Зачем нужна методическая работа?
Бельман Галина Сергеевна
директор МБОУ «Лицей № 2» г. Братск Иркутская область Кулешова Юлия Михайловна
заместитель директора по НМР МБОУ «Лицей № 2» г. Братск Иркутская область e-mail: lyceum2-bratsk@yandex.ru
J ^
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА СЛУЖБЕ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Л__________________________________________г
Аннотация. Авторы представляют деятельность лицея № 2 как центра качественных образовательных услуг и ресурсного центра по подготовке учителей. В лицее создано педагогическое сообщество специалистов высокой квалификации, которые анализируют и выделяют проблемы, пути их решения представляют оформленными в виде программы развития лицея по теме: «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании». Средством повышения качества образовательных услуг выступает реализация педагогами лицея инновационного проекта «Парк современных образовательных технологий».
Ключевые слова: качество образовательных услуг, методическая работа, ресурсный центр, инновационный менеджмент, программа развития.
.. |_|ахождение оптимального равновесия стабиль-\\ I 1ности и обновления есть высший пилотаж управления современной школой» - с этими словами М.М. Поташника трудно не согласиться, ведь от того, какими будут уже существующие внутренние факторы, потребности, возможности, условия и ресурсы образовательного учреждения, будет зависеть успех, прежде всего, инновационного саморазвития, а потом уже тождественного ему развития на основе внешних факторов.
На протяжении 10 лет существования лицей № 2 утвердился как центр качественных образовательных услуг: по результатам ЕГЭ и ГИА мы имеем высокий рейтинг среди общеобразовательных учреждений области и входим в десятку лучших; в 2010 году по результатам участия лицеистов и педагогов в проектах и олимпиадах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» стали лауреатом. Лицей является ресурсным центром по подготовке учителей г. Братска: за 4 года обучение на базе Опорной школы прошли более 600 педагогов, реализовано 12 авторских программных модулей повышения квалификации, разработанных педагогами лицея. Мы, информационно-технически оснащенное
современное образовательное учреждение, имеем широкую цифровую базу; сайт лицея - призер Всероссийского конкурса Центра дистанционного образования «Эйдос». Лицей называют генератором инновационных идей в образовании города: в течение 4 лет мы признаны как «Лучшая методическая служба города», и, наконец, лицей - педагогическое сообщество специалистов высокой квалификации: 70% имеют высшую и первую категорию, 7 учителей - победители ПНПО «Образование».
Всеми участниками образовательного процесса в совместной работе в 2009г. был проведен анализ запросов и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, всех внутренних ресурсных возможностей (SWOT-анализ) и внешних благоприятных и ограничивающих факторов (STEP - анализ) и проблем в развитии. Анализ деятельности лицея 20072009г. выявил не только достижения и успехи коллектива лицея, но и ряд проблем, требующих решения для обеспечения развития учащихся.
Проблемы
в содержании образования:
- незначительное число в учебном плане курсов над-предметного и межпредметного характера;
6
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
Зачем нужна методическая работа?
- недостаточность курсов и внутрилицейских активных форм повышения квалификации, имеющих практикоориентированный и деятельностный характер;
в учебно-воспитательном процессе:
- сохранение авторитарного стиля обучения у части педагогов;
- слабая интегрированность предметного содержания между образовательными областями;
- недостаточная деятельностная составляющая процесса обучения для обеспечения активной субъектной позиции каждого ученика;
- несовершенство содержания по предметам, отставание его от социального заказа ребенка, семьи, общества;
- отсутствие надежных индикаторов, неразработанность критериальной базы по оценке сформированности ключевых компетенций как новых образовательных результатов;
- несовершенство оценочной деятельности учителей;
- недостаточная индивидуализация учебно-воспитательного процесса;
в кадровом обеспечении:
- недостаточный технологический уровень владения учителями современными педагогическими технологиям;
- слабое владение педагогами навыками исследовательской деятельности, описания собственной педагогической и методической системы работы, авторских идей, программ и проектов;
в управлении:
- психологическая неготовность части учителей к изменению своей роли в учебно-воспитательном процессе, освоению новой роли (направляющего, координирующего, сотрудничающего с детьми и т.д.), к построению отношений с учащимися и родителями на договорной основе.
Между тем, современное общество предъявляет современной школе ряд обоснованных требований, в том числе способность образовательного учреждения давать такое образование, получив которое, человек будет способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться [2, 3,6].
Реализуя принципы инициативы президента РФ «Наша новая школа», стремясь поддерживать статус развивающегося учреждения, считаем необходимым преодоление существующих проблем, саморазвитие персонала лицея за счет реализации инновационных проектов в образовании, которые как условие разработки новых микромоделей образования в статусном учреждении позволят «увязать» Миссию лицея с качественно новыми высокими результатами образования. В предстоящей реализации проекта «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения методическая служба школы - главный поставщик качественных об-разоательных услуг, потому что изменить внутреннюю позицию педагога как участника совсем иного образовательного процесса, привить новые роли партнера, консультанта, посредника между учеником и качественного новым учебным содержанием может только время, активное участие в инновационной проектной
деятельности [1,4, 5, 7, 8], а также правильная методическая политика руководства лицея.
При разработке новой программы развития по теме: «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании» была сформулирована стратегия МОУ «Лицей № 2»: создание «опережающей» модели образовательного учреждения с высоким качеством условий, ресурсов, процессов на основе принципов педагогического маркетинга и менеджмента.
Определили, что для нас развитие - цель, инновация - содержание, а проектирование - форма. При разработке «Программы развития лицея» коллектив сделал ставку на 10 приоритетных ценностей образования
• Личность • Сотрудничество
• Образование • Самореализация
• Здоровье • Творчество
• Мотивация • Инновационность
• Труд • Культура
Вызов 1. Чтобы сохранить ценности образования в лицее, удовлетворять потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг, достичь высокого качества образования нам кажется актуальным именно инновационный режим развития нашего образовательного учреждения.
Вызов 2. Выгоды инновационного проектирования видятся нам в инициировании лучших управленческих идей и выборе самых рациональных из них, а также в оптимальном и творческом ходе событий; позитивном изменении; развитии и преобразовании процессов.
Таким образом, в рамках Программы развития «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании» была определена тема авторского инновационного проекта: «Парк образовательных технологий», а также подготовлены кафедральные педагогические проекты развивающих образовательных практик, основанных на современных технологиях, технологиях, работающих на 2 наших главных результата - образовательный результат лицеиста и профессиональный рост учителя.
Нами была сформулирована проблема: недостаточный уровень владения современными образовательными технологиями членами педагогического коллектива.
Гипотеза: если вовлечь администрацию, педагогов в процесс управления и внедрения современных образовательных технологий через инновационный проект, то повысится профессиональная компетентность педагогов и качество образовательных услуг лицея.
Цель: Развитие деятельности школы по удовлетворению запросов потребителей образовательных услуг (обучающихся, их родителей, социальных партнеров) в новом качественном образовании на основе современных образовательных технологий: реновация (обновление) управления образовательным процессом и развитие профессиональной компетенции педагогов
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
7
Зачем нужна методическая работа?
через освоение современных образовательных технологий.
Задачи:
1.Создать условия для вовлечения педагогов в процесс освоения современных образовательных технологий и обновления своей деятельности (на основе командообразования, тьюторства, самоуправления, самоорганизации и саморазвития, психологических мер поддержки «профтонуса» учителя), управлять рождением авторского стиля педагога.
2.Обновить содержание образования и технологии обучения в лицее, усовершенствовать активные образовательные практики на новой технологической основе (технологической культуре).
З.Создать систему мониторинга качества образования и эффективности внедрения технологий для учащихся через диагностику результатов формирования универсальных учебных действий.
Инновационные идеи проекта:
1. Управление как процесс осуществляется инициативной группой, командой единомышленников-тьюторов.
2. Управление соответствием «Миссия лицея - образовательные технологии»
3. Разделение ответственности за конечный результат деятельности между всеми участниками образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетентности педагогов.
5. Освоение опыта совместной деятельности через участие в реализации инновационного проекта как новой формы совместной деятельности.
6. Полифункциональность проекта: с одной стороны, мы по-новому управляем освоением технологий, с другой - организуем по-новому образовательный процесс (изменяем подходы к построению урока, учебных ситуаций, системы «учитель-ученик».
Принципы управления инновационным проектом (менеджмента):
а) Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей, поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
в) Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г) Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д) Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
е) Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе
данных и информации.
и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности
Уникальность проекта:
^ компетентность педагогического коллектива в применении современных образовательных технологий - инновация-процесс;
^ управление процессом освоения образовательных технологий через тьюторство в андрогогике (обучении и сопровождении взрослых) - инновация -услуга;
^ технологические карты внедрения и освоения современных технологий инновация -продукт.
^ полифункциональность проекта - внутри управленческого - педагогические проекты - инновация -ресурс.
О работе тьюторов, сопровождающих профессиональное развитие педагогов в процессе их образования: тьютор, с одной стороны, является организатором сети профессионального развития, с другой — инициирующим и поддерживающим образовательный процесс другого педагога. Как организатор сети профессионального развития субъектов, тьютор работает с образовательными ресурсами, квалифицируя их, оформляя их и управляя движением ресурса (накоплением, соорганизацией, мониторингом и употреблением).
Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации человека в профессии, помогая ему разрабатывать индивидуальные образовательные программы, обеспечивая его профессиональные пробы, создавая места для профессионального позиционирования.
Были определены руководитель проекта, координатор проекта от администрации, разработчики, кросс-функциональная команда проекта, делегированы полномочия тьюторам.
Потенциальные заказчики:
1. Педагоги лицея
2. Администрация лицея
3. Учащиеся лицея
4. Родители
Направления работы:
1. Аналитический этап
2. Подготовительный этап
3. Деятельностный этап
4. Рефлексивный этап
8
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
Зачем нужна методическая работа?
Виды работ, включенные в проект
1. Командообразование проектной группы
2. Диагностическая деятельность (диагностика уровня владения современными образовательными технологиями, уровня готовности педагогов, учащихся, родителей к инновациям и участию в проекте, изучение востребованности идей проекта)
3. Планирование (информирование педагогического коллектива и общественности города об основных этапах реализации проекта, постановка задач, рабочее проектирование, определение содержания, форм проведения мероприятий)
4. Организационная работа (определение последовательности реализации проекта и порядка проведения основных мероприятий, составление графика встреч участников проекта, циклограмм деятельности проектменеджеров, расписания сессий)
5. Тьюторская деятельность (сопровождение обученными андрогогами-профессионалами других педагогов в процессе реализации проекта, организация самоопределения и самореализации участников проекта)
6. Исследовательская деятельность (изучение основ образовательных технологий последнего поколения, активных образовательных практик ведущих учреждений образования мира, апробация и преобразование, рождение авторского педагогического стиля)
7. Аналитическая деятельность (оценка и самоэкспертиза результатов проекта, корректировка деятельности команды проекта с целью улучшения следующих ИпвО, описание результатов и подготовка печатных отчетноаналитических материалов)
Формы и форматы деятельности педагогического коллектива при реализации проекта
* Проектное моделирование
* Консультирование
* Тьюторство
* Организационно-деятельностные игры
* Модерационные семинары
* Межкафедральные проблемные встречи
* Закрытая внутрикафедральная работа в технологии «аквариума»
* Коучинг-сессии
* Педагогические мастерские
* Философские группы
* «Скорая» методическая помощь
* Малые педагогические советы
* Партнерство
* Самоаудит инноваций
Сроки: один год
Основные этапы реализации проекта.
1. Диагностический этап
Содержание деятельности: изучение материалов, диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагога, уточнение теоретических понятий; мотивация педагогов на участие в реализации проекта, командообразование.
Промежуточный результат: выявлены затруднения учителей, сформирована проектная группа, составлен глоссарий по теоретическим понятиям проекта.
2. Подготовительный этап
Содержание деятельности: разработка проекта, планирование деятельности на уровне проектной группы, кафедр и общелицейском уровне, изучение теоретических основ выбранных технологий.
Промежуточный результат: составлен план реализации проекта.
3. Деятельностный этап
Содержание деятельности: готовится пакет диагностик по сформированности универсальных учебных действий и компетентности педагогов, проводится информирование коллектива о содержании инновационного проекта в форме презентации, проводятся уроки внутри кафедр с применением выбранных технологий, идет подготовка к участию кафедр в методической неделе и к заключительному мероприятию по представлению результатов повышения профессиональной компетентности через освоение новых образовательных технологий.
Промежуточный результат: результаты диагностик, презентация инновационного проекта, материалы методической недели по каждой кафедре, разработки проведенных открытых уроков, материалы форума педагогических идей и разработок.
4. Аналитико-обобщающий этап
Результат: анализ итогов работы, экспертное заключение, оформление материалов проекта.
Планирование этапов проекта
Предполагаемые результаты.
Реализация данного проекта позволит:
• учителям - приобрести дорожные (технологические) карты освоения педагогических технологий; будет способствовать развитию умений управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;
• администрации - возможность управлять процессом внедрения современных образовательных технологий и определять эффективность их использования;
• учащимся - получать более качественное образование,
• родителям, как потребителям образовательных услуг -высокий уровень компетентностей лицеиста.
Социальные изменения в результате успешной реализации подпроекта
• расширение участия родителей, учащихся, учителей, общественности в управлении образовательным процессом (определение направлений развития, планирование, организация, реализация идей, анализ, корректировка).
• становление у обучающихся универсальных компетенций, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности выпускника лицея в современном мире;
• развитие деятельности лицея по удовлетворению потребностей обучающихся в новом качественном образовании на основе современных образовательных технологий;
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
9
Зачем нужна методическая работа?
Планирование этапов проекта
Этапы Мероприятия Содержание деятельности Сроки
1. Диагностический Педсовет Анализ состояния (swot-анализ) образовательного процесса, выявление затруднений, определение проблем учреждения
1. Сессия по разработке проекта. 2. Определение проект - менеджера проектной группы. 3. Определение координатора деятельности педагогов от администрации Обоснование актуальности проекта. Формулирование гипотезы о результатах внедрения и освоения современных образовательных технологий в практику работы педагогов
1. Разработка проекта Определение цели проекта и поэтапных задач. Делегирование полномочий тьюторов членам проектной группы и закрепление их за кафедрами
1. Командообразование инновационного проекта Включение администрации, педагогов, учащихся в деятельность по реализации проекта.
2. Подготовительный 1. Планирование деятельности на уровне проектной группы 2. Изучение теоретических основ технологий, выбранных кафедрами Члены проектной группы работают с методической литературой, изучают теоретические основы, выбранных технологий, изучают опыт их использования другими педагогами.
1. Встреча тьюторов с руководителями кафедр. 2. Планирование деятельности на уровне кафедры. Выбор методов и средств взаимодействия, определение сроков диагностики УУД учащихся по параллелям
3. Деятельностный 1. Планирование деятельности на общелицейском уровне 2. Входная диагностика преподавателей, участвующих в реализации проекта (первичная) Подготовка пакета диагностик, проведение диагностики, обработка результатов
3. Мероприятия по улучшению качества взаимодействия с кафедрами Координация и корректировка деятельности по инновационному проекту
4. Презентация проекта «Парк образовательных технологий» и проектов освоения и внедрения образовательных технологий кафедрами Информирование коллектива о содержании инновационного проекта
5. Реализация деятельности по освоению и внедрению выбранных технологий на кафедрах Апробация первых наработок Проведение открытых внутри кафедральных уроков с использованием СОТ
6. Промежуточные результаты освоения технологий. Круглый стол Анализ, обсуждение результатов использования технологий и подготовка к проведению методической неделе
7. Оценка эффективности инновационной деятельности по освоению технологий. Участие в методической неделе Разработка открытых уроков, их проведение, межкафедральное взаимопосещение уроков. Промежуточная диагностика учащихся формированию УУД и повторная диагностика педагогов
8. Организация деятельности по описанию процессов внедрения и освоения образовательных технологий на кафедрах Разработка технологических карт внедрения новых технологий. Упорядочение авторских методических, дидактических материалов на кафедрах
9. Форум педагогических идей и технологий Представление результатов по реализации проекта
S ^ ’S 1.8 | х ? о < g га * И 10. Анализ организации и результатов инновационного проекта Оформление документов Создание банка методических материалов
• реализация в управлении образовательным процессом принципов инновационного менеджмента в образовании и системы менеджмента качества;
• достижение инвестиционной привлекательности образовательной деятельности лицея.
Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации)
1. Организационно-методические материалы и сценарные планы Методической недели кафедр и Форума педагогических идей и разработок
2. Выставочные материалы кафедр для экспози-
ций и стендовых защит Методической недели кафедр и Форума педагогических идей и разработок
3. Модель управления профессиональным ростом учителя с описанием технологий управления персоналом:
• проектной деятельности (моделирования)
• кейс-технология (выстраивание обучения в проблемном модуле)
• организационно-деятельностные игры
• коучинг (система тренировок и коммуникативных воздействий),
• консалтинг или консультирование,
10
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
Зачем нужна методическая работа?
• тьюторство в андрогогике (обучении взрослых),
• технология партнерства (парной работы),
• технология модерации (ведения групповой дискуссии)
• технология «аквариума» (внутрикафедральной закрытой деятельности)
• технология открытого образовательного пространства (образовательный маркетинг, социальное партнерство, методический экспорт)
4. Методический пакет «Теоретическое обоснование новой образовательной технологии»
• кейс-стади
• блочно-модульная
• ТРКМ через чтение и письмо
• группового обучения
• деловые и ролевые игры
5. Методический пакет «Технологические процедуры в рамках образовательного модуля».
6. Банк «Методический инструментарий учителя» (база организационных форм, методов, приёмов, техник, вариантов учебных ситуаций, проектов уроков, педагогических диагностик, видов КИМ в раках освоенных технологий).
7. Методический сборник «Современные образовательные технологии. Культура освоения и диагностика эффективности» (алгоритм освоения инновационных образовательных технологий).
8. Фильм «Парк современных образовательных технологий. Идеи. События. Инновации. Опыт».
9. Информационные материалы для сайта лицея.
Риски:
Критерии оценки эффективности проекта (с учетом интересов ключевых участников)
1. Уровень активности педагогов, детей и родителей в управлении лицеем.
2. Уровень организационно-методической культуры педагога
3. Уровень психологической готовности педагогов МОУ «Лицей № 2» к освоению и внедрению инноваций в образовательный процесс
4. Степень творческой активности педагогов
5. Уровень развития универсальных уцчебных действий обучающихся
6. Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг
7. Степень удовлетворенности педагогической общественности города методическими услугами лицея
Интеграиия с другими проектами и подпрограммами лииея:
• «Маркетинг» (система деятельности по укреплению престижа, репутации и имиджа лицея как надежного и компетентного партнера, система форм информирования о лицее, работает на изучение запросов, удовлетворенности потребителей, диагностика состояния процессов, системный анализ и прогнозирование показателей деятельности лицея, установление партнерских связей с региональными, национальными, международными и общественными институтами, вузами, организациями в области достижения нового качества образования).
Риск Оценка Методы предотвращения и реагирования
Неготовность некоторых педагогов менять сложившуюся систему работы; Невысокая степень Популяризация Миссии лицея. Персонифицированный (индивидуальный) подход к профессиональному росту учителя
Низкая мотивация на саморазвитие, на достижение успеха; Высокая степень Пассионарность (активность и лидерство) руководителей проекта Непрерывное развитие корпоративной культуры на основе осознания места в организации, ценностей, презентации себя, гибкости отношений. Система стимулов и поощрений. Учёт личных ориентаций и уровня квалификации, добровольчество и вариативность предлагаемых форм работ. Расширение «радиуса доверия». Эмпатия руководства (способность сопереживать), минимизация конфликтов (стрессов, раздражений).
Опасность формального внедрения современных образовательных технологий; Невысокая степень Непрерывное методическое сопровождение. Обновление мероприятий и практик с точки зрения новизны и интриги. Корректирующие и предупреждающие действия Мониторинг качества образования (внутренние стандарты и критерии НСОТ)
Внедренные образовательные технологии будут постепенно исчезать из практики работы после окончания проекта. Невысокая степень
Организационные риски. Отставание в сроках реализации. (большая загруженность педагогов и рутинность работы в других направлениях деятельности лицея). Высокая степень Оптимальное распределение полномочий и круга ответственности. Коррективы сроков проекта.
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
11
Зачем нужна методическая работа?
« Траектория успеха» (предполагает обновление спектра форм и технологий лицейской работы с одаренными учащимися, отбор форм для разных категорий одаренных детей, изучение новых приемов целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики обучающихся, разработку методических рекомендаций по совершенствованию форм внеурочной образовательной деятельности учащихся).
• «Компетентность» (лицей - организатор муниципальной компетентностной олимпиады, в основе - работа с внеучебными текстами на определение уровня учебно-логических, операциональных умений, критического мышления, способности решать проблемные задачи и переносить существующие умения в новые
* локальная сеть лицея.
* многофункциональный сервер.
* интернет.
* 5 кабинетов, оборудованных компьютерной и мультимедийной техникой.
* 80 персональных компьютеров.
* 15 ноутбуков.
* 2 интерактивных доски
* информационно-методический центр лицея, оборудованный современной множительной техникой, сканером.
* актовый зал, оборудованный мультимедийной и музыкальной установками.
* цифровая видеотехника, плазменная панель
условия).
• «Профессионал» (задача целевой программы: формировать коллектив высококлассных учителей в условиях индивидуализации, акме-технологий свободного развития, с системой персонального подбора содержания, форм курсов повышения квалификации; имеет прямую направленность на реализацию инновационных проектов лицея, ведь каждый педагог найдет свои «точки роста»).
• Дни Науки в лицее (площадка для реализации самых неординарных идей лицеистов и педагогов в разных областях науки. Последние темы: «Фундаментальные понятия. К интеграции смыслов»; «От традиций к инновациям. Время - вперед!»)
Партнерское взаимодействие при реализации проекта
Наличие материально-технической базы для проектной деятельности
* библиотека лицея, которая включает в себя фонд научно-методической и учебной литературы, фонд художественной литературы, фонд периодических изданий.
* медиатека.
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие инновационную проектную деятельность в ОУ
Закон РФ «Об образовании»
Устав МБОУ «Лицей № 2»
Программа развития МБОУ «Лицей № 2» Концепции преподавания учебных предметов Положение о научно-методическом совете Положение об Экспертном совете Положение о методической кафедре лицея Положение о методической неделе кафедры Положение об учителе - экспериментаторе Положение о временной проблемно-творческой группе педагогов
Некоторые формы
предъявления информации о реализации инновационного проекта в образовании
* веб-сайт,
* интернет-приёмная директора лицея,
* рекламная и печатная продукция,
* Публичный доклад,
* Форум и открытые общественные слушания,
Партнер Круг действий Мероприятия
Попечительский совет лицея Обеспечение ресурсной и финансовой поддержки. Экспертиза проекта Все инициации и мероприятия проекта
Педагогическая общественность города Участие в составе рабочих групп. Экспертиза проекта Методическая неделя и Форум педагогических идей и разработок.
Ведущие вузы России (Новосибирский государственный технический университет, Красноярский государственный университет, Томский госуниверситет) Непрерывное сотрудничество с ведущими вузами РФ по вопросам содержания и методики преподавания профильных предметов с предоставлением вузами методических пособий и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ и развитию уровня базовых и общеучебных компетенций выпускников лицея. Он-лайн конференции, выездные семинары
Городской информационно-методический центр Методическая и информационная поддержка. Экспертиза проекта Консультирование Консалтинг Методический экспорт
Предприятия малого бизнеса микрорайона Обеспечение ресурсной и финансовой поддержки Все инициации и мероприятия проекта
Представители администрации города и городской Думы Поддержка высокого имиджа и бренда лицея Информационное обеспечение и экспертиза проекта Форум педагогических идей и разработок.
12
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
Зачем нужна методическая работа?
* Родительская конференция,
* Книга отзывов,
* информационная плазменная панель
Перспективы развития лииея по результатам проекта
Инновационное проектирование предоставляет коллективу лицея возможность непрерывно поддерживать творческий потенциал и компетентность педагогов, а идеи, рожденные внутри проекта, найдут отражение в дальнейшей апробации, представлении и публикациях нашего педагогического опыта.
Мы уверены, что нашли новый методический, информационный, кадровый ресурс для создания «опережающей» модели образовательного учреждения, предоставляющего качественные образовательные услуги. Мы на пути к инновациям. Представленный сегодня опыт позволит «работать» на стратегическое планирование, определит перспективы по освоению ФГОС, реализации Программы развития лицея, этот педагогический опыт получит новый формат реализации в подпрограммах лицея «Маркетинг», «Траектория успеха», «Наша новая школа», «Компетентность», «Профессионал».
Приложение 1 Комментарии к событиям Методической недели
• 11 апреля дан старт методической неделе «Парк современных образовательных технологий». Кафедра иностранных языков собрала самых заинтересованных и инициативных коллег! Технология ролевых игр была представлена в ходе оргдеятельностной игры «Профи»! В командной игре о сложных вещах рассуждали просто и неординарно, учились оперировать методологическими понятиями, проектировать новые образовательные события, а работа в командах объединила всех участников в мысли - такие встречи - для нашего компетент-ностного роста.
• 12 апреля, в День космонавтики Экипаж кафедры общественных дисциплин и активных слушателей в лице педагогов лицея отправился осваивать новые просторы педагогической галактики - технологию кейс-стади. Благодаря передаче мастерами своего опыта, совместной отработке методических приёмов, моделирующей структурной части мастер - класса педагогам удалось «перенести» умение проектировать кейс и отбирать учебное содержание на собственный опыт. Профессионально, легко, интерактивно - это всё о высоком уровне компетентности наших коллег - мастеров, индивидуальному стилю творческой педагогической деятельности которых остается завидовать.
• 13 апреля оказался удачным днем для всех желающих овладеть приемами технологии деловых игр вместе с объединением классных руководителей! Сыграли в незабываемую настоящую игру «Социально-зрелая семья», перевоплотившись в дружные
семьи! В рефлексивных листах отзывов коллеги пишут:
^ обязательно с седьмого класса буду применять технологию деловых игр, она развивает коммуникативные умения, прибавляет социального опыта. Интересно!
^ поучительно как для работы классного руководителя, так и для хозяйки дома!
^ для формирования семейных ценностей продемонстрировали незаменимую форму занятия! Если делятся с другими своим опытом, значит сами им владеют!
^ узнали новое о расходной части рационального потребительского бюджета. Буду планировать свой бюджет, чтобы правильно тратить деньги!
^ классные руководители - на пути к инновациям! Спасибо!
• 14 апреля кафедра математики организовала методический час: «Технология: от проекта урока к авторской системе». Оптимальное сочетание в структуре встречи теории технологии группового обучения, представления богатого практического опыта педагогов кафедры, умело спланированный интерактивный практикум, отчетливая рефлексия позволили говорить о качестве методической работы кафедры, о высоком профессионализме и педагогической культуре коллег, новом взгляде к роли учителя на уроке. Активные формы работы вызвали живое обсуждение как внутри группы, так и во всей аудитории. Большой практический опыт и глубокая заинтересованность всех участников - как всегда у математиков всё на высоте! А сами они в вечном поиске формулы качества!
• В уютной атмосфере конца рабочего дня встретились на кафедре филологии, представившей в педагогической студии во всех ярких красках технологию развития критического мышления.
За этот час коллеги поняли
^ что представляет собой технология ^ как интересно можно подать учебный материал в этой технологии
^ что методы интегральны с проблемным обучением ^ как организовать деятельностное учебное занятие ^ ТРКМ - для современной школы ^ Главным было
^ понимание продуктивной организации работы с текстом
^ чувство удовлетворенности от методически грамотно проведенного мероприятия ^ участие в полилоге по определению проблем и решений
^ приобретение практического опыта ^ возможность попробовать себя в освоении нового ^ что в споре рождалась истина Не напрасно провели этот час, потому что ^ пополнили свой методический запас опыта ^ общались и творили от души ^ занимательности не было предела ^ это был творческий поиск
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
13
Зачем нужна методическая работа?
• В «Парке современных образовательных технологий» -настоящая весна, пробуждение активности и мыслетворчества! В пятницу, 15 апреля педагоги и лицеисты доказали это в ходе захватывающей деловой игры «Конференция». Под руководством ведущих участникам встречи предстояло, объединившись в творческие команды, стать на пару часов настоящими редакциями СМИ. В ходе конференции ребятами 8 классов бурно обсуждались актуальные молодежные темы: «Школьная Форма», «Молодые да ранние», «Компьютерная зависимость». «Подростковая преступность». Педагоги тоже включились в диалог, а классные руководители -в работу круглых столов. Общение, сотрудничество, активная жизненная позиция, культурный кругозор, развитие интеллекта и эстетического вкуса - каждый «нашёл себя» в этой образовательной площадке! Дискуссия была незабываемой. Правда, наверно, стоит ограничиться 1-2 темами разговора, много хочется сказать, а временные границы - тоже условие! Ребята были увлечены - и это здорово! Ведь вырастить их неравнодушными - главная наша задача!
• Методическую инновационную неделю завершила встреча педагогов лицея на кафедре естественных дисциплин. В «Творческой лаборатории учителя» удалось увидеть авторские разработки коллег в области блочно-модульной технологии. Педагоги кафедры продемонстрировали владение
^ планированием четко и диагностично заданной цели обучающихся, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
^ изучаемым содержанием в виде системы познавательных и практических задач,
^ достаточно жесткой последовательностью, логикой определенных этапов усвоения темы согласно блочно-модульной технологии ^ способами взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (учителя и ученика, учащихся друг с другом), а также их взаимодействия с информационной средой на занятии и вне него;
^ мотивационными ресурсами деятельности учителя и учеников (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный смысл);
^ границами и объемами правилосообразной (алгоритмической и творческой) деятельности учителя (очень трудозатратная для учителя технология),
^ новейшими средствами и способами информации.
Среди отзывов участников встречи для нас были важны такие:
^ Педагоги представили разные трактовки блочномодульной системы, виден авторский подход.
^ Увидели, как можно применять технологию на всех предметах в старших классах!
^ Учителя работают глубоко, добросовестно, «с отдачей». Это доказывают отклики детей на технологию: нашим лицеистам нравится, получив «персональный пакет» осваивать новое и оценивать собственные усилия.
^ Уровень владения технологией высокий, о чем свидетельствует индивидуально-апробированный подход учителей.
Литература
1. Алдакаева Н.Г Корпоративное обучение как одна из форм методической работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6
2. Барыбина И.А., Постнова Е.В. Виртуальная образовательная среда VOSMGOU и её методические возможности для обучения математике в школе и в вузе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №6.
3. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №2.
4. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2012. - №2.
5. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.
6. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
7. Фурсов М.В. Учебно-методический комплекс как средство развития продуктивной творческой деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе-2009. - №4.
8. Якшева Г.И. Внутришкольное методическое сопровождение - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6.
14
Эксперимент и инновации в школе 2012/4