетентность учителей. Более 85% учителей в лицее считают профессионально значимыми личностными качествами для педагога рефлексивность, эмпатичность, гиб-ость, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность. Учителя радикально поменяли свою позицию в образовательном процессе по отношению к ученику как субъекту этого процесса.
Анализ результатов показывает, что изменилась сущность позиции учителя:
« переход с позиции носителя знаний, дающего знания в позицию организатора познавательной деятельности ученика. Ученик становится субъектом в учебно-познавательном процессе;
• в практике учителей одним из доминирующих технологий в личностном развитии учащихся становится личностно ориентированное обучение на уроках, которое реализуется путём организации различного вида самостоятельной работы, работы учащихся в группах и создания условий на уроках для проявления их индивидуальных способностей.
Таким образом, инновации в образовании связаны с учителем, его пониманием необходимости постоянного обновления образовательных технологий в соответствии с современными требованиями, его
педагогическими интересами, уровнем его педагогической компетентности.
В целях мотивации педагогического коллектива к работе в режиме инновационного развития необходим и материальный стимул. Значимым моментом для лицея стал переход на отраслевую систему оплаты труда, подушевое финансирование и создание собственной бухгалтерии. Были разработаны нормативно-правовые акты: «Положение об отраслевой системе оплаты труда работников многопрофильного университетского лицея», «Положение о компенсирующих и стимулирующих доплатах работникам многопрофильного университетского лицея», что позволило разработать механизмы поощрения инициативных, творческих работников.
Инновационные процессы, происходящие в лицее, невозможно осуществить без системной финансово-хозяйственной деятельности в рамках «Программы развития многопрофильного университетского лицея на 2010-2014
годы», в которой подробно расписаны вопросы материально-технического обеспечения и сопровождения инновационного образовательного процесса. Необходимым условием для развития инновационной работы считаем организацию дополнительных платных образовательных услуг в рамках подготовки учащихся в ссузы и вузы, предпрофильной подготовки учащихся, а также привлечение внебюджетных средств, например для финансирования издательской деятельности, конкурсных мероприятий, участия в региональных и федеральных программах и проектах, повышение квалификации педагогов.
Всё, что делается администрацией и учителями, связано с конечными результатами образовательной деятельности педагогического коллектива лицея. А конечная цель - это ученик, без затруднений воспринимающий и осознающий современные жизненные закономерности, ученик с успешной социализацией, готовый к переходу на университетский уровень образовательного процесса.
Таким образом, одной из реальных возможностей совершенствования образования, повышения его качества является профессиональное компетентностное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. А система инновационной деятельности педагогического коллектива может быть выстроена следующим образом:
• Научно-исследовательская работа педагогического коллектива в рамках методической темы образовательного учреждения (система научно-методической работы методических объединений, кафедр, семинары, конкурсы, выставки-ярмарки для учителей и учащихся, развитие научного ученического общества в рамках сотрудничества ученик-учитель-родитель).
• Моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов.
« Развитие информационно-аналитической службы.
• Самостоятельная финансово-хозяйствен-ная деятельность в рамках «Программы развития образовательного учреждения».
• Развитие дополнительных платных образовательных услуг, привлечение внебюджетных средств на проведение инновационной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Белых, И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления / И. Белых // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 46-49.
2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. -№10.-С. 8-14.
3. Гузеев, В. Матрица разнообразия - способ определения компетентности педагогов / В. Гузеев // Директор школы. - 2006 .-№8 .-С. 27-30.
4. Криволапова, Н. А. Управление развитием профессиональной компетентности педагога профильной школы / Н. А. Криволапова, Л. Г. Бобкова // Профильная школа. - 2006. - №5. -С. 14-20.
5. Луценко, Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л. И. Луценко // Педагогика. - 2005. - №3. -С. 61-68.
6. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Д. Ш. Матрос. - М. : Педагогическое общество России, 2006.
7. Третьяков, П. И. Оперативное управление качеством образования в школе: Теория и прак-
тп^о• 1-Т/\г>т то ТОУиучпг^гхид / ГТ Т/Т
1 Г11\а7 1 1КУ1ЛЛКУ | 11X1 / А ж. л х. Ж а 1у/аГ\ч/ ** % •
/"> V/ А Л ЛЛ А Л Л Г
икриптории, /ии:>, ¿ииэ.
Дырдин Денис Александровичу директор МОУ «Многопрофильный университетский лицей» г. Димитровграда.