УДК 330.111.4:001
Леонов Аркадий Константинович
ФГБОУ ВПО Амурский государственный университет
Россия, Благовещенск Младший научный сотрудник, ассистент кафедры социологии
Аспирант E-Mail: [email protected]
Организация науки и инноваций в регионе: к проблеме структуры и факторов функционирования
Аннотация: Организация науки и инноваций на региональном уровне - сущность региональной инновационной системы. Большое количество разноплановой литературы по данной проблеме требует обобщения и разработки общих схем. В данной статье было проанализировано содержаний региональной инновационной системы; выделены ее структурные элементы и взаимосвязи между ними, функции каждого из них; определены факторы и проблемы функционирования инновационной системы и научного комплекса в регионе; представлены общие схемы региональной инновационной системы и согласования интересов субъектов регионального научного комплекса. В региональной инновационной системе целесообразно выделить научную сферу, некоммерческий фонд трансфера технологий, инновационное производство, источники финансирование и систему образования как воспроизводственный блок. Функциональное назначение региональной инновационной системы заключается в производстве научного и технического знания и его коммерциализации, воспроизводстве материального и интеллектуального потенциала. Региональный научный комплекс как креативный элемент инновационной системы состоит из научного и образовательного блоков, органов министерского управления, представительных органов, научно-координационного центра, а также экспертного совета. Среди основных условий функционирования науки и инноваций можно выделить экономику региона (финансирование науки), политико-правовую сферу региона (научно-техническую политику), региональную общность и культуру региона.
Ключевые слова: Наука; инновации; регион; региональная инновационная система; трансфер технологий; бизнес; научно-координационный центр; инновационное производство; система образования; факторы функционирования.
Идентификационный номер статьи в журнале 94БУЫ613
Arkady Leonov
Amur State University Russia, Blagoveshchensk E-Mail: [email protected]
Regional organization of science and innovations: towards a problem of structure and factors of functioning
Abstract: The organization of science and innovation at the regional level is the essence of the regional innovation system. A large number of diverse literatures on this problem requires generalization and development of general schemes. The author analyzed the contents of the regional innovation system, its structural elements and interrelations between them; he determined factors and problems of functioning of innovation system and a scientific complex in region and showed general schemes of regional innovation system and the coordination of interests of subjects of a regional scientific complex. Regional innovation system includes the domain of science, noncommercial fund of technology transfer, innovative production, sources of financing and the education system as a reproductive block. The function of the regional innovation system is the production of scientific and technological knowledge and its commercialization, the reproduction of the material and intellectual potential. Regional scientific complex as a creative element of the innovation system consists of the scientific and educational blocks, bodies of ministerial management, representative bodies, scientific and coordination center, expert Council. Among the basic conditions of functioning of science and innovations it is possible to distinguish the economy of region (financing of science), political and legal sphere of region (science and technology policy), a regional community and culture of region.
Keywords: Science; innovations; region; regional innovation system; technology transfer; business; scientific and coordination center; innovative production; the system of education; factors of functioning.
Identification number of article 94EVN613
Изучение проблемы организации науки и инноваций на региональном уровне продиктовано рядом обстоятельств. С одной стороны, наметившиеся в последнее десятилетие тенденции децентрализации и регионализации в современной российской науке, требуют совершенствования управленческих, в том числе координационных, научноорганизационных, функций региональных научных структур по вертикали «центральный регион - периферийный регион» и горизонтали «регион - регион». С другой стороны, возможность стабилизации экономического развития страны все больше связывается со значительным усилением инновационной активности не столько в традиционно отраслевом, сколько в региональном аспекте [8, с. 92]. Как следствие, существенным фактором социальноэкономического развития региона стала региональная инновационная система, начальная компонента которой - наука, как генератор теоретических и прикладных знаний [14, с. 143]; а проблематика инновационного развития и формирования общества и экономики знания заняла особое место в региональных программах развития [5, с. 30]. Сущность же инновационной системы в организации законодательных, структурных (государство - наука -бизнес) и функциональных компонент, обеспечивающих развитие научной и инновационной деятельности [3; 11]. В настоящее время существует огромное множество разноплановой научной литературы по экономике и управлению, социологии и политологии, стратегическому планированию, затрагивающей исследуемую проблему. Данное обстоятельство требует обобщения и представления общих схем организации науки и инноваций в регионе, проблем и факторов этой организации.
В связи с этим целесообразно выяснить содержание региональной инновационной системы и той роли, которую играет наука как ее начальный компонент. В.М. Сергеев и Е.С. Алексеенкова выделяют следующие блоки целостной инновационной цепочки: 1. Креативный блок, или блок порождения знания; 2. Блок трансфера технологий; 3. Финансирование производства; 4. Инновационное производство; 5. Воспроизводство кадров [13]. Указанные блоки определяют основных участников инновационного процесса. Опираясь на разработанную профессором А.Н. Плотников принципиальную схему взаимодействия участников научно-технического развития региона, попытаемся представить собственную модель взаимодействия субъектов региональной инновационной системы [12, с. 95].
Научная сфера здесь является производителем научной или технической идеи, пригодной для дальнейшей коммерческой реализации, под которой понимается создание инновационного продукта и его массовой распространение (рисунок 1). Прямая передача идеи от автора к покупателю (предпринимателю) часто бывает затруднительной, поскольку, во-первых, отсутствуют эффективные механизмы такого рода сделок, во-вторых, у автора отсутствуют мощные каналы продвижения идеи, в-третьих, у покупателей отсутствуют системы мониторинга научной сферы. Так, эффективным посредником между ученым и бизнесменом является институт трансфера технологий, который может принять организационную форму некоммерческого фонда. Такой фонд может одновременно продвигать научно-технические идеи среди предприятий, располагая соответствующей базой данной, и отслеживать «рождение» новых идей, также располагая базой данной НИИ и вузов. Иными словами, традиционная научно-технологическая сфера R&D преобразуется в R&D&D (Research & Development & Demonstration) [9, с. 25]. В итоге снижаются транзактные издержки с той и другой стороны. Далее новая технология может либо интегрироваться в производственный цикл крупного предприятия, снижая издержки на создание управленческого и финансового аппарата, либо инициировать образование самостоятельного малого инновационного предприятия, транзактные издержки которого невысоки ввиду своих размеров. Источники финансирования инновационного производства таковы: 1) банковский кредит; 2) венчурная компания; 3) финансовая поддержка государства. В случае с малым инновационным предпринимательством последняя крайне актуальна. Государственная
поддержка важна и при производстве новых идей, появление которых невозможно без современного лабораторного оборудования, материалов и реактивов, испытательных полигонов, развитой социальной инфраструктуры научной сферы, влияющей через формирование психологического климата и комфортных условий жизнедеятельности на интеллектуальную производительность ученого. Кроме того, сам человеческий и интеллектуальный ресурс необходимо постоянно воспроизводить. Эта задача решается системой образования и, прежде всего, высшей школой, которая готовит квалифицированных специалистов, в том числе в инновационной сфере. Система поствузовского образования (аспирантура и докторантура) непосредственно создает креативные интеллектуальные кадры для науки, как первоначального звена в инновационной цепочке. Важно подчеркнуть особую роль вузов в региональной инновационной системе, определяемая их включенностью одновременно в два блока: креативный и воспроизводственный. Кроме профессиональных ученых, региональной инновационной системе требуется инженерно-технический персонал, подготавливаемый в технических ссузах региона.
Таким образом, функциональное назначение региональной инновационной системы заключается в производстве научного и технического знания и его коммерциализации, воспроизводстве материального и интеллектуального потенциала.
Рис. 1. Общая схема региональной инновационной системы
Среди основных условий функционирования региональной инновационной системы можно выделить: 1) экономику региона (востребованность научно-технического потенциала ученых, стабилизация социально-экономического развития, организация технопарков); 2) политико-правовую сферу региона (областная дума, аппарат губернатора, областное правительство; федеральное и региональное законодательство); 3) региональную общность (тип экономического поведения, отношение к науке и высшему образованию, предприимчивость); 4) культуру региона (образовательный уровень населения, социокультурный тип).
Главным фактором, определяющим эффективность всей инновационной системы региона, является четкое скоординированное взаимодействие ее составных элементов, что и
формирует ее системное качество. Помимо этого, в ходе анализа специальной литературы были выделены и другие факторы [2, с. 120; 4, с. 182-185, 196; 7, с. 205, 210; 8, с. 93]. Эти факторы можно сгруппировать следующим образом:
1. научно-образовательные: возможность генерации новых знаний и технологий, исследовательский потенциал, активность студентов, аспирантов, ученых в инновационной сфере, воспроизводство научных и инженерных кадров;
2. социально-экономические: развитость каналов и институтов трансфера и коммерциализации технологий, формирование институциональной среды в целом, благоприятной для инноваций, инновационная активность предприятий и организаций, чувствительность к внедрению инноваций, развитие региональных технологических систем, условия для развития человеческого и ресурсного потенциала, сконцентрированность ресурсов и институтов в регионе, инвестиции в сектор ИР;
3. политико-правовые: системная поддержка научно-образовательной,
инновационной и предпринимательской деятельности со стороны региональной и федеральной власти, наличие стратегических ориентиров инновационного развития регионов, геополитическое положение региона, совершенство законодательной базы в области научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности.
Сложность структуры региональной инновационной структуры и разнообразие факторов, влияющих на ее функционирование, предопределяют ряд проблем в рассматриваемой области. Опираясь на изыскания ученых различных областей знания, было выделены наиболее острые проблемы инновационной системы в регионе [2, с. 120-121; 12, с. 83; 7, с. 202-203; 1, с. 83; 5, с. 31-33; 10, с. 47]. Их можно сгруппировать следующим образом: 1) социально-экономические; 2) управленческие; 3) институциональные; 4) правовые; 5) производственно-технологические; 6) научно-образовательные.
Необходимо отметить, что данные проблемы в большей степени свойственны периферийным и полупериферийным регионам, нежели центральным. Этот тезис подтверждает типология регионов в зависимости от уровня развития инновационных систем, разработанная сибирскими учеными [4, с. 184-185].
Центральной проблемой функционирования региональной инновационной системой является отсутствие механизмов согласования интересов науки и бизнеса, науки и региона. Механизмом согласования интересов научных организаций (направлений научных исследований) и интересов региона (региональных потребностей) может стать научнокоординационный центр, на базе которого происходит взаимодействие между учеными, управленцами научно-техническим развитием региона, областным парламентом и региональными общественными организациями как представителями интересов региона [1, с. 79].
Важную роль в системе взаимодействий различных субъектов научно-технического комплекса региона как креативного элемента инновационной системы выполняет научнокоординационный центр, главная задача которого осуществлять посредническую функцию. Иными словами, на базе такого центра стыкуются интересы непосредственно научной сферы, представленные как актуальные направления научных исследований и разработок с интересами руководства региона, принимающим приоритеты в региональной научнотехнической политике, которые в свою очередь служат для формирования научнотехнических программ. Участие в разработке такого рода программ специализированного подразделения в составе правительства региона позволяет избежать отклонений от основных
интересов региона. Также механизм обеспечения соответствия программ нуждам региона включает контроль со стороны законодательно-представительных органов и общественного совета, в состав которого могут входить представители различных общественных организация и бизнес-ассоциаций. Разработанные научно-технические программы и проекты требуют тщательного отбора на предмет качественности. Такой отбор может осуществляться на конкурсной основе экспертным советом (рисунок 2).
=
‘А
X
К
к
¿5
о
а
и
X
=
а
е
Федеральное н региональное законодательство в научно-технической сфере
л
е
о
к
В
ю
о
О!
X
о
Культура региона
Рис. 2. Общая схема согласования интересов субъектов регионального научного комплекса
Таким образом, реализуется осмысленное, рациональное формирование государственного заказа к исследовательским организациям при тесной связи собственно научной программы с программой социально-экономического развития региона. Подобную систему советские ученые Л.В. Кокорева и И.И. Малашинин характеризуют как «диалоговую» [6].
К основным условиям функционирования регионального научного комплекса следует отнести: 1) федеральное и региональное законодательство в научно-технической сфере, регулирующее отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции; 2) финансирование региональной науки, определяющее саму материальную возможность эффективного производства новых знаний и технологий; 3) культуру региона, конкретизирующуюся в социокультурном типе, образовательном уровне населения; 4) региональную общность, имеющую специфические потребности, интересы, восприятие науки и потому предъявляющую соответствующие запросы социальному институту.
Таким образом, существенным фактором социально-экономического развития региона является региональная инновационная система. Научная сфера здесь является производителем научной или технической идеи, пригодной для дальнейшей коммерческой реализации, под которой понимается создание инновационного продукта и его массовой распространение. Помимо этого актора, в региональной инновационной системе целесообразно выделить некоммерческий фонд трансфера технологий, инновационное производство, источники финансирование и систему образования как воспроизводственный блок. Среди основных
условий функционирования региональной инновационной системы можно выделить экономику региона, политико-правовую сферу региона, региональную общность и культуру региона. Главным фактором, определяющим эффективность всей инновационной системы региона, является четкое скоординированное взаимодействие ее составных элементов, что и формирует ее системное качество. К наиболее острым проблемам инновационной системы в регионе следует отнести: социально-экономические, управленческие, институциональные, правовые, производственно-технологические, научно-образовательные. Функциональное назначение региональной инновационной системы заключается в производстве научного и технического знания и его коммерциализации, воспроизводстве материального и интеллектуального потенциала.
Региональный научный комплекс как креативный элемент инновационной системы, состоит из научного и образовательного блоков, органов министерского управления, представительных органов, научно-координационного центра, на базе которого стыкуются интересы предыдущих акторов, а также экспертного совета. К основным условиям функционирования регионального научного комплекса следует отнести федеральное и региональное законодательство в научно-технической сфере, финансирование региональной науки, культуру региона, региональную общность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Ю. Н. Научно-инновационные комплексы регионов как ресурс развития // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 76-87.
2. Бобылев Г. В., Кузнецов А. В., Горбачева Н. В. Условия и факторы реализации инновационного потенциала региона // Регион: экономика и социология. 2008. № 1. С. 113-126.
3. Инновационная деятельность. Основные термины [Электронный ресурс] // Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. М., 2010. URL: http://www.sci-innov.ru (дата обращения: 10.09.2011)
4. Сердюкова Ю. С. [и др.]. Инновационная система в регионах России : оценка состояния и развития // Регион : экономика и социология. 2010. № 1. С. 179-197.
5. Клюев А. К. Программы инновационного развития региона и университетов : поиск соответствия // Университетское управление : Практика и анализ. 2010. №
1. С. 30-34.
6. Кокорева Л. В., Малашинин И. И. Диалоговая система в управлении научными исследованиями и разработками / с предисл. С. В. Емельянова. М. : Наука, 1988. 215 с.
7. Кравченко Н. А., Унтура Г. А. Возможности и перспективы инновационного развития Сибири // Регион : экономика и социология. 2009. № 4. С. 195-210.
8. Матвеева Л. Г. Оценка и прогнозирование развития инновационного потенциала
в регионе: методология, инструментарий // Известия Таганрогского
государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 59. № 4. С. 92-99.
9. Мирский Э. М. Социология науки - новые вызовы // Социология науки и технологий. 2011. Т. 2. № 3. С. 13-30.
10. Мищенко А. С. Проблемы развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Социологический анализ // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 1. С. 45-59.
11. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу : Указ президента РФ № Пр-576 от 30.03.2002 [Электронный ресурс] // Офиц. сайт. Минобрнауки России. М., 2011. ЦКЬ: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4431/ (дата обращения: 10.09.2011).
12. Плотников А. Н. Взаимодействие участников научно-технического комплекса региона // Регионология. 2005. № 2. С. 83-98.
13. Сергеев В. М., Алексеенкова Е. С. Становление государства и модели
инновационного развития [Электронный ресурс] // Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России : Офиц. сайт. М., 2008. ЦКЬ: http://www.mgimo.ru (дата
обращения:12.01.2012).
14. Татаркин А. И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион : экономика и социология. 2006. № 1. С. 141-154.
Рецензент: Лейфа Андрей Васильевич, д.пед.н., профессор, проректор по НР, Амурский государственный университет.
REFERENCES
1. Andreev Ju. N. Nauchno-innovacionnye kompleksy regionov kak resurs razvitija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 2. S. 76-87.
2. Bobylev G. V., Kuznecov A. V., Gorbacheva N. V. Uslovija i faktory realizacii innovacionnogo potencíala regiona // Region: jekonomika i sociologija. 2008. № 1. S. 113-126.
3. Innovacionnaja dejatel'nost'. Osnovnye terminy [Jelektronnyj resurs] // Federal'nyj portal po nauchnoj i innovacionnoj dejatel'nosti. M., 2010. URL: http://www.sci-innov.ru (data obrashhenija: 10.09.2011)
4. Serdjukova Ju. S. [i dr.]. Innovacionnaja sistema v regionah Rossii : ocenka sostojanija i razvitija // Region : jekonomika i sociologija. 2010. № 1. S. 179-197.
5. Kljuev A. K. Programmy innovacionnogo razvitija regiona i universitetov : poisk sootvetstvija // Universitetskoe upravlenie : Praktika i analiz. 2010. № 1. S. 30-34.
6. Kokoreva L. V., Malashinin I. I. Dialogovaja sistema v upravlenii nauchnymi issledovanijami i razrabotkami / s predisl. S. V. Emel'janova. M. : Nauka, 1988. 215 s.
7. Kravchenko N. A., Untura G. A. Vozmozhnosti i perspektivy innovacionnogo razvitija Sibiri // Region : jekonomika i sociologija. 2009. № 4. S. 195-210.
8. Matveeva L. G. Ocenka i prognozirovanie razvitija innovacionnogo potenciala v regione: metodologija, instrumentarij // Izvestija Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotehnicheskogo universiteta. 2006. T. 59. № 4. S. 92-99.
9. Mirskij Je. M. Sociologija nauki - novye vyzovy // Sociologija nauki i tehnologij. 2011. T. 2. № 3. S. 13-30.
10. Mishhenko A. S. Problemy razvitija innovacionnoj infrastruktury Sankt-Peterburga. Sociologicheskij analiz // Sociologija nauki i tehnologij. 2012. T. 3. № 1. S. 45-59.
11. Osnovy politiki Rossijskoj Federacii v oblasti razvitija nauki i tehnologij na period do
2010 goda i dal'nejshuju perspektivu : Ukaz prezidenta RF № Pr-576 ot 30.03.2002 [Jelektronnyj resurs] // Ofic. sajt. Minobrnauki Rossii. M., 2011. URL:
http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4431/ (data obrashhenija: 10.09.2011).
12. Plotnikov A. N. Vzaimodejstvie uchastnikov nauchno-tehnicheskogo kompleksa regiona // Regionologija. 2005. № 2. S. 83-98.
13. Sergeev V. M., Alekseenkova E. S. Stanovlenie gosudarstva i modeli innovacionnogo razvitija [Jelektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Moskovskogo gosudarstvennogo instituta mezhdunarodnyh otnoshenij MID Rossii : Ofic. sajt. M., 2008. URL: http://www.mgimo.ru (data obrashhenija:12.01.2012).
14. Tatarkin A. I. Formirovanie konkurentnyh preimushhestv regionov // Region : jekonomika i sociologija. 2006. № 1. S. 141-154.