УДК 332.024
Строева О.А., Инструментарий реализации Квак А.А. региональной инновационной
политики проактивного характера
Stroeva O.A., Tools of realization of regional Kvak A.A. innovative policy with proactive nature
В рамках региональной инновационной политики проактивного характера авторами разработан инструментарий, ориентированный на формирование разветвленной системы сбыта инновационной продукции. Инструментарий реализации региональной инновационной политики проактивного характера включает: во-первых, совершенствование механизмов координации деятельности научной деятельности и практики в рамках научно-производственных кластеров, венчурных фондов и т.п.; формирование открытой базы маркетинговых исследований проводимых сторонними организациями по заказу региона; развитие связей с близлежащими регионами для взаимного продвижения инновационной продукции далее по территории России, а также за её пределы и др.; во-вторых, комплекс мер, стимулирующих инновационную активность предпринимательства, а именно отбор объектов содействия на основе оценки потенциала каждой экономической системы; привлечение научных кругов для содействия в разработке инновационных продуктов; содействие в финансировании проекта за счет государственных средств или помощь в поиске частных инвесторов; формирование разветвленной системы внебюджетных фондов; совместное участие в инновационных проектах через механизм частно-государственного партнерства; и др. Эффективная реализация разработанного инструментария будет способствовать повышению заинтересованности предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций и частных инвесторов в участии в инновационных проектах.
Ключевые слова: регион, инновационная политика, предпринимательские структуры, инвестиции, инновационные проекты.
Эффективная интеграция в мировую экономику требует от российских предприятий повышения уровня конкурентоспособности. Произвести во всех отношениях конкурентоспособный продукт на практике означает необходимость постоянных инвестиций в инновационное развитие. На сегодняшний день инновационная деятельность имеет определяющее значение для развития как отдельного предприятия, так экономики страны в целом.
Успешность инновационного развития региона находится в непосредственной зависимости от результатов инновационной деятельности субъектов
микроуровня, однако, в современной России предпринимательские структуры зачастую не готовы брать на себя риски, связанные с выпуском инновационного продукта, а путь от инновационной идеи до ее реализации на предприятии может занимать очень длительный период. Кроме того, серьезное технологическое отставание российской экономики также определяет низкий спрос на инновационные продукты, формируя тем самым замкнутый круг проблем: модернизация невозможна без инноваций, а инновации не востребованы в силу отсутствия ресурсов модернизации.
Более того, значительное отставание российских регионов в уровне инновационной активности по сравнению с развитыми странами требует перехода от реактивного подхода в реализации региональной инновационной политики к проактивной системе управления инновационными процессами, которое предполагает разрешение проблем, осуществляемое до возникновения конфликтных ситуаций.
Переход к проактивному управлению инновационной политики регионов предполагает 11: максимальное сокращение «времени отклика» (диалогового взаимодействия органов государственной власти и субъектов хозяйствования региона, применение «готовых» форм реагирования, прогнозирова-
ния и предупреждения «сбойных» ситуаций в управлении); максимальное использование перспективных (программно-плановых) форм управления инновационными процессами; создание «промежуточных» форм взаимодействия между представителями региональной власти и субъектами инновационной деятельности территории.
В данном контексте возникает необходимость опережающего формирования разветвленной системы сбыта инновационной продукции в рамках единой системы стимулирования инновационной активности предпринимателей в данной сфере, что потребует реализации инструментария (рисунок 1):
Региональная инновационная политика проективного характера
инструменты
Развитие взаимодействия между федеральными центрами но продвижению инновационной продукции или технологий на своей территории
Формирования открытой базы маркетинговых исследований проводимых сторонними организациями по заказу региона
Отбор объектов содействия на основе оценки потенциала каждой экономической системы
Разработка бизнес планов и бюджетов инновационных проектов
Разработка системы страхования венчурных рисков
Совместное участие в инновационных проектах через механизм частно-государственного партнерства
р е а л и а с1 ц и и
Совершенствование механизмов координации научной деятельности и практики в рамках научно-пронзводствснных кластеров, венчурных фондов и т.п.
Контроль со стороны руководства региона за выпуском инновационной продукции и оказание помощи в ее продвижении
Привлечение научных кругов для содействия в разработке инновационных продуктов
Развитие информационной инфраструктуры
Формирование разветвленной системы внебюджетных фондов
Содействие в финансировании проекта за счет государственных средств или помощь в поиске частных инвесторов
Нины шение заинтересованности предприниматеяьских структур, научно-исследовательских организаций и частных * инвесторов в участии в инновационных проектах
Рисунок 1 - Инструменты реализации региональной инновационной политики проактив-ного характера
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 6 (36) 2014 г.
Развитие взаимодействия между федеральными центрами по продвижению инновационной продукции или технологий на своей территории. Данное развитие взаимодействия должно осуществляться через созданные и функционирующие инновационные технологические центры федерального значения, которые включают в себя успешные научно-технические парки, научно-исследовательские институты и центры. Деятельность таких федеральных центров будет способствовать:
- развитию и обеспечению устойчивой технологической инновационной деятельности предприятий, размещенных в инновационных технологических центрах, для эффективного исполнения ими всех функциональных областей в инновационном цикле «исследования-разработки-производ-ство-сбыт»;
- превращению федеральных городов в центры обслуживания предприятий, находящихся на их территории, и других, осуществляющих технологическую инновационную деятельность9.
Контроль со стороны руководства региона за выпуском инновационной продукции и оказание помощи в ее продвижении. Органы власти региона как никто другой заинтересованы в том, чтобы именно их регион обладал наибольшей привлекательностью. В связи, с чем они разнообразными способами помогают развитию и распространению инноваций. Важное значение в системе данных способов имеет финансовый механизм при выполнении научно-исследовательских разработок путем реализации программ развития государственных научных центров и создания внебюджетных и бюджетных фондов.
Органы власти региона должны оказывать активную помощь в создании новых видов наукоемкой продукции, разработке новых и совершенствовании применяемых технологий - то есть повышению эффективности трансфера технологий.
Совершенствование механизмов координации научной деятельности и практики в рамках научно-производственных кластеров, венчурных фондов и т.п. Региональная кластеризация представляет собой часть механизма динамического инновационно-
го развития, направленную на повышение конкурентоспособности регионов, содействие эффективности их взаимодействия. Реализация данного положения связана с развитием в субъектах механизмов, направленных на стимулирование инновационной деятельности и развитие коммерциализации технологий.
При создании территориально-производственных кластеров в регионе необходимо исходить не из имеющегося производственного потенциала, а из перспективных потребностей рынка как регионального, так и внешнего, с учетом стратегического ресурсного потенциала.
На сегодняшний день на федеральном и региональном уровнях необходимо создавать Центры кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства10, которые смогли бы стать основным механизмом координации деятельности участников кластера, в функции которых следует включить:
- разработку совместно с производителями стандартов в отношении продукции, поставщиков;
- разработку и реализацию маркетинговых проектов, а также проектов выхода на новые рынки;
- разработку проектов по сокращению издержек, повышению качества выпускаемой продукции и др.
Кроме того, следует отметить, что в целях реализации региональной кластерной политики необходимо создать региональные инвестиционные фонды, механизм функционирования которых будет подобен федеральному инвестиционному фонду, формировать открытую базу маркетинговых исследований, проводимых сторонними организациями по заказу региона, развивать связи с близлежащими регионами для взаимного продвижения инновационной продукции на территории России, а также за ее пределы.
Очень важным моментом для развития инфраструктуры инновационной деятельности является обеспечение доступа к информации, что является причиной формирования открытых баз маркетинговых исследований. Для того, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на
изменение ситуации на рынке, формирование базы данных должно носить постоянный характер в форме накопления данных. Для этого необходимо создать систему региональных маркетинговых центров, которая будет заниматься организационной, маркетинговой и коммерческой деятельностью.
Кроме того, комплекс мер, стимулирующих инновационную активность предпринимательства, должен включать:
- отбор объектов содействия на основе оценки потенциала каждой экономической системы. Отбор объектов содействия должен осуществляться, исходя из соответствия полученных результатов поставленным целям, и на основе оценки результатов социально-экономического развития, так как именно данные показатели отражают уровень преобразований в инновационной сфере. Анализ целей, задач и структуры затрат на финансирование других целевых региональных программ должен показывать, то что регионы инвестируют средства в создание региональной научной и инновационной инфраструктуры.
В свою очередь, макроэкономические результаты должны отражать не столько эффективность реализованных проектов, принесших определенные успехи на микро-уровне, сколько эффективность взаимодействия субъектов инновационной деятельности в процессе осуществления региональной программы и интенсивность вовлечения в инновационную деятельность наибольшего количества участников.
В связи с этим, необходимо разграничивать критерии отбора инновационных программ и результаты их реализации.
Важным является привлечение научных кругов для содействия в разработке инновационных продуктов. Следует отметить, что развитие инновационной деятельности в регионе невозможно без интеграции всех аспектов и участников инновационных процессов. Основными мерами стимулирующими развитие научной деятельности в наиболее приоритетных отраслях экономики должны стать:
- регулирование органами власти региона научно-технической деятельности, в рамках предоставленных им полномочий;
- формирование единой нормативно-правовой базы всех субъектов инновационной деятельности в регионе;
- предоставление адресных региональных заказов на научную и научно-техническую продукцию, с целью повышения конкурентоспособности региональной экономики и решения различных задча регионального значения;
- разработка и предоставление региональных грантов в рамках приоритетных направлений развития региона;
- проведение конкурсов на получение грантов научным работникам и организациям;
- оказание помощи (посредством полного, либо частичного финансирования) в приобретении дорогостоящего оборудования с целью осуществления научно-исследовательской и научно-технической деятельности.
Кроме того, следует отметить, что развитие инновационной деятельности в регионе невозможно без привлечения высококвалифицированных научных кадров. В современных условиях, роль высококвалифицированных специалистов в реализации высокотехнологичных инновационных проектов только возрастает, что связано с:
- повышением уровня участия научных кругов в инновационной производственной деятельности;
- высоким уровнем адаптации систем инновационной инфраструктуры к постоянно меняющимся требованиям рынка, в т.ч вида инновационной продукции;
- усилением ответственности людей за цикл создания инновационного продукта;
- наращивания производственной мощности за счет использования инновационных технологий;
- превращением процесса внедрения научно-технических нововведений в часть ежедневной оперативной работы.
В связи с этим, необходимо предъявлять особые требования к участникам творческой команды, что обуславливает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов по системному менеджменту инновационных проектов, которые должны обеспечить высокий уровень разработки и реализации инновационных проектов развития региона [1-2 ].
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 6 (36) 2014 г.
Другим субъектом инновационной инфраструктуры регионов, является бизнес-инкубатор. На сегодняшний день, в ряде регионов созданы сложные организационные схемы, которые при участии бизнес-инкубаторов осуществляют поддержку малого инновационного предпринимательства. В настоящее время наибольшее распространение получили бизнес-инкубаторы, созданные при университетах, которые обладают высоким потенциалом идей и различных инновационных разработок 5.
Таким образом, поддержка малого и среднего бизнеса в России, за счет создания региональных сетей бизнес-инкубаторов, позволит за счет объединения возможностей ряда инкубаторов расширить спектор предоставляемых услуг, но и обеспечить беспрепятственное взаимодействие малых предприятий, входящих в состав инкубатора с органами власти, финансовыми структурами, крупными промышленными предприятиями.
Грамотно составленный бизнес-план позволяет привлечь инвесторов, если достаточно точно и ясно содержит ответы по поводу новизны и возможности реализации идеи, аудиторри, на которую расситаны товар и услуга, нахождения товаром и услугой своего потребителя, конкурентноспособности товара.
Финансирование проекта за счет государственных средств или за счет средств частного инвестора (возможно так?). Основной реализации любого инновационного проекта является кредитное, финансовое и инвестиционное обеспечение, а также интегрирование промышленного и финансового капиталов. В настоящее время основным инвестором инновационных проектов выступает правительство РФ. Однако, в современных условиях необходимо привлекать не только государственные источники финансирования инновационной деятельности региона, но и средства крупных, средних и малых предприятий.
Следует отметить, что средства федерального бюджета Российской Федерации согласно целям инновационной политики предоставляются на развитие науки, в том числе и федеральные целевые программы. В свою очередь региональная инновацион-
ная политика предполагает совместное с федеральными организациями финансирование ряда мероприятий инновационной политики.
Современная политика в области инноваций требует постоянного наращивания финансирования этой области. Традиционно рассматривая финансирование сферы инноваций, пристальное внимание уделяется бюджетным ассигнованиям. Вместе с тем, необходимо понимать, что только выделением бюджетных средств проблему технологического и инновационного отставания отечественных производителей, да и экономики в целом невозможно решить.
Согласно статистическим данным на сегодняшний день в России порядка 80% реализуемых инновационных проектов финансируются за счет средств федерального и региональных бюджетов. В связи с чем, остро стоит проблема усиления роли коммерческих банков, страховых организаций, внебюджетных фондов, зарубежных источников в финансировании инновационного процесса 13.
В качестве стимулирующей меры к финансированию инновационной деятельности частными инвесторами региональные органы власти должны в первую очередь выступать гарантом возвращения кредитных средств по масштабным и наиболее важным инновационным проектам перед инвесторами. Кроме того, необходимо:
- для привлечения иностранных инвесторов сформировать привлекательный инвестиционный имидж региона;
- предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью и участвующим в инновационных разработках, предоставлять кредитные ресурсы по сниженным процентным ставкам 6;
- создавать фонды регионального инновационного развития из отчислений предприятий.
Кроме того, следует отметить, что финансовые средства должны идти не только на поддержание крупного приоритетного бизнеса, но и на развитие среднего и малого инновационного бизнеса.
Также необходимо вовлекать в процесс финансирования инновационных проектов финансовых институтов развития специаль-
но образованных (например, Инвестиционный фонд Российской Федерации), но, к сожалению, на сегодняшний день, не смотря на значительные объемы финансирования, деятельность таких институтов в различных регионах нашей страны остается незначительной и мало эффективной 3.
Развитие информационной инфраструктуры. Требования рынка, в особенности необходимость постоянного обновления выпускаемой инновационной продукции, обуславливает первостепенное значение внедрения гибкой автоматизации на базе широкого применения компьютерных технологий. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением компьютерных и информационных технологий должна стать сердцевиной развития инновационной деятельности в регионе.
В результате, основным направлением осуществляемых преобразований экономики регионов и развития их инновационной деятельности должно стать создание информационной инфраструктуры, которая должна объединять интегрированные про-ектно-производственные системы различного технологического назначения.
Подобного рода автоматизация в дальнейшем будет способствовать развитию инновационной деятельности региона и страны, наращиванию имеющегося производственного потенциала.
Формирование разветвленной системы внебюджетных фондов. Важным механизмом финансирования, способствующим росту активности предпринимательства региона, является внебюджетное стимулирование нововведений. Внебюджетные фонды это целевое использование инвестиций направленных на финансирование конкретного этапа инновационного процесса.
Совместное участие в инновационных проектах через механизм частно-государственного партнерства. Основной целью частно-государственного партнерства является финансирования капиталоемких или малоприбыльных отраслей экономики. В результате государство реализует свои интересы в области роста объемов и улучшения качества предоставляемых услуг а предпринимательские структуры стремятся максимизировать прибыль.
Основным препятствием для развития государственно-частного партнерства в инновационной деятельности является практически безучастность частного бизнеса при выборе приоритетов научно-технической и инновационной деятельности, где органами исполнительной власти планируются партнерские отношения4.
Разработку системы страхования венчурных рисков. Инновационная деятельность является крайне рисковой. По статистике пять инновационных разработок являются убыточными, а только три из оставшихся пяти позволяют «выйти в ноль». При этом, два оставшихся инновационных проекта, дают такой объем прибыли, что при распределении на 10 инновационных разработок он позволяет перекрыть не менее 40% 7. В связи с чем, возникает острая потребность в разработке системы страхования венчурных рисков.
Венчурное страхование инновационной сферы - это совокупность всевозможных видов страхования, которые предусматривают обязанности страховой компании по выплатам в размере полного или частичного компенсирования убытков, связанных с инвестированием финансовых средств при создании, освоении и распространении объектов инновационной деятельности 8.
При перераспределении финансовых рисков и привлечении дополнительных средств, организациям, занимающимся инновационной деятельностью, целесообразно создавать страховые фонды (с отчислениями в размере 1%, при этом, организации малого бизнеса в сфере инновационного предпринимательства могут устанавливать размер отчислений до 3% от объема реализованной продукции).
Инструментарий реализации региональной инновационной политики проактивного характера будет способствовать повышению конкурентоспособности региона, а также улучшению экономической ситуации в целом. При этом система контроля и корректировки должна охватывать все элементы региональной инновационной политики, предполагая осуществление перманентного контроля, как со стороны государства, так и общества, а также соответствующую кор-
СрЕдНЕруССкий вестник общественных наук № 6 (36) 2014 г.
ректировку применяемого инструментария с учетом результативности его применения.
Таким образом, предложенный инструментарий реализации региональной инновационной политики проактивного характера позволит: повысить уровень развития человеческого капитала, являющегося одним из основных конкурентных преимуществ региона и страны в целом; создать условия для развития инновационной среды региона; осуществлять научные исследования в приоритетных отраслях национальной экономики, повышая конкурентоспособность региональных производителей на мировом рынке; внедрить новые технологии в производственный процесс предприятий региона; увеличить количество профессиональных участников инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в регионе; развивать инновационную инфраструктуру, преобразовывая знания в рыночный продукт; реализовать приоритетные для региона инновационные проекты при помощи финансового и налогового содействия областного бюджета; оказание квалифицированных информационных, консультационных, консалтинговых, маркетинговых и методологических услуг при разработке и реализации инновационных проектов.
References
1. Abramova G.N. Analiz pokazatelej proiz-vodstvennogo potencíala regional'nyh innova-cionnyh system [Analysis of the performance of the production potential of regional innovation systems], G.N. Abramova, O.A. Krjukova, V.G. Shumetov, Srednerusskij vestnik obshhestven-nyh nauk, 2012, № 3, p.p. 213-218 . (In Russ.)
2. Aminov M.S. Regional'nye problemy razvitija innovacionnoj dejatel'nosti [Regional problems of development of innovative activity], M.S. Aminov, M.M. Batdalov, G.S. Gamidov, T.A. Ismailov, Innovacionnaja dejatel'nost' v region-ah, 2001, № 1-2 . (In Russ.)
3. Vladimirova O.N. Instrumenty formirovani-ja i regulirovanija organizacionno-jekonomich-eskogo mehanizma regional'nyh innovacionnyh sistem [Tools of formation and regulation of organizational and economic mechanism of regional innovation systems], Jekonomiches-kie problemy regionov i otraslevyh kompleksov, 2010, №12, p.p. 298-300 . (In Russ.)
4. Gudkova A.A. Gosudarstvennoe reguliro-vanie innovacionnogo razvitija regionov Rossii
[State regulation of innovative development of Russia's regions], Rossija: tendencii i perspek-tivy razvitija. Ezhegodnik. Vyp. 6. Chast' 2. Redkol.: Pivovarov Ju.S. (otv. Red.) i dr, M.: INION RAN, 2011, p.p. 418-424 (In Russ.)
5. Innovacionnyj menedzhment [Innovation management]: uchebnik dlja vuzov / Abramesh-in A.E., Voronina T.P., Molchanova O.P. [i dr.]; Pod redakciej O.P. Molchanovoj, M.: Vita-Press, 2001, 272 p. (In Russ.)
6. Masalov E.I. Mehanizm funkcionirovanija regional'noj innovacionnoj sistemy, osnovannoj na prioritetnyh otrasljah regiona [The mechanism of functioning of regional innovation system based on the priority sectors of the region], Kreativnaja jekonomika, 2009, № 10 (34), p.p. 94-101 . (In Russ.)
7. Mjagkova Ju.Ju. Problemy strahovani-ja intellektual'noj sobstvennosti [Problems of Intellectual Property Insurance], Dvadcatye Mezhdunarodnye Plehanovskie chtenija (3-6 aprelja 2007 g.), M.: Ros.jekon. akad., 2007. (In Russ.)
8. Mjagkova Ju.Ju. Upravlenie innova-cionnymi riskami i ih strahovanie [Management of innovative risk and insurance], Intellekt. Inno-vacii. Investicii, 2010, №4. (In Russ.)
9. Praktika jekonomicheskogo razvitija terri-torij: opyt ES i Rossii [Practice of economic development of areas: EU and Russian] Pod redakciej S. Klesova, Ja. Draneva, Rezhim dostupa: http://www.rttn.ru/_files/fileslibrary/80.PDF
10. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Central'nogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda [Strategy for Socio-Economic Development of the Central Federal District for the period up to 2020], Rezhim dostupa: http://www. rg.ru/2011/09/27/cfo-razvitie-site-dok.html
11. Stroeva O.A. Razvitie innovacionnoj dejatel'nosti v regione : teorija, metodologija i praktika [Development of innovative activity in the region: theory, methodology and practice] dissertacija ... doktora jekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Stroeva Olesja Anatol'evna, Tambov, 2013. (In Russ.)
12. Stroeva O.A. Razvitie innovacionnoj in-frastruktury regiona [Development of innovative infrastructure in the region], Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2014, №17, p.p. 2-7 . (In Russ.)
13. Cukerman V.A. Jeffektivnaja regional'na-ja bjudzhetnaja politika v stimulirovanii innovacij [Effective regional fiscal policy in stimulating innovation], V.A. Cukerman, T.V. Hamidulina. -Rezhim dostupa: http://openbudget.karelia.ru/ books/conf3/d24.htm/
1 Абрамова, Г.Н. Анализ показателей производственного потенциала региональных инновационных систем / Г.Н. Абрамова, О.А. Крюкова, В.Г. Шуметов //Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 3. С. 213-218 .
2 Аминов, М.С. Региональные проблемы развития инновационной деятельности / М.С. Аминов, М.М. Батдалов, Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов // Инновационная деятельность в регионах. - 2001. № 1-2 .
3 Владимирова, О.Н. Инструменты формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем / О.Н. Владимирова // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. -
2010. №12. - С. 298-300 .
4 Гудкова, А.А. Государственное регулирование инновационного развития регионов России / А.А. Гудкова // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. Ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН,
2011.- С. 418-424
5 Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П. [и др.]; Под редакцией О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.
6 Масалов, Е.И. Механизм функционирования региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях региона / Е.И. Масалов, Л.Н. Борисоглебская // Креативная экономика. - 2009. № 10 (34). - С. 94-101 .
7 Мягкова, Ю.Ю. Проблемы страхования интеллектуальной собственности / Ю.Ю. Мягкова. -Двадцатые Международные Плехановские чтения (3-6 апреля 2007 г). - М.: Рос. экон. акад., 2007.
8 Мягкова, Ю.Ю. Управление инновационными рисками и их страхование / Ю.Ю. Мягкова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. №4.
9 Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России / Под редакцией С. Клесо-ва, Я. Дранева. - Режим доступа: http://www.rttn. ru/_files/fileslibrary/80.PDF
10 Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2011/09/27/cfo-razvitie-site-dok.html
11 Строева, О.А. Развитие инновационной деятельности в регионе : теория, методология и практика : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Строева Олеся Анатольевна. - Тамбов, 201312 Строева, О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона [Текст] / О.А. Строева, Е.В. Сибирская // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. №17. - С. 2-7 .
13Цукерман, В.А. Эффективная региональная бюджетная политика в стимулировании инноваций / В.А. Цукерман, Т.В. Хамидулина. - Режим доступа: http://openbudget.karelia.ru/books/conf3/ d24.htm/
среднерусский вестник общественных наук № 6 (36) 2014 г.